Работа школьного экологического объединения
рабочая программа на тему
Проблема экологического образования сегодня волнует всех: ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экологическая программа | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитания и социализации обучающихся
по экологическому направлению
на ступени основного общего образования
«Человек и природа»
Природу побеждают, только повинуясь ее законам.
Ф.Бэкон
Английский философ Френсис Бэкон почти четыреста лет назад писал: «Природа покоряется лишь тому, кто сам подчиняется ей». Эти слова не теряют своей актуальности и сегодня.
Кабинет Министров РФ, министерства образования, культуры и здравоохранения РФ и Министерства экологии и природных ресурсов РФ в 1997 году утвердили национальную программу экологического образования, в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН и ЮНЕСКО. Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний среди школьников. Сегодня крайне важно воспитывать у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.
Проблема экологического образования сегодня волнует всех: ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений?
Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования и воспитания считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения.
В словаре юного эколога под понятием «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» подразумевается «формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов».
В нашей стране создана стройная система экологического воспитания как на формальном (детский сад, школа, вуз), так и на неформальном уровнях (например, общества охраны природы, сетевые экологические сообщества и др.). Существенную роль в экологическом воспитании играют печать, радио, телевидение, кино, музеи, выставки, заповедники, зеленые экологические патрули и др.
«Процесс экологического воспитания может быть успешным, если он осуществляется непрерывно, начиная с младшего школьного возраста, при этом непременным условием является сочетание теоретической подготовки с активной практической деятельностью в области охраны окружающей среды», – так записано в Программе непрерывного экологического образования.
Среди многочисленных проблем экологического образования особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний среди школьников, а значит, создание в школе адаптивной экологической среды.
ГБОУ средняя школа № 519 Московского района Санкт-Петербурга занимается проблемами создания адаптивной экологической среды школы с 2012 года.
Для возможности более эффективного решения данных проблем на базе школьного пресс-клуба «АйКИДО» была создана творческая группа учителей и учащихся средней и старшей школы, в задачи которой входила разработка и составление программы воспитания и социализации обучающихся по экологическому направлению на ступени основного общего образования.
Решение поставленной задачи творческая группа начала с создания на базе пресс-клуба «АйКИДО» школьного экологического сообщества «Young lovers of nature»(YLN) и организации группы «ВКонтакте» « Химия.Школа 519».
В настоящее время экологическое воспитание нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы – это необходимый компонент формирования личности, способной решать задачи будущего этапа развития цивилизации. Поэтому экологическому воспитанию придается общественное значение.
Члены пресс-клуба «АйКИДО» провели устные журналы «Природа – мой дом» для учащихся начальных классов школы № 519, организовали флешмоб «Среда обитания: береги ее», который привлек внимание всех, проживающих на территории микрорайона МО «Звездное» к проблемам экологии. Активное обсуждение работы школьного экологического сообщества, её дальнейших планов велось посредством сетевого взаимодействия в группе «В контакте» «Химия. Школа 519». Члены «YLN» начали работу над созданием видеороликов, которые могут помочь в воспитании активного, неравнодушного отношения к нарастающим негативным изменениям в окружающей среде и вступили в группу «В контакте» детской киностудии «Жираф», где разместили созданные ролики, агитирующие за бережное отношение к природе.
Главная задача, которую ставило перед собой «YLN» – сделать человека активным и осознанным участником природопользования. Однако экологическое воспитание как педагогический процесс не только опирается на экологические знания, но и осуществляется через чувственно - эмоциональную сферу, душевную подготовку обучающихся к восприятию воспитания экологических ценностей. Указанные факторы нашли свое отражение в программе воспитания и социализации учащихся по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Человек и природа», которая была создана в 2012 году творческой группой под руководством Елизаровой А.В., возглавляющей школьный пресс-клуб «АйКИДО», и Подкопаевой Е.А., учителя химии.
Программа и организация работы по ее реализации составлена в соответствии со стандартами второго поколения, с учетом реального состояния здоровья детей и факторов риска, оказывающих существенное влияние на него.
Цель программы «Человек и природа» – повышение экологической грамотности обучающихся, вооружение школьников навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к окружающей среде, развитие познавательного интереса обучающихся к природе как важнейшей экосистеме на Земле.
