Детская образовательная программа "Лидер"
рабочая программа на тему
Образовательная программа "Лидер" дает дополнительную возможность создания благоприятных условий для поддержки лидерских качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 102.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нет такого человека, который не смог бы
значительно развить свои способности к лидерству,
немного поразмыслив над этим и попрактиковавшись.
Лорд Слим
Перед детьми – широкая и длинная дорога жизни. В ней будет все: успехи и неудачи, победы и поражения, радости и горести, любовь и разочарования – словом, все то, что и составляет полнокровную человеческую судьбу. И, конечно, каждому хочется, чтобы в жизни было больше успешности, побед, любви, хочется прожить жизнь счастливо и ярко.
Это зависит от многих обстоятельств, но главное – от самих ребят, от их желания, старания, способностей, от умения правильно выбрать решения, особенно в переломные моменты жизни. Они должны не просто иметь багаж знаний, а уметь применять его, уметь работать в коллективе.
Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими качествами личности должен обладать настоящий лидер? Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели; настойчив, умеет разумно рисковать. Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу; инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим; психически устойчив, не дает увлечь себя нереальными предложениями; хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям, самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи, требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу; критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны; надежен, держит слово, на него можно положиться; вынослив, может работать даже в условиях перегрузок; восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами; стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальной ситуации; оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам; решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя; способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать, и подбодрить.
Образовательная программа «Лидер» предоставит дополнительную возможность создания благоприятных условий для развития и поддержки лидерских качеств одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Анализ сборников образовательных программ Министерства образования Российской Федерации для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ по детскому творчеству социально –педагогической направленности а так же сборников образовательных программ лауреатов Всероссийских конкурсов авторских программ показал:
- что они не в полной мере учитывают потребности детей среднего и старшего школьного возраста в сфере формирования лидерских качеств личности
2. что созданные в последние годы программы по развитие лидерских качеств, имеют в основном социально- педагогическую направленность.
При составлении данной программы учитывался следующий опыт работы:
- Авторская образовательная программа «Школа Лидера», автор – Шевцова С. Н., 2008г.
- Авторская программа «Познай себя. Реализуй себя. Утверждай себя», автор Г.К. Селевко, 2007г.
При составлении программы «Лидер» использованы теоретические и практические материалы известных педагогов: Битяновой Н.Р., Пономоренко Л.П., Белоусовой Р.В., Дереклеевой Н.И., Савченко М.Ю.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Изменения, происходящие в социально-экономической среде, поставило общество перед решением многих важных проблем. Одной из них является развитие социальной активности, формирование самостоятельности мышления и деятельности личности.
Россия в наше время нуждаются в новом поколении активистов, людей обладающих стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Особую актуальность и остроту приобрела задача подготовки лидеров, стимулирование их организаторской деятельности.
Актуальность образовательной программы «Лидер» состоит в том, что позволяет параллельно решать задачи нескольких Государственных программ и приоритетных направлений.
В рамках государственной программы по профильному обучению, данная образовательная программа помогает воспитанникам определиться в выборе будущей профессии. Приобретая навык организационной работы, каждый ребенок получит не только уверенность в своих силах, но и возможность иметь дополнительную профессию (журналист, актер, диктор, историк-краевед), что немаловажно для самостоятельной взрослой жизни.
Образовательная программа при разработке опиралась на Федеральную целевую программы «Дети России», созданную по распоряжению Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. № 79-р., которая включает в себя подпрограмму «Одаренные дети». Цель данной подпрограммы - обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его нужно организовать, и это необходимо сделать в процессе воспитания и обучения. Важно, чтобы подростки владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешной жизни.
Система дополнительного образования может помочь в решении проблемы, разнообразить деятельность детей на добровольных началах, на основе личных интересов и внутренних побуждений, это способствует развитию лидерских навыков.
Цель и задачи образовательной программы дополнительного образования детей
Цель: выявление, развитие и поддержка лидерских качеств детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Задачи
- Образовательные
способствовать формированию: лидерских качеств, навыков руководства и умений руководить, социальной и коммуникативной культуры, способности к рефлексии.
- Развивающие
способствовать развитию: аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости; умения самокритичного отношения к себе.
- Воспитательные
создать условия для: нравственного становления обучающихся, мотивации к социально значимой деятельности, активизации ученического самоуправления, создания благоприятного психологического климата снижения уровня тревожности в детском коллективе.
Отличительные особенности
Правильно организованное воспитание формирует нравственный опыт, который влияет на развитие личности. Поэтому в процессе обучения активно используется социально- педагогический материал, направленный на формирование нравственности и патриотичности воспитанников.
Содержание программы «Лидер» дает возможность развиваться личности ребенка в практической деятельности – воспитанники приобретают конкретные организаторские умения и навыки.
Возраст детей
Образовательная программа «Лидер» адаптирована и рассчитана на социально- педагогические, методологические, лингвистические аспекты обучения, развития и воспитания детей среднего и старшего школьного возраста.
В соответствии с санитарными нормами и требованиями к образовательным программам в системе дополнительного образования детей учитывается учебная нагрузка для детей среднего и старшего школьного возраста. Это возраст перехода от детства к юности.
Критериями среднего и старшего школьного возраста являются:
а) Осознание телесности: желание физического риска.
б) Психомоторное развитие: способность контроля экспрессии и умение экспрессивно выражать свои чувства, действия.
в) Социализация: чувство взрослости, личностное общение со сверстниками, группировки, внеучебная деятельность.
г) Эмоциональная сфера: формирование социальных чувств (дружбы, верности) и самоотношения.
д) Мотивация: перестройка интересов, самопознание: «Кто я?».
е) Воля: дисциплинированность, ответственность, стремление к сопротивлению, напряжению, волевому преодолению.
ж) Познавательная сфера: интерес к собственной личности, самопознание.
з) Речевая деятельность: подростковый сленг, вязкость, ригидность дискуссий, споров, подражание взрослым.
и) Я-образ: Я → сверстник (самопознание себя путем сравнения себя и сверстника).
к) Деятельность: личностно-эмоциональное общение со сверстниками.
Сроки реализации образовательной программы дополнительного образования детей
Год обучения | Периодичность в неделю | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год |
1 год обучения | 3 раза в неделю | 9 часов (6 часов групповое обучение, 3 часа индивидуальное) | 324 часа (216+108) |
2 год обучения | 3 раза в неделю | 9 часов(6 часов групповое обучение, 3 часа индивидуальное) | 324 часа (216+108) |
Образовательная программа рассчитана на два года реализации.
В группы первого года обучения принимаются все желающие. Специального отбора не проводится. В группы второго года переводятся воспитанники успешно прошедшие тестирование по итогам первого года обучения, могут поступать и вновь прибывшие, после специального тестирования и опроса, при наличии определенного уровня общего развития и интереса.
Безусловно, учесть все особенности детей при организации учебной деятельности трудно. Но ориентироваться педагогу и учитывать, что в учебной группе присутствуют дети с самыми разными, часто противоположными физиологическими, психическими и психологическими характеристиками, необходимо.
Формы и режимы занятий
Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников:
- Деловые и ролевые игры.
- Упражнения на взаимодействия в группе.
- Тренинги.
- Творческие задания.
- Конкурсы (участие в районных, областных и всероссийских, международных).
