Музыкальные гостиные как форма развития и воспитания личности
методическая разработка
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
(Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования)
«Музыкальные гостиные как форма развития и воспитания личности»
В доме детского творчества в должности педагога дополнительного образования я работаю 18 лет. Являюсь руководителем студии «Парус», работаю в области музыкального искусства.
«Без музыки не может быть полноценного воспитания личности. Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» - писал Василий Сухомлинский. Одним из универсальных средств развития и воспитания юношества всегда было искусство, в силу своей способности передавать опыт эстетического восприятия и моделирования мира по законам добра и красоты. Известно, что для творчества любого рода необходима эмоциональная подпитка полушария мозга, отвечающего за рациональное мышление. Музыка лучше, чем любой другой вид искусства, справляется с этой задачей. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования гармоничного человека, развития его лучших личностных качеств, творческого потенциала.
Основной целью работы студии, которой я руковожу, является развитие личности ребёнка через овладение необходимым для самостоятельного творчества минимумом музыкальных теоретических и практических навыков. В своей работе я использую разнообразные методы и формы обучения:
- методы формирования сознания (рассказ, беседа, работа с литературой, метод примера);
- методы организации деятельности (инструктаж, иллюстрации и демонстрации, практические работы);
- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (познавательная игра, поощрение);
- методы контроля эффективности (выступления, концерты, музыкальные гостиные).
Современная педагогика ищет инновационные формы и методы обучения и воспитания детей. Подробнее хотелось бы рассказать о такой нетрадиционной форме организации образовательной деятельности по развитию музыкальных и творческих способностей как музыкальная гостиная.
Задачи музыкальных гостиных заключаются в следующем:
- Всестороннее развитие личностного творческого потенциала ребёнка и на этой основе формирование его эстетической культуры.
- Оптимизация образного мышления и познавательной деятельности.
- Формирование нравственных идеалов.
- Приобщение учащихся к выступлениям, раскрепощение их психологически, выработка тем самым уверенности держать себя на сцене.
- Воспитание отзывчивости, умения видеть глубинные связи искусства и жизни, услышать интонацию автора.
Так как я работаю с подростками, при выборе формы организации образовательной деятельности я задавала себе вопрос: кто такой подросток?
В академическом четырехтомном словаре русского языка 1983 г. разъясняется, что подросток - это "мальчик или девочка в переходном от детства к юношеству возрасте от 12 до 16 лет ". На современном этапе границы подросткового возраста от 11-12 лет до16-18 лет. Это самый короткий по астрологическому времени период, но именно в этот период подросток проходит огромный путь в своем физическом и психическом, социальном развитии. Именно в отрочестве человек переживает начало становления своей личности. Для подростков стремление «быть как взрослый» переходит в потребность «быть взрослым», быть самостоятельным. Появляется стремление осознавать себя как личность, иметь собственную оценку, отличную от мнения взрослых. Подросток стремится быть в обществе, в среде сверстников и иметь там определенный авторитет, занимать определенное положение.
Ребенок по некоторым причинам переходит к тем видам деятельности, которые требуют меньшей дисциплины и где мнение сверстников является определяющим. Вместе с тем, подросток испытывает потребность поддержки со стороны взрослого друга. Но все же, наиболее значимым для отрока остается другой отрок. Поэтому, в этом возрасте уважаемый взрослый - это чаще всего достояние подростковой группы. От того, кто из взрослых займет этот пьедестал, во многом будет зависеть становление подростка, как личности.
Проанализировав свой вид деятельности, и прочитав книги по подростковой психологии, я пришла к выводу, что такой формой, которая наиболее приемлема в студии, будет форма музыкальных гостиных.
Музыкальные гостиные являются традиционным мероприятием на протяжении более десяти лет и носят, как правило, тематический характер. В качестве примера названия некоторых тем: «Авторская песня», «Зимняя сказка», «Память», «Вечер русского романса», «Путешествие в детство». Проводятся гостиные три раза в год. В них принимают участие дети второго и третьего годов обучения, приглашённые выпускники студии, родители. Репертуар выбирается в соответствии с темой. Зал оформляется с помощью учащихся.
Для полного восприятия музыкальных произведений подбирается подходящий литературный материал, что позволяет не только развивать музыкальные способности, но и воспитывать нравственно-патриотические чувства. Например, «Далёкому мужеству верность храня» музыкальная гостиная посвящённая Дню победы. Проводятся совместные литературно-музыкальные композиции со студией «Слово». В прошлом году такая композиция была посвящена Ф.И.Тютчеву, в этом году М.Ю.Лермонтову.
Очень важный этап – подготовка к гостиной. Конечно, не у всех ребят в нашей студии всё замечательно получается и не каждый готов выступать перед публикой, но каждому находится работа по силам. Для проведения, например, музыкальной гостиной, необходимо, не только петь и играть на гитаре, но и делать декорации, участвовать в сценарном плане, пользоваться и управлять звукоусилительной аппаратурой, и прочее. Атмосфера на занятиях, где есть широкий спектр работ, царит почти праздничная. И ребята выполняют все виды работ с большим интересом, так как заинтересованы конечным результатом.
Неотъемлемой частью музыкального развития детей является работа с родителями. Я провожу такую работу в форме консультаций, совместных праздников, приглашение родителей воспитанников в «музыкальную гостиную». Конечно, не всех родителей можно привлечь к её подготовке и участию, но это и не нужно. Всегда находятся энтузиасты среди родителей, готовые помочь в подготовке и проведении мероприятия.
В заключение, хочется сказать, что развитие и воспитание личности ребёнка происходит не столько путём объяснения, приобщения к отдельным видам художественного творчества, сколько через процесс активного наблюдения- переживания на основе собственной творческой деятельности детей в доступных для них формах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания.
Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозв...
Реализация концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания
Развитие и модернизация российского общества, ее перспективы и тенденции делают в наше время особенно значимой проблему формирования духовного и нравственного развития подрастающего поколения, которые...
Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.
Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...
Литературная гостиная как форма нравственно-эстетического воспитания
Литературная гостиная как форма нравственно-эстетического воспитания существует в нашей школе уже более 15 лет. Возникла эта форма работы не искусственно, не надуманно, а была потребностью поделиться ...
Литературно-музыкальная гостиная как форма внеклассной деятельности, направленная на развитие читательской активности
Читая книги, мы погружаемся в мир литературы, она расширяет наш словарный запас, обогащает чувства, знакомит с неизвестными культурами и народами, наконец, скрашивает одиночество, помогает побороть пе...
Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...
Статья "детский мастер-класс как инновационная форма развития коммуникативных компетенций личности ребёнка "
Развитие коммуникативных компетенций одаренных детей через использование в обучении такой формы как детский мастер -класс –является инновацией педагогического процесса. Этот метод заключае...