Программа предусматривает такие виды деятельности учащихся и формы занятий, как, во-первых, получение представлений об экологии, природных возможностях человеческого организма, их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья. Во-вторых, участие в пропаганде экологически сообразного здорового образа жизни и практической природоохранительной деятельности. В-третьих, составление правильного режима занятий физической культурой, спортом, туризмом, рациона здорового питания, режима дня, учёбы и отдыха с учётом экологических факторов окружающей среды и контролирование их выполнения в различных формах мониторинга. В-четвертых, получение представлений о возможном негативном влиянии различных экологических факторов на здоровье человека. В-пятых, приобретение навыка противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых на формирование вредных для здоровья привычек, зависимости от ПАВ (научиться говорить «нет»). И в-шестых, разработку и реализацию учебно-исследовательских и просветительских проектов по направлениям: экология и здоровье, ресурсосбережение, экология и бизнес и др.
В результате реализации предложенной программы обучающиеся получают первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе, знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики. Также у обучающихся формируется первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в рамках школы и личный опыт участия в экологических инициативах и проектах.
Экологическое воспитание напрямую связано с экологической ответственностью и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критичное отношение к себе и другим. Следовательно, работая над реализацией программы «Человек и природа», можно спрогнозировать следующую модель личности ученика на уровне осознания, знания, умений и практических навыков.
Осознает | ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, роль экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья. |
Знает | нормы и правила экологической этики, законодательство в области экологии здоровья. |
Умеет | демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности, анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека, использовать социальное партнерство для улучшения экологического качества окружающей среды. |
Имеет опыт | участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни, в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и путей их решения, негативно относится к нерациональному ресурсосбережению. |
Владеет | умением сетевого сотрудничества (социального партнерства), связанного с решением местных экологических проблем и здоровьем людей. |
В результате экологического воспитания должно быть сформировано экологическое мировоззрение, основанное на естественно-научных и гуманитарных знаниях, отражающее глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы.
Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологическом воспитании. Справедливо высказывание И.В. Цветковой о том, что формировавшееся понятие о гармонии и целостности взаимоотношений природы и общества в результате экологического воспитания может способствовать установлению социального порядка.
Эффективность реализации программы «Человек и природа» оценивается в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление уровня экологической грамотности и культуры. Формой отчета реализации данной программы является проведение Месячника экологических знаний.
Таким образом, экологическое воспитание в рамках программы воспитания и социализации обучающихся по экологическому направлению на ступени основного общего образования осуществляется на основе личностного подхода и направляется на взаимодействие всех элементов, имеющих общую цель: овладение экологической культурой, ценностностным и сознательно ответственным отношением к природе и человеку, которое должно выражаться в экологообразной деятельности. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества.
Так экологическое направление стало приоритетным в воспитательной деятельности ГБОУ школы №519 Московского района Санкт - Петербурга, особенностью которой является её открытость для ближайшего социума. У учащихся, родителей существует потребность в актуализации ценностей обучения и воспитания, педагогический коллектив обладает достаточным уровнем готовности к деятельности в инновационном режиме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы школьного методического объединения
План работы ШМО учителей "Технического и эстетического" цикла....
Программа работы школьного экологического отряда "Росток".
Целью данной программы является создание широких возможностей для развития экологической культуры учащихся. Содержание программы экологического отряда "Росток" включает следующие направления воспитате...
План работы школьного методического объединения учителей математики
План работы ШМО учителей математики содержит цели и задачи, тематику заседаний ШМО, план работы между заседаниями...
Презентация работы Школьного методического объединения
Интеграция дополнительного и общего среднего образования...
Отчет о работе школьного методического объединения учителей физкультуры презентация "Спортивно-оздоровительная работа в школе"
Данная презентация подготовлена для педагогического совета школы, она позволяет наглядно ,в полном объеме показать все направления работы ШМО учителей физической культуры...
Методическое объединение учителей математики Московского района Санкт-Петербурга на пути совершенствования работы школьных методических объединений в условиях реализации инновационной деятельности
В 2018-2019 учебном году методическое объединение учителей математики Московского района Санкт-Петербурга много внимания уделяло на развитие инновационного образования, на совершенствование образовате...
статья "Реализация экологического отряда через работу школьного экологического отряда"
Работа в школьном экологическом отряда позволяет реализовать на практике проблему экологического воспитания школьников....