Коллективные проекты школьников в сети Интернет
статья по теме
Анализ опыта использования образовательного потенциала телекоммуникационных образовательных проектов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
telekommunikatsionnye_proekty_shkolnikov.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коллективные проекты школьников в сети Интернет
Александрова Е.А.
Дополнительное образование – необходимое звено в воспитании многогранной личности. Ценность дополнительного образования в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их навыков, знаний, полученных в базовом компоненте образования – в школе. Принципы общего и дополнительного образования едины. Но методы, технологии обучения имеют свою особенность. Дело в том, что основное содержание дополнительного образования – деятельностное, межпредметное: здесь школьник действует в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, культуры. Такое образование – исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь.
В современных условиях особое место в образовании могут занять телекоммуникационные коллективные проекты школьников. Масса преимуществ открывается при использовании такой формы работы в системе дополнительного образования. Это и концентрация полученных ранее знаний и навыков, и выбор уровня сложности задания в соответствии со способностями учащихся, и возможность создать реальный, полезный обществу продукт, и приобретение навыков презентации, доказательства актуальности и необходимости созданной разработки.
Телекоммуникационный образовательный проект «Сочинский детский Интернет – фестиваль» стал первой попыткой создания развитой телекоммуникационной образовательной среды для старшеклассников сочинских школ. Для проведения фестиваля был создан сайт Фестиваля, на котором зарегистрировались 17 команд из разных школ города. Участникам было предложено выполнить проекты, связанные с экологией, историей, географией, спортом, социальной сферой. Большинство проектов было направлено на изучение «малой Родины» - г. Сочи, а их реализация требовала привлечения знаний и умений в области информационных и коммуникационных технологий. Проектные задания появлялись на сайте периодически черед 10 – 15 дней. Сроки выполнения и критерии оценки прописывались в аннотации к проекту. Общее количество выполненных проектов к концу фестиваля достигло 75. Все они были выставлены по адресу www.sochi.fio.ru/fest в свободном доступе.
Многие участники во время Фестиваля вдохновились идеей изучения нового для себя программного обеспечения (Аdobe Photoshop, Macromedia Dreamweaver, Swish, Image Ready, AudioGraber, Flash MX, CorelDraw). Например, для проекта «Старый Сочи» требовалось не только собрать нужный материал, но и впечатляюще и оригинально представить его в сети. Невозможно не отметить колоссальный труд, вложенный в представленные проекты, в чём, конечно же, заслуга, как самих участников, так и их педагогов, сумевших помочь ребятам сделать свои работы достаточно профессиональными, актуальными и интересными. Педагог стимулирует самостоятельную работу школьников, но, являясь по сути дела равноправным партнером, он в состоянии аккуратно регулировать и при необходимости корректировать проведение проекта. Это делает педагога похожим скорее на опытного и внимательного старшего товарища, чем на строгого учителя. Он в состоянии снизить уровень тревожности зажатого участника и притормозить произвольную агрессию более возбудимого, обучая школьников приемам разрешения конфликтных ситуаций, которые не раз пригодятся им в дальнейшем.
Внешне развлекательный, Интернет-фестиваль выполняет серьезнейшие функции подготовки подрастающего поколения к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей. Особо следует выделить коммуникативную функцию Интернет-фестиваля, помогающего подросткам приобщаться к нормам и ценностям общества, адаптироваться к условиям окружающей среды посредством активного общения, приобретения навыков сотрудничества в команде. Объединяясь для постановки задач, выбора методов их решения и преодоления трудностей, подростки приобретают навыки коллективного взаимодействия, избавляются от личностной неуверенности.
Образовательный эффект Интернет-фестиваля видится и в том, что для полноценного участия в нем школьникам понадобились дополнительные знания в различных областях, которые можно получить путем самообразования или на спецкурсах и факультативах. Таким образом, решались проблемы актуализации знаний, стимулирования учебной и познавательной деятельности. Кроме того, самореализация в проектной деятельности развивает внимание, память, мышление, умения сравнивать, сопоставлять, работать с информацией, находя необходимые источники и синтезируя новые идеи. Анализ полученного опыта позволяет предположить, что использование образовательного потенциала телекоммуникационных образовательных проектов будет эффективно, если:
- образовательной целью проектов является формирование метапредметных компетенций, надпредметных новообразований и творческих способностей;
- содержание проектов носит преимущественно личностно-центрированный и индивидуализированный характер;
- проекты ориентированы на самостоятельную познавательную деятельность ученика, его активно-деятельностную, творческую позицию;
- организация проектной деятельности предполагает возможность свободного выбора учащимися того или иного материала, уровня, способа, места и сроков их овладения, форм отчетности и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский урок "Безопасность школьников в сети Интернет"
Урок о том, какие опасности постирегают школьников в сети Интернет....
Безопасность школьников в сети Интернет.
Родительское собрание- лекторий на тему «Безопасность школьников в сети Интернет» Тезисы: Интернет – полезен и опасен одновременно. Нужен для работы, учебы, досуга, покупок и пр. Однако приносит нем...
Безопасность школьников в сети интернета
презентация классного часа "Безопасность школьников в сети интернета"...
Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет
Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет...
Классный час на тему" Безопасное поведение школьников в сети Интернет"
Презентация классного часа на тему" Безопасное поведение школьников в сети Интернет"....
Дни интернета. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет
Социальные сети – это важный и актуальный на сегодняшний день вопрос. Последнее время именно этот тип сайтов получил наибольшее распространение, как на западе, так и у нас – в России. Резу...