Рабочая программа по предмету "Музыкальный инструмент-фортепиано" для вокального отделения ДШИ.
рабочая программа на тему
Рабочая программа по фортепиано, расчитанная на 7-летний срок обучения для вокального отделения ДШИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 96.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ПУРОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ – ФОРТЕПИАНО»
Программа для ДШИ вокального отделения
7-летний срок обучения.
Составитель: преподаватель
фортепианного отделения
Ятманова Ирина Васильевна
п.Пуровск
Пояснительная записка
Музыкальное образование является неотъемлемой частью воспитания детей, формирует мировоззрение, способствует всестороннему развитию их эстетических взглядов и художественных способностей.
Музыкальное воспитание и развитие учащихся детской музыкальной школы, наряду со специальными классами, осуществляется также по предмету “музыкальный инструмент (фортепиано)”. Для учащихся вокального отделения предмет “музыкальный инструмент (фортепиано)” ставит следующие задачи:
– овладение техникой фортепианной игры (двигательные навыки, приемы звукоизвлечения);
– научиться правильно понимать характер исполняемых произведений;
– овладение игрой в ансамбле и аккомпанементом;
– навыки чтения нот с листа;
– подбор по слуху;
– формирование музыкального кругозора, знакомство с образами русской и зарубежной музыки, произведениями современных композиторов, народным музыкальным творчеством.
Для успешного решения задач необходима правильная организация педагогом индивидуальной работы с учащимся. Важной частью работы педагога является планирование учебного процесса. Индивидуальные репертуарные планы должны учитывать как технические возможности, так и музыкальное развитие учащихся. Они составляются к началу каждого полугодия.
Для учащихся вокального отделения при составлении индивидуальных репертуарных планов необходимо предусмотреть изучение как фортепианных, так и вокальных произведений, песен, которые могут проходиться в виде ансамблей с педагогом и в виде аккомпанемента.
Во время изучения полифонических произведений следует обращать внимание на развитие полифонического мышления, так как оно является необходимым условием успешной работы в хоре или вокальном ансамбле.
При работе над произведением крупной формы необходимо развивать умение мыслить большими музыкальными построениями, ощущать форму в целом.
Работа над гаммами, арпеджио и этюдами – важный фактор овладения техникой фортепианной игры. Работу над гаммами и арпеджио следует начинать со второго года обучения и вести на протяжении всего периода обучения.
Следует уделять внимание развитию навыков чтения с листа со второго года обучения. Планомерные занятия чтением с листа вырабатывают практический навык, необходимый будущим профессионалам-музыкантам для более широкого знакомства с музыкой. Первоначально рекомендуется использовать для чтения с листа легкие одноголосные примеры. С третьего года обучение возможно чтение с листа двумя руками небольших, несложных фортепианных пьес. Произведения для чтения с листа должно быть с небольшим количеством знаков при ключе (до 3-х знаков), в медленном темпе. По мере развития учащихся выбор произведений для чтения с листа постепенно усложняются.
Для учащихся вокального отделения полезно читать с листа вокальные произведения – на начальном этапе вокальную партию. В более старших классах – легкие аккомпанементы.
С четвертого года обучения, помимо игры в ансамбле, нужно начинать работу над легкими аккомпанементами. Возможен показ аккомпанементов на зачетах.
Годовые требования
1-й класс: 10-12 пьес
1-2 этюда
3-4 ансамбля
2-й класс: 5-7 пьес
2-3 этюда
2-3 ансамбля
3-6 класс: 1 полифоническое произведение
1 произведение крупной формы
2 разнохарактерные пьесы
1-2 этюда (или ансамбля, или аккомпанимента)
Текущий контроль за работой учащихся
Текущий контроль за работой осуществляется в форме зачета. Зачеты проводятся в конце полугодия. На них учащиеся должны использовать: полифоническое произведение или произведение крупной формы, пьесу или аккомпанемент.
По окончании каждой четверти по предмету “музыкальный инструмент (фортепиано)” преподаватель выставляет итоговую оценку на основании текущего учета успеваемости.
Требования по технике
2-й класс:
Ознакомление с построением гамм. Мажорные гаммы До, Соль каждой рукой отдельно в одну октаву.
3-й класс:
I полугодие – мажорные гаммы: До, Соль, Ре, Ля двумя руками на одну октаву. Арпеджио по 3 звука каждой рукой отдельно на одну октаву.
