Литературный "огонек"
методическая разработка на тему
Вечер посвященный творчеству И.С. Тургенева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_ogonek.docx | 15.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный “Огонек” “Встреча с И.С.Тургеневым”
Цель мероприятия:
– укрепить и развить интерес у студентов к творчеству И.С.Тургенева;
– читать то, что за “пределами” программы. “Стихотворения в прозе” – это то, что мне интересно;
– в процессе проведения “Огонька” – общение, отработка коммуникативных навыков;
– развить у обучаемых потребность самовыражения и самоутверждения.
Подготовка к “Огоньку”: обсуждение сценария. От каждой группы 1-го курса – представители, команда – 8-10 студентов. Какие стихотворения выбираем? Что кажется особенно интересным? Почему? Особая группа – жюри. Составляем тесты. Каково музыкальное оформление?
Создать праздник! Все, до мельчайших деталей, должно быть красиво. Свечи, подсвечники, столы оформлены, “раскладушки”, выставка книг, призы. Каждая группа готовит стенгазету, кроссворды, вопросы. Просмотр кинофильма “Накануне”.
Роль преподавателя: помощь учащимся при составлении сценария. Помнить, что удачный праздник – это четко спланированное мероприятие. Больше самостоятельности ребятам. Пусть почувствуют себя ответственными.
Оформление кабинета: цветы, красиво накрытые столы, выставка книг, “раскладушки”, газеты от каждой группы, кроссворды, призы, столик для ведущего, портрет И.С.Тургенева. Главное – стилизация эпохи Тургенева. Вальсы Ф.Шопена (на выбор).
План проведения литературного “Огонька” “Встреча с И.С.Тургеневым”
1. Лирическое вступление преподавателя. Приветствие участников, гостей, жюри. Ощущение праздника, который создаем сами.
2. Звучит вальс Ф.Шопена. Зажигаем свечи.
3. Слова ведущих:
1-й ведущий: “Сегодня день моего рождения, и вы легко поймете, что я не мог пропустить его, не протянув к Вам обе руки. Сегодня я вступаю в тридцать второй год. Становлюсь стар! Сегодня ровно семь лет, как я в первый раз встретил Вас. В будущий вторник исполнится семь лет с тех пор, как я в первый раз был у Вас. И мне радостно сказать Вам по истечении семи лет, что я не видел на свете ничего лучше Вас, что встретить Вас на своем пути было величайшим счастьем моей жизни, что моя преданность и благодарность Вам не имеет границ и умрет только вместе со мной”.
2-й ведущий: Это грустное письмо И.С.Тургенев написал осенью 1850 года и, закончив его, не раз выходил в сад под низкое серое небо. Почти задевая верхушки деревьев, с севера плыли лохматые дымные тучи. Все в саду предвещало скорые холода, и правильные стаи журавлей с криком проплывали к югу. Торжественный журавлиный крик звучно и тревожно падал с высоты, бередил душу и звал к невозможному, несбыточному.
4. Романс на стихи И.С.Тургенева “Утро туманное”. Исполнение 1-2 студентами. Можно использовать аудиозапись. Но “живая” гитара и “живой” голос!!!
5. Конкурс чтецов. Список стихотворений в прозе: “Собака”, “Нищий”, “Воробей”, “Житейское правило”, “Памяти Ю.П.Вревской”, “Последнее свидание”, “Порог”, “Лазурное царство”, “Щи”, “Как хороши, как свежи были розы…”, “Мы еще повоюем!”, “Русский язык”, “Путь к любви”.
Жюри (студенты 2-го курса) подводят итоги (индивидуально – по принятой школе, командный итог –сумма баллов участников группы).
6. Литературная викторина:
№ 1:
1) Как зовут родителей И.С.Тургенева?
2) Как зовут родителей Е.Базарова?
3) С какими писателями связаны:
а) Замоскворечье в Москве;
б) Ясная Поляна;
в) Спасское-Лутовиново;
г) Село Грешнево Ярославской губернии?
4) Как называется статья критика Н.А.Добролюбова:
а) О пьесе “Гроза”;
б) О произведениях А.Н.Островского;
в) О романе И.С.Тургенева “Накануне”?
5) Фамилия “Тургенев” произошла от тюркского слова “турген”. Что это значит в переводе?
№ 2:
1) Назовите пять романов и повестей И.С.Тургенева.
2) Назовите шесть рассказов И.С.Тургенева из “Записок охотника”.
3) Назовите шесть стихотворений в прозе И.С.Тургенева.
4) А.И.Герцен назвал это произведение И.С.Тургенева “поэтически написанным обвинительным актом крепостничеству”. Как называется это произведение?
5) Критик Антонович написал о романе “Отцы и дети” статью “Асмодей нашего времени”, где называет нигилиста Базарова Асмодеем. Что значит “асмодей”?
№ 3:
1) Какое из стихотворений в прозе связано со стихотворением поэта Мятлева?
2) Интереснейшая статья о человеческих характерах у И.С.Тургенева называется “Гамлет и Дон Кихот”. Кто автор:
а) Трагедии “Гамлет”
б) Романа “Дон Кихот”?
3) Этот французский писатель, автор романа “Мадам Бовари” был другом И.С.Тургенева. Как фамилия этого писателя?
4) О романе И.С.Тургенева этот критик написал замечательную статью “Базаров”. Как фамилия этого критика?
5) Как называется автобиографическая повесть И.С.Тургенева?
Тесты выполняются письменно, коллективно, т.е. каждой командой. Оценивает жюри: 1 тест – 5 баллов. 3 теста – 15 баллов.
7. Литературная композиция по стихотворению Д.Минаева “Отцы иль дети? Параллели”. (См.книгу М.Жданова “Роман “Отцы и дети” в школьном изучении. – М., 1972, стр.151-152).
8. Инсценировка. “Спор Базарова и Кирсанова”. Можно подготовить сцену с “приблизительным” исполнением текста.
9. Конкурс кроссвордов, решение их. Учитывается оригинальность оформления, содержания, качество решения.
10. Конкурс стенгазет. Итоги объявляет жюри.
11. Конкурс “Вопросы и ответы”.
Список вопросов:
1) В романе “Накануне” есть сцена, в которой Елена Стахова обещает быть верной делу Д.Инсарова, борьбе за свободу. Какое стихотворение в прозе напоминает эту сцену в романе?
2) В статье “Когда же придет настоящий день?” Н.А.Добролюбов упрекает Тургенева за то, что не показан “русский Инсаров”. Тургенев “исправился”. Как зовут “русского Инсарова” и в каком романе дан его образ?
3) В романе “Накануне” рассказывается о сильных, красивых людях (Елене и Дмитрии), об их любви. Какой художественный прием использует автор и в этом, и в других романах? Почему?
4) Роман называется “Накануне”. В чем смысл названия?
5) Каков повод разрыва И.С.Тургенева с журналом “Современник”? Каковы причины этого разрыва?
12. Кинофильм “Накануне”. Смотрим: сцена объяснения в любви Дмитрия и Елены. Цель: составить вопросы и ответить на них.
13. Подведение итогов. Призы! Награды! Вальс! Дискотека…