Мастер-класс "Ветка берёзы, сплетённая из бисера и пайеток"
методическая разработка по теме

Шараева Ольга Анатольевна

Методическая разработка мастер-класса "Ветка берёзы, сплетённая из бисера и пайеток". Цель разработки - знакомство с историей о русских традициях связанных с берёзой, с технологией плетения из бисера и пайеток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_vetka_beryozy.doc417 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Центр детского творчества

Методическая разработка

мастер-класса

«Ветка берёзы, сплетённая из бисера и пайеток»

Автор составитель:                     Шараева Ольга Анатольевна

                                                      педагог дополнительного

                                                 образования

г. Сургут

История о русских традициях связанных с берёзой

Для русского человека нет дерева роднее, чем береза. В стародавние времена на Руси березу считали "своим тотемом, родоначальницей и покровительницей". Русская береза - символ России.

Когда-то березу называли "деревом четырех дел":

Грамоту русский народ осваивал на бересте, освещаемой березовою же лучиной. "Крик" в деревнях от тележного скрипа утишался березовым дегтем, да и отвары из почек березы давались младенцам "от крику".

Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве три угодья: первое - больным на здоровье, второе - от тьмы свет, третье - людям колодец.

Старинная эта загадка тесно связана с крестьянским бытом. Париться березовым веником - больным на здоровье, освещать жилище лучиной - от тьмы свет, утолять жажду березовым соком - людям колодец.

В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, как теперь, а березой. В это время земледельцы приступали к сельскохозяйственным работам, а береза распускалась первой зеленью, отсюда и древнерусское название марта или апреля - березозол. На юге, где весна наступала раньше, березозолом называли март, а на севере, куда весна приходила позднее, - апрель. Березозол - март был первым месяцем года до XV века, потом русский календарь был перестроен, а вариант названия сохранился в украинском языке, где март называют березенем.

Из древних летописей известно, что в те времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. Позднее в славянской мифологии береза почиталась как женский символ во время весеннего праздника Семика (семицкая береза).

Зеленые Святки, или Семик, - праздник подрастающих семян, молодой листвы, первых цветов. В эту "русальную неделю", когда начиналось лето красное, веселье не утихало ни ночью, ни днем. Похороны русалок, Похороны кукушки, Похороны Костромы - этими ритуалами прощались с весною, а наступившее лето олицетворяла береза. Ее ветками украшали жилища.

Березку часто рядили в девичье платье: надевали кофту, юбку, фартук, на голову платок или кокошник, - и называли такое заплетенное дерево Девичьей красой. Или березу как символ женственности изображала самая красивая девушка, украшенная березовыми ветками с листвой. Вокруг нее водили хороводы.

Срубленную березу (которую называли в разных местах по-разному: кума, гостейка, семик, куст, баба, красота) носили по селу и при завершении обряда бросали ее в воду, в овраг, в костер (то есть "провожали березку" или "хоронили" ее).

Девушки просили у березы доли, умывались березовым соком для красоты и здоровья. Береза воспринималась как существо живое, могущественное, способное исполнять желания. Девушки несли березе в лес яичницу, пироги, усаживались под деревом, съедали принесенное и обращались к березе с заветными просьбами. Из ее веток плели венки. В Тюмени березку "кормили" в каждом доме. Верили, что та из девушек, которая в Семик сядет в тень березы, непременно в этом году выйдет замуж.

Ученые предполагают, что происхождение майских обрядов с почитанием первого распустившегося дерева связано с развитием земледелия. Эти обряды имели магический смысл: земледелец как бы брал плодородную силу у первого распустившегося дерева и передавал ее засеянным полям.

В Семицкую неделю поминают усопших и совершается обряд крещения кукушек (древние верования рисуют человеческую душу в образе кукушки; в народных украинских песнях кукушка прилетает горевать над умершим; она - олицетворение сердечной печали по покойникам; в свадебной песне невеста-сирота посылает кукушку за своими умершими родственниками, чтобы они пришли с того света благословить ее на новое счастливое житье). Девицы приходят в рощу, отыскивают две плакучие березки, надевают на них венки из цветов, нагибают деревца и связывают их ветви разноцветными лентами, платками и полотенцами в виде венка; над венком кладут траву - кукушку или рукодельное чучело птицы, а по сторонам привешивают кресты. Две девицы, желающие покумиться (крестить кукушку), должны обойти вокруг этих берез - одна навстречу другой, потом трижды поцеловаться сквозь венок и сквозь венок же передать друг дружке желтое или красное крашеное яйцо. Хоровод в это время поет:

Ты кукушка ряба, Ты кому же кума? Покумимся, кумушки, Покумимся, голубушки!

Названные кумушки обмениваются крестами и кольцами, а "кукушку" разделяют на три части и хранят у себя на память о кумовстве. Затем всегда следует веселое пиршество, необходимой принадлежностью которого бывает уже упоминавшаяся яичница. Те, которые покумились на Семик, ходят на Троицын день развивать венки или бросать их в воду, при этом поют:

Раскумимся, кумушки! Раскумимся, голубушки! Да йо, йо - Семик да и Троица!

