сценарий игры по профориентации
учебно-методический материал (9 класс) на тему

Ширыбанова Мария Георгиевна

Цель: формирование реального представления о возможностях своих профессиональных намерений (профессиональное самоопределение старшеклассников)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_igry_po_proforientatsii.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детско – юношеский центр

Сценарий

игры по профориентации

"В мире профессий"

Составитель:

педагог -  психолог

Ширыбанова М.Г.

п. Сосновское

2014 г

Сценарий игры по профориентации "В мире профессий"

 

Цель: формирование реального представления о возможностях своих профессиональных намерений (профессиональное самоопределение старшеклассников)

Задачи мероприятия:

  • Воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии.  
  • Определить мотив выбора профессии.
  • Ознакомить учащихся с житейским способом выбора профессий.
  • Информировать их о качествах, присущих людям тех или иных профессий.
  • Формировать актуальное для подростков «информационное поле» при выборе профессии;

План мероприятия:

  • Игра: “Назови профессии или специальности на заданные буквы”.
  • Игра: “Самая – самая”.
  • Упражнение «Основной мотив выбора профессии»
  • Изучить житейский способ выбора профессии.
  • Выявить и перечислить профессиональные качества для некоторых профессий, найти сходства между ними.
  • Игра: “Угадай профессию”.
  • Игра: «Пантомима»
  • Игра: «Закончи пословицу»
  • Подвести итоги мероприятия.

Оборудование: ПК, презентации с обучающими играми: «Угадай профессию» и «Закончи пословицу», карточки с заданиями для игр, тестовые бланки

Ход мероприятия:

1. Слово педагога.

Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты об образовании и вступите в новую пору своей жизни. Сейчас главным для вас является учеба в школе, дальше вы продолжите учиться в учебных заведениях нашей области, а может даже и страны, где вы будете получать знания не только по школьным дисциплинам, но и приобретать знания по выбранной профессии. И именно сейчас мы с вами должны серьезно задуматься о выборе своей профессии.

В вашем возрасте это сделать нелегко. Помогают вам  в этом выборе родители,  учителя, психолог, социальные педагоги, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.

При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска.

Сегодня мы с вами познакомимся с одним из способов - житейским, определим ваш мотив выбора профессии.

А для начала проведем жеребьевку, для того, чтобы разделить вас на команды. (Деление на команды повышает активность учащихся)

Игра первая: К, Р, О, П

(представитель команды вытягивает незаполненные карточки с заданием)

Задание: надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на заданную букву. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. Если названная профессия или специальность вызывает сомнение, команда должна объяснить, чем занимается представитель данной профессии или специальности. Если команда не сможет дать объяснение, то ответ не засчитывается. Чья команда это сделает лучше и быстрее? - дополнительные 3 балла. Время выполнения – 3 минуты.

О

      К

Р

П

Окулист

Контролер

Разведчик

Проводник

Орнитолог

Киноартист

Рыбак

Плотник

Ортопед

Крановщик

Редактор

Пилот

Обходчик железнодорожныхпутей

Кочегар

Радиоведущий

Пожарный

Оператор машинного доения

Киномеханик

Рентгенолог

Полицейский

Оператор связи

Космонавт

Радист

Полярник

Оператор ЭВМ

Кабельщик

Репортер

Пограничник

Кровельщик

Печник

Каменщик

Пиротехник

Кутюрье

Повар

Кондитер

Пекарь

Кондуктор

Портной

Парашютист

Вторая игра: "САМАЯ-САМАЯ ".

А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.

Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. (Педагог называет первую характеристику, а команда сразу же по очереди   предлагают свои варианты профессий. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая подходящая к данной характеристике профессия (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы).

Назовите профессии:

Самая зеленая (садовод, лесник, специалист по ландшафтному дизайну, цветовод-декоратор ...)

Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)

Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)

Самая волосатая (парикмахер...)

Самая детская (воспитатель, педиатр, детский психолог, учитель...)

