Растим патриотов России
классный час (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Растим патриотов России» -
материалы,
посвященные организации
гражданско - патриотического воспитания
в школе.
Литературно-музыкальная композиции: «125 граммов жизни».
Цель: Патриотическое воспитание школьников на примерах из истории и современной жизни.
Задачи: 1.Рассказать эпизоды цены жизни блокадного Ленинграда, лихолетья войны и цены хлеба.
2. Развивать у учащихся чувство патриотизма и гордости за нашу Родину, прославляя мужество, героизм и труд наших людей в годы войны.
3. Формировать у учащихся бережное отношение к великой святыне – хлебу.
Подготовительная работа.
- Фотосессия: «По дорогам войны» (из архива участников и организаторов вечера)
- Плакаты: «125 граммов жизни», «Худ обед, коли хлеба нет», «Свежий хлеб- ржаное чудо, на моем лежит столе. Без него бывало худо, очень худо на земле».
- Выставка хлебобулочных изделий, выпекаемых в п. Суходол и близлежащих поселках.
- Вышитые полотенца.
- Мультимедиапроектор, экран, музыкальный центр, метроном.
- Для ведущих военная форма, самодельные лавочки, краюха черного хлеба, завернутая в чистую салфетку, в коробочке под стеклом 125 г. черного хлеба.
(включается метроном, на сцене приглушен свет)
Чтец 1: Ты не вставала на колени
Ни перед кем
И никогда…
И каждый кустик твой-
Священен,
Священны
Небо и вода.
Чтец 2: Священен
Тын, где сохнут крынки,
Ракет космических огонь
И даже малая дождинка,
Что падает
В мою ладонь.
Чтец 3: Священен
Мир широких пашен,
Священны льды родимых рек,
И снег,
Что полит кровью нашей,
И кровь,
Что пролита на снег.
(звучит музыка из песни «Хлеб всему голова», а на фоне читается отрывок из стихотворения Владимира Фирсова «Лето сорок пятого»).
Нет ни соли, ни хлеба,
Только синь лебеда,
Да холодное небо,
Да в колодце вода…
На глухих полустанках-
Суета, нищета.
В станционных землянках-
Темнота, духота.
Полустанки России
По дорогам бредут,
Где мальчишки босые
Подаяния ждут.
Ведущий: В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные ночи в очереди за хлебом, которым не ведомо чувство голода. Нам не знаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, желудей, семян лебеды. Но никто из нас не остается равнодушным, читая исторические документы, слушая рассказы ветеранов Великой Отечественной войны о фронтовом хлебе и хлебе блокадного Ленинграда.
(звучит музыка из песни «Ах, война, что ты сделала подлая» на фоне спроецированных на экран кадров из исторической хроники)
Ведущий: 642 тыс. человек умерло от голода в период блокады Ленинграда. Скорбная цифра. Безграничным было мужество жителей Ленинграда. 900 дней и ночей продолжалось суровое и тяжелое время. Фашисты надеялись голодом уничтожить ленинградцев, но они голоду противопоставили силу духа, мужество и стойкость.
Ведущий: 125 граммов блокадного хлеба – такова цена жизни в осажденном городе.
Однажды стала выходить из строя одна из немногих печей, выпекавших хлеб. Чтобы устранить неисправность, нужно было остановит печь, охладить ее и только тогда начать ремонтировать. Но главный механик Н.А.Лобода понимал, чем это грозит ленинградцам, сколько жизней может унести невыпеченный во время хлеб. И он, облившись водой, полез в раскаленную печь, устранил неисправность. Его спасли товарищи. Ленинградцы получили хлеб, а Николай Антонович за свой подвиг награжден боевым орденом.
Ведущий:
(Из воспоминаний Г.Г.Зюзиной, жительницы п. Суходол, бывшей учительницы Суходольской школы №1, пережившей блокадное время).
«Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики… Помню как я на коленках ползаю по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую: она часто отдавала нам, детям, свой ленинградский паек. Помню маму, больную и обессиленную. Эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне».