У всех славянских, прибалтийских и германских народов береза - символ света, сияния, чистоты, женственности, иногда дерево начала. Славяне вообще считали березу главным, мировым деревом, опорою всей земли, о чем и говорится в старинном ритуальном заговоре:

На море на окияне, на острове Кургане, стоит белая береза, вниз ветвями, вверх кореньями...

Подобный остров (иногда его называют Буяном), кстати, фигурирует в древних мифах индоевропейских народов (III тысячелетие до нашей эры - I тысячелетие нашей эры). В этих мифах упоминаются Рипейские горы, входившие, по мнению древних греков и римлян, в грандиозную систему Кавказских гор. Согласно данным античных карт (Эратосфена, Агриппы и позднее, вплоть до времен готского историка Иордана, V век нашей эры), Кавказ опоясывал большую часть земного круга: от Индийского моря и до Черного моря, и далее - до Дуная, а на севере к нему примыкали Рипейские горы. Одна из Рипейских гор носила название Березань. Эта Березань - райская местность, а также - название острова, подобного острову Буяну, либо - Атлантиде. На острове (горе) Березани растет солнечная береза вниз ветвями и вверх кореньями. Позднее исследователи местом расположения Рипейских гор считали и другие недоступные места, обычно край света: на Крайнем Севере, или на востоке, а также на западе. Такое положение рая имело определенный смысл: рай находится - за пределами досягаемости, в духовном, а не в материальном мире.

Во второй половине XIX века на бересте писали и приколачивали к деревьям прошения лешим: вернуть, например, заблудившуюся коровушку, подвести под ружье охотнику дичь, помочь не заплутаться, когда девки пойдут по малину. Сходная обрядовая роль руны со значением "береза" известна у древних германцев, главный бог которых - Один  -пригвоздил себя к мировому дереву, с тем, чтобы обрести знание рун.

В народной традиции береза может выступать как счастливое дерево, оберегающее от зла, и как вредоносное, связанное с женскими демонами и душами умерших.

Поверья о полезных и вредоносных свойствах березы сосуществуют у восточных и западных славян в одних и тех же регионах. На Мазурах и в Вармии (Польша) березу считали вместилищем духов - поэтому в нее так часто бьет молния; в других селах она оценивалась как счастливое дерево, приносящее здоровье и добро. В ряде случаев в Полесье запрещалось сажать березу рядом с домом, чтобы на хозяев не напали болезни, чтобы не вымерла семья (или по другим причинам - береза часто "плачет"; в нее часто бьет гром). Согласно карпатским поверьям, если женатый мужчина посадит березу во дворе, то кто-нибудь из семьи умрет. На Русском Севере место, где когда-то росли березы, признавалось несчастливым, на нем не ставили новый дом. В районе Сольвыче-годска избегали пользоваться березовыми дровами и не жгли бересту, считая, что от этого заводятся клопы.

Народные приметы

Из берёзы весной течёт много сока — к дождливому лету.

Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки — весна ранняя, зажелтеют снизу — поздняя.[30]

Коли берёза наперёд опушается, то жди сухого лета, а коли ольха — мокрого[31].

Русские пословицы, поговорки, загадки и шутки о берёзе

Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве — четыре угодья: первое — больным на здоровье, второе — людям колодец, третье — от зимы свет, четвёртое — дряхлым пеленанье

Берёза не угроза: где стоит, там и шумит

Сок берёзовый с мякотью

 Рисунки и схемы

Рисунок ветки берёзы

1

O

1

O

1

O

O

1

2

O

O

O

O

2

3

O

O

O

O

O

O

3

5

O

O

O

O

O

O

O

O

O

4

7

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

6

8

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

7

9

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

9

1

0

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

1

0

1

1

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

1

1

1

1

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

1

1

1

1

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

1

1

1

0

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

1

0

9

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

9

7

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

7

5

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

5

3

O

O

O

O

O

O

3

С

х

е

м

а

1

М

а

л

е

н

ь

к

и

й

л

и

с

т

П

р

о

в

о

л

о

к

а

6

0

с

м

к

а

ж

д

а

я

ч

а

с

т

ь

1

O

1

O

1

O

O

1

2

O

O

O

O

2

3

O

O

O

O

O

O

3

4

O

O

O

O

O

O

O

O

O

5

5

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

6

6

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

7

8

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

8

9

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

9

1

0

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

1

0

1

1

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

1

2

1

2

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

1

3

1

3

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

1

4

1

3

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

1

4

1

3

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

1

4

1

3

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

1

4

1

3

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

1

4

1

3

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

1

3

1

1

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

1

1

9

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

9

 

6

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

O

6

3

O

O

O

O

O

O

3

С

х

е

м

а

2

Б

о

л

ь

ш

о

й

л

и

с

т

П

р

о

в

о

л

о

к

а

8

0

с

м

к

а

ж

д

а

я

ч

а

с

т

ь

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

С

х

е

м

а

3

С

е

р

ё

ж

к

а

П

р

о

в

о

л

о

к

а

4

0

с

м

Описание модели

Объемная ветка берёзы длиной 30см, шириной 10см., сплетённая на проволочной основе. Листья размером 2,5х3см и 4х4,5см, выполненные из бисера. Берёзовые серёжки прямые длиной 4см., из бисера и пайеток. Ствол ветки, черешки листьев по всей длине обмотаны нитками «Мулине» или «Ирис».

Рекомендуемые материалы

  1. Проволока медная 0,3мм.
  2. Бисер (зелёный, салатовый, жёлтый, коричневый).
  3. Пайетки (салатовые, коричневые).
  4. Нитки «Мулине» или «Ирис» (коричневые). 

Технология изготовления

  1. Подготавливаем основу для плетения листьев берёзы. Нарезаем проволоку 6 шт. по 60см (для 3-х маленьких листков ветки берёзы) и 12 шт. по 80см (для 6-ти больших листков ветки берёзы).
  2. Берём проволоку 60см и по схеме 1  выплетаем маленький лист для ветки  берёзы. Используя параллельную технику плетения,   выполняем лист берёзы, состоящий из двух частей. В третьем ряду посередине двух бисерин добавляем второй отрезок  проволоки 60см (см. фото 1).  

 Фото 1

Далее плетение листка состоит из двух частей. Перед тем как плести каждый последующий ряд концы проволоки находящиеся посередине перекручиваем на 90 градусов. В последних рядах набор бисера выполняется на внешних концах проволоки и  все концы проволоки закручиваются на середине листа см. фото 2.

 Фото 2

Для ветки берёзы необходимо выполнить три маленьких листка.

3. Аналогичным образом по схеме 2 выполняем шесть больших листков для ветки берёзы.

4.  Отмеряем 4 отрезка проволоки по 40см для выполнения серёжек берёзы. Серёжка состоит из двух иголочек см. схему 3. На отрезок проволоки нанизываем 4 бисерины, далее 13 раз набираем 1 пайетку (выпуклой стороной вверх) и 1 бисерину. Отодвинув последнюю набранную бисерину, этим же концом проволоки возвращаемся назад через все набранные пайетки и бисерины см. фото 3.

 Фото 3

Этим же концом проволоки таким же образом выполняем вторую серёжку (иголочку) см. фото 4.

  Фото 4

Далее на оба конца проволоки набираем 5 бисерин см. фото 5.

 Фото 5

После этого на правый конец проволоки набираем шестую бисерину, а левым концом проволоки проходим её перехлест. Так шестая бисерина фиксирует все набранные бисерины см. фото 6.

 Фото 6

5. Обматываем нитками «Мулине» черенки маленьких и больших листьев. Обмотка производится от основания листка на расстоянии 4см (см. фото 7).

 Фото 7

6. Собираем в единую ветку все готовые детали. Компоновка начинается с соединения трёх маленьких листиков и серёжек при помощи ниток «Мулине» (см. фото 8). На расстоянии 4-4,5см присоединяем два больших листка и серёжки. Аналогичным образом присоединяем остальные детали см. фото 9.

 Фото 8   Фото 9

7. Обмотав стебель ветки до желаемой длины, обмотку поднимаем к верхушке ветки до 3-4см. Отрезаем конец нитки и приклеиваем его при помощи капли клея ПВА.

8. Размер ветки зависит от количества выполненных деталей.

Фотография готовой «Ветки берёзы»

Нормы расхода материалов на изготовление

одной «Ветки берёзы»

П/№

Наименование

Ед. изм.

Расход на 1 ед.

1

Проволока 0,3мм

м

20м

2

Бисер

г

50г

3

Пайетки

г

10г

4

Нитки «Мулине»

м

20м


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "Денежное дерево из пайеток"

Такие поделки  очень символичны.  Дело в том, что талисман в виде деревца, усыпанного монетками, иначе называемый Денежным деревом , популярен уже очень давно и многие  искренне в...

Мастер класс по изготовлению новогодних елок из пайеток и бисера (Рук. Осипова Т.В.)

Мастер класс по изготовлению новогодних елок из пайеток и бисера (Рук. Осипова Т.В.)...

Методическая разработка занятия "Изготовление елочки из бисера и пайеток"

Авторская разработка «Ёлочка из бисера и пайеток».Подробное описание занятий  по разделу Бисероплетения -изготовления елочки из бисера и пайеток....

Конспект урока «Вышивка панно с использованием бисера и пайеток»

Урок по технологии, по профилю  « вышивка» для детей с умеренной умственной отсталостью...

Викторина про берёзу: "Свет - берёза"

Содействовать формированию чувства бережного отношения к природе, расширить кругозор воспитанников о берёзе....

Внеклассное занятие Тема: «Вышивка панно с использованием бисера и пайеток».

Задачи:Образовательные: -познакомить учащихся с новым видом вышивки;- научить учащихся выполнять вышивку с применением бисера и пайеток; - обучать выполнять задания по образцу; - ...

«Пуансеттия – Рождественская звезда». Методическая разработка по изготовлению фантазийного цветка из бисера и пайеток

Методическая разработка по изготовлению фантазийного цветка «Пуансеттия» предназначена для занятий по бисероплетению в разделе «Новогодний сувенир». Она поможет сделать оригина...