Доклад "Построение индивидуального маршрута, как одно из условий для творческой самореализации школьников".
статья на тему
Цель: создание условий для развития и реализации индивидуальных способностей учащихся, имеющий повышенный уровень мотивации к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 28.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Построение индивидуального образовательного маршрута как одно из условий для творческой самореализации школьников»
В педагогике советского периода понятие индивидуализации сводилось в основном к «принципу учета индивидуальных особенностей учащихся» в условиях коллективного характера обучения. В литературе тех лет утверждалось, что «в тесной связи с руководством коллективной работой педагог осуществляет в обучении индивидуальный подход к отдельным учащимся, учитывает индивидуальные особенности школьника с целью вовлечения его в коллективную работу класса» . Отметим, что в данном контексте индивидуализация не преследует целью получения каких-либо иных, значимых для ребенка индивидуальных образовательных результатов, а напротив, призвана лишь «подстраивать» отдельных (то есть выделяющихся в ту или иную сторону из общей массы «коллектива» детей, что и называется «индивидуальными особенностями») детей для коллективного продвижения к общему для всех результату. Таковым результатом безусловно выступает освоение знаний, предусмотренных опять же общим для всех учебным планом.
В большей степени индивидуализированными представляются разрабатываемые в то время подходы к внешне выраженной дифференциации обучения по предварительно избираемой профессии (было принято считать, что с выбором «профессии для взрослой жизни» ребенок и его родители ориентировочно определяются уже в 6 - 7 классе средней школы либо по познавательным интересам. В первом случае предполагалось обучение ребенка в спецшколе с определенным «уклоном», во втором - создание классов с углубленным изучением отдельных предметов. Однако понимание сути индивидуальности оставалось прежним, не связанным с раскрытием способностей ребенка в определенных сферах творческой деятельности именно как его индивидуальных особенностей в психологическом смысле этого понятия .
Очевидно, что в рамках охарактеризованных представлений понятие индивидуального образовательного маршрута как познавательного продвижения ребенка к собственной цели не могло существовать в принципе. Однако в сознании современных педагогов, чье профессиональное становление происходило под влиянием охарактеризованных научно-педагогических воззрений до сих пор представлена установка, в которой конечный результат прохождения образовательного маршрута един для всех, а индивидуальность каждого ребенка проявляется лишь в выборе средств и способов его достижения. Данная установка проявляется прежде всего у тех педагогов, которые склонны проектировать индивидуальный образовательный маршрут ученика на полюсе субъектности учителя.
В более современном виде идея построения индивидуального образовательного маршрута ребенка была представлена в исследованиях школы А.П. Тряпицыной, где построение маршрута связано с индивидуальной образовательной программой ученика. В качестве оснований выбора индивидуального образовательного маршрута в данном качестве рассматриваются индивидуальные характеристики личности ребенка - его жизненные планы, достигнутый уровень учебной и социальной успешности, состояние здоровья. Однако и здесь вопрос субъекта проектирования маршрута решается исключительно на полюсе учителя. Возможности ребенка и его родителей сводятся к выбору образовательной программы из числа предлагаемых школой альтернатив. Результатом прохождения индивидуального образовательного маршрута при этом считается достижение определенного уровня образованности, к числу которых относятся грамотность, функциональная грамотность и компетентность. То есть, ребенку делегировано право выбирать, станет он, например, «функционально грамотным», либо «допрофессионально компетентным» и т.п. Аналогичные взгляды на сущность индивидуального образовательного маршрута можно найти в работах других представителей этой научной школы - С.В. Воробьевой, Н.А. Лабунской, Ю.Ф. Тимофеевой и др. Среди работ последнего времени идея индивидуального образовательного маршрута рассматривается в личностно ориентированном контексте, в котором образование понимается как путь ребенка к самому себе, поиск собственных способов решения проблем. В этом контексте индивидуальный образовательный маршрут как путь к «индивидуальному максимуму», а не ко «всеобщему минимуму» предстает продуктом собственной творческо-преобразовательной деятельности ребенка как субъекта своей жизни, автора собственной судьбы (Е.А.Александрова, Н.Б. Крылова, А.Н. Тубельский и др
Одним из вариантов, способствующим реализации индивидуальных образовательных потребностей и прав учащихся на выбор своего пути развития, является индивидуальный образовательный маршрут.
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.
Существует ошибочное мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Сегодня остро встает вопрос об индивидуализации обучения для талантливых и одаренных детей через разработку индивидуальной образовательной траектории уже в начальной школе.
Индивидуальная образовательная траектория школьника предполагает наличие индивидуального образовательного маршрута, а также разработанный способ его реализации .
Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу. ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью ИОМ происходит своевременная коррекция педагогического процесса.
