Учебное занятие "С мира по сувениру - Япония"
план-конспект занятия по теме

Устиненкова Нина Анатольевна

Тема:  С мира по сувениру.
Оригами-журавлик - сувенир из Японии.
Тип  занятия: получение новых знаний.

Цель: познакомиться с традиционным японским сувениром – бумажной фигуркой-оригами  журавлик (цуру) и его символикой.
Задачи: - изучить историю  и основы  техники оригами,
- символику традиционной фигурки  журавлик (цуру),
- освоить способ изготовления фигурки журавлика;
- развивать познавательные процессы, сенсорику и мелкую моторику рук,
- умение следовать устным инструкциям, запоминать этапы  действий,
- творческую фантазию на основе исторического материала;
- воспитывать культуру труда, коммуникативные способности.,
- интерес к художественной технике, культуре и традициям народов мира, толерантность и коммуникативные навыки.

Оборудование  детям: листы бумаги  А-4 неярких цветов, ножницы,
Педагогу: кимоно и аксессуары для образа японки, географическая карта с местоположением Японии, иллюстрация с изображением японцев, образец оригами-фигурки журавлика, инструкционная карта «Базовые формы-модули»;  крупная ромашка  из бумаги;  зарисовка кроссворда на доске (ватмане); схема «Журавлик» с инструкцией ( распечатать по кол-ву детей).
План  занятия.
1.  Оргмомент, сообщение  темы и цели  занятия.
2.  Введение в  тему, активизация  знаний.
3.  Теоретическая  часть.
Сообщение  педагога
Закрепление  знаний.

4.  Физкультминутка.
5.  Практическая  часть .
Учебные  задачи. 
Практическая работа.
Анализ  работы.

6. Итоги  занятия, рефлексия, уборка  рабочих  мест.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Конспект  открытого  занятия
Творческого объединения «Умельцы» 3 год обучения

Тема:  С мира по сувениру.
Сувенир из Японии.
Тип  занятия: получение новых знаний.

Цель: познакомиться с традиционным японским сувениром – бумажной фигуркой-оригами  журавлик (цуру) и его символикой.
Задачи: - изучить историю  и основы  техники оригами,
- символику традиционной фигурки  
журавлик (цуру), 
- освоить способ изготовления фигурки журавлика;
- развивать познавательные процессы, сенсорику и мелкую моторику рук,
- умение следовать устным инструкциям, запоминать этапы  действий,
- творческую фантазию на основе исторического материала;
- воспитывать культуру труда, коммуникативные способности.,
- интерес к художественной технике, культуре и традициям народов мира, толерантность и коммуникативные навыки.

Оборудование  детям: листы бумаги  А-4 неярких цветов, ножницы,
Педагогу: кимоно и аксессуары для образа японки, географическая карта с местоположением Японии, иллюстрация с изображением японцев, образец оригами-фигурки журавлика, инструкционная карта «Базовые формы-модули»;  крупная ромашка  из бумаги;  зарисовка кроссворда на доске (ватмане); схема «Журавлик» с инструкцией ( распечатать по кол-ву детей).
План  занятия.
1.  Оргмомент, сообщение  темы и цели  занятия.
2.  Введение в  тему, активизация  знаний.
3.  Теоретическая  часть.
Сообщение  педагога
Закрепление  знаний.

4.  Физкультминутка.
5.  Практическая  часть .
Учебные  задачи.  
Практическая работа.
Анализ  работы.

6. Итоги  занятия, рефлексия, уборка  рабочих  мест.

Ход занятия.

1.Оргмомент, сообщение  темы и цели  занятия.

 Педагог  предстает в национальной японской одежде

  -   Ребята, давайте поприветствуем, друг друга!

Давайте порадуемся солнцу и птицам,
Порадуемся также, улыбчивым лицам
И всем, кто живёт на этой планете,
«Добрый день!» - все скажем вместе,
«Добрый день!» и взрослые, и дети!

- Ребята, вы обратили внимание на мой необычный наряд?
Это национальная одежда японок и сегодня я хочу пригласить вас в далекую страну Японию. Япония –  государство, расположенное на нескольких маленьких островах и одном большом. (
внимание на карту).
   Она находится на востоке, и вы могли слышать, как Японию называют «Страна восходящего солнца». Даже флаг у Японии – это белое полотно с красным кругом.  Там живут люди с улыбчивыми лицами, узкими  глазами,
а  их кожа  имеет желтоватый оттенок.

