Доклад "Личность современного учителя ДШИ"
статья на тему
Основные качества личности преподавателя ДШИ на современном этапе развития музыкального образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Личность современного учителя ДШИ | 25.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Доклад
НА ТЕМУ:
«Личность современного учителя ДШИ»
Выполнила:
преподаватель по классу
баяна и аккордеона
МБОУ ДОД ДШИ п. Искателей
Загитова Альбина Андреевна
г. Нарьян-Мар
2013
С течением времени изменяются государство и общество, а значит, меняются и требования, предъявляемые к учителю. Остается открытым вопрос, какие качества учителя должны быть константными, т.е. не зависящими от времени, а какие качества должны быть подвижными, т.е. необходимыми учителю в связи с требованием нового времени.
Итак. Какой учитель необходим современному ученику? У какого учителя он будет учиться с удовольствием?
Чтобы ответить на этот вопрос учителями школ Московской области была проведена творческая работа, в которой ученики сами описывали своего самого любимого учителя.
Анализируя полученные результаты, были сделаны следующие выводы.
Самые высокие требования современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания. А также ученикам важна и внешняя, эстетическая сторона восприятия учителя.
Можно назвать еще ряд качеств, которыми, по их мнению, должен обладать учитель. Он понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает. Он любит детей, доброжелательный, гуманный, общительный, хороший друг, открытый, искренний. На уроке это человек изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный. Применяет психологические знания и приемы для решения трудных ситуаций. Он умеет владеть собой, сдерживать эмоции, тактичен, эрудирован, обладает чувством юмора, легкой иронией.
Учитель, как и много лет назад, должен быть широко образованным, добрым, чутким, интеллигентным, обаятельным и хорошим психологом. Причем в век информации, когда есть телевизор, сотовые телефоны, компьютеры, Интернет и уже подавляющему большинству учеников не стоит труда этой информацией обладать, к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. То есть в идеальном сознании образ учителя – это образ какого-то универсального человека. Уже сейчас главной задачей учителя становится не передать знания, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования.
XXI век стал важной вехой в истории развития образовательной системы РФ. Принятый федеральный закон «Об образовании» ставит перед педагогами новую цель, – это создание условий для развития творческой, разносторонней и гармонично развитой личности учащегося.
В новых условиях организационная сторона процесса обучения также претерпевает изменения. На первое место в методике преподавания выходит явление, получившее название «образовательное партнерство ученика и учителя». Образовательное партнерство трактуется как вовлечение равноправных участников, ученика и учителя, в совместный педагогический процесс для достижения общих целей.
Музыкальные школы накопили богатый практический опыт по воспитанию и обучению детей. Главную роль в этом процессе призваны сыграть педагоги всех звеньев музыкального образования. Учителя музыкальных школ должны направить все свои усилия на главный результат:
- обогащение духовного мира подрастающего поколения;
- развитие и формирование в нем нравственно-эстетических взглядов, чувств;
- формирование потребности и интереса к познанию достижений Мировой культуры и искусства.
А также учителя должны доказывать результатами своего труда, что музыкальное образование необходимо обществу.
Всякая педагогика определяется ответами на четыре вопроса. Кого учить? Для чего учить? Чему учить? И как учить?
Какими личностными качествами должен обладать современный учитель музыки? К чему он должен стремиться?
С точки зрения науки и педагогики, главные качества, составляющие личность современного учителя, это:
- профессиональная компетентность;
- коммуникативная культура;
- ответственность;
- информационная грамотность;
- готовность к обучению.
Профессиональная компетентность
В профессиональную компетентность входит:
- знание возрастной психологии;
- знание задач музыкального воспитания;
- учет уровня общего и музыкального развития ребенка;
- учет индивидуальных и возрастных особенностей;
- знание этапа обучения;
- этап работы над музыкальным произведением;
- использование видов музыкальной деятельности;
- знание типа, вида, структуры урока или музыкального занятия;
- подбор репертуара;
- проявление интереса детей к музыкальной деятельности;
- знание различных методик музыкального воспитания.
Для создания эмоциональной, творческой атмосферы, которая необходима для занятий музыкой, учителю необходимо знать следующие методы, стимулирующие музыкальную деятельность:
- метод эмоционального воздействия (умение учителя выражать свое отношение к музыке);
- метод создания эффекта удивления (мастерство ситуаций) и создание ситуаций успеха (стимулирование интересов);
- метод сравнения (в плане общности и различий по эмоциональным признакам и настроениям).
