Конспект и презентация к занятию по изобразительному искусству "Выразительные средства графики"
методическая разработка (6 класс) по теме
Занятие по изобразительному искусству "Выразительные средства графики" (линия, штрих, пятно)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyrazitelnye_sredstva_grafiki.pptx | 2.92 МБ |
vyrazitelnye_sredstva_grafiki.docx | 30.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Графика (от гр. grapho — пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Линия
Классификация графики По способу создания изображения графика делится на: « уникальную графику» « печатную или тиражную графику » В зависимости от своего предназначения она делится на виды: Станковая графика Книжная графика Журнальная и газетная графика Прикладная графика Компьютерная графика Промышленная графика
Станковая графика: отличается своим художественным подходом. Она создается на мольберте, в работе используются такие материалы, как: тушь, акварель, уголь, карандаш различной мягкости. Картиной автора могут считаться как небольшие зарисовки, так и законченные полные произведения. Б.М. Кустодиев «Портрет композитора Д.В. Морозова». Карандаш, 1919 г. Н.И. Фешин «Портрет мужчины.Карандаш
Печатная графика (эстамп) - это особый род искусства, в котором произведением считается оттиск с изготовленной художником доски. С.С. Косенков «Островок», ксилография
Книжная графика: это вид графического искусства, к которому относятся иллюстрации, обложки, буквицы.
Журнальная и газетная графика : эта графики очень близка по своему значению книжной графике, но и имеет большие отличия. Главным принципом является создание ярких, запоминающихся, прослеживающих сюжет иллюстраций. Так же к журнальной и газетной графике относятся стенгазеты и шрифт, который должен быть четким, гармонично оформленным, при чтении которого не возникнет никаких затруднений.
Прикладная графика : к этой графике относится художественное оформление предметов быта, оформление упаковки, этикеток, коробок для продукции, искусство книжного знака. Практически все виды прикладной графики предназначены для полиграфического производства.
Компьютерная графика : вид графики, в которой для создания изображения и его обработки автор использует различные компьютерные программы.
Линия С одной стороны линия может быть спокойной и плавной, а с другой – стремительной и нервной. Используя линию, можно показать неподвижность или движение в работе , а так же пластику. Дюрер «Портрет Агнессы Дюрер», 1494. Перо А. Матисс «Одевающаяся женщина», ок . 1940. Тушь, перо П. Пикассо «Портрет П.И. Стравинского», 1920
Ш трих Штрихи – это короткие параллельные линии, расположенные очень близко друг к другу так, чтобы получилось штриховое пятно. Штрихи бывают толстые, тонкие, прямые, пересекающиеся, наносятся с разным нажимом. Художник может передавать разное настроение в работе, используя разнообразный наклон штриха. Также сила нажима на карандаш играет большую роль. Штрих может быть тёмным или светлым, мягким или жёстким. В задачу штриха входит создание представления не только о контурных очертаниях объекта, но и о его объемной форме, светотеневой моделировке. Использование штрихов, различных по длине и толщине, а так же положенных в различных направлениях, помогает лепить форму, прорабатывая как целое изображение, так и отдельные его детали.
С.Н. Андрияка «Первая зелень», 2001.
Пятно Пятно может получиться наложением штриховки в разных направлениях, а так же при помощи заливки плоскостей. Ю.Б. Могилевский «В.В. Маяковский», 1959. Гравюра на линолеуме
С очетания выразительных средств: Ю.П. Анненков «Эйзенштейн» М.С. Сарьян «Портрет поэта О. Анопяна », 1915 Линия и штрих; Линия и пятно; Линия, штрих и пятно.