- Проигрывание ситуаций.
- Дискуссии.
- Моделирование.
- Проектирование.
- Встречи со специалистами и интересными людьми.
- Экспресс тесты и опросы.
- КТД.
- Беседы.
Поскольку программа направлена на обучение детей среднего и старшего школьного возраста, то необходимо отметить следующие принципы организации обучения:
- Принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса и включающим в себя любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; оптимистическую веру в ребенка, сотрудничество, мастерство общения.
- Принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний. Такое многоканальное восприятие дает возможность лучше узнать себя самого, что с одной стороны порождает массу вопросов, а с другой, позволяет найти способы решения ранее выявленных проблем, открывая тем самым путь к собственному развитию.
- Принцип открытого общения. Педагог сообщает обучащимся о чувствах, мыслях, ощущениях, которые вызывает у него тот или иной процесс или явление. Такая открытость способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь ребят в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха.
- Принцип природосообразности – необходимо учитывать природные задатки ребенка, и, опираясь на них, создавать максимально благоприятные условия для выявления способностей.
- Принцип психологической комфортности, предполагающий охрану и укрепление психологического здоровья ребенка.
- Принцип систематичности, т.е. наличие единых линий развития и воспитания.
Программа «Лидер» предполагает подготовку воспитанников к социально значимой роли: граждан России, лидеров школы и района, руководителей своей жизни. Обучение по образовательной программе «Лидер» представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, в ходе которых воспитанники будут анализировать и моделировать различные ситуации, высказывать и защищать свою и коллективную точки зрения, участвовать в дискуссиях и обсуждениях. В ходе занятий дети самостоятельно или при помощи педагога могут выявить свои слабые и сильные стороны, склонности и возможности.
Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом указанных принципов, поставленной цели, выделенных задач образовательной программы возраста воспитанников.
Деловые и ролевые игры (например, деловая игра «Издательство», деловая игра «Выборы», ролевая игра «Остров») учат обучающихся анализировать и оценивать человеческие взаимоотношения, в разрешении которых существенно не только правильное решение, но и поведение, интонация, мимика и т.д. Опыт проведения ролевых игр показывает, что они способствуют расширению поведенческого диапазона детей, способствуют развитию уверенности в себе, интеллектуальному развитию.
Между практическими блоками организуется беседа и дискуссия. Выбор вопросов и тем осуществляется в зависимости от содержания пройденного материала и перспективных тем. Беседа может проводиться в начале раздела, в виде введения в изучаемый вопрос (например, «Правила поведения во время экскурсий») или в качестве обобщающего этапа на заключительных занятиях по разделам программы («Достоинства недостатки деятельности детской организации»). Наиболее продуктивными являются те занятия, которые сочетают в себе беседу/дискуссию (не более 10-15 минут) и практическую деятельность с демонстрацией практических приемов деятельности.
Защита творческих заданий проводится с целью развития коммуникативных умений и навыков (выступать, мыслить быстро и аргументировано). Применяться данная форма может нечасто, но обязательно, так как формирует навыки открытого общения и умения применять полученные знания на практике в новой ситуации.
Проектирование и моделирование реализуются с целью создания условий воспитанникам для выдвижения, развития и реализации творческой идеи. Как индивидуальной, так и групповой. В рамках данной программы обучающиеся разработали и реализовали долгосрочный творческий проект «Лидер».
Конкурс позволяет решить совокупность задач, ориентированных на определение степени усвоения достаточно большого содержания сразу нескольких тем или разделов. Данная форма проведения предполагает игровые элементы: команда, жюри, зрители и др. Конкурс внутри творческого объединения направлен на реализацию «Я-образа» через соперничество, самопознание себя путем сравнения себя и сверстника Результативность участие в районных, областных и всероссийских, международных конкурсах позволяет реализовать «ситуацию успеха».
Коллективно-творческое дело (КТД) основное средство сплочения коллектива, совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. КТД ориентировано на развитие фантазии и творческих способностей детей. В рамках данной программы были организованны и проведены КТД «Новый год».
Кроме уже названных форм проведения учебных занятий целесообразно проводить упражнения на взаимодействия в группе, тренинги, встречи со специалистами и интересными людьми.
Первый год обучения (базовый уровень)
Занятия в группах первого года обучения носят подготовительный характер, дают общие знания об истории родного края, журналистики, учат работе в коллективе. Включает в себя формирование творческого объединения, диагностику личности каждого участника, распределение социальных ролей внутри объединения. Воспитанники изучают себя, свои способности, вводятся психологические тесты. Погружение в разнообразную деятельность, направленную на достижение поставленной цели и решения педагогических задач с опосредованным использованием методов, форм, средств реализации образовательной программы. Анализ и самоанализ проделанной работы.
Второй год обучения ( основной лидерский уровень)
Второй год обучения дает возможность воспитанникам проявить себя, приобретенные навыки, проявить свои способности. Подведения итогов работы. Выбор каждого из воспитанников объединения приоритетного направления дальнейшей деятельности. Участие в избирательной кампании в органы самоуправления.
Организация деятельности детей на занятии:
- индивидуальная;
- групповая.
Индивидуальное обучение направлено, с учетом общих требований, на написание проекта с обучающимися и рассчитана на участие в муниципальном этапе областного конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI века» и др. конкурсах.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа. Один час учебного занятия равен 45 минут, перемена между занятиями 10 минут. Итого I четверть 81 час (54 часа групповые занятия, 27 часов индивидуальные); 9 часов осенние каникулы. II четверть 63 часа (42 часа групповые занятия, 21 час индивидуальные). III четверть 90 часов (60 часов групповые занятия, 30 часов индивидуальные); IV четверть 72 часа (48 часов групповые занятия, 24 часа индивидуальные).
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Чтобы убедиться в прочности полученных знаний и умений, эффективности обучения по экспериментальной образовательной программе «Лидер» проводятся три вида контроля:
- текущий контроль – декабрь (тест, педагогическое наблюдение практических умений, творческая работа, деловая (ролевая) игра
- итоговый контроль – апрель (коллективно-творческое дело, беседа, проект).
Предполагаемый результат
Закончив обучение по образовательной программе «Лидер», воспитанник становится членом общества, готовым к самостоятельной жизни, к решению самых сложных социальных проблем на его жизненном пути.
Ключевые навыки и умения, формируемые у воспитанников в ходе реализации данной программы:
- Аналитические (умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные из них, делать собственные выводы и заключения).
- Проектировочные (умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять выбор целей и механизмов их достижения).
- Коммуникативные (умение работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы).
- Рефлексивные (умение осуществлять «самонаблюдение», выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития).
- Исследовательские (умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и др.).
Перечень знаний и умений, которыми должны овладеть воспитанники
1 год обучения
В конце первого года обучения обучающийся должен знать:
- историю города Миньяр, Челябинской области;
- особенности работы журналиста;
- основы публичного выступления;
- методику работы над коллективно-творческим делом;
- основы актерского мастерства.
В конце первого года обучения обучающийся должен уметь:
- составлять генеалогическое древо;
- разбираться в жанрах журналистики;
- владеть навыками публичного выступления;
- составлять экскурсии (заочные и виртуальные);
- владеть навыками словесного действия;
- владеть основными навыками оформления выставок;
- работать в команде.
