Проведение экологической акции как одно из условий работы по достижению личностных результатов
методическая разработка (10 класс) на тему

Гунькина Нина Алексеевна

Методическая разработка акции "Край без пожара"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ  Высокогорненского г.п.

Хабаровский край

Гунькина Нина Алексеевна

учитель биологии, географии, руководитель школьного объединения «Эколог»

 «Проведение экологических акций как одно из условий работы по достижению личностных результатов».

С 1999 года на базе школы и лесничества функционирует  школьное объединение «Эколог».  Образование и воспитание школьников в области экологической среды, а также сохранение здоровья и здорового образа жизни являются одним из приоритетных направлений.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования отражает не только сегодняшние, но перспективные потребности личности, общества и государства в сфере образования.   

Он определяет требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, причем личностное развитие ученика ставится на первый план современного образования.

Личностные планируемые результаты обучения – это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы, которая отражает их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства.
Целью современного образования является формирование функциональной грамотности.
Одной из  её составляющих, являются личностные результаты, которые достигаются через освоение всех предметов и внеклассную работу.

Условием  успешного достижения данных результатов является внесение изменений в организацию процесса обучения путем обогащения  содержания предметов и использования современных педагогических технологий в сочетании с деятельностным подходом в обучении.

Для достижения  планируемых  результатов  на ступени начального общего образования формируются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, как основа умения учиться  и для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации.
Личностные универсальные учебные действия  обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся,  ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Одной из современных  технологий в экологическом образовании я успешно использую уже много лет экологическую акцию.

 Основная цель акции - пропаганда того или иного вида деятельности, экологическое просвещение.

Задачи:

  • расширение кругозора учащихся в области экологических знаний;
  • выявление одаренных учащихся и развитие их творческих способностей;
  • активное включение  учащихся в процесс самообразования и саморазвития;
  • совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции;
  • организация научно-исследовательской деятельности учащихся для совершенствования процесса обучения и профориентации и экологической культуры;
  • развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, делать выводы из собственных наблюдений.

Экологическое образование, которое я пропагандирую, формирует у учащихся практическую направленность, что позволяет им внести реальный вклад в сбережение природы своей малой Родины. Акция отражает реальную жизнь, желание применить свои силы, знания и умения, ведёт к достижению личностных результатов. С этим прекрасно справляются как юные экологи (начальная школа), так и старшие  экологи, так как объединение находится в едином образовательном пространстве школы.

На примере одной из акций, проводимой экологами школьного объединения я хочу показать направления деятельности и  достижения моих экологов.

Акция «Край без пожаров»   (15 апреля по 10 сентября)

Человек играл с огнём, траву поджёг

И разбежался огонёк…

Он быстро по траве бежит

И вот уж всё вокруг горит…

Игра с огнём недаром

Завершается пожаром.

Живое всё горит в огне_

Там где пожар, там быть беде.

Сгорело всё, и жизни нет

И будет так немало лет…                                 (Суворов Никита ученик 5 класса)

  1. Беседы: «От чего горят леса», «Берегите лес», «Добрые советы» \1-11 классы\.
  2. Чтение экологами лекций на предприятиях посёлка  «В огне лесных пожаров гибнет всё живое» \по графику\.

гибнет всё живое».