Индивидуальный образовательный маршрут(план) - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного ученика, направленная на развитие его индивидуальных способностей
Согласно подходу, разработанному Л.А. Венгером и его сотрудниками на основе теории Л.С. Выготского, основными задачами в работе с одаренными детьми являются следующие:
• раннее выявление одаренных детей (диагностика);
• создание адекватных программно-методических условий;
• формирование предметной развивающей среды;
• создание социальной среды.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ: создание условий для развития и реализации индивидуальных творческих способностей учащихся, имеющий повышенный уровень мотивации к обучению
- ВЕДУЩИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
- проблемные
- поисковые
- эвристические
- исследовательские
- проектные
- ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ:
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися(неаудиторная занятость)
- работа по индивидуальным планам
- занятия исследовательской деятельностью
- участие в творческих конкурсах
- участие в олимпиадах
- участие в научно-практических конференциях
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ МАРШРУТУ ОСНОВАНА НА СЛЕДУЮЩИХ ПРИНЦИПАХ:
- индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности ученика и учителя;
- программы дополнительного образования, факультативов по предметам, научное общество учащихся, позволяющих реализовывать образовательные потребности обучающихся, их родителей;
- качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для детского здоровья.
Эффективность разработки ИОМ обуславливается рядом условий:
- осознанием всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ как одного из способов самоопределения, самореализации младшего школьника;
- осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ учащегося;
- организацией рефлексии как основы коррекции ИОМ.
Содержание ИОМ определяется комплексом факторов:
• особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
• профессионализмом педагога;
• возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности учащихся;
• возможностями материально-технической базы учреждения.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)может охватывать разные учебные периоды: урок, день, неделя, учебная четверть, учебный год.
ИОМ могут быть: краткосрочными (рассчитанными на изучение одной учебной темы, освоение одного учебного модуля, подготовку к олимпиаде и пр.) и долгосрочные (связанные с подготовкой к экзаменам, выставкам творчества, сольное выступление)
ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
( ПЛАНА):
- 1-й этап – диагностика уровня познавательных возможностей и уровня притязаний школьников в той или иной предметной области. Она может быть осуществлена в предметной деятельности на конкретном тематическом материале, например, в форме конкурса вопросов, обзорного знакомства с темой, выбора учениками заданий разного типа, тестирования.
- 2-й этап –проектирование т. е. постановка учеником (с помощью учителя) личностно значимых целей в изучении предмета, определение конечных результатов и формы их представления, составление плана работы, отбор средств и способов деятельности, установление системы контроля и оценки своей деятельности.
- 3-й этап – осмысление ИОМ ученика, ее презентация автором.
- 4-й этап – реализация ИОМ и подведение итогов работы. Результатом реализации ИОМ может быть контрольная работа, доклад, выступление, реферат, эксперимент, проект, наблюдение, участие в предметной олимпиаде и научно-практической конференции, творческой выставке, сольном концерте и т. д.)
- 5-й этап – оценка и корректировка
ПОМОЩЬ ОБУЧАЮЩИМСЯ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ ИХ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
- создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
- включение в учебный план школы учебных, элективных курсов;
- организация обучения школьников в профильных классах, по индивидуальным учебным планам
- организация научно-исследовательской деятельности;
- организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных
олимпиадах, научно-практических конференциях.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ВОСПИТАННИКА, ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ МАРШРУТУ
- Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций, относительно, чем они должны заниматься.
- Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
- Научите ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализы ситуаций.
- Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний. Подходите ко всему творчески.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое обеспечение кабинета изобразительного искусства как одно из условий развития творческих способностей учащихся
Глубокие перемены, происходящие в социально-экономической сфере, влекут изменения в отечественной системе образования. Перед средней школой стоит задача воспитания социально адаптированной, твор...
Презентация к выступлению по теме "Учебно-методическое обеспечение кабинета изобразительного искусства как одно из условий развития творческих способностей учащихся "
Данная презентация создана как сопровождение к выступлению на III ИНФОРМАЦИОННОЙ ЯРМАРКИ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВА...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Понятие о проектной деятельности. Метод проектов и его преимущества. Основные требования к использованию метода проектов....
Обобщение педагогического опыта на тему "Проектное обучение как одно из условий развития творческого потенциала старшеклассников" на примере внеучебной деятельности.
Задача формирования всесторонне-развитой, творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В настоящее время под «творчеством» понимается целенаправленная деят...
Исследовательская деятельность учащихся на уроках истории как одно из условий формирования творческой личности
Методтческая разработка по исследовательской работе на уроках истории...
Презентация к педагогическому проекту «Технология развития критического мышления как способ создания условий для творческой самореализации учащихся не только в учёбе, но и в обычной жизни».
Технология развития критического мышления как способ создания условий для творческой самореализации учащихся не только в учебё, но и в обычной жизни....
Творческая самореализация школьников в сотрудничестве учителей и родителей
Задача школы заключается в том, чтобы помочь и развить у воспитанника способность творить и помочь ему самореализоваться в условиях современных общественных отношений.Приобщение школьника...