2 год обучения
В конце второго года обучения обучающийся должен знать:
- понятия «информация» и виды информации;
- историю появления детских организаций в России;
- понятия музейного дела;
- содержание понятия «конфликт» и пути разрешения;
- основы этики и делового общения.
В конце второго года обучения обучающийся должен уметь:
- работать с разными источниками информации;
- развивать навыки управления эмоциями, самооценки, взаимодействия;
- разрешать конфликты мирным путем, идти на компромисс;
- создавать мультимедийные презентации.
- основные термины избирательного права;
- основные этапы создания проекта;
- основные качества лидера;
- законы, регулирующие школьную жизнь;
- методики организации и проведения мероприятий.
- использовать приобретенные умения и навыки в практической деятельности и реальной жизни: участие в школьных общественных организациях, оценки собственной точки зрения в качестве гражданина РФ;
- руководить процессом работы над проектом;
- уметь работать в команде.
Формы подведения итогов
Проведение ребятами рефлексии, мероприятий, тренинговых занятий, презентаций, защита творческих работ, рефератов по определенным темам, тестирование.
Методическое обеспечение программы
Последние десятилетия принесли с собой общее ускорение темпов общественной жизни, обвальный рост потока информации, а с ними и необходимость постоянного обновления знаний, ориентаций и установок личности.
В этих условиях успешность формирования личности ребёнка главным образом определяется тем, в какой мере она способна к творческому развитию и саморазвитию. Особенно важно обеспечить на данном этапе удачное начало жизни детей через учебные занятия в детском творческом объединении по интересам.
Классификация учебных занятий (по основной дидактической цели)
(П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко)
- Вводное учебное занятие (начало учебного года, раздела, темы).
- Учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
- Учебное занятие по закреплению знаний и способов действий.
- Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности.
- Систематизация и обобщение знаний.
- Учебное занятие по контролю, оценке и коррекции.
Классификация учебных занятий
по основному методу (форме) проведения
(Г.К. Селевко)
- Беседа.
- Лекция.
- Экскурсия.
- Видео-занятие.
- Самостоятельная работа обучающихся.
- Лабораторная работа обучающихся.
- Практическая работа обучающихся.
- Сочетание различных форм учебных занятий.
- Нетрадиционные.
Основные методы
- Обучения (монологический, диалогический, алгоритмический, показательный).
- Преподавания (объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный).
- Учения (репродуктивный, исполнительский, поисковый, проблемный).
- Воспитания (убеждения, упражнения, личный пример).
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- Создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- Проведение психологического тестирования с целью выявления направленности личности;
- Побуждение творческого воображения учащихся к практической и творческой деятельности;
- Применение индивидуальных групповых и массовых форм обучения.
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации экспериментальной образовательной программы «Лидер» имеются: помещение для занятий (общая площадь – 16 кв.м.), Иимеется возможность доступа к компьютерной технике, Интернету.
Для организации образовательного процесса используется богатый методический материал, наработанный за 2007-2014 годы.
Стенд переносной – 1 шт.. Карточки с тестами “Я – лидер” – 15 шт., “Лидер ли я?” – 15шт.
,“Шары” – 15 шт., Комплект дисков с записями современных мелодий., Ножницы – 15 шт., Клей ПВА – 7 шт., Цветной картон – 10 шт., Цветная бумага – 10 шт., Маркеры – 15 шт., Текст Конвенции о правах ребёнка – 10 шт.
Учебно- тематический план 1 год обучения
№ | Темы занятий | Кол-во часов | ||
Всего | В том числе | |||
Теория | Практика | |||
I четверть | ||||
1. | Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. | 3 | 1 | 2 |
2. | «Познаем» Я и мой край | 51 | 18 | 33 |
2.1. | История моей семьи: история фамилии | 21 | 6 | 15 |
2.2. | История Миньяра . Введенская церковь. | 6 | 3 | 3 |
2.3. | Миньяр в годы Великой Отечественной войны. Герои-земляки | 6 | 3 | 3 |
2.4. | Современный Миньяр | 15 | 3 | 12 |
2.5. | Экскурсия в музей | 3 | 3 | - |
3. | Индивидуальное обучение (работа над проектом) | 27 | 6 | 21 |
Итого: | 81 | 25 | 56 | |
4. | Осенние каникулы | 9 | 9 | |
II четверть | ||||
5. | Дорога общения | 42 | 15 | 27 |
5.1 | Понятие «Лидер», качества. | 6 | 3 | 3 |
5.2 | Лидер и его команда. | 12 | 3 | 9 |
5.3 | Общение как одна из основных ценностей человека | 12 | 3 | 9 |
5.4 | Конфликты и пути их разрешения. | 6 | 3 | 3 |
5.5 | Этика и культура делового общения | 6 | 3 | 3 |
6. | Индивидуальное обучение (работа над проектом) | 21 | 6 | 15 |
Итого: | 63 | 21 | 42 | |
III четверть | ||||
7. | «Играем» Игровая гавань | 60 | 18 | 42 |
7.1 | Основы публичного выступления | 30 | 9 | 21 |
7.2 | Коллективно-творческое дело: методика организации и проведение | 30 | 9 | 21 |
8. | Индивидуальное обучение(работа над проектом) | 30 | 12 | 18 |
Итого: | 90 | 30 | 60 | |
9. | Весенние каникулы | 9 | 9 | |
IV четверть | ||||
10. | «Творим» Оформительский причал | 48 | 15 | 33 |
10.1 | Основы журналистского мастерства | 18 | 3 | 15 |
10.2 | Фотография | 12 | 3 | 9 |
10.3 | Стенгазета: специфика жанра | 6 | 3 | 3 |
10.4 | Выставки: виды и основы оформления | 6 | 3 | 3 |
10.5 | Школьная газета: распределение обязанностей и | 6 | 3 | 3 |
11. | Индивидуальное обучение (работа над проектом) | 24 | 6 | 18 |
Итого: | 72 | 21 | 51 | |
Всего: | 324 | 97 | 227 |
Содержание образовательной программы дополнительного образования детей 1 года обучения
1. Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. (3 часа)
Теоретические знания: Знакомство с группой. Правила поведения в кабинете, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг.
Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный. Беседа с детьми, прием сравнения.
Форма проведения: беседа, тестирование.
Форма подведения итогов: рефлексия.
2. Я и мой край (51час)
2.1 История моей семьи: история фамилии (21 час)
Теоретические знания: Что такое семья? История появления фамилий. История известных фамилий. Основные понятия в семейной иерархии. История семейных отношений в России. Что такое родословная. Генеалогическое древо.
Примерные темы занятий: НРК «История моей фамилии», «Родственники», «Генеалогическое древо моей семьи», «История фамилий известных людей» и т.д.
Практическая деятельность: изучение родственных связей в семье, составление генеалогического древа
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа.
Форма проведения: беседа в сочетании с практической работой. Составление генеалогического древа.
Форма подведения итогов: рефлексия.
Материал: краски, карандаши, ножницы, цветная бумага, картон.
2.2 История Миньяра. Введенская церковь. (6 часов)
Теоретические знания: НРК история города Миньяр, памятники природы и архитектуры, история возникновения Введенского Храма Пресвятой Богородицы.
Практическая деятельность: работа с источниками по теме, творческие работы
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа с детьми и др.
Форма проведения: беседа, практическая работой, виртуальная экскурсия.