Ведущий: «Хлеб в человеке воин!» – эта пословица родилась на фронте.
У солдат – хлебопеков не было передышек и затишья между боями. Запас хлеба не сделаешь и ничем его не заменишь. Весь процесс хлебопечения был в ручную, чаще всего на ходу, чем тяжелее бои, тем жестче был контроль за качеством. Хлеб на передовую! Он доставлялся любыми средствами, вплоть до «живого конвейера», сам умри, но хлеб в окопы доставь.
Ведущий:
(Из воспоминания участника Великой Отечественной войны, в будущем кадрового офицера, уроженца с. Кандабулак Баландина П.Е.).
«Шли мы на переформирование, после тяжелых и затяжных боев. Сутки продолжался марш. Остановились у окраины села, совсем рядом расположилась пекарня (мы это сразу почувствовали по запаху хлеба). Несколько солдат-хлебопеков подошли к нашей колонне и начали спрашивать, нет ли среди нас земляков. Я оказался теской для одного из них. «Ишь ты…на-ка вот, подкрепись», - и он протянул мне еще теплую буханку…Вы не поверите, но вкуснее хлеба, чем тот, я больше не ел. Виделись мы с ним мгновение. Но забыть его хлеб не могу…».
Ведущий: Всенародным подвигом называется героический труд женщин, стариков, детей на полях страны в годы лихолетья. Его нельзя оценить, измерить, описать сполна. Хлеб пополам с кровью, слезой и потом.
Ведущий:
(Из воспоминания участника Великой Отечественной войны, ныне здравствующего, жителя п.Сургут Чурсина И.В.).
«Я родился и вырос в с. Пичерки, Сергиевского района. С раннего детства работал на земле и знал, что труд хлебороба тяжелый. Наш эшелон шел на фронт. Это были первые мои шаги по фронтовой дороге. Я был совсем молодым парнем, только что со школьной скамьи. На несколько минут военный эшелон остановился на станции. По полю шли цепочкой женщины, в непролазной грязи, с мешками с зерном на плечах и разбрасывали семена. Командир построил нас вдоль вагона и сказал: «Смотрите, солдаты и запомните лица этих женщин. Какие прекрасные у вас матери, жены, сестры! Спасибо, вам, наши женщины, за подвиг! Земной поклон, вам, от бойцов и командиров. И низко поклонился до земли».
Чтец: Спелый хлеб закачается.
Жизнь она не кончается,
Жизнь она продолжается,
Каждый раз.
Будут плыть в небе радуги.
Будет жизнь,
Будут праздники
И шагнут внуки-правнуки
Дальше нас.
Ведущий: Огромный запас нравственных и физических сил надо было иметь нашему народу, чтобы выстоять и не потерять веру в светлое будущее, когда «смерть гуляла вдоль и поперек».
Чтец: Он пахнет полем, пахнет утром ранним,
В нем рук тепло, забота строгих глаз.
Он входит в дом сквозь годы испытаний,
Не зачерствев, как кое-кто из нас.
Ведущий:
(из воспоминания начальника Главного управления продовольственного снабжения Красной Армии Д.В.Павлова, 1943 год).
«История человечества знает немало войн, но еще не было примера, когда бы войска действующей армии развернули настоящую битву за хлеб. Находясь в непрерывных боях, одновременно проводили мирные работы: сеяли, косили, убирали и обмолачивали зерно, строили походные мельницы…).
(исполняется песня «Где шумят хлеба», муз.Кутузова, сл.Карасева )
Ведущий: За хлеб люди порой жизнь отдают, не на войне, а в мирное время.
«В то время им было по 24 года. Молодые, веселые парни из мордовского села Ново-Пшеново, что в сотне километров от наших мест, возвращались со свидания и увидели, что горело поле с пшеницей. Чтобы потушить его, нужно было перекусить провод под напряжением в 100 кВт. Не задумываясь, парни бросились спасать хлеб. Хлеб был спасен, а Володя Щанкин посмертно был награжден орденом Красной Звезды».
(исполняется песня «Хлеб - всему голова»).