Классификация графики URL : http://www.cultandart.ru/dictionary/12-grafika Бесчастнов Н.П. Портретная графика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Художественное проектирование текстильных изделий». – М.: ВЛАДОС, 2006. – 367 с.: ил. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Художественное проектирование текстильных изделий». – М.: ВЛАДОС, 2005. – 271 с.: ил. Список литературы:
Список изображений: Слайд № 1 URL : http:// www.thepaperhorse.co.uk/userimages/Rabbit.jpg Слайд № 2 URL : http:// artsvetlana.ru/wp-content/uploads/2011/03/ton1-300x165.jpg Слайд № 4 Б.М. Кустодиев «Портрет композитора Д.В. Морозова». Карандаш , 1919 г. URL : http:// baraxolochka.ru/wp-content/gallery/kustodiev/thumbs/thumbs_morozov_1919_etyud.jpg Слайд № 4 Н.И. Фешин «Портрет мужчины» URL : http:// mtdata.ru/u27/photo4CBC/20577712436-0/big.jpeg#20577712436 Слайд № 5 С.С . Косенков «Островок», ксилография URL : http:// www.hrono.ru/slovo/2003_02/kosen11.jpg
Список изображений: Слайд № 6 URL : http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/386/73386753_large_056.jpg URL : http://slavyanskaya-kultura.ru/images/_02.jpg URL : http:// www.rusf.ru/abs/encycly/bse10.jpg Слайд № 7 URL : http :// cs10351.vk.me/u5764231/108254058/x_fae5f16e.jpg URL : http:// img1.labirint.ru/books/325244/scrn_big_01.jpg Слайд 8 URL : http:// www.anna - news.info/sites/default/files/2011/u507/i%20(28 )_ 0.jpg URL : http:// www.nrk.cross-ipk.ru/body/cult/izo/grafika/grafika.files/image002.jpg
Слайд № 9 URL : http :// th07.deviantart.net/fs70/PRE/i/2012/235/6/4/spring_bloom_by_wolfepaw-d5c5tab.jpg Слайд № 10 Дюрер «Портрет Агнессы Дюрер», 1494. Перо URL : http:// www.vavilon.ru/metatext/risk4/agnes.jpg А. Матисс «Одевающаяся женщина», ок . 1940. Тушь, перо URL : http:// art.1september.ru/2008/23/16-1.jpg П . Пикассо «Портрет П.И. Стравинского», 1920 URL : http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2// 71/341/71341628_90602_or.jpg Список изображений:
Список изображений Слайд № 12 С.Н. Андрияка «Первая зелень», 2001. URL : http:// arstyle.org/uploads/posts/2011-05/thumbs/1305165012_1240337191_0000062.jpg Слайд № 13 URL : http://www.3color66.ru/poll/1361873091/% D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8E%D1%80%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%82.jpg?rand=398592634 URL : http:// artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000026/pic/000231.jpg Ю.Б . Могилевский «В.В. Маяковский», 1959. Гравюра на линолеуме URL : http:// www.wherefore.ru/sites/default/files/encyclopedia/12/12-018.jpg
Слайд № 14 Ю.П. Анненков «Эйзенштейн» URL : http://rosswolfe.files.wordpress.com/2014/07/d0bfd0bed180d182d180d0b5d182-d0b3-d0b7d0b8d0bdd0bed0b2d18cd0b5d0b2d0b0-d18ed180d0b8d0b9-d0b0d0bdd0bdd0b5d0bdd0bad0bed0b2-1889-e28093-197.jpg М.С. Сарьян «Портрет поэта О. Анопяна », 1915 URL : http://www.art-catalog.ru/data_picture_new_2013/8/4841.jpg Список изображений:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОВЕСНИК» г. БЕЛГОРОДА
План-конспект занятия
«Выразительные средства графики»
детское объединение «Мир творчества»
Выполнила
педагог дополнительного образования
МБУДО «Ровесник»
Кирюкова Ксения Сергеевна
Белгород - 2014
ЦЕЛЬ:
Формирование у учащихся активной познавательной и творческой деятельности через знакомство с графическими средствами: линией, пятном, штрихом.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
- Сформировать знания о выразительных средствах графики;
- Обучить приемам работы выразительными средствами графики;
- Сформировать понятие о том, что использование выразительных средств графики позволяет передавать в работе различное настроение .
Развивающие:
- Развить креативность учащихся;
- Развитие интереса и любви к изобразительному искусству;
- Развитие чувства меры, эмоциональной отзывчивости;
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к процессу и результату работы (умение планировать работу и доводить начатое дело до конца);
- Воспитывать трудолюбие;
- Воспитывать аккуратность при работе с художественным материалом и в организации рабочего места;
Тип занятия: сообщение новых знаний.