Форма подведения итогов: защита творческих работ. Материал: краски, карандаши, ножницы, картон.
2.3 Миньяр в годы Великой Отечественной войны. Герои - земляки. (6 часов)
Теоретические знания: Миньяр в годы Великой отечественной войны, работа в тылу..
Примерные темы занятий: «Наши земляки»,
Практическая деятельность: подбор материала по теме, работа в городском музее, мини- исследовательская работа
Методы и приемы: словесный, наглядный игровой, беседа с детьми и др.
Форма проведения: беседа в сочетании с игровой деятельностью
Форма подведения итогов: защита работ.
Материал: бумага, карточки с заданиями, презентация
2.4 Современный Миньяр (15часа)
Теоретические знания: современный Миньяр: культурные памятники. Заочная экскурсия по улицам Миньяра.
Примерные темы занятий: «Карьер»,НРК «Заочная экскурсия по улицам нашего города», «Ими городится Миньяр»
Практическая деятельность: экскурсия по городу, составление презентации
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа
Форма проведения: заочная экскурсия «Страницы нашей истории»
Форма подведения итогов: рефлексия.
Материал: литература по теме, словарь, компьютер
2.5 Экскурсия в городской музей (3 часа)
Практическая деятельность: экскурсия в музей
Методы и приемы: словесный, наглядный.
Форма проведения: рассказ, беседа
Форма подведения итогов: творческая работа «Мои впечатления»
3.Индивидуальное обучение (27 часов)
Постановка проблемы исследования, предварительный выбор темы исследования. Ознакомление с основами выбранной науки. Термины и понятия, используемые в курсе. Структура учебно-исследовательской деятельности.
4. Осенние каникулы (9 часов)
Игры, викторины, конкурсы, экскурсии.
5. Дорога общения (42 часа)
5.1 Понятие «Лидер»
Теоретические знания: понятие «Лидер», основные качества лидера, «Команда», работа в группе, НРК «Челябинская область»
Практическая деятельность: работа с методической и справочной литературой, тренинги
Методы и приемы: словесный, наглядный, беседа.
Форма проведения: беседа в сочетании с практической работой.
Форма подведения итогов: рефлексия.
Материал: справочная литература, интернет.
5.2 Лидер и его команда
Теоретические знания: понятие «лидер», «команда», качества лидера, взаимоотношения лидера и его команды.
Примерные темы занятий: «Понятия «лидер», «Разбуди в себе лидера», «Скромность – достоинство королей», «Лидер – человек действия», «Лидер и доверие», «Ключи к успехи: стремление к самосовершенствованию», «Развитие навыков принятия и исполнения решений»
Практическая деятельность: игра
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа.
Форма проведения: тренинг «Развитие навыков общения»
Форма подведения итогов: рефлексия.
Материал: методическая литература, раздаточный материал
5.3 Общение как одна из основных ценностей человека
Теоретические знания: понятие «общение», «собеседник». Виды общения
Примерные темы занятий: «Основы публичного выступления», «Ораторское искусство», «Культура речи и правила русской орфоэпии», «Виды общения» и т.д.
Практическая деятельность: беседа, практическая работа в группах
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа.
Форма проведения: беседа в сочетании с практической работой.
Форма подведения итогов: защита творческих работ
Материал: методическая литература, компьютер
5.4. Конфликты и пути их разрешения.
Теоретические знания: понятие конфликта, виды конфликта, конфликт и пути их разрешения.
Примерные темы занятий: «Барьеры и общении», «Искусство спора», «Виды конфликтов», «Стили разрешения конфликтов», НРК «Южный урал»
Практическая деятельность: игра
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа.
Форма проведения: тренинг «Развитие навыков самооценки»
Форма подведения итогов: рефлексия.
Материал: методическая литература, интернет, раздаточный материал.
5.4. Этика и культура делового общения
Теоретические знания: понятия «этика», «деловое общение», специфика и требования к форме делового общения
Примерные темы занятий: «Понятия «этика», «Деловое общение»
Практическая деятельность: подбор необходимого материла по теме «Я будущий президент»
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа.
Форма проведения: Итоговое занятие «Я - будущий президент»
Форма подведения итогов: рефлексия.
Материал: методическая литература, сценарий.
6. Индивидуальное обучение (21 час)
Объект и предмет исследования. Методы исследования и их выбор. Разработка плана исследования. Определение информационного запроса. Основные источники получения информации
7. Игровая гавань (60часов)
7.1 Основы публичного выступления
Теоретические знания: основы публичного выступления, ораторское искусство, культура речи, основы актерского мастерства, импровизация, аксессуары актера, разработка сценария, музыкальное сопровождение
Примерные темы занятий: «Основы публичного выступления», «Постановка голоса», «Ораторское искусство», «Культура речи и правила русской орфоэпии», «Основы актерского мастерства», НРК «Областные театры» и т.д.
Практическая деятельность: подготовка к выступлению, подбор интонации, публичное выступление на заданную тему
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа.
Форма проведения: беседа в сочетании с практической работой.
Форма подведения итогов: защита творческой работы
Материал: методическая литература, компьютер, презентация
7.2 Коллективно- творческое дело: методика организации и проведение
Теоретические знания: коллективно-творческое дело, методика организации творческого дела. Инструкции по технике безопасности.
Примерные темы занятий: «Я - актер: основы актерского мастерства. Выбор амплуа», «Компоненты поведения интонация, мимика, жесты», «Проявление характера персонажа в общении», «Импровизация», «Разработка сценария: этапы работы», «Художественное решение», «Музыкальное сопровождение: передача настроения музыкой», НРК «Азбука города»
Практическая деятельность: работа над ролью-заданием, проведение коллективно- творческого дела
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа.
Форма проведения: итоговое занятие «Мой первый сценарий»
Форма подведения итогов: рефлексия.
Материал: методическая литература, сценарий, костюмы, декорации.
8. Индивидуальное обучение (30 часов)
Освоение общих навыков работы с литературой. Знакомство с правилами работы в библиотеках. Сбор материала по теме исследования. Работа в библиотеке. Поиск информации в Интернет.
9. Весенние каникулы (9 часов)
Игры, викторины, конкурсы, экскурсии.
10. Оформительский причал (40 часов)
4.1. Основы журналистского мастерства (18 часов)
Теоретические знания: основы журналистики. Права и обязанности журналистов. Издательское дело. Планирование работы редакции, жанры журналистики.
Примерные темы занятий: «Я - журналист», «Планирование работы журналиста и редакции», «Стили оформления газет», «язык журналистики», «Основные жанры журналистики», «Интервью», НРК «Ветераны города Мигьяр»
Практическая деятельность: сбор информации к выпуску, разработка цветового решения газеты, творческая работа «Первые шаги», выпуск приложения к школьной газете
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа.
Форма проведения: беседа в сочетании с практической работой. Интервью «Я- Миньярец»
Форма подведения итогов: рефлексия.
Материал: методическая литература, словарь, компьютер.
10.2 Фотография
Теоретические занятия:
Жанры фотографии и их специфика.
Практические занятия:
Детское фотоателье - съемки портретов кружковцев для последующих работ.
Натюрморт и макросъемка. НРК фото природы города Миньяр.
Методы и приемы:
Экскурсия на выставку. Съемки пейзажа и репортажа.