  1. Изготовление аншлагов противопожарной тематики и развешивание на лесных дорогах с лесничим.
  2. Призыв экологов к сохранению леса среди местного населения посёлка.
  3. Беседа о вреде огня «Берегите и охраняйте природу» \детский сад\.
  4. Конкурс рисунков и плакатов по школе.
  5. Занятия по «Противопожарной образовательной программе» Агенства по Международному Развитию США \10-14 лет\.
  6. Игра «Поле чудес» «Огонь и лес» \5-8 классы\.
  7. Игра «Слабое звено» «Защитите лес от пожара» \10-11 классы\.
  8. Игра «Форс-мажёр» «Будь осторожен с огнём в лесу!» \7-9 классы\.
  9. Конкурс листовок и плакатов «Поставлен пожару надёжный заслон» \1-11 классы\.
  10. Работа в дендрарии по выращиванию саженцев лиственницы даурской \экологи и волонтёры\.
  11. Лесопосадки на двух гектарах  выделенных  школьному лесничеству \экологи объединения и волонтёры\.
  12. Дежурство на лесных дорогах экологов совместно с лесничими во время пожароопасного периода.
  13. Анкетирование жителей посёлка «Лес способен и лечить и радовать, не беречь его – себя обкрадывать».
  14.  Викторины «Будьте осторожны с огнём в лесу» \1-11 класс\.
  15. Конкурс призывов, стихов, лесных рифм, памяток о лесных пожарах.
  16. Выход на экологическую тропу «Правила разведения костра».
  17. Конкурс кроссвордов, сочинений о лесе.
  18. Участие в краевых, российских мероприятиях по противопожарной тематике.
  19. Выпуск газеты школьного лесничества «Эколог».
  20. Выпуск бюллетеня о проведённых этапах работы акции.
  21. Отчёт по акции, оформление трудовой книжки экологов лесничества «Эколог».

При проведении этой огромной работы происходит движение по маршруту от незнания к знаниям и умениям. Чтобы определить итоги совместной деятельности необходим постоянный мониторинг результатов на всех  этапах акции. Оценка и самооценка даёт возможность ориентироваться и правильно определять учебные действия для достижения личностных результатов. Тот накопленный материал по результатам акции  является образовательным маршрутом, который медленно, но верно приведёт к успеху. На основе этой акции экологами были выполнены научно-исследовательские  проекты, которые были признаны на Всероссийском уровне:

  • Проект-победитель «Восстановление леса после пожаров в Ванинском районе Хабаровского края».
  • Проект –победитель «Экологические проблемы лесных ресурсов в Хабаровском крае».
  • Проект- победитель «Учёт ожидаемого урожая лиственницы».
  • Проект – победитель «Бухта Сизиман».

Проект-победитель районной детской  экологической конференции «Природа – наш дом»

«Природоохранная деятельность школьного экологического объединения».

Участник краевого экологического конкурса «Лосось нуждается в защите» «Дальневосточная лосось».

Мои ученики являются победителями Всероссийских конкурсов «Хранители Земли» 2003г, 2005г, 2007г, 2008г.

Победители Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» 2007г.

Победители краевого этапа Всероссийского лесного конкурса «Подрост» 2008, 2009 г.

Эколог лесничества Фомина Ольга занесена в краевую книгу «Одарённые дети» I выпуск.

Более 15 выпускников связали свою профессиональную деятельность с экологией

Каждый эколог  объединения принял участие в мероприятии. Итог общей работы подведён. При таком подходе у школьников формируются личностные универсальные  учебные действия.

Описанный мной опыт работы по проведению акций в школьном экологическом объединении может использоваться для любого творческого объединения.

Литература:

Федеральный закон ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №273-ФЗ от 29.12.2012

О.В. Запятая. «Диагностика сформированности  коммуникативных учебных действий 5-7 классы « Волгоград Издательство «Учитель».

С.С. Татарченкова «Технологии развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности». Издательство «Каро» Санкт  - Петербург.

О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина и др. «Современные педагогические технологии».  Издательство «Каро» Санкт  - Петербург.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Оценка и условия достижений личностных результатов обучающихся"

Данная информация необходима для учителей предметников. Можно использовать при подготовке к педсоветам. В презентации прописаны условия достижений личностных результатов обучающихся....

Презентация на тему "Оценка и условия достижений личностных результатов обучающихся"

Данный материал можно использовать для подготовки к педагогическим советам и выступлениям ШМО и РМО....

ДОСТИЖЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Существенную роль при достижении личностных результатов играет такой предмет, как « Иностранный язык». Личностными результатами иностранного языка являются: общее представление о мире как о многоязычн...

Благодарственное письмо за организацию и проведение экологической акции, активизацию деятельности по экологическому воспитанию обучающихся

Благодарственное письмо за организацию и проведение экологической акции, активизацию деятельности по экологическому воспитанию обучающихся...

Достижение личностных результатов обучающихся в условиях проектного обучения

Достижение личностных результатов обучающихся в условиях проектного обучения...