Методы обучения используемые на занятии:
- по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
- рассказ;
- демонстрация;
- по источнику получения знаний:
- словесные;
- наглядные:
- демонстрация презентаций, моделей;
- использование технических средств;
- практические:
- практическое задание;
- по степени активности познавательной деятельности учащихся:
- объяснительный;
- иллюстративный;
Задание: передать разное настроение в натюрморте при помощи использования выразительных средств графики.
Оборудование:
Для учащихся: резинка, карандаш, листы
Для педагога: компьютер, проектор, карандаш, листы бумаги.
Демонстрационный материал: презентация «Выразительные средства графики».
Ход занятия
- Организационный этап
- Приветствие
- Проверка готовности
- Подготовка учащихся к работе на основном этапе
(Слайд 1) Посмотрите на доску и скажите, о чём мы сегодня будем говорить? (на доске написана тема)
- Сообщение новых знаний
(Слайд 2) Графика (от гр. grapho — пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.
(Слайд 3) Классификация графики
По способу создания изображения графика делится на:
- «уникальную графику»
- «печатную или тиражную графику»
В зависимости от своего предназначения она делится на виды:
- Станковая графика
- Книжная графика
- Журнальная и газетная графика
- Прикладная графика
- Компьютерная графика
- Промышленная графика
(Слайд 4) Станковая графика: отличается своим художественным подходом. Она создается на мольберте, в работе используются такие материалы, как: тушь, акварель, уголь, карандаш различной мягкости. Картиной автора могут считаться как небольшие зарисовки, так и законченные полные произведения.
(Слайд 5) Печатная графика (эстамп) - это особый род искусства, в котором произведением считается оттиск с изготовленной художником доски.
(Слайд 6) Книжная графика: это вид графического искусства, к которому относятся иллюстрации, обложки, буквицы.
(Слайд 7) Журнальная и газетная графика: эта графики очень близка по своему значению книжной графике, но и имеет большие отличия. Главным принципом является создание ярких, запоминающихся, прослеживающих сюжет иллюстраций. Так же к журнальной и газетной графике относятся стенгазеты и шрифт, который должен быть четким, гармонично оформленным, при чтении которого не возникнет никаких затруднений.
(Слайд 8) Прикладная графика: к этой графике относится художественное оформление предметов быта, оформление упаковки, этикеток, коробок для продукции, искусство книжного знака. Практически все виды прикладной графики предназначены для полиграфического производства.
(Слайд 9) Компьютерная графика: вид графики, в которой для создания изображения и его обработки автор использует различные компьютерные программы.
(Слайд 10) Одно из основных выразительных средств графики – линия. С одной стороны линия может быть спокойной и плавной, а с другой – стремительной и нервной. При помощи линии очень четко передается характер портретируемого, его эмоциональное состояние – спокойный или взволнованный, энергичный или вялый, веселый или грустный. Используя линию, можно показать неподвижность или движение человека, а так же пластику.
Графические портреты, выполненные при помощи линии – одни из самых изысканных. Наглядным примером линейного рисунка является работа А. Дюрера «Портрет Агнессы Дюрер». Линия, проведенная и по внешним очертаниям модели, и участвующая во внутренней моделировке объема, сама по себе очень выразительна и изящна. Следует особо отметить то, как художник благодаря свободной, стремительной линии, передает позу девочки, наклон ее головы.
Красотой своего движения завораживают линии в работах А. Матисса. Линейный рисунок занимает важное место в творчестве художника. Ярким примером может служить работа «Одевающаяся женщина». В этой работе можно наблюдать совсем иной ритм линий. Создается впечатление, что линия сделана одним взмахом руки, так точно обозначающая преимущественно контур и кое-что внутри силуэта. Высочайшим мастерством графической линии обладал выдающийся художник XX века П. Пикассо. Его линии живые и трепетные, так ярко передающие обобщенные образы моделей.
(Слайд 11) Практически всегда с линией переплетается еще одно выразительное средство графики – штрих. Штрихи – это короткие параллельные линии, расположенные очень близко друг к другу так, чтобы получилось штриховое пятно. Штрихи бывают толстые, тонкие, прямые, пересекающиеся, наносятся с разным нажимом. Художник может передавать разное настроение в работе, используя разнообразный наклон штриха. Также сила нажима на карандаш играет большую роль. Штрих может быть тёмным или светлым, мягким или жёстким.
