Творческий отчет педагога дополнительного образования
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Центр детского творчества»
Дмитриевского района Курской области
Творческий отчет
педагога дополнительного образования
Саловой Елены Викторовны
за 2012-2013 учебный год
г. Дмитриев
2013 г.
Основной целью деятельности детского объединения «Бисероплетение» является создание условий для самореализации личности ребенка, раскрытия его духовного и творческого потенциала.
Основными задачами для достижения поставленной цели являются:
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- формирование усидчивости и работоспособности;
- развитие самоконтроля и самооценки;
- воспитание уважительного отношения к результатам труда товарищей;
- приобретение обучающимися опыта сотрудничества и коллективной работы;
- воспитание чувства патриотизма и любви к Родине;
- духовно-нравственное развитие личности;
- воспитание чувства уважения к общечеловеческим ценностям;
- формирование представления о ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни.
Для реализации поставленных перед детским объединением цели и задач была разработана программа «Бисероплетение», рассчитанная на 2 года обучения. Данная программа направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира и развитие художественно-творческого потенциала личности.
Основными используемыми формами организации занятий я использовала следующие:
фронтальная – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуальная – самостоятельное выполнение заданий;
индивидуализированная – где учитываются учебные и индивидуальные возможности обучающихся;
индивидуально-фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных форм;
коллективная – организация творческого взаимодействия между детьми.
Для проведения занятий я выбрала следующие их формы:
занятие освоения и первичного закрепления теоретического материала – знакомство с теоретической частью, беседа;
занятие освоения практических знаний и умений – практическая работа, задание, упражнение, мастерская;
занятие контроля и оценки полученных знаний, умений и навыков – викторина, конкурс, смотр, выставка;
занятие решения воспитательных задач – беседа, диспут, игра, экскурсия, посещение выставок, творческая встреча;
занятие-повторение – определяет качество усвоения материала и овладение умениями и навыками; подобное занятие является заключительным.
На своих занятиях я использую следующие педагогические технологии:
- технология проблемного обучения;
- технология дифференцированного обучения;
- технология развивающего обучения;
- технология мастерских;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
В 2012-2013 учебном году в детском объединении обучались 2 группы: 1 группа первого года обучения и 1 группа второго года обучения. Общее количество обучающихся – 22 человека. Обучающиеся первого года обучения переведены на второй год обучения, а второго года обучения – отчислены с связи с окончанием срока обучения.
Отслеживание результатов в детском объединении направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся. Для их проверки используются следующие виды и формы контроля:
Вводный контроль дает информацию об уровне подготовки обучающихся. При его проведении используются такие формы, как тестирование, практические задания на выявление начальных навыков и умений.
Текущий контроль осуществляется с целью проверки усвоения прошедшего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. При его проведении используются такие формы, как опрос, наблюдение, самостоятельная работа по изготовлению изделий, тестирование.
Промежуточный контроль осуществляется по мере прохождения темы, раздела и подготавливает обучающихся к контрольным занятиям. Здесь используются следующая форма – контрольная работа и самостоятельная работа (выполнение изделий по предложенным схемам).
Итоговый контроль проводится в конце учебного года по сумме показателей за время обучения в объединении и предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по предложенной схеме, творческую работу по собственным эскизам, а также контрольную работу либо тестирование. К формам данного контроля относят: зачет, открытое занятие для родителей, презентацию творческих работ, самоанализ.
Промежуточная аттестация воспитанников нашего детского объединения показала, что высокий уровень теоретической подготовки имеют 6 чел. (46%), средний уровень – 7 чел. (54%). Проверка практической подготовки показала, что высокий уровень имеют 7 чел. (54%), средний – 6 чел. (46%).
В итоговой аттестации участвовало 9 чел., из них высокий уровень теоретической и практической подготовки имеют 4 чел., что составляет 45%, средний уровень – 5 чел. (55%).
Мониторинг личностного развития показал, что средняя степень выраженности личностного развития обучающихся составляет 65%.
Контроль знаний и умений обучающихся позволяет мне не только правильно оценить уровень усвоения изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи. Я стремлюсь к тому, чтобы контроль был целенаправленным, объективным, всесторонним и регулярным.
Я считаю, что реализация программы «Бисероплетение» имеет как положительные, так и отрицательные результаты.
К положительным результатам можно отнести участие в мероприятиях различного уровня и призовые места, занятые обучающимися: в районных мероприятиях I м. – 5; II м. – 4; III м. – 4. В областных мероприятиях только участие.
Мною было составлено портфолио достижений обучающихся, которое представлено в папке «Портфолио педагога дополнительного образования». Также в разделе «Достижения обучающихся» я представила документацию по мониторингу образовательной деятельности, мониторинг личностного развития, сведения об участии обучающихся в массовых мероприятиях и копии грамот за призовые места.
Отрицательными результатами, по моему мнению, является незаинтересованность обучающихся в темах второго года обучения, где предполагалась работа с бисером на нитке (изготовление украшений, ткачество, вышивка бисером). Анализируя данную ситуацию, я пришла к выводу о том, что не было учтено качество используемого бисера. Используя бисер низкого качества при ткачестве и вышивке, изделия не имеют должного художественного и эстетического вида. Именно данный факт вызывает у ребят нежелание заниматься этими видами бисерного рукоделия, поскольку при большой затрате времени результат не оправдывает их ожидания.
