Внеклассное занятие "Природа не прощает ошибок".
план-конспект занятия (7 класс) на тему
«Природа не прощает ошибок» Цель: расширить представление детей об экологических законах; Задачи: способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей. Оформление: а) на доске – эпиграф: Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя! Е.Евтушенко б) Четыре закона экологии 1. Всё связано со всем. 2. Всё должно куда-то деваться. 3. Ничто не даётся даром. 4. Природа знает лучше. Ход занятия Вступительное слово . Воспитатель.(слайд 1) Ребята, сегодня наше занятие посвящено очень важному вопросу резко ухудшается экологическое состояние природы не только нашего района, области , но и всего мира. Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать жизни самого человека. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы подчиниться законам природы, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре. И сегодня на нашем занятии «Природа не прощает ошибок» мне хотелось услышать ваше мнение, как сохранить Землю для людей и как ей помочь.(слайд 2) Об экологии, друзья, Хотим поговорить. Ведь коль испортим мы природу, Нам трудно будет жить! Легко сказать: « Нам будет трудно..!» Подумайте сейчас: Исчезнут птицы и деревья, Не будет вас и нас! Такой всемирной катастрофы Не сможем пережить! И потому, конечно надо Природой дорожить! Воспитатель: В природе всё взаимосвязано. Поэтому то, как человек поступает по отношению к природе, должно быть всегда хорошо продуманно. Иначе он может нанести ей очень большой вред. (слайд 3) Очень нагляден пример Китая, где решили избавиться от воробьёв, потому что эти птицы после вывода птенцов собираются в огромные стаи и наносят большой ущерб сельскому хозяйству, поедая немалую часть урожая пшеницы, ячменя, проса, овса. Но люди не учли, что эта птица приносит человеку не только вред, но и пользу. Черногрудые воробьи весной и в начале лета добросовестно уничтожают на полях большую часть насекомых. Поэтому через несколько лет после поголовного уничтожения воробьев произошло катастрофическое размножение насекомых-вредителей, которые стали наносить ещё больший ущерб урожаю зерновых. Ребята, а может быть вы знаете какие-либо примеры того, что в природе всё взаимосвязано?(слайд 4) (Ответы детей.)-Один знакомый рыбак рассказал мне историю, как они ловили рыбу на берегу реки, там было много комаров и его друг сказал: «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» , на что мой знакомый рыбак, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного рыбу и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен комарами. Итак, я могу сказать что, если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди. В природе всё находится в равновесии, всё связано.Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов. (слайд 5)- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка. (слайд 6)- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит, предотвращали эпидемии. «Законы экологии». Воспитатель. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить! (слайд 7)Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске. Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах. Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди. Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить. Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её. Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы. Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?» Воспитатель. А сейчас мы проведём рейд по улицам нашего города и увидим, выполняют ли его жители экологические законы?(слайд 8) А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации ?(ответы детей) Воспитатель. Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление. Воспитатель. Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! (слайд 9)Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают? Примерные ответы детей. - Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать. - Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей. - Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город. Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами посетим дачный посёлок. (слайд 10) Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу? Примерные ответы детей. - Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт! - Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут , в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть. - Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха. Воспитатель. Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры. Ребята, сегодня к нам в гости пришли обитатели леса и они нам расскажут какой ещё вред наносит человек для природы (Выступление малышей).(слайд 11) «Как Пчелка лес спасла» В ролях: Пчелка, Бельчонок, Ёжик, Мишка , дети. Звучит музыка. На заднем плане появляется Солнышко и выполняет движения в соответствии со словами автора. Автор. Рано утром, на рассвете Теплым звонким ярким днем Солнце жаркое проснулось Потянулось, улыбнулось, Протянуло всем лучи, дотянулось до земли. И лучом цветка коснулось… Лепестки вдруг встрепенулись, Чары ночи прочь стряхнули И раскрылись сразу все, Слегка влажные в росе. Лепестки цветка открываются. Пчелка выполняет движения в соответствии со словами автора. Автор. В том цветке пчела жила, Сладким сном она спала. Всю ночь Пчелка отдыхала, Мед душистый вспоминала. Вместе с солнышком проснулась, Всей округе улыбнулась. Пчёлка: Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, мой цветочный дом! Так уютно жить мне в нём. Как красиво всё вокруг! Полечу искать подруг. Пчелка танцует среди цветов. Автор. С ели бельчонок вдруг спустился, Увидев пчелку, удивился. Выбегает бельчонок. Бельчонок: Что за дивный мотылёк, Жёлтая юбчонка, Голосочек как звонок, Шумная девчонка. Пчёлка: Я весёлая пчела. Меж цветов летаю, Мёд я собираю. Автор: Пчёлка и Бельчонок подружились, В весёлом танце закружились. Но пора опять лететь, Мир цветущий посмотреть. Пчелка и бельчонок кружатся взявшись за руки. Затем они прощаются. Бельчонок убегает, а пчелка остается. Выходит ежик с корзинкой. Пчёлка: Ой, какой колючий зверь! Ёжик: Да не страшен я, поверь, Вот хожу, грибы ищу. Наберу их, насушу. В холод чтоб не голодать И гостей чтоб угощать. Пчелка : Помогу тебе немножко И отправлюсь в путь -дорожку. Ёжик и Пчелка собирают грибы. Автор: Много грибов собрали друзья, Корзина стала тяжелая. Попрощался ёж с пчелой И пошел к себе домой. Ежик прощается с пчелкой и уходит. Пчелка машет ему на прощание. Пчелка лапой помахала И вдруг… медведя увидала! Из-за куста выходит Мишка и поет свою песенку. Пчелка: Здравствуй, Мишка, зверь лесной. Поиграй-ка ты со мной. Мишка: Уже поздно, спать пора. А играть будем с утра. Завтра все мы соберемся, Поиграем, разомнемся. Автор: Спорить с ним пчела не стала, За целый день она устала. Помахала вслед Мишутке И отправилась домой- В свой цветочек полевой. Мишка и пчелка прощаются. Мишка уходит, а Пчелка возвращается в свой цветочек и засыпает. Звучит запись пения птиц. Выходит Солнышко, приветливо улыбаясь, зевая и потягиваясь. Автор: Ночка быстро пробегает… Утро снова наступает. Звучит резкая рок-музыка. Вбегают дети, которые разводят костер, разбрасывают мусор, рвут цветы, кувыркаются и балуются. Автор: Что за шум?! Что такое? Испугались звери все. Побежали кто куда, Закрыв уши и глаза. Это люди в лес пришли: Костры у елки развели: Костры у елки развели, Цветы все поломали, Мусор накидали, Домой с криком убежали. Дети убегают. Звучит тревожная музыка. Автор: Тишина кругом. Ни звука. И не видно никого… Пчелка летает вокруг цветов, ищет зверят. Пчелка: Бельчонок, где ты? Ёжик, ау! И Мишки больше не видно в лесу. Цветочки завяли, и птицы молчат. Кто же обидел наших зверят? Входит Мишка с перевязанной лапой. Мишка: Ой-ой-ой, как больно мне, Лапку я обжёг в костре. Входит Ёжик. Ёжик: А мой домик сломали, Мою норку растоптали. Бельчонок: А я от страха вниз упала, О банки склянки костюмчик порвал. Пчела: Что же делать нам друзья? В беде и страхе жить нельзя! Надо нам дом лесной спасть, Лесных соседей выручать…(думает) Может к людям нам сходить? Все рассказать им, объяснить? Ёжик: Давайте попробуем, ребята, Сходить к людям дружно мы, А то недолго до беды. Автор: И пошли друзья вперед. Что на встрече той их ждет? Выходят дети. Лесные звери встречаются с ними. Пчёлка: Дети, посмотрите! Как вы зверям лесным вредите! Костёр обжёг Мишутке лапку, Бельчонку костюмчик порвали . Ёжик: Везде вы мусор накидали, Цветы, траву смешали, смяли. Теперь ни ягод, ни грибов, Не увидит наш народ. Мишка: С лица земли исчезнем мы, И вы останетесь одни! Бельчонок: Ни травинки, ни былинки Не увидите вокруг. Выручай, спасай планету. Ты же можешь, ты же друг! 1-й ребенок: Извините нас, зверята, Не со злом пришли ребята В лес зеленый отдыхать. Мы хотели поиграть. 