(на сцену поднимаются учащиеся младших классов, на рушниках они держат караваи различных видов хлеба)
Ведущий: В дни мира и созидательного труда в наших домах всегда сытость и достаток. Мы живем так, что, по меткому народному выражению, большому куску рот радуется. И поэтому мы забываем о цене хлеба. Хлеб на нашем столе…
(представление хлеба учениками младших классов)
- Ржаной;
- Пшеничный;
- Московский;
- Бородинский;
- Орловский;
- Рижский;
- Саратовский;
- Диетический;
- Столовый;
- Формовой;
- Ситный;
- Пеклеванный;
- Суходольский;
- Сергиевский;
- Сургутский;
- Хлеб моей бабушки;
Ведущий: Одушевленный людской верой в его животворную силу: «Нет хлеба, нет жизни».
Ведущий: В музее истории Ленинграда хранится черствый, темный ломоть хлеба. Это суточная норма ленинградцев в блокаду – 125 граммов - хлеб жизни. Хроника голода – это хроника человеческого подвига, мужества, стойкости и великого поклонения нашей Родине. Хлеб бессмертен, как сама жизнь.
Чтец: Пахнет хлеб и солнцем и землей,
И слезой, и ветром, и грозой.
Сколько в нем заботы и труда,
Сколько людям он несет добра.
(исполняется песня «Ты цвети, Россия», муз. В.Левашова, сл. Н. Палькина)
Заключение: Кусочки хлеба раздают участникам вечера, каждому дают памятку, рецепты вкусных блюд из черствого хлеба.
Памятка.
- Никогда не берите хлеб грязными руками, хлеб-святыня.
- Никогда не лепите из мякиша фигурок.
- Никогда не бросайтесь хлебом:
Хлеб под столом, хлеб под столом!
Брошенный прямо в пыль.
Кто же это совесть свою на слом
Бросил, как утиль?
- Выучи стихотворение и прочитай другу:
Я раскаиваюсь горько-
Не забыть того греха:
Я швырнул однажды корку
В забияку-петуха.
«Запорю» - вскипела бабка
«С хлебом, мальчик не шути:
Перед ним снимали шапку
Даже грозные цари!…»
Простые рецепты от организаторов вечера.
- Соленые сухарики. Нарежьте зачерствевшие куски черного хлеба маленькими кубиками, посыпьте мелкой солью и подсушите в духовке. Погрызть сухарики – одно удовольствие.
- Пудинг. Черствый хлеб замочите на 40-50 минут в молоке, разотрите. Добавьте взбитые яйца, сахар, а при желании – свежие, консервированные ягоды или изюм. Выложите в форму, смазанную маслом и посыпанную сухарями и запеките в духовку. Подавайте с вареньем или посыпьте сахарной пудрой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на научно-практическую конференцию школьников "Растим патриотов России"
Работа состоит из доклада и видеоролика, поясняющего текст докладчика. Основная идея работы это установление основных причин исчезновения деревень и сел в России. Доклад построен на статистике по Омск...
Растим патриотов России
Статья...
Классный час "Растим патриотов России"
Классный час "Растим патриотов России" проводили с целью воспитания чувства патриотизма и любви к своей Родине. Перед учителем стояла задача- показать, что во все времена народ в случаи опасности вста...
Растим патриотов России!
Видеопрезентация работы по патриотическому воспитанию в классе.http://youtu.be/FhVWOpSqeIU...
Патриотическое мероприятие "Растим патриотов России"
Данный материал предназначен в помощь организаторам внеклассной работы, педагогам-организаторам, классным руководителям для проведения мероприятий в преддверии празднования Дня Победы...
Сценарий"Растим патриотов России"
Сценарий"Растим патриотов России"...
Положение. Cоревнования по военно-прикладной подготовке юношей «Растим патриотов России», посвященного 100 – летию со дня рождения трижды Героя Советского Союза маршала авиации А.И. Покрышкина
Допризывная подготовка и подготовка к защите Отечества является важнейшей целью военно-патриотического воспитания молодежи. Муниципальные соревнования по военно-прикладным видам спорта организуются и ...