Форма подведения итогов:
Отбор и обработка снимков на компьютере.
Обработка, работа с подборками из архива.
Оформление фотоэтюдов в разных жанрах.
10.3. Стенгазета: специфика жанра
Теоретические знания: Правила оформления стенгазеты, художественное решение.
Примерные темы занятий: «Школьная стенгазета», «Оформительская деятельность», «Творческая лаборатория» и т.д.
Практическая деятельность: выбор цветового решения, подбор шрифтов, выпуск тематической стенгазеты
Методы и приемы: словесный, наглядный, беседа.
Форма проведения: практической работой.
Форма подведения итогов: выпуск стенгазеты
Материал: краски, карандаши, ножницы, методическая литература.
10.4 Выставки: виды и основы оформления
Теоретические знания: методика организации выставок, выбор темы, композиционные правила построения, учет законов цветоведения, организация выставок из природного материала, организация тематических выставок.
Примерные темы занятий: «Методика организации выставки», «Выставка поделок из природного материала», «Тематические выставки»
Практическая деятельность: оформление выставки
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа.
Форма проведения:
Форма подведения итогов: оформление выставки
Материал: методическая литература, экспонаты.
10.5 Школьная газета (10 часов)
Теоретические знания: Специфика школьной газеты, подбор информации,
Примерные темы занятий: «Школьная газета: о чем пишем?», «Школьная газета», ролевая игра «Издательство»
Практическая деятельность: подбор информации, выпуск номера школьной газеты
Методы и приемы: словесный, наглядный, беседа.
Форма проведения: беседа в сочетании с практической работой.
Форма подведения итогов: рефлексия
Материал: словарь, тематическая литература, компьютер, статьи
11. Индивидуальное обучение (24 часа)
Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов: сводные таблицы, диаграммы, схемы. Формы предоставления исследовательских работ.
Учебно- тематический план 2 года обучения
№ | Темы занятий | Кол-во часов | ||
Всего | В том числе | |||
Теория | Практика | |||
I четверть | ||||
1. | Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. | 3 | 1 | 2 |
2. | «Познаем» Познавательный риф | 51 | 12 | 39 |
2.1. | Познай и реализуй себя | 51 | 12 | 39 |
3. | Индивидуальное обучение(работа над проектом) | 27 | 6 | 21 |
Итого: | 81 | 19 | 62 | |
4. | Осенние каникулы | 9 | 9 | |
II четверть | ||||
5. | «Творим» Праздник | 42 | 12 | 30 |
5.1 | Публичные выступления | 42 | 12 | 30 |
6. | Индивидуальное обучение (работа над проектом) | 21 | 3 | 18 |
Итого: | 63 | 15 | 48 | |
III четверть | ||||
7. | «Лидер» Конкурс | 60 | 12 | 48 |
7.1 | Подготовка к конкурсу «Лидер» | 60 | 12 | 48 |
8. | Индивидуальное обучение (защита проекта) | 30 | 6 | 24 |
Итого: | 90 | 18 | 72 | |
9. | Весенние каникулы | 9 | 9 | |
IV четверть | ||||
10. | «Играем» Остров права | 48 | 18 | 30 |
10.1 | Законы по защите прав детей | 15 | 6 | 9 |
10.2 | Законы, регулирующие школьную жизнь (образование) | 15 | 6 | 9 |
10.3 | Избирательное право в школе: выборы | 18 | 6 | 12 |
11. | Индивидуальное обучение (защита проекта) | 24 | 6 | 18 |
Итого: | 72 | 24 | 48 | |
Всего: | 324 | 76 | 248 |
Содержание образовательной программы дополнительного образования детей 2 года обучения
1 Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ.(3 часа)
Теоретические знания: Знакомство с группой. Правила поведения в кабинете, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг.
Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный. Беседа с детьми, прием сравнения.
Форма проведения: беседа, тестирование.
Форма подведения итогов: рефлексия.
2.Познавательный риф (51час)
2.1. Познай и реализуй себя
Теоретические знания: понятие «личность», «воображение», «характер», «темперамент», «эмоции»
Примерные темы занятий: «Вы - личность», «Дайте волю воображению», «Воля и самостоятельность», «Решение проблем», «Мир эмоций», «Общение: необходимость и роскошь», «Шансы стать генералом», «Без конфликтов не бывает», «Правила делового общения», «К своей социальной зрелости», «Будь уверен в себе», НРК «Мой город – моя судьба», «Природа и архитектура Миньяра»
Практическая деятельность: работа с методической и справочной литературой, тренинги
Методы и приемы: словесный, наглядный, беседа.
Форма проведения: беседа в сочетании с практической работой.
Форма подведения итогов: рефлексия.
Материал: справочная литература, интернет.
3. Индивидуальное обучение (27 часов)
Научное исследование и его уровни. Виды исследовательских работ. Основные понятия учебно-исследовательской работы. Общая схема хода научного исследования. Этапы работы в рамках научного исследования.
4. Осенние каникулы. (9 часов)
Игры. Викторины. Конкурсы. Экскурсии.
5. Праздник
Теоретические знания: коллективно-творческое дело, методика организации творческого дела. Инструкции по технике безопасности.
Примерные темы занятий: «Разработка сценария: этапы работы», «Художественное решение», «Музыкальное сопровождение». «Выбор костюмов». «Декорации».
Практическая деятельность: работа над ролью-заданием, проведение коллективно- творческого дела
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа.
Форма проведения: итоговое занятие «Поздравление с праздником»
Форма подведения итогов: рефлексия.
Материал: методическая литература, сценарий, костюмы, декорации.
6. Индивидуальное обучение (21 час)
Составление плана проектной работы. Работа с научной литературой в целях накопления материала по проблеме. Поиск информации в Интернет. Опытно-экспериментальная работа.
7. Конкурс
7.1 Подготовка к конкурсу «Лидер»
Теоретические знания: Становление гражданской позиции молодежи.
Примерные темы занятий: «Моя гражданская позиция». «Я и мое общественное объединение». «Социальный проект». Эссе. НРК «Я родился и вырос в Миньяре», «Миньярские посиделки»
Практическая деятельность: работа над презентациями, фильмами.
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа.
Форма проведения: участие в муниципальном этапе областного конкурса
лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI века»
Форма подведения итогов: рефлексия.
Материал: методическая литература, сценарий
8. Индивидуальное обучение (30 часов)
Обработка результатов исследования. Оформление результатов исследования: сводные таблицы, диаграммы, схемы. Оформление проекта. Особенности языка и стиля проекта. Написание основной части работы, её введения и заключения. Написание основной части работы, её введения и заключения.
9. Весенние каникулы. (9 часов)
Игры. Викторины. Конкурсы. Экскурсии.
10. Остров права (48 часов)
10.1. Закон по защите прав детей
Теоретические знания: знакомство с законом по защите прав детей в РФ и в мире, гражданское право
Примерные темы занятий: «Декларация прав о защите детей», «Что мы знаем о Конвенции», импровизированная игра «Суд идет», дискуссия «Защита прав детей в России», НРК «Миньярское городское поселение»
Практическая деятельность: подбор материала для творческой работы, оформление и защита творческой работы «Думай, решай, действуй!»
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа.
Форма проведения: беседа, творческая работа
Форма подведения итогов: рефлексия.
