Методическая разработка занятия "Создаем музей"
методическая разработка по теме
Занятие учебной группы активистов школьного музея "Создаем музей" подводит итоги поисково-собирательской работы различной тематики. В ходе занятия учащиеся анализируют и осмысливают результаты поиска. В конце занятия активисты музея получают представление, как из "пользователя" стать "создателем " музея.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие учебной группы "Активисты школьного музея" | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия
«Создаем музей»
Автор:
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД СЮТур
Григорьева Татьяна Михайловна
Методический замысел занятия и обоснование его темы:
Очевиден тот факт, что создание школьного музея, как и впрочем, любого другого, - процесс протяженный во времени, если не сказать больше – бесконечный. Для школьного музея эта мысль справедлива до тех пор, пока существует само учебное заведение. Нельзя сказать окончательно, что вот, музей создан, и поставить точку. В большей степени это касается такого музея, как «Связь поколений». Ведь поколения людей сменяются, и будут сменяться одно за другим, пока жив род человеческий. Следовательно, музей истории школы, идея создания которого как раз и заключается в сохранении памяти и связи поколений учителей, учеников и работников школы, может создаваться и создаваться. Вопрос заключается в том, как, какими способами и методами создавать музей, чтобы он был «живым», действующим, перспективным. В каком направлении двигаться, строить работу его создателей, поддерживать в них интерес к музейной деятельности, мотивацию к творческому развитию - вот задача для руководителя музея.
По сути, каждое занятие в трехгодичной программе «Активисты школьного музея» представляет собой составляющую частицу общей работы по созданию школьного музея. Неважно, какой раздел изучается в данной момент, каким видом деятельности заняты активисты школьного музея, разумеется, в связи с указанной программой. Главное, что результат работы по разным направлениям будет служить жизнедеятельности музея, если не сказать больше – жизнеспособности.
Очень важно, чтобы создатели школьного музея «Связь поколений» - дети и взрослые - понимали смысл самого процесса создания музея памяти поколений, всячески способствовали его развитию, ощущали необходимость и пользу своего вклада в общее дело, чувствовали ту самую связь поколений, ради которой создается музей.
Одно из основных направлений работы по созданию музея «Связь поколений» является поисково-собирательская работа. В результате этой деятельности в музей поступают не только предметы, фотографии, документы, записи воспоминаний, анкетные данные и ответы во время интервью с представителями старших поколений. Все это, безусловно, имеет большое значение для пополнения и расширения музейного собрания.
Однако главным достоянием музея становится осмысление учащимися результатов своего поиска в виде творческих и исследовательских работ, приобретение ими опыта музейной работы и способность передать этот опыт младшему поколению активистов, возможность проявить свои творческие способности и использовать полученную информацию при оформлении разделов экспозиции, выставок, во время проведения экскурсий и т. д.
Данное занятие позволяет заглянуть в творческую лабораторию по созданию музея, пронаблюдать и понять этот процесс, подобный выращиванию растения. Неслучайно, готовясь к занятию, дети в качестве оформления придумали и нарисовали плакат с изображением дерева, как символа жизни многих поколений, связанных не только школьными, но и родственными узами. Дерево украшено плодами. Это символ плодотворной деятельности каждого, кто участвует в процессе создания музея. Яркое солнце символизирует свет знаний, доброй памяти, человеческого тепла и благодарности по отношению к прошлым поколениям. Летящие птицы – символ полета творческой фантазии, свободы самовыражения, единства взглядов и сотрудничества.
Результатом поисково-собирательской деятельности учащихся все чаще становится создание презентаций на ту или иную тему, что способствует внедрению и использованию новых технологий в процесс создания школьного музея.
В заключение следует упомянуть, что данное занятие было представлено как опыт работы педагога дополнительного образования на районном семинаре, проводимого на базе МОУ СОШ №1 для руководителей школьных музеев.
Направление работы музея, представленное на занятии: поисково-собирательская работа.
Темы поисково-собирательской работы: «Выпускники нашей школы», «Наши учителя – выпускники школы», «Выпускник школы в моей семье», «Они работают в нашей школе», «Участник Великой Отечественной войны в моей семье» (к 65- летию Победы).
Тип занятия: занятие комплексного применения, закрепления, обобщения и систематизации знаний, выработка самостоятельного применения полученных знаний и умений на практике, усвоение способов деятельности в ходе поисково-собирательской работы как составляющей части процесса создания и развития школьного музея.
Форма занятия: занятие – презентация результатов поисково-собирательской, творческой и практической деятельности учащихся.
Место занятия в системе обучения программы «Активисты школьного музея»: данное занятие представляет собой комплексный подход педагога к реализации программы в системе работы по созданию школьного музея и является результатом творческой интерпретации итогового занятия по разделу «Поисково-собирательская работа в музее». Занятие проводится в условиях совместного обучения учащихся разных возрастных групп с целью
- создания общего информационного поля для активистов музея;
- представления им картины проводимой в музее поисково-собирательской работы;
- их знакомства с результатами проделанной работы по данному разделу программы.
Такая форма проведения итогового занятия объединяет участников процесса создания музея, предоставляет им возможность передать опыт, обсудить результат проделанной работы, обменяться мнениями и впечатлениями, получить рекомендации для дальнейшей работы.
Данное занятие может служить примерным вариантом для работы в этом направлении, поэтому темы поиска и творческих работ учащихся могут варьироваться по необходимости на конкретный момент в зависимости от года обучения, степени подготовленности учащихся, а также при наличии подобного материала в результате поисково-собирательской работы.
Опережающее задание, предварительная работа:
- составление вопросов анкеты для выпускника школы;
- подготовка интервью с педагогом И.Б. Новосадовой, работником школьной столовой Л.Л. Кузнецовой, родными и близкими учащихся разных поколений, участниками ВОВ в их семье.
- поиск и сбор материала по указанным темам;
- написание и оформление творческих работ по результатам поиска;
- изготовление плаката «Создаем музей», словарного материала;
- создание компьютерной презентации об учителе математики И. Б. Новосадовой «40 лет вместе с первой школой» (см. приложение 3);
- изучение материалов музея об учителях школы;
- подготовка мини-экскурсии «О чем рассказал экспонат».
Приемы деятельности педагога и учащихся:
- фронтально-обобщающая, эвристическая беседа;
- анализ дидактических материалов;
- использование ключевых слов и понятий, связанных с процессом создания музея;
- работа в группе;
- интервью с учителем И. Б. Новосадовой;
- подведение итогов анкетирования выпускников разных поколений, учителей, работников школы, участников ВОВ;
- создание компьютерной презентации, наглядных пособий для занятия в музее;
- написание и оформление творческих работ.
Оформление:
- тема занятия «Создаем музей»;
- эмблема музея « Связь поколений»;
- дидактический материал (схемы);
- «музейные» слова;
- плакат «Создаем музей»;
- место для импровизированной фотовыставки с готовым названием «