Демонстрация иллюстрации с изображением японцев

   Эта страна богата традициями, там живут  многие искусства, а люди очень трудолюбивые, старательные  и  стремятся развивать себя и всему учиться.  
  Одну традицию я предлагаю у них перенять -  давайте научимся выполнять японский сувенир – журавлика или
цуру, как его называют сами японцы.

Демонстрируется образец - фигурка журавлика

- И вот журавлик на моей ладони,
И, кажется, сейчас он оживёт…
Со мною прилетел он из Японии,
Из той страны, где солнышко встаёт.

- Оригами-фигурка Журавлик - это очень  популярный сувенир в Японии, а почему, вы сегодня узнаете.
2.  Введение в  тему, активизация  знаний.
- И сейчас, я  приглашаю вас в страну Оригами фигурок!

- Здесь не нужны волшебники и маги,
 Здесь нечего особенно мудрить,
 А нужно просто взять листок бумаги
 И постараться что-нибудь сложить.

- Ребята, кто  знаком с искусством оригами?
Оригами – это искусство складывания фигурок из квадратного листа бумаги.
И слово «
оригами»  японского происхождения, оно состоит из двух слов «ори»- сложенный и «ками» - бумага.
- В какой стране возникло  оригами?  Оригами возникло в Японии.
Искусство складывания бумаги много веков назад.
А сегодня искусство оригами  известно  уже во всех уголках мира.

3.  Теоретическая  часть.
Сообщение  педагога:  - А теперь послушайте мой рассказ.

   Искусство оригами появилось в глубокой древности. Целых две тысячи лет назад в Китае изобрели бумагу. Примерно тогда же в Японии появилось искусство оригами.  Из бумаги японцы научились творить чудеса.
  Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища.
  В Японии считается, что бумажные
шары-кусудамы, журавлики и другие изделия являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников.

   Японские маги, путешествуя по Европе, познакомили западный мир с этим искусством. Они были  мастерам своего дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги птицу, насекомое, животное на потеху многочисленным зрителям.  А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным удовольствием складывали различные бумажные фигурки? Среди таких людей были известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, автор всемирно известной книги «Алиса в стране Чудес» и другие.

    Новое возрождение оригами так же тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда "люди с грязными интересами" решили испытать атомную бомбу на человеке, подписав смертный приговор городу Хиросима. Последствия чудовищного эксперимента были ужасны: из 420 тысяч жителей города погибло 80 тысяч. В течение следующих 20 лет от лучевой болезни умерло еще 200 тысяч человек. Среди погибших было много детей.
  Именно тогда среди детей, обреченных на гибель,
возникла легенда о свободной птице, символе жизни - журавлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся и останутся живы.
Многим из них повезло, и они остались живы, сумели преодолеть болезнь.
  (
Следующая  информация  подается для детей не младше 9 лет:
  В память о жертвах атомной бомбардировки в Хиросиме заложили
 парк Мира. В мае 1958 года там был открыт монумент, посвященный погибшим детям. Памятник изображает бомбу, на вершине и по бокам которой размещены фигуры детей с поднятыми к небу руками.
  Двенадцатилетняя девочка, чья смерть послужила поводом для сооружения памятника, успела сделать только 644 журавлика. Но волна удивительной детской солидарности прокатилась по всем странам мира. Япония стала получать миллионы посылок со всех континентов нашей планеты с бесценным грузом - бумажными журавликами, собранными в гирлянды по 1000 штук. Эти гирлянды и сегодня украшают памятник и являются символом протеста против войны.)

   В этой художественной технике существуют  базовые формы-модули,  
на основе которых  складывают тысячи различных фигурок  - животных, рыб,  птиц, цветов и многое другое.
  Это такие  формы-модули:  
треугольник, блинчик, книга, дверь, птица, рыба, воздушный змей, двойной квадрат, двойной треугольник, катамаран. 

Демонстрируется инструкционная карта «Базовые формы-модули».

- Если судить по схемам, какая геометрическая фигура является основой  для изготовления поделок в оригами?  
Для изготовления поделок используется бумажный листок - квадрат.

Закрепление  знаний.

Обсуждение новых знаний, полученных на уроке;
решение кроссворда по основным понятиям оригами.