Материал: методическая литература, словарь, Интернет-ресурсы
10.2. Законы, регулирующие школьную жизнь
Теоретические знания: устав СДЮТиЭ, детской организации, законы школы, правила поведения.
Примерные темы занятий: «Главный школьный документ - устав», «Наши права и обязанности», «Правила поведения в школе», «Нужна ли школьная форма?», «Как наказать нарушителей»
Практическая деятельность: творческая работа, разработка законов детского объединения
Методы и приемы: словесный, наглядный, беседа.
Форма проведения: практическая работа.
Форма подведения итогов: рефлексия
Материал: методическая литература, словарь, Интернет-ресурсы
10.3. Избирательное право в школе
Теоретические знания: Избирательное право, локальные акты, положение по избиркому, права и обязанности членов избирательной комиссии.
Примерные темы занятий: «Законы о выборах», «Мы выбираем, нас выбирают…», «Работа избирательной комиссии», «Агитационная кампания кандидата: победит лучший!», «Избирательная комиссия: должности и обязанности», «Кандидат и его команда», НРК «Ветераны ВОВ и труженики тыла»
Практическая деятельность: участие в выборах в СДЮТиЭ;
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа.
Форма проведения: викторина, участие в выборах в СДЮТиЭ
Форма подведения итогов: защита
Материал: методическая литература, интернет-ресурсы, справочная литература.
11. Индивидуальное обучение (24 часа)
Предоставление результатов проектной работы. Работа с речью, формирование ощущения уверенности и стремления к успеху. Выступление.
Список литературы
- Антонов В.В. Изучаем права человека. - М.: Вита - Пресс, 2006. – 324с.
- Бабушкин А.В. Как подростку защитить свои права? - М.: Сам себе адвокат, 2004. – 86с.
- Заика З.В., Сукова Е.Н., Пащенко С.В. Программа деятельности школьного клуба старшеклассников «Лидерство» г. Шебекино Средняя общеобразовательная школа № 2. – 2004.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 2009. – 351с.
- Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2003. – 189с.
- Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе: В 2 ч. – М., 2012. – 532с.
- Михайлова Н.И., Юсфин С.М. Педагогика поддержки.- М., 2012. – 254с.
- Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие. 2-е изд., исправл. – М.: Новое знание, 2011. – 167с.
- Прутченков А.С. Школа жизни. – М., 2010. – 341с.
- Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М., 2005. – 123с.
- Селевко Г.К., Закатова И.Н., Левина О.Г. Познай себя. – М.: Народное образование, 2010.- 356с.
- Селевко Г.К., Назарова И.Г., Левина О.Г. Утверждай себя. – М.: Народное образование, 2011. – 324с.
- Селевко Г.К., Селевка А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя. – М.: Народное образование, 2011. – 287с.
- Смекалова Е.М. Школа лидерства. Методические рекомендации. - М., 2006. – 198с.
- Фопель К. Создание команды. Психологические игры и тренинги/перевод с нем. – М.: Генезис, 2013. – 276с.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг. – М.: Класс, 2009. – 212с.
- Честных Ю. Н. Открыть себя. - М., 2010. – 243с.
- Чертов А.И. Миньяр – наш город. – Челябинский дом печати, 2011г. – 123с.
Нормативные документы
- Закон Российской Федерации об образовании.
- Конвенция о правах ребенка. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации, 2010г.
Литература для детей
- Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. – М., 2005. – 143с.
- Вачков И.В. Приключения во внутреннем мире. – М.,2005. – 176с.
- Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых. – СПб.: Владос, 2003. – 187с.
- Кинчер Дж. Книга о тебе. – СПб.: Владос, 2006. – 231с.
- Снайдер Д. Курс выживания для подростков. – М., 2005. – 154с.
- Профильное образование, Элективный курс. Прикладная этика. - Волгоград: Учитель, 2007. – 132с.
- Маркуша А. Мозаика для делового человека. - М., 2007. – 236с.
- СелевкоГ.К. Управляй собой. - М., 2007. – 154с.
- Селевко Г.К. Познай себя. - М., 2007. – 324с.
- Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. - М.: Народное образование, 2011. – 254с.
- Селевко Г.К. Научи себя учиться. - М., 2007. – 114с.
- Селевко Г.К. Найди себя. - М., 2010. – 154с.
- Селевко Г.К. Сделай себя сам. - М., 2007. – 165с.
- Михайлов В.Т.Моя профессиональная карьера. - М., 2007. – 243с.
- Зинченко А.А. Как построить свое «Я». - М., 2008. – 178с.
- Каган М.С. Мир общения. - М., 2011. – 245с.
- Цукерман Г.А. Психология саморазвития. - М., 2008. – 231с.
- Тетровский А.П. Быть личностью. - М., 2009. – 187с.
- Прошитская М.П. Правильно выбери профессию. - М., 2008. – 243с.
Литература для родителей
- Климов Е.А. Как выбрать профессию. - М., 2006. – 143с.
- Фролов В.Т. Перспективы человека. - М.,2007. – 247с.
- Коломенский О.Р. Гражданином быть обязан. - М., 2008. – 254с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 2009. – 245с.
- Тубельский А.Н. Школа самоопределения. - М., 2012. – 164с.
Приложение
к образовательной программе
«Лидер»
Лидер ли ты? (Методика самооценки лидерских качеств)
Инструкция: если ты полностью согласен с приведенным утверждением, то рядом с номером вопроса поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен - «3»; если трудно сказать - «2»; скорее не согласен, чем согласен - «1»; полностью не согласен - «О».
1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.
3. Я знаю, как преодолевать трудности.
4. Люблю искать и пробовать.
5. Я легко могу убедить в чем-либо моих товарищей.
6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
7. Мне не трудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.
9. Я умею распределять свои силы в учебе и труде.
10. Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
11. Я хорошо планирую свое время и работу.
12. Я легко увлекаюсь новым делом.
13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
15. Ни один человек не является для меня загадкой.
16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
18. Для меня важно достижение цели.
19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
22. У меня всегда все получается.
23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
24. Я умею поднимать настроение в группе своих товарищей.
25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.
28. Принимая решения, перебираю различные варианты.
29. Я умею заставить любого человека делать то, что я считаю нужным.
30. Умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.
31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.
32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
33. Если в моей работе встречаются трудности, то я не опускаю руки.
34. Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе.
35. Я стремлюсь решать все проблемы поэтапно, не сразу.
36. Я никогда не поступал так, как другие.
37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.
39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу
41. Никто и никогда не испортит мне настроения.
42. Я представляю, как завоевывать авторитет среди людей.
43. Решая проблемы, использую опыт других.
44. Мне не интересно заниматься однообразным, рутинным делом.
45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
47. Я умею находить общий язык с людьми.
48. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-нибудь дела.
Ключ
Сосчитай сумму баллов по каждой строке:
1) Умение управлять собой (№ вопроса, 1,9, 17, 25, 33).
2) Осознание цели (знаю что хочу) (№ 2, 10, 18, 26, 42).
3) Умение решать проблемы (№ 3, 11, 19, 35, 43).
4) Наличие творческого подхода (№ 4, 12, 20, 28, 44).
5) Влияние на окружающих (№ 5, 13, 21, 37, 45).
6) Знание правил организаторской работы (№ 6, 14, 30, 38, 46).
7) Организаторские способности (№ 7, 23, 31, 39, 47).
