Мастер-класс "Ветка берёзы, сплетённая из бисера и пайеток"
методическая разработка по теме
Методическая разработка мастер-класса "Ветка берёзы, сплетённая из бисера и пайеток". Цель разработки - знакомство с историей о русских традициях связанных с берёзой, с технологией плетения из бисера и пайеток.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_vetka_beryozy.doc | 417 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Центр детского творчества
Методическая разработка
мастер-класса
«Ветка берёзы, сплетённая из бисера и пайеток»
Автор составитель: Шараева Ольга Анатольевна
педагог дополнительного
образования
г. Сургут
История о русских традициях связанных с берёзой
Для русского человека нет дерева роднее, чем береза. В стародавние времена на Руси березу считали "своим тотемом, родоначальницей и покровительницей". Русская береза - символ России.
Когда-то березу называли "деревом четырех дел":
Грамоту русский народ осваивал на бересте, освещаемой березовою же лучиной. "Крик" в деревнях от тележного скрипа утишался березовым дегтем, да и отвары из почек березы давались младенцам "от крику".
Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве три угодья: первое - больным на здоровье, второе - от тьмы свет, третье - людям колодец.
Старинная эта загадка тесно связана с крестьянским бытом. Париться березовым веником - больным на здоровье, освещать жилище лучиной - от тьмы свет, утолять жажду березовым соком - людям колодец.
В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, как теперь, а березой. В это время земледельцы приступали к сельскохозяйственным работам, а береза распускалась первой зеленью, отсюда и древнерусское название марта или апреля - березозол. На юге, где весна наступала раньше, березозолом называли март, а на севере, куда весна приходила позднее, - апрель. Березозол - март был первым месяцем года до XV века, потом русский календарь был перестроен, а вариант названия сохранился в украинском языке, где март называют березенем.
Из древних летописей известно, что в те времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. Позднее в славянской мифологии береза почиталась как женский символ во время весеннего праздника Семика (семицкая береза).
Зеленые Святки, или Семик, - праздник подрастающих семян, молодой листвы, первых цветов. В эту "русальную неделю", когда начиналось лето красное, веселье не утихало ни ночью, ни днем. Похороны русалок, Похороны кукушки, Похороны Костромы - этими ритуалами прощались с весною, а наступившее лето олицетворяла береза. Ее ветками украшали жилища.
Березку часто рядили в девичье платье: надевали кофту, юбку, фартук, на голову платок или кокошник, - и называли такое заплетенное дерево Девичьей красой. Или березу как символ женственности изображала самая красивая девушка, украшенная березовыми ветками с листвой. Вокруг нее водили хороводы.
Срубленную березу (которую называли в разных местах по-разному: кума, гостейка, семик, куст, баба, красота) носили по селу и при завершении обряда бросали ее в воду, в овраг, в костер (то есть "провожали березку" или "хоронили" ее).
Девушки просили у березы доли, умывались березовым соком для красоты и здоровья. Береза воспринималась как существо живое, могущественное, способное исполнять желания. Девушки несли березе в лес яичницу, пироги, усаживались под деревом, съедали принесенное и обращались к березе с заветными просьбами. Из ее веток плели венки. В Тюмени березку "кормили" в каждом доме. Верили, что та из девушек, которая в Семик сядет в тень березы, непременно в этом году выйдет замуж.
Ученые предполагают, что происхождение майских обрядов с почитанием первого распустившегося дерева связано с развитием земледелия. Эти обряды имели магический смысл: земледелец как бы брал плодородную силу у первого распустившегося дерева и передавал ее засеянным полям.
В Семицкую неделю поминают усопших и совершается обряд крещения кукушек (древние верования рисуют человеческую душу в образе кукушки; в народных украинских песнях кукушка прилетает горевать над умершим; она - олицетворение сердечной печали по покойникам; в свадебной песне невеста-сирота посылает кукушку за своими умершими родственниками, чтобы они пришли с того света благословить ее на новое счастливое житье). Девицы приходят в рощу, отыскивают две плакучие березки, надевают на них венки из цветов, нагибают деревца и связывают их ветви разноцветными лентами, платками и полотенцами в виде венка; над венком кладут траву - кукушку или рукодельное чучело птицы, а по сторонам привешивают кресты. Две девицы, желающие покумиться (крестить кукушку), должны обойти вокруг этих берез - одна навстречу другой, потом трижды поцеловаться сквозь венок и сквозь венок же передать друг дружке желтое или красное крашеное яйцо. Хоровод в это время поет:
Ты кукушка ряба, Ты кому же кума? Покумимся, кумушки, Покумимся, голубушки!