II полугодие – мажорные: Ми, Си, Фа двумя руками в одну октаву. Арпеджио каждой рукой отдельно на одну октаву.
4-й класс:
I полугодие – минорные гаммы: Ля, Ми, Си на одну октаву каждой рукой отдельно. Арпеджио каждой рукой отдельно на одну октаву. Аккорды по 3 звука каждой рукой отдельно.
II полугодие – минорные гаммы: Ре, Соль, До, Фа каждой рукой отдельно на одну октаву. Арпеджио и аккорды каждой рукой отдельно.
5-й класс:
I полугодие – Две мажорные гаммы до 4-х знаков от черных клавиш каждой рукой отдельно на две октавы. Арпеджио и аккорды по 3 звука каждой рукой отдельно.
II полугодие – Мажорные гаммы до 5 знаков Си, Ре бемоль двумя руками на две октавы. Арпеджио и аккорды по 3 звука каждой рукой отдельно.
6-й класс:
I полугодие – Две мажорные гаммы от белых клавиш двумя руками на две октавы. Арпеджио и аккорды каждой рукой отдельно на две октавы.
II полугодие – Две минорные гаммы от белых клавиш двумя руками на две октавы. Арпеджио и аккорды каждой рукой отдельно на две октавы
7-й класс:
I полугодие – Закрепление всего пройденного и ознакомление с построением и аппликатурой минорных гамм от черных клавиш каждой рукой отдельно.
Зачетные требования
В 1 классе учащиеся сдают зачет в конце учебного года.
Во 2-6 классах один раз в полугодии.
В 7 классе – итоговый зачет, по результатам которого оценка выставляется в свидетельство.
На зачетах учащиеся должны исполнить:
Класс | I полугодие | II полугодие |
1 | – | 2 пьесы разного характера |
2 |
|
|
3 | 2 пьесы разного характера |
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
7 | – |
|
Примерные зачетные программы
1-й класс:
- А. Артоболевская. Где ты, Лёка.
- Березняк. Полька «Карабас»
…………
- Французская песня. Братец Яков.
- А. Бородин. «Полька».
…………
- А. Гретри. Кукушка и осел.
- В.А. Моцарт. Тема Вариаций.
2-й класс:
I полугодие:
- «Ой, лопнул обруч». Украинская народная песня (обр. И. Берковича).
- М. Иорданский. Песенка про чибиса (ансамбль, I партия)
…………
- А. Руббах. Воробей.
- Д. Кобалевский. Наш край (ансамбль, I партия).
…………
- А. Николаев. Пастушок.
- «Ехав казак за Дунай». Украинская народная песня (обр. В. Золотарева, ансамбль, I партия).
II полугодие:
- Русская народная песня «Тень-тень». (обр. В. Калинникова).
- Е. Гнесина. Этюд.
…………
- К. Лопшан-Друшкевичова. Полька.
- А. Эмпай. Этюд.
3-й класс:
I полугодие:
- «Янка». Белорусская народная песня (переложение С. Ляховицкая).
- К. Лопшан-Друшкевичова. Из бабушкиных воспоминаний.
…………
- В.А. моцаркт. Колокольчики звенят.
- И. Беркович. На опушке.
II полугодие:
- Ж. Арман. Пьеса.
- Б. Флис. Колыбельная (ансамбль, I партия).
…………
- Д. Тюрк. Песенка.
- Ф. Шуберт. Немецкий танец (ансамбль, I партия).
…………
- Л. Моцарт. Менуэт.
- Русская народная песня «У ворот, ворот» (обр. П. Чайковского, ансамбль, I партия).
4-й класс:
I полугодие:
- М. Глинка. Чувство.
- Сперолтес. Менуэт.
…………
- Д. Кобалевский. Медленный вальс.
- И.С. Бах. Менуэт Соль-мажор (из нотн. Театр. А.М. Бах).
…………
- М. Жербин. Марш.
- Й. Гайдн. Менуэт.
II полугодие:
- Р. Шуман. Сицилийская песенка.
- Д. Кабалевский. Сонатина (сочинение 27).
- П.И. Чайковский. Хор девушек из оперы «Евгений Онегин».
…………
- Д. Шостакович. Танец.
- Ф. Кулау. Сонатина До-мажор (сочинение 55).
- «У ворот, ворот». Русская народная песня (обр. П. Чайковского).
Аккомпанемент:
- В.А. Моцарт. Весенняя песня.
- Итальянская народная песня. Санта лючия.