- Перед вами кроссворд, нам нужно его отгадать. Задания для кроссворда находятся в ромашке, вырезанной из бумаги. По очереди, желающие по очереди будут выходить к доске и отрывать лепесток от ромашки, читать  задание на обороте, а ответ нужно записать в кроссворд.

1. Первые изделия, выполненные в технике оригами.

2. Геометрическая фигура, лежащая в основе многих моделей.

3. Модель, считающаяся символом оригами.

4. Действие, выполняемое для создания моделей.

5. Традиционный материал для создания моделей.

6. Одна из частей модели.

7. Страна, являющаяся родиной искусства оригами.


4.  Физкультминутка.  - Поиграем в игру «Сороконожки».
Я показываю движения, а вы играете вместе со мной:

Две сороконожки
Бежали по дорожке
Всё бежали и бежали,
Все друг дружку догоняли. 

(Руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по предплечью,
затем по плечу другой руки и сцепляются в крепкий замок на затылке).

-Как друг дружечку догнали,
Так друг дружечку обняли,
Так друг дружечку обняли,
Что едва мы их разняли!
 

(При последних словах игры, разнимают руки).

5.  Практическая  часть . Учебная  задача.  
- Сегодня я научу вас складывать журавлика.
Эта птица в Китае и Японии считается символом удачи и долгой жизни.
  Работать будем все вместе, а поможет нам схема и инструкция к ней.

Обсуждается схема и инструкция. ТБ  при работе.

- Я хочу познакомить вас с Правилами  оригамистов.
1) Работай старательно, складывай фигурку на столе.
2) Линию сгиба проводи аккуратно и с нажимом.
3) Всегда держи фигурку так, как держит её педагог.
4) Хочешь спросить – подними руку, не выкрикивай.
5) Сделал правильно сам – помоги соседу.
6) Соблюдай ТБ при работе.

Практическая работа. 
Изготовление фигурки фронтально с опорой на схему. 
Текстовая инструкция:
- Сложи базовую форму «Двойной квадрат» и положит «глухим» углом от себя.
- Сделай базовую форму 
«Птица»: -  спереди согни две нижние стороны к центральной линии,
- перегни верхний треугольник,  отогни согнутые стороны,
- потяни кверху один слой бумаги, сгибая его по указанным линиям,
- поверни результат и повтори действия сзади.
Базовая форма «Птица» готова.
- Складывай журавлика: - спереди согни боковые стороны к центральной линии. Переверни, повтори тоже самое с другой стороны,
- обе «ножки» согни наверх и немного в стороны, опусти вниз,
- теперь вогни внутрь обе «ножки» по намеченным линиям,
- это хвост, это шея, сделай головку,
- опусти крылья вниз до упора,
- держите фигурку за грудку и начните потягивать за хвостик.
Журавлик начнёт махать крыльями!
Минивыставка  оригами-фигурок . Анализ  работы.

6. Итоги  занятия, рефлексия, уборка  рабочих  мест.
- Где мы сегодня побывали?
- Какой сувенир научились выполнять?

- Вы уже узнали, что если сложить из бумаги тысячу журавликов, исполнится желание. Некоторые люди так и делают – покупают специальные наборы квадратиков бумаги и часами делают птичек. Неужели действительно их желания исполняются? В чём же здесь секрет? А секрет древней легенды состоит в том, чтобы складывать фигурки не себе, а подарить их окружающим и получить в ответ тысячу улыбок. Тогда появятся новые друзья, а с их помощью действительно и желания часто исполняются!

- Желаю вам, ребята,  жить в мире,
помогать друг другу, любить и беречь близких и родных!  

САМОАНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
к открытому занятию по теме 
«С мира по сувениру»

  1. Общие сведения:

   Учебная группа из восьми человек возраста  8-9 лет с хорошими возможностями и хорошими ожидаемыми результатами;
  Педагог и обучающиеся полностью обеспечены материалами и инструментами в соответствии с целью и задачами  учебной работы;
  Наглядные материалы – кимоно и аксессуары для образа японки,
 географическая карта с местоположением Японии, иллюстрация с изображением японцев, образец оригами-фигурки журавлика, инструкционная карта «Базовые формы-модули»; 
2.  Тема учебного занятия:
   Тема учебного занятия в программе занимает одно из  важных мест;
  Степень сложности высокая вообще и конкретно для  данной группы.
3.  Цель учебного занятия в образовательном, воспитательном и развивающем аспектах.
   Образовательный аспект: изучить историю  и основы  техники оригами,  символику традиционной фигурки  журавлик (цуру),  освоить способ изготовления фигурки журавлика;
  Развивающий аспект: развивать познавательные процессы, сенсорику и мелкую моторику рук,  умение следовать устным инструкциям, запоминать этапы  действий,  творческую фантазию на основе исторического материала;
  Воспитательный аспект: воспитывать культуру труда, коммуникативные способности, интерес к художественной технике, культуре и традициям народов мира, толерантность и коммуникативные навыки.