8) Умение работать с группой (№; 16, 24, 32, 40, 48).
9) Шкала искренности (№ 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41).
Интерпретация: если сумма в каждой строке 1-9, меньше 10 – качество развито слабо, его нужно совершенствовать; если больше 10 - качество развито средне; от 15 и более - развито сильно. По шкале искренности: если сумма больше 10 - тест недействителен.
Тест по выявлению организаторских способностей
Инструкция: определите свои организаторские способности, т.е. умение активно влиять на людей. Для этого ответь быстро, не задумываясь, на нижеприведенные вопросы. Ответы должны быть только утвердительными (да) или отрицательными (нет). Отвечая, постарайся воспроизводить свое реальное поведение в конкретной ситуации.
- Часто ли тебе удается склонить большинство своих товарищей на свою сторону?
- Хорошо ли ты ориентируешься в критической ситуации?
- Нравится ли тебе заниматься общественной работой?
- Легко ли ты отступаешь от своих намерений, если возникают некоторые помехи в осуществлении их?
- Любишь ли ты придумывать или организовывать различные игры, развлечения?
- Часто ли ты откладываешь на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
- Стремишься ли ты к тому, чтобы твои товарищи действовали в соответствии с твоим мнением?
- Верно ли, что у тебя не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
- Часто ли в решении важных дел ты проявляешь инициативу?
- Правда ли, что ты обычно плохо ориентируешься в незнакомой обстановке?
- Возникает ли у тебя раздражение, если не удается закончить начатое дело?
- Правда ли, что ты утомляешься от частого общения с товарищами?
- Часто ли проявляешь инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы твоих товарищей?
- Верно ли, что ты редко стремишься к доказательству своей правоты?
- Принимаешь ли ты участие в общественной работе в школе (классе)?
- Верно ли, что ты не стремишься отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято твоими товарищами?
- Охотно ли ты приступаешь к организации различных мероприятий для своих товарищей?
- Часто ли ты опаздываешь на деловые встречи, свидания?
- Часто ли ты оказываешься в центре внимания?
- Правда ли, что ты не очень уверенно чувствуешь себя в обществе большой группы своих товарищей?
Ключ:
После того, как ты ответил на предложенные вопросы, посчитай сумму набранных баллов. При этом учти, что каждый утвердительный ответ на нечетные вопросы и отрицательный на четные оценивается в 1 балл.
Интерпретация: результат 15 баллов и более свидетельствует о высоком уровне организаторских способностей; 13-14 баллов - о среднем; ниже 13 баллов -о низком уровне развития организаторских способностей. Если у тебя оказался низкий уровень, не отчаивайся, при желании ты можешь развить свои организаторские способности.
Контрольные тесты по разделу «Основы журналистики»
1. Как называется материал, в котором читателям дается наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста - очевидца или действующего лица?
A. Интервью.
Б. Репортаж.
B. Очерк.
2. Какие элементы жанров журналист может включить в репортаж?
А. Элемент отчета.
Б. Элемент беседы, интервью.
В.Зарисовки.
Г. Прямую речь.
Д. Красочное отступление.
Е. Картинное описание какого-нибудь эпизода.
Ж. Характеристику персонажей.
3. Литературный образ, исторические параллели.
3. От чьего лица ведется рассказ в репортажах?
A. От автора, который присутствовал на событии.
Б. От автора, который был участником события.
B. От человека, который рассказывал автору о событиях.
4.Как строится повествование репортажа?
А. Автор называет себя «я», «мы».
Б. Автор придумывает вымышленное имя.
5.Как называются небольшие, порой однофразные сообщения, не имеющие своего заголовка?
A. Хроника.
Б. Корреспонденция.
B. Заметка.
6. Какой жанр публицистики освещает такие события, как слет, встреча, выставка, митинг, соревнование, праздник и т. д.?
A. Заметка.
Б. Комментарий.
B. Отчет.
7. Как называется письмо читателя с ответом или комментарием редакции, специалиста?
A. Заметка.
Б. Комментарий.
B. Отчет.
8. Как называется беседа, предназначенная для опубликования в прессе или передаче по радио?
A. Интервью.
Б. Репортаж.
B. Очерк.
9. Каковы особенности интервью?
А. В нем ведется изложение фактов от имени человека, которого интервьюируют, а не от имени журналиста.
Б. В нем ведется изложение фактов от имени журналиста.
10. Как оформляется интервью?
A. Интервью предполагает предварительное описание для введения читателя в курс дела.
Б. Журналист не должен комментировать интервью, чтобы не искажать смысл ответов собеседника.
B. Журналист обязательно должен сделать свой вывод, чтобы последнее слово осталось за ним.
11. Каковы цели корреспонденции?
A. Проанализировать факт или группу фактов, какое-то явление из политической, экономической или культурной жизни.
Б. Оперативно и четко описать факт из жизни.
B. Обратиться к какой-либо определенной группе людей, от которых зависит решение данного вопроса.
12. Как называется материал, который освещает факты и явления общественной жизни, теоретически и практически обобщая и научно анализируя их?
A. Репортаж.
Б. Очерк.
B. Статья.
13. Каковы задачи статьи?
А. Осмыслить не локальную ситуацию, а явления или группу явлений, выводы большого масштаба.
Б. Проанализировать факт или группу фактов, какое-то явление из политической, экономической или культурной жизни.
14. Требования к статье:
A. Материал должен носить дискуссионный характер.
Б. Материал должен давать пищу для размышлений.
B. В материале не должен присутствовать творческий стиль.
Г. В материале должна присутствовать убедительность (с помощью примеров и фактов, иллюстраций).
Д. В материале не должна присутствовать критика.
Е. Материал должен обличать недостатки, но не волновать читателя.
Ж. Материал должен содержать выводы, оценки, рекомендации.
3. Нельзя использовать литературные приемы, элементы зарисовки, очерка, диалога и т. д.
И. В материале должны присутствовать логика аргументации, точность словоупотребления, целеустремленность, доходчивость.
15. Как называется малая форма художественной литературы, рассказ, построенный на фактическом материале, а не на вымысле?
A. Репортаж.
Б. Очерк.
B. Статья.
16. По каким законам жанра пишется публицистический очерк?
А. Очеркист дает оценку событиям и фактам, исследуя вопрос в нужном ему ракурсе, по определенному плану.
Б. Очерк призван дать образное представление о людях, показать явления. Его герои - живые люди, события в нем воспроизводятся документально.
17. Что общего между очерком и рассказом?
А. Очеркист ведет повествование без приукрашивания фактов и событий, ему противопоказана выдумка, «домысливание».
Б. Очерк роднит с рассказом описание природы и героев, использование различных средств, помогающих придать изложению художественную выразительность.
Тест “Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур”
Инструкция: “Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающее”.
Материал: испытуемым предлагается три листа бумаги размером 10х10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе №1 выполняется первый пробный рисунок, далее, соответственно, на листе №2 – второй, на листе №3 – третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции материал не обрабатывается.
Обработка данных: подсчитывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни обозначают количество треугольников, десятки – количество кругов, единицы – количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую “формулу рисунка”, по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам.
1 тип – “руководитель”. Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.
Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.
Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820, ситуативно – у 703, 712, 721, 730, при воздействии речью на людей – вербальный руководитель или “преподавательский подтип” 604, 613, 622, 631, 640.