В задачу штриха входит создание представления не только о контурных очертаниях объекта, но и о его объемной форме, светотеневой моделировке. Использование штрихов, различных по длине и толщине, а так же положенных в различных направлениях, помогает лепить форму, прорабатывая как целое изображение, так и отдельные его детали. Использовать штрихи можно по-разному.
(Слайд 12) О широких возможностях использования штриха свидетельствуют работа С.Н. Андрияки «Первая зелень», 2001.
(Слайд 13) Выполнение графических работ возможно при использовании еще одного выразительного средства – пятна. Пятно может получиться наложением штриховки в разных направлениях, а так же при помощи заливки плоскостей.
Используя пятно при изображении, работу, как правило, начинают с нескольких линий, определяющих основные размеры формы, после чего тоном обрабатывается один участок, второй и т. д. Тональные участки имеют определенную протяженность и отличаются по светосиле от соседних участков. Далее рисующий уточняет и конкретизирует характер пятна. Начинает рассматривать тоновые пятна не только по основным градациям – свет, тень, но и по другим, переходным градациям – полутень рефлекс и т. п. Заключительным этапом является обобщение.
О выразительности пятна в графике говорит работа «В.В. Маяковский» художника Ю.Б. Могилевского. Благодаря цельному, обобщенному пятну создается выразительный и глубоко психологический образ поэта.
(Слайд 14) Чаще всего графические работы выполняются при помощи следующего сочетания выразительных средств:
- Линия и штрих;
- Линия и пятно;
- Линия, штрих и пятно.
Использование линии и штриха присуще работам, начиная с самых ранних периодов истории искусства. Взаимно дополняя друг друга, подчеркивая выразительность каждого элемента, линия и штрих помогают определить форму и проработать ее в наиболее важных местах.
Мастера эпохи Возрождения, работавшие штрихом, прекрасно могли сочетать его с линией. Ярким примером мастерского сочетания линии и пятна являются работы художника Ю.П. Анненкова – «Портрет Эйзенштейна». Используя лишь линию и пятно, автору удалось передать и внешнее сходство с натурой и раскрыть внутреннее состояние героев.
Художник М.С. Сарьян в «Портрете поэта О. Анопяна» использует сочную, динамичную линию и не менее яркий штрих. Главным для автора является передача характера поэта. Благодаря использованию коротких штрихов, выявляется форма головы поэта, ее движение, очертание, в целом создается глубоко психологический образ.
- Физкультминутка
Проводит дежурный
- Практическая работа
Давайте попробуем с вами передать разное настроение в натюрморте при помощи использования выразительных средств графики.
- Подведение итогов
Анализ работ проводится индивидуально.
- Сообщение домашнего задания
Подобрать работы, выполненные при помощи выразительных средств графики.
- Рефлексия
Что вам запомнилось больше всего? Что не понравилось? Удалось ли вам передать настроение в работе? Если нет, то почему?
- Используемые ресурсы:
- Классификация графики: http://www.cultandart.ru/dictionary/12-grafika
- Бесчастнов Н.П. Портретная графика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Художественное проектирование текстильных изделий». – М.: ВЛАДОС, 2006. – 367 с.: ил.
- Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Художественное проектирование текстильных изделий». – М.: ВЛАДОС, 2005. – 271 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к занятию: Период казачества в селе Надежда
конспект и презентация занятия на тему:" Период казачества в селе Надежда"...
Конспект и презентация к занятию "Декоративная бабочка"
Наиболее эффективно проводить подобное занятие весной в предвкушении лета или ранней осенью по воспоминаниям о лете. Материал дает возможность придумать свое сказочное изображение, отойти от шаблона. ...
Конспект и презентация к занятию по изобразительному искусству "Художественные материалы"
Занятие по изобразительному искусству "Художественные материалы" (Живописные и графические)...
Презентация к защите педагогическо гопроекта по теме: «Возможности использование мультимедийных презентаций на занятиях иностранного языка как средства формирования языковых навыков студентов»
Презентация к педагогическому проекту была создана в рамках аттестации педагогического работника...
Презентация к занятию по изобразительному искусству "Русские художники-пейзажисты"
Презентация к занятию по изобразительному искусству "Русские художники-пейзажисты" составлена на основе информации о творчестве русских художников: И. Н. Крамского, А. К. Саврасова, И. И. Ши...