К методам стимулирования музыкальной деятельности педагога должны также относить создание проблемно-исковых ситуаций, когда перед учащимися ставятся различные творческие задания, создаются ситуации, вызывающие у них интерес.
В своей работе преподаватели школ искусств должны использовать методы, направленные на развитие у учащихся самовыражения в музыкальном искусстве. Это совместное (учителя и ученика) «проживание» музыкального образа, поиск собственных трактовок и интерпретаций в исполнении музыки, выразительный показ музыкальных произведений, сравнение, контрастное сопоставление «идеального» звучания и неправильного исполнения музыки.
Еще Лев Николаевич Толстой писал о методах обучения: - «Всякий учитель должен узнавать наибольшее число метод, применяя их, как вспомогательное средство. И всякое затруднение понимания ученика принимать не как за недостаток ученика, а как за недостаток своего учения».
К профессиональной компетенции можно также отнести учителя–музыканта, поддерживающего свою исполнительскую форму.
Учитель музыки должен быть прекрасно образованным специалистом, любящим музыку и детей.
Коммуникативная культура
Коммуникативная культура педагога – это:
- умение реализовать способности каждого обучающегося, создать комфортный микроклимат в учебно-воспитательном процессе;
- признание положительных качеств, сильных сторон, значимости обучающегося;
- способность к пониманию и учету эмоционального состояния ученика;
- способность контролировать свои эмоциональные состояния;
- умение давать положительную обратную связь;
- умение мотивировать учащихся на деятельность и достижения результата;
- готовность к сотрудничеству с коллегами, с родителями, общественностью;
- речевая культура.
Информационная культура – это:
- умение осмысливать культурные объекты;
- поиск новых знаний;
- самостоятельная работа с информацией;
- умение выделять ключевую информацию;
- активное использование знаний на практике;
- навыки самостоятельного обучения;
- компьютерная грамотность;
- владение специализированными программами обеспечения.
Ответственность:
Под ответственностью понимается:
- социальная ответственность;
- юридические нормы;
- этические нормы;
- готовность принять иную позицию;
- субъективная ответственность;
- ответственность за качество проведения уроков;
- качество созданного продукта, в том числе и интеллектуального;
- безопасное использование Интернета;
- задумываться о целях и важности знаний.
Готовность к обучению
Каким бы компетентным специалистом не был преподаватель, он должен:
- постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества;
- быть заинтересованным;
- быть активным;
- понимать важность приобретаемых знаний.
Отзвук детских впечатлений, связанный с миром звуков, неотъемлем от образа педагога. От того, кто будет учителем, зависит музыкальная судьба ребенка. Поэтому труд учителя-музыканта отличается особой ответственностью и особой значимостью.
Как важно заинтересовать тех детей, которые пришли в музыкальную школу, полюбить их, найти индивидуальный подход, видеть перспективу обучения и выстроить верную обучающую программу, чтобы в конце обучения - можно было увидеть выпускника, который приобрел ценные знания, овладел навыками музицирования, научился мыслить самостоятельно, раскрыл и осознал себя, приобщившись к миру прекрасного. Это и есть цель, которой руководствуется учитель. Это и есть смысл его творческого труда.
Список использованной литературы
- Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в
общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов
музыкальных факультетов педвузов. - М., 2002. - Лобова А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в
начальной школе: Учебное пособие. - Екатеринбург, 2002. - Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального
воспитания младших школьников. - М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: "Современный урок современного учителя"
Материалы педсовета...
статья "Современной школе - современный учитель"
" Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя,а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том,что он есть, должен быть и не может быть иным.Эта уверенность встречается ре...
Современный учитель и современный урок.
Статья посвящена организации современного урока экономики в школе....
Современный учитель в современной школе (размышления по поводу).
Современный учитель в современной школе (размышления по поводу)....
Коммуникативность – как важнейшее качество современного учителя, способствующее разрешению проблем современной школы.
В последние годы особую остроту приобретает задача повышения качества образования, поиски решения которой приобретают характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения факт, что сущес...
Современный учитель и современный ученик.
Эссе на тему каким должен быть современный учитель и ученик?...
Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Я - учитель" Эссе "Гражданская позиция современного учителя"
Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Я - учитель" Эссе "Гражданская позиция современного учителя"...