- Г. Гладков. Песенка друзей (переложение Е. Юмаевой).
- А. Спадавеккна. Добрый жук.
- М. Шишкин. Ночь светла (переложение О. Геталовой).
- В. Ребиков. Аннушка.
5-й класс:
I полугодие:
- Б. Дворионас. Вальс.
- Легкие вариации на тему словацкой народной песни, Д. Кобалевский (сочинение 51).
…………
- Э. Григ. Вальс.
- Ф. Кулау. Сонатина До-мажор (сочинение 55).
II полугодие:
- Г. Пахульский. В мечтак.
- Г. Гендель. Сарабанда с вариациями.
- П.И. Чайковский. Вальс из бала «Спящая красавица» (ансамбль, I партия).
…………
- А. Эшпай. Перепёлочка.
- И.С. Бах. Бурре.
- Дж. Гершвин. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс».
Аккомпанемент:
- Й. Гайдн. Тихо дверцу в сад открой.
- Т. Хренников. Колыбельная Светланы.
6-й класс:
I полугодие:
- Э. Григ. Вальс (сочинение 38).
- И.С. Бах. Двухголосная инвенция До-мажор.
…………
- М. Глинка. Прощальный вальс.
- И.С. Бах. Двухголосная инвенция Ре-минор.
II полугодие:
- Д. Пешетти. Престо.
- Д. Скарлатти. Соната.
…………
- Н. Раков. Скеруино.
М. Клементи. Сонатина II ч. (ор. 38 №2) Рондо.
7-й класс:
- А. Грибоедов. Вальс ля-бемоль мажор
Вальс ля-бемоль
- Я. Дюссек. Сонатина Ми-бемоль мажор I часть
…………
- Э. Григ Танец эльфов
- В. Моцарт. Сонатина №6 До-мажор I часть
…………
- Ф. Мендельсон. Песня венецианского гондольера
Ми-мажор (ор 30)
- Д. Кабалевский. Легкие вариации Ре-мажор
Рекомендуемая литература
1. Алексеев А.Методика обучения игре на фортепиано. 3-е изд. М., 1978г.
2. Баренбойм J1. Путь к музицированию. 2-е изд. Д., 1979 г.
3. Выдающиеся пианисты - педагоги о фортепианном искусстве. М., 1966 г.
4. Гофман И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 1961 г.
5. Коган Г. вопросы пианизма. М., 1968 г.
6. Милич Б. Воспитание ученика- пианиста. М., 2002 г.
7. Музыкальная педагогика.
8. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. 5-е изд. М., 1987 г.
9. Общее фортепиано. Программа для детских музыкальных школ. М.,1975 г.
10. Программа. Класс специального Фортепиано. Интенсивный курс. М. 1997 г.
11. Программа. Музыкальный инструмент (фортепиано). М., 1996 г.
12. Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом. М., 1997 г.
13. Фортепиано. Экспериментальная программа для учащихся хорового отделения средней специальной музыкальной школы. Челябинск. 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"
Рабочая программа курса «Мир вокального искусства» составлена и разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образовани...
Рабочая программа по предмету: "Коллективное музицирование. Вокальный ансамбль"
Программа предназначена для обучающихся эстрадного отделения ДМШ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС. Вокальный кружок «Весёлые нотки».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Вокальный кружок «Весёлые нотки» 4 годасрок реализации программы 7-11 летвозраст обучающихся...
Музыкальный инструмент. Фортепиано. Образовательная (рабочая) программа для учащихся 1-7 классов отделения специального фортепиано
Музыка – прекрасная и безграничная область человеческой культуры.В последнее время объем музыкальной информации необычайно возрос.Несомненно, музыкальный поток оказывает значительное влиян...
Рабочая программа по химии для профессии СПО отделения ППКРС " Повар, кондитер"
Рабочая программа по химии реализуется при подготовке квалифицированных рабочих по ОПОП " Повар , кондитер" с трехгодичным сроком обучения .Содержание программы включает тематическое планирование курс...
Рабочая программа дополнительного образования детей кружка "Вокальный"
Программа решает одну из важных проблем – развитие индивидуальных способностей детей коррекционной школы. ...
Рабочая программа воспитательной работы с обучающимися III отделения Мончегорского СУВУ на 2017-2018 учебный год
Мы как педагоги обращаем внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учёта возрастных особенностей обучающихся в процессе воспитания. Данная программа адаптирована ...