Мною было принято решение внести корректировку в учебно-тематический план – заменить «проблемные» темы и разделы на более интересные для обучающихся, такие как бисерная флористика и деревья из бисера, где качество бисера не так заметно.
Для успешной реализации образовательной программы мною были разработаны план учебно-воспитательной работы и план работы на лето. Были составлены конспекты к разделам «Вводное занятие» и «Бисерная азбука» программы. Также мною подготовлены наглядные материалы для первого и второго года обучения (Папки «Плоское параллельное плетение» и «Объемное параллельное плетение»). По этим темам имеется раздаточный материал.
Для развития самостоятельности обучающихся я оформила 24 мастер-класса по изготовлению цветов и деревьев из бисера.
В конце учебного года я подготовила папку «Каталог художественных работ обучающихся», где представлены фото лучших работ.
Все методические материалы собраны в папку «Методическое обеспечение программы «Бисероплетение».
Немаловажное значение имеет воспитательная работа, которая проводится по нескольким направлениям:
- здоровьесберегающее воспитание (активно использую на занятиях здоровьесберегающие технологии: провожу физкультминутки, пальчиковые игры, а также была проведена игровая викторина «Здоровье не купишь»);
- первичное самоопределение (стараюсь поддерживать воспитанников в процессе творческого становления, привлекать внимание к различным профессиям, их специализацией. Мною была разработана и проведена познавательная викторина «Мир профессий»);
- гражданско-патриотическое воспитание (в рамках данного направления воспитываются ответственность и любовь к Родине, чувства коллективизма и гражданского самосознания. Мною были разработаны и проведены час мужества «Защитники Отечества», викторина «Дмитриев военный»).
Собраны материалы для подготовки воспитательных мероприятий по духовно-нравственному, экологическому и эстетическому воспитанию (в электронном виде).
Все указанные материалы собраны в папку «Воспитательная и досугово-развивающая деятельность».
Педагогическая деятельность относится к одной из наиболее интеллектуально и эмоционально напряженных. Она требует от специалистов высокой общей, общепрофессиональной и специальной образованности, поэтому педагогам необходимо непрерывно развивать свой профессионализм. Значимость этого развития многократно возрастает в условиях реформирования образования. Системные, качественные изменения в нем невозможно осуществить без развития профессиональной компетентности педагогов.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
В течение года мною проводилась работа по самообразованию путем изучения всевозможной методической литературы и периодических изданий, приобретения литературы, участия в работе школы педагогического мастерства, а также посредством участия в массовых мероприятиях различного уровня. Результатом этой работы стало 2 первых места и одно третье на районных выставках и конкурсах.
Также я активно участвую в подготовке и проведении различных мероприятий Центра детского творчества: новогодний утренник (роль Кикиморы болотной), Международный день семьи, День защиты детей, выставка декоративно-прикладного творчества «Традиции, творчество, современность» обучающихся и педагогов ЦДТ.
На летних каникулах проводила занятия с детьми, посещающими лагерь с дневным пребыванием.
Все личные достижения и результаты, методическая работа представлены в папке «Портфолио педагога дополнительного образования».
В течение 2012-2013 учебного года я активно сотрудничала с воспитателями и педагогами школы-интерната, а также с социальным педагогом, психологом и медицинскими работниками, поскольку работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья требует определенных знаний, которыми я не обладала, и приходилось советоваться со специалистами.
Профессиональная компетентность педагога характеризуется, по моему мнению, прежде всего постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. А психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.
Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и образования в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Мышкиной Ирины Дмитриевны за 2013 – 2014 учебный год
Отчет по прошедшему учебному году содержит данные о выполнении программы, о работе с детским коллективом, о работе с родителями учащихся, о работе по профессиональному развитию. отчет содержит выводы ...
Конспект заседания методического объединения педагогов дополнительного образования "Траектория развития творческой деятельности педагога"
Данный материал может быть полезен при подготовке обучающих мероприятий для педагогов по вопросам повышения педагогического мастерства посредством построения индивидуальной траектории развития творчес...
Информационно-аналитический отчет педагога дополнительного образования
Два года назад аттестовалась на первую категорию. Делюсь опытом оформления портфолио. Здесь представлен раздел 2 "Информационно-аналитический отчет". раздел 1 с личными документами публиковать не буде...
Презентация "Отчет педагога дополнительного образования" за 2019-2020 учебный год
Презентация составлена по результатам работы объединения дополнительного образования "Президентские спортивные игры". Может быть использована в работе учителей физической культуры и педагого...
Презентация "Отчет педагога дополнительного образования" за 2016-2017 учебный год
Презентация подготовлена для отчета о работе объединения дополнительного образования "ОФП, спортивные игры". Будет актуальна для учителей физической культуры, педагогов дополнительного образ...
Статья "Организация работы творческой группы педагогов дополнительного образования с применением технологии SCRAM"
В статье представлен опыт работы по организации деятельности творческой группы педагогов дополнительного образования с применением технологии SCRUM»....
Профессиональные и творческие компетенции педагога дополнительного образования Скатуловой И.В
Профессиональные и творческие компетенции педагога дополнительного образования Скатуловой И.В...