4.  Содержания учебного занятия:
   Содержание занятия полностью соответствует его цели и обработано дидактически правильно;
  Учебный материал развивает творческие способности детей через знакомство с новым способом работы с бумагой, а также через  контакт с образцами культуры другого народа мира.
  На занятии создавались условий для развития устойчивого интереса к обучению через применения занимательного материала - кроссворда,
познавательного рассказа.
  Изученный материал содействует формированию знаний и умений в области освоения приемов работы с бумагой, самостоятельной работы с опорой на схемы –чертежи.
5.  Тип учебного занятия:
  Тип  занятия - изучение, усвоение нового материала; место занятия в учебном курсе - важное.
  Способ осуществления взаимосвязи с предыдущими занятиями – занятие входит в серию занятий по изготовлению сувенира на основе традиций народов мира .
6.  Структура учебного занятия:
   Все этапы учебного занятия четко прослеживаются:
1. Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.
2. Проверка имеющихся у детей ЗУНов и их готовность к изучению новой темы проведена  через познавательную беседу.
3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями осуществлялось через объяснение и демонстрацию, практическую работу.
4.  Использовались  индивидуальные раздаточные карточки с упражнениями   творческого характера для закрепления изученного материала.
5. Последовательность этапов выдержана верно, главный этап занятия содержателен,  целостность  занятия обеспечена.
  Итоги занятия подведены, выводы четко сформулированы.
7.   Методы обучения: 
  Применяемые методы и приемы полностью соответствовали цели занятия и были  эффективны в развитии познавательной активности детей ( введение образа национальной одежды, оформление кабинета фигурками оригами, стихотворения, объяснение,  диалог, обсуждение, демонстрация, анализ образца, постановка проблемных вопросов, упражнение, самостоятельная работа, оценка результата труда.
8.  Система работы педагога:
   Была  организована слаженная  работа детей.
  Объем учебного материала для обучающихся подобран в соответствии с возрастными и реальными возможностями детей.
  Роль педагога в создании благоприятного микроклимата на занятии была ведущей, каждый ребенок получал необходимое внимание, необходимую помощь, индивидуальные  разъяснения.
9.  Система работы обучающихся:
  Обучающиеся  чувствовали себя комфортно, проявляли активность (по возрасту и с учетом индивидуальных особенностей), имели возможность проявить себя творчески, вступали в продуктивное сотрудничество с педагогом;
   Подведение итогов показало преобладание хорошего уровня  усвоения ЗУНов.
10.  Общие результаты учебного занятия:
   Занятия можно считать эффективным, так как запланированный объем материала освоен и степень реализации цели  по итогам (результатам)  высокая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура Японии. Искусство Кэндзюцу, Дзё и Иайдо на выставке "47 ронинов". Три видео в помощь учителю, изучающему средневековую Японию.

Артиллерийский музей, Санкт-Петербург, выставка "47 ронинов", январь 2015 года. Российское Отделение Европейской Федерации Иайдо и Дзёдо. Искусство боя на мечах и палках дзё демонстрируют Марьенков Ан...

10 особенностей образования, которые сделали Японию одной из самых крутых стран мира

Мы поняли, почему все японцы такие гениальные и уникальные люди. А все потому, что у них, оказывается, невозможно крутая система образования. Посмотрите сами....

Учебная презентация "История изготовления сувениров"

Методический материал для педагогов длполнительного образования...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мастерская сувениров» 13-18 лет учебный год 2017-2018

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мастерская сувениров» 13-18 лет учебный год 2017-2018 @page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; line-height...

Учебно - творческая студия "Сувенир"

Учебно - творческая студия "Сувенир"...

"Кухни народов мира. Япония"

А давайте и мы с вами сегодня помечтаем, как буд- то мы в далёкой недосягаемой прекрасной и удивительной стране, полной своего особенного восточного очарования. Посещение Японии будет интересно каждом...