2-й ребенок: Мусор весь мы соберем И на свалку увезем. Зверята и ребята убирают мусор. Автор: Дети и звери стали друзьями, И солнышко снова играет лучами. И птицы запели, Цветы расцвели. И нет во Вселенной прекрасней Земли! Звучит красивая музыка. Пчелка, Бельчонок, Ёжик, Мишка(вместе) Берегите Землю, берегите! Берегите жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях пощадите, На тропинке солнечные блики, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите! Воспитатель. Ребята скажите, что плохого сделали люди пришедшие в лес? (ответы детей). Воспитатель. Ребята, раз уж мы затронули тему мусора давайте с вами посмотрим видео посвященное мусорным свалкам, как они вредны для экологии и узнаем какая это все-таки глобальная проблема. (видео). Ребята, скажите как мы можем помочь природе и избежать таких свалок. Что бы вы сделали чтобы помочь природе?(ответы детей). Релаксация. Воспитатель: Я смотрю вы все немного устали? Предлагаю всем закрыть глаза и под звуки леса вдохнуть запах природы. (музыка звуки леса) Воспитатель. Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. Ребята, а что вы делаете чтобы защитить экологию нашего города? - (слайд 12) мы делали кормушки для зимующих птиц из бросового материала и древесины. - (слайд 13) мы ходили на святой ключ с акцией по очистке его от бытового мусора. - (слайд 14) мы регулярно наводим порядок на территории нашей школы. - (слайд 15) мы стараемся не мусорить на улице и призываем прохожих не делать этого. Работа над пословицами и поговорками. - Ребята, сейчас я хочу проверить как вы знаете пословицы и поговорки о природе и раздам вам их разрезанные , а вы их соберёте и назовете их. Аист на крыше - // мир в доме. Земля хоть и кормит, // но и сама есть просит. Жизнь дана // на добрые дела. Доброе дело // само себя хвалит. Много воды - // много травы. Растение - // земли украшение. Много леса - // не губи, мало леса - // береги, нет леса - // посади. Покорми птиц зимой, // они отплатят тебе добром летом. Не нужна соловью // золотая клетка, а нужна ему // земная ветка. Срубили кусты - // прощай птицы. Увидел скворца - // весна у крыльца. Искру туши // до пожара, отведи беду // до удара. Рощи да леса - // родного края краса. Судьба природы - // судьба Родины. Воспитатель. Молодцы все очень хорошо справились. «Убивай зверей внутри себя». Воспитатель. Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. (слайд 16) Прочитайте эпиграф к нашему занятию. Это строки поэта Евгения Евтушенко (читают). О чём говорит здесь поэт? Примерные ответы детей: - Что нужно беречь природу. - Что нельзя убивать зверей. - Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку. Воспитатель. Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери? Примерные ответы детей: - Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д. - Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке. - Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир. Воспитатель. Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу. И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе. Подведение итогов (рефлексия). Воспитатель. Беречь природу – дело каждого человека. И я надеюсь, ребята, что каждый из вас будет бережно относиться к ней. Вывешивается силуэт дерева из бумаги, на который дети наклеивают листочки определенного цвета: Зеленый – если любишь природу, знаешь и соблюдаешь правила поведения в лесу, хочешь, чтобы наша планета была цветущим садом. Жёлтый – тебя не волнует, что происходит в окружающей природе, что происходит с растениями и животными. Красный – если ты к природе относишься не бережно, не экономно, а эгоистично, берешь пример с невежественных людей, бездумно губящих природу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Природа не прощает ошибок"
Классный час посвящён законам экологии. Никакой предварительной подготовки сценарий не требует: в нём использован простой сценарный ход: учитель организовывает и направляет общение детей, расставляя н...
Викторина по правилам дорожного движения «Дорога не прощает ошибок» для учащихся 5-9 классов
В ходе мероприятия учитель может проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах, познакомить с правилами водителей велосипедов; выяснить умение пользовать...
Классный час "Природа не прощает ошибок"
Детям об экологических законах; о формировании негативной нравственной оценки нарушений в сфере природы, негативного отношения к безответственному отношению к природе; пропаганда экологических идей....
Классный час «Природа не прощает ошибок»
Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в...
Природа не прощает ошибок
Конспект занятия об экологических законах природы, гуманного отношения к ней, пропаганда экологических идей....
Классный час "Природа не прощает ошибок"
Для учащихся 9 класса....
классный час природа не прощает ошибок
классный час о бережном отношении к природе...