Названные кумушки обмениваются крестами и кольцами, а "кукушку" разделяют на три части и хранят у себя на память о кумовстве. Затем всегда следует веселое пиршество, необходимой принадлежностью которого бывает уже упоминавшаяся яичница. Те, которые покумились на Семик, ходят на Троицын день развивать венки или бросать их в воду, при этом поют:
Раскумимся, кумушки! Раскумимся, голубушки! Да йо, йо - Семик да и Троица!
У всех славянских, прибалтийских и германских народов береза - символ света, сияния, чистоты, женственности, иногда дерево начала. Славяне вообще считали березу главным, мировым деревом, опорою всей земли, о чем и говорится в старинном ритуальном заговоре:
На море на окияне, на острове Кургане, стоит белая береза, вниз ветвями, вверх кореньями...
Подобный остров (иногда его называют Буяном), кстати, фигурирует в древних мифах индоевропейских народов (III тысячелетие до нашей эры - I тысячелетие нашей эры). В этих мифах упоминаются Рипейские горы, входившие, по мнению древних греков и римлян, в грандиозную систему Кавказских гор. Согласно данным античных карт (Эратосфена, Агриппы и позднее, вплоть до времен готского историка Иордана, V век нашей эры), Кавказ опоясывал большую часть земного круга: от Индийского моря и до Черного моря, и далее - до Дуная, а на севере к нему примыкали Рипейские горы. Одна из Рипейских гор носила название Березань. Эта Березань - райская местность, а также - название острова, подобного острову Буяну, либо - Атлантиде. На острове (горе) Березани растет солнечная береза вниз ветвями и вверх кореньями. Позднее исследователи местом расположения Рипейских гор считали и другие недоступные места, обычно край света: на Крайнем Севере, или на востоке, а также на западе. Такое положение рая имело определенный смысл: рай находится - за пределами досягаемости, в духовном, а не в материальном мире.
Во второй половине XIX века на бересте писали и приколачивали к деревьям прошения лешим: вернуть, например, заблудившуюся коровушку, подвести под ружье охотнику дичь, помочь не заплутаться, когда девки пойдут по малину. Сходная обрядовая роль руны со значением "береза" известна у древних германцев, главный бог которых - Один -пригвоздил себя к мировому дереву, с тем, чтобы обрести знание рун.
В народной традиции береза может выступать как счастливое дерево, оберегающее от зла, и как вредоносное, связанное с женскими демонами и душами умерших.
Поверья о полезных и вредоносных свойствах березы сосуществуют у восточных и западных славян в одних и тех же регионах. На Мазурах и в Вармии (Польша) березу считали вместилищем духов - поэтому в нее так часто бьет молния; в других селах она оценивалась как счастливое дерево, приносящее здоровье и добро. В ряде случаев в Полесье запрещалось сажать березу рядом с домом, чтобы на хозяев не напали болезни, чтобы не вымерла семья (или по другим причинам - береза часто "плачет"; в нее часто бьет гром). Согласно карпатским поверьям, если женатый мужчина посадит березу во дворе, то кто-нибудь из семьи умрет. На Русском Севере место, где когда-то росли березы, признавалось несчастливым, на нем не ставили новый дом. В районе Сольвыче-годска избегали пользоваться березовыми дровами и не жгли бересту, считая, что от этого заводятся клопы.
Народные приметы
Из берёзы весной течёт много сока — к дождливому лету.
Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки — весна ранняя, зажелтеют снизу — поздняя.[30]
Коли берёза наперёд опушается, то жди сухого лета, а коли ольха — мокрого[31].