2 тип – “ответственный исполнитель” – обладает многими чертами типа “руководитель”, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип ориентирован на “умение делать дело”, высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжение.
Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.
3 тип – “тревожно-мнительный”. Лидерских качеств не имеет.
4 тип – “ученый”. Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают “концептуальным умом”, отличаются способностью разрабатывать “на все” свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.
Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.
5 тип – “интуитивный”. Лидерских качеств не имеет.
6 тип – “изобретатель, конструктор, художник”. Лидерских качеств не имеет.
Основные правила тренинговой работы
(примерный алгоритм)
Никто не сумел пока создать алгоритм воспитания души, наверное, потому, что у каждой души он свой. Психология способна лишь изучать общие закономерности, механизмы и проявления психики. Но там, где наука психология соприкасается с живой конкретной детской душой, она превращается в искусство. Гениальный композитор, использовавший в сотворении гениального произведения всего семь нот и общие законы гармонии в музыке, никогда не сможет рассказать своим ученикам алгоритм написания талантливого произведения. Повторив то же самое, они в лучшем случае получат копию этого же произведения, но никак не оригинал.
Также и в работе психолога, ведущего группу. Он должен владеть множеством методов, приемов и уметь их комбинировать в независимости от обстоятельств.
Однако набор упражнений - это еще не все составляющие занятия. Тренинговые группы вырабатывают свои нормы и правила работы, причем в каждой конкретной группе они могут модифицироваться. Эти правила необходимы для эффективного развития группы. Назовем те, которые характерны для большинства групп:
- Здесь и теперь.
Этот принцип ориентирует участников на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев, запрещаются проекции в будущее и прошлое.
2. Искренность и открытость.
Это правило способствует получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия.
3. Принцип Я.
Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа. Это тем более важно, что связано с одной из задач тренинга - научиться брать ответственность на себя.
4. Активность.
Психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития такая норма, как активное участие всех, является обязательной. Даже если упражнение носит демонстративный характер, каждый участник имеет право высказаться в конце. Если участник ничего не говорит, это еще не значит, что он занимает пассивную позицию, потому что он может проработать проблему внутри себя, и это будет активная внутренняя позиция.
5. Конфиденциальность.
Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы — это является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Разумеется, психологические знания и конкретные приемы, игры могут быть использованы в повседневной жизни, в школе, при общении с друзьями, родителями, учителями.
Правила
публичного выступления
Лидеру, организатору творческого дела нередко приходится выступать перед большой аудиторией. От того, как оратор подготовится к выступлению, во многом зависит его успех.
1. Определи цели выступления.
2. Собери информацию об аудитории.
3. Конструируй свой образ.
4. Определи свою роль.
5. Подготовь речь.
6. Выстраивай речь в соответствии с законами восприятия.
7. Максимально используй возможности языка.
8. Организуй пространство для выступления.
9. Настройся на аудиторию.
10. Выступление. Установи зрительный контакт с аудиторией. Переходя к теме беседы, для привлечения внимания лучше всего рассказать историю, притчу, анекдот. Ключевые моменты речи выделяй голосом или жестом. Вовлекай аудиторию в обсуждение.
11. Адекватно реагируй на критику.
12. Закрепи достигнутый результат.
ПАМЯТКА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ
ПОДАЧИ ОПЕРАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ
Метод «инфотеймент» - разыгрывание новости. Данный метод требует творческого подхода в создании и оформлении материала. Помимо многомерности, разносторонности освещения проблемы данный метод требует и обязательной групповой работы на всех этапах (от задумки, до верстки). Для школьной газеты метод «инфотеймент» будет особенно интересным: ведь ее основными читателями являются дети, для которых доступность подачи материала в восприятии и понимании обязательна.
1-я полоса.
Фоторепортаж акции, краткий анонс событий мероприятия и посвященных этой теме материалов.
2-я полоса.
Рубрика «Школьные хроники».
Результаты социологического опроса в рамках акции «Моя гражданская позиция», проведенного школьной психологической подростковой службой «Парус».
Статья школьного психолога, руководителя «Паруса», о целях акции и работе службы (раздел «Советы компетентного специалиста»).
Фотографии с мест проведения опроса.
3-4-я полосы.
Рубрика «Мы – Тавровцы (Белгородцы)!».
План-схема проведения операции.
Карикатура на события репортажа.
Комментарий специалиста
5-я полоса.
Рубрика «Мир вокруг нас».
Заметка школьного социального педагога об употребления алкоголя несовершеннолетними, основанная на статистике и реальных событиях Информация о последствиях для организма употребления алкоголя со ссылкой на мнения врачей, об отношении к алкоголю в разные исторические эпохи.
Статистика смертности (в табличном варианте) в России от алкоголя за последние годы.
6-я полоса.
Рубрика «Мысли по поводу».
Отзывы о проведенной акции, мнения учеников и педагогов по проблеме в форме блицопроса.
Из материалов сайтов Интернета о детском алкоголизме. Тексты, имеющие общественное значение по содержанию, оформлены интересно и разнообразно. Используются наглядные материалы, помимо фотографий - схема, таблица, карикатура, шрифтовые и нешрифтовые выделения. Проблема употребления несовершеннолетними алкоголя и табака рассмотрена со всех сторон: причины, последствия, виновные, возможное и должное наказание, способы борьбы с явлением, жертвы безразличия дети, реальное отношение разных поколений к социальной беде; 5 авторов (дети и взрослые) со своим видением вопроса.
С помощью «инфотеймента» тематические выпуски могут стать ярче, насыщеннее по содержанию, разнообразнее по форме, быстрее достигающими цели по результатам. Групповая работа обучающихся над материалом дает широкие возможности для проявления творчества, индивидуальности каждого участника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа "Специальное фортепиано" для детских школ искусств, центров детского творчества
Дана программа является результатом многолетней работы по специальности «Специальное фортепиано», попыткой скорректировать и дополнить типовую программу в соответствии с новыми требованиями, которые д...
Авторская образовательная программа «Аккомпанемент» для детских школ искусств,центров детского творчества
Аккомпанемент- одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, поз...
Детская образовательная программа "Организаторы досуговой деятельности"
Своеобразие и новизна данной программы заключается в том, что была разработана культурно- досуговая программа, способствующая развитию творческого начала в ребенке, его лидерской и познавательной акти...
Детский образовательный фестиваль, посвященный Дню России
Приняли участие в детском образовательном фестивале, посвященном Дню России, который проводил Дом творчества "Воробьевы горы" г. Москва....
Организация и руководство методической работой в детском образовательном учреждении
Роль старшего воспитателя в организации управленческой деятельности.Какими же качествами руководителя должен обладать старший воспитатель, чтобы вызвать уважение коллег и способствовать успешному выпо...
Особенности профилактики нарушений ОДА у дошкольников в условиях детского образовательного учреждения
Аннотация. Опорно-двигательный аппарат (ОДА) в дошкольном возрасте достаточно слаб, податлив и нуждается в правильном развитии. По данным научно-методической литературы эффективных средств воздействую...
Порядок действий при выполнении заданий на детской образовательной онлайн - платформе iSmart
Порядок действий при выполнении заданий на детской образовательной онлайн - платформе iSmart. Визуальная подсказка помогает обучающимся с умственной отсталостью запомнить алгоритм действий при в...