Самая смешная (юморист, клоун, пародист...)

Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)

Самая серьезная (не имеет право на ошибку) (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)

Инструкция.

Важным элементом данного игрового упражнения является обсуждение. Педагог должен проявить уважение к мнениям различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективными. В то же время, выделение некоторых «самых-самых» профессий должны опираться на объективные знания о них. Например, если как самая денежная называется профессия депутата Госдумы страны, то можно уточнить у подростка, а знает ли он, сколько зарабатывают депутаты (по сравнению с другими высокооплачиваемыми профессиями)? Можно в ходе обсуждения совместными усилиями определить, какую профессию вообще можно считать денежной и т.п.

Слово педагога.

Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно необычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.

Вряд ли кто из вас мечтает стать   разведчиком, астрологом, балериной, а тем более – полярником, космонавтом или кинорежиссером. Основная масса выпускников выбирает более обыденную профессию.

Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.

Упражнение по профориентации "Основной мотив твоего выбора"

Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии (распечатка 16 основных мотивов выдается каждому участнику).

Список мотивов включает 16 фраз:

Педагог дает задание: зачеркнуть 8 из 16 мотивов, которые к тебе меньше всего относятся. У ребят остается 8 мотивов. Следующие задание - зачеркнуть 4 мотива, которые в меньшей степени руководят тобой. Потом нужно исключить еще 2 менее важных из четырех. И потом удаляем еще один из двух. Делаем!

Давайте подведем итог этого упражнения (каждый подросток зачитывает свой мотив, который остался у него не зачеркнутый). Вывод делается педагогом исходя из ответов детей.  

Слово педагога

Кроме мотива, как мы уже говорили, существует подходы к выбору профессии. Таких подходов много, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским.

Само слово «житейский» говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.

Итак, что же мы учитываем при выборе профессии, следуя этому способу?

  • Востребованность на рынке труда.
  • Доходность.
  • Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз …).
  • Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер…).
  • Образованность (врач, учитель, психолог, ученый…).
  • Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной…).
  • Положительное влияние на семейную жизнь.
  • Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).
  • Возможность карьерного роста (важно или не важно).

В нашем регионе, как и в любом регионе страны, большую роль играет пункт: “востребованность на рынке труда”.

Вот именно поэтому вы и не мечтаете, стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии, которые востребованы на рынке труда на сегодняшний день.

Положение можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями.

А теперь переходим к следующему конкурсу «Угадай профессию» (по перечисленным качествам угадайте профессию).

Игра третья «Угадай профессию»

Педагог перечисляет профессиональные качества, а команды угадывают и называют профессию. За правильный ответ – 1 балл.

Физическая подготовка

Физическая подготовка

Дисциплина

 Дисциплина

Решительность

Ответственность

Находчивость

Коммуникабельность

Самосовершенствование

Выдержка

Собранность

Собранность

Ответственность

Способность убеждать людей

Отвага

Память на образные предметы

Патриотизм

Переключаемость внимания

Знание техники и оружия

Знание оборудования

ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 ПРОДАВЕЦ (бармен, официант)

 

Профессиональные качества.

Естественно, что каждая профессия требует определенного набора   качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.

Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые   мы вам предложим. (Учащиеся составляют  коллаж качеств, присущие тем профессиям, которые   им были предложены). Время выполнения 15 минут. Выигрывает та команда, которая более полно составит профессиональные качества – 5 баллов.

Какая картина вырисовывается перед нами? Казалось бы – такие разные профессии, а качества повторяются.

Это значит, что кроме узкой специализации, человек должен быть всесторонне развитым.

Игра пятая «Пантомима»

А теперь давайте отдохнем и поиграем.

Я раздам карточки с указанной там профессией (желающим) - показывать содержимое карточки командам нельзя.

Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют, за правильный ответ – 1 балл.

Предлагаемый список профессий:

Плотник, пилот, учитель, кружевница,  врач, повар.

Вы наверное уже знаете, что существует более 10 000 профессий. Не раз учителя вам говорили, что именно «труд человека кормит, а лень портит». Для того чтобы получить профессию нужно много трудиться – ведь учеба-это тот же труд.

Игра шестая «Закончи пословицу».

Существует более 100 пословиц о труде и ученье, вот некоторые из них:

Пашню пашут, руками не машут.

Кто не ходит, тот и не падает.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

С охотой можно и в камень гвоздь забить.

Усердная мышь и доску прогрызет.

Не все те повара, у кого ножи длинные.

Ваша задача сейчас закончить пословицу, которую я вам буду предлагать. За каждую правильно законченную пословицу команда получает 1 балл:

  1. Уменье и труд все (перетрут).  
  2. Не стыдно не знать, стыдно не (учиться).
  3. Дело мастера (боится).
  4. За всякое дело берись (умело).
  5. Умение везде найдет (примененье)
  6. Птицу узнают в полете, а человека в (работе).
  7. Маленькое дело лучше большого (безделья).
  8. Без труда не выловишь рыбку из (пруда).
  9. На работу он сзади последних, а на еду — впереди (первых).
  10. Больше дела – меньше (слов).
  11. Не откладывай на завтра то, что можно сделать (сегодня).
  12. Кончил дело — гуляй (смело).

Подведение итогов

  • Подведение итогов игры

А сейчас подведем итог нашей игры (подведение итогов, награждение)

  • Отзывы детей о мероприятии

Продолжите, пожалуйста, предложения:

Игра мне понравилась…

Игра мне не понравилась и я бы посоветовал(а)…

  • Заключительное слово педагога

Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой", а известный советский педагог  Константин Дмитриевич Ушинский написал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то  счастье само вас отыщет». Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком, в том числе и перед вами.

 И мы вам желаем правильного выбора профессии, которая станет вашей судьбой.

Спасибо всем за внимание, активное участие в игре! До новых встреч!

Приложение 1

Основной мотив твоего выбора профессии.

1. Возможность получить известность, прославиться.

2. Возможность продолжать семейные традиции.

3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

4. Возможность служить людям.

5. Заработок.

6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

7. Легкость поступления на работу.

8. Перспективность работы.

9. Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми.

11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная по содержанию работа.

13. Романтичность, благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

15. Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Приложение 2

      К

Р

О

П

      К

Р

             О

П

Приложение3

Плотник            

Пилот

Учитель  

Кружевница

Врач                

Повар

Cписок литературы:

  1. Галишникова М. Этапы профессионального самоопределения подростков / Галишникова М. // Прикладная психология и психоанализ. №2. М., 2006. – С. 59-64.
  2. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот: Методическое пособие. / Под редакцией Байбородовой Л.В. – Яр., издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского,1999. – 67 с.
  3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Первое сентября, 2004. – 196 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

своя игра по профориентации

профориентация 8 класс...

Игра по профориентации "Я и мир профессий"

С.С.Самарова, воспитатель высшей категорииМероприятие было проведено в форме игры. Выбранная форма  проведения  соответствует возрасту детей.Выбор темы обусловлен  системой воспитательн...

Деловая игра по профориентации "Прибыль предпринимателя"

Правила игры.1.     В игре участвуют все учащиеся-предприниматели. Каждый, из которых, организует свое производство на равных условиях.  Самостоятельно выбрав тип произв...

Урок-игра по профориентации "Мой выбор"

Материал будет полезен классным руководителям 9-х классов, психологам, работающим в выпускных классах. Урок основан на предварительном анализе диагностических данных по тесту Голомштока, а такж...

Информационно-познавательная игра по профориентации "Лабиринты выбора"

Информационно-познавательная  игра "Лабиринты выбора" для обучающихся 9 кассов по профориентации....

Мультимедийная игра по профориентации "Своя игра"

Мультимедийная игра позволит в интересной форме провести обобщение и систематизацию знаний обучающихся по профориентации....