Русские пословицы, поговорки, загадки и шутки о берёзе
Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве — четыре угодья: первое — больным на здоровье, второе — людям колодец, третье — от зимы свет, четвёртое — дряхлым пеленанье
Берёза не угроза: где стоит, там и шумит
Сок берёзовый с мякотью
Рисунки и схемы
Рисунок ветки берёзы
1 | O | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | O | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | O | O | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | O | O | O | O | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
3 | O | O | O | O | O | O | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||
5 | O | O | O | O | O | O | O | O | O | 4 | ||||||||||||||||||||||||||
7 | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | 6 | ||||||||||||||||||||||
8 | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | 7 | ||||||||||||||||||||
9 | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | 9 | |||||||||||||||||
1 | 0 | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | 1 | 0 | |||||||||||||
1 | 1 | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | 1 | 1 | |||||||||||
1 | 1 | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | 1 | 1 | |||||||||||
1 | 1 | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | 1 | 1 | |||||||||||
1 | 0 | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | 1 | 0 | |||||||||||||
9 | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | 9 | |||||||||||||||||
7 | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | 7 | |||||||||||||||||||||
5 | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | 5 | |||||||||||||||||||||||||
3 | O | O | O | O | O | O | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||
С | х | е | м | а | 1 | М | а | л | е | н | ь | к | и | й | л | и | с | т | ||||||||||||||||||
П | р | о | в | о | л | о | к | а | 6 | 0 | с | м | к | а | ж | д | а | я | ч | а | с | т | ь | |||||||||||||
1 | O | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | O | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | O | O | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | O | O | O | O | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
3 | O | O | O | O | O | O | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||
4 | O | O | O | O | O | O | O | O | O | 5 | ||||||||||||||||||||||||||
5 | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | 6 | ||||||||||||||||||||||||
6 | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | 7 | ||||||||||||||||||||||
8 | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | 8 | |||||||||||||||||||
9 | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | 9 | |||||||||||||||||
1 | 0 | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | 1 | 0 | |||||||||||||
1 | 1 | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | 1 | 2 | ||||||||||
1 | 2 | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | 1 | 3 | ||||||||
1 | 3 | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | 1 | 4 | ||||||
1 | 3 | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | 1 | 4 | ||||||
1 | 3 | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | 1 | 4 | ||||||
1 | 3 | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | 1 | 4 | ||||||
1 | 3 | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | 1 | 4 | ||||||
1 | 3 | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | 1 | 3 | |||||||
1 | 1 | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | 1 | 1 | |||||||||||
9 | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | 9 | |||||||||||||||||
| 6 | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | O | 6 | ||||||||||||||||||||||
3 | O | O | O | O | O | O | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||
С | х | е | м | а | 2 | Б | о | л | ь | ш | о | й | л | и | с | т | ||||||||||||||||||||
П | р | о | в | о | л | о | к | а | 8 | 0 | с | м | к | а | ж | д | а | я | ч | а | с | т | ь |
0 | ||||||||||||||||||||||||||||
0 | ||||||||||||||||||||||||||||
0 | ||||||||||||||||||||||||||||
0 | ||||||||||||||||||||||||||||
0 | ||||||||||||||||||||||||||||
0 | ||||||||||||||||||||||||||||
0 | 0 | |||||||||||||||||||||||||||
0 | 0 | |||||||||||||||||||||||||||
0 | 0 | |||||||||||||||||||||||||||
0 | 0 | |||||||||||||||||||||||||||
0 | 0 | |||||||||||||||||||||||||||
0 | 0 | |||||||||||||||||||||||||||
0 | 0 | |||||||||||||||||||||||||||
0 | 0 | |||||||||||||||||||||||||||
0 | 0 | |||||||||||||||||||||||||||
0 | 0 | |||||||||||||||||||||||||||
0 | 0 | |||||||||||||||||||||||||||
0 | 0 | |||||||||||||||||||||||||||
0 | 0 | |||||||||||||||||||||||||||
0 | 0 | |||||||||||||||||||||||||||
С | х | е | м | а | 3 | С | е | р | ё | ж | к | а | ||||||||||||||||
П | р | о | в | о | л | о | к | а | 4 | 0 | с | м |
Описание модели
Объемная ветка берёзы длиной 30см, шириной 10см., сплетённая на проволочной основе. Листья размером 2,5х3см и 4х4,5см, выполненные из бисера. Берёзовые серёжки прямые длиной 4см., из бисера и пайеток. Ствол ветки, черешки листьев по всей длине обмотаны нитками «Мулине» или «Ирис».
Рекомендуемые материалы
- Проволока медная 0,3мм.
- Бисер (зелёный, салатовый, жёлтый, коричневый).
- Пайетки (салатовые, коричневые).
- Нитки «Мулине» или «Ирис» (коричневые).
Технология изготовления
- Подготавливаем основу для плетения листьев берёзы. Нарезаем проволоку 6 шт. по 60см (для 3-х маленьких листков ветки берёзы) и 12 шт. по 80см (для 6-ти больших листков ветки берёзы).
- Берём проволоку 60см и по схеме 1 выплетаем маленький лист для ветки берёзы. Используя параллельную технику плетения, выполняем лист берёзы, состоящий из двух частей. В третьем ряду посередине двух бисерин добавляем второй отрезок проволоки 60см (см. фото 1).
Фото 1
Далее плетение листка состоит из двух частей. Перед тем как плести каждый последующий ряд концы проволоки находящиеся посередине перекручиваем на 90 градусов. В последних рядах набор бисера выполняется на внешних концах проволоки и все концы проволоки закручиваются на середине листа см. фото 2.
Фото 2
Для ветки берёзы необходимо выполнить три маленьких листка.
3. Аналогичным образом по схеме 2 выполняем шесть больших листков для ветки берёзы.
4. Отмеряем 4 отрезка проволоки по 40см для выполнения серёжек берёзы. Серёжка состоит из двух иголочек см. схему 3. На отрезок проволоки нанизываем 4 бисерины, далее 13 раз набираем 1 пайетку (выпуклой стороной вверх) и 1 бисерину. Отодвинув последнюю набранную бисерину, этим же концом проволоки возвращаемся назад через все набранные пайетки и бисерины см. фото 3.
Фото 3
Этим же концом проволоки таким же образом выполняем вторую серёжку (иголочку) см. фото 4.
Фото 4
Далее на оба конца проволоки набираем 5 бисерин см. фото 5.
Фото 5
После этого на правый конец проволоки набираем шестую бисерину, а левым концом проволоки проходим её перехлест. Так шестая бисерина фиксирует все набранные бисерины см. фото 6.
Фото 6
5. Обматываем нитками «Мулине» черенки маленьких и больших листьев. Обмотка производится от основания листка на расстоянии 4см (см. фото 7).
Фото 7
6. Собираем в единую ветку все готовые детали. Компоновка начинается с соединения трёх маленьких листиков и серёжек при помощи ниток «Мулине» (см. фото 8). На расстоянии 4-4,5см присоединяем два больших листка и серёжки. Аналогичным образом присоединяем остальные детали см. фото 9.
Фото 8 Фото 9
7. Обмотав стебель ветки до желаемой длины, обмотку поднимаем к верхушке ветки до 3-4см. Отрезаем конец нитки и приклеиваем его при помощи капли клея ПВА.
8. Размер ветки зависит от количества выполненных деталей.
Фотография готовой «Ветки берёзы»
Нормы расхода материалов на изготовление
одной «Ветки берёзы»
П/№ | Наименование | Ед. изм. | Расход на 1 ед. |
1 | Проволока 0,3мм | м | 20м |
2 | Бисер | г | 50г |
3 | Пайетки | г | 10г |
4 | Нитки «Мулине» | м | 20м |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа "Денежное дерево из пайеток"
Такие поделки очень символичны. Дело в том, что талисман в виде деревца, усыпанного монетками, иначе называемый Денежным деревом , популярен уже очень давно и многие искренне в...
Мастер класс по изготовлению новогодних елок из пайеток и бисера (Рук. Осипова Т.В.)
Мастер класс по изготовлению новогодних елок из пайеток и бисера (Рук. Осипова Т.В.)...
Методическая разработка занятия "Изготовление елочки из бисера и пайеток"
Авторская разработка «Ёлочка из бисера и пайеток».Подробное описание занятий по разделу Бисероплетения -изготовления елочки из бисера и пайеток....
Конспект урока «Вышивка панно с использованием бисера и пайеток»
Урок по технологии, по профилю « вышивка» для детей с умеренной умственной отсталостью...
Викторина про берёзу: "Свет - берёза"
Содействовать формированию чувства бережного отношения к природе, расширить кругозор воспитанников о берёзе....
Внеклассное занятие Тема: «Вышивка панно с использованием бисера и пайеток».
Задачи:Образовательные: -познакомить учащихся с новым видом вышивки;- научить учащихся выполнять вышивку с применением бисера и пайеток; - обучать выполнять задания по образцу; - ...
«Пуансеттия – Рождественская звезда». Методическая разработка по изготовлению фантазийного цветка из бисера и пайеток
Методическая разработка по изготовлению фантазийного цветка «Пуансеттия» предназначена для занятий по бисероплетению в разделе «Новогодний сувенир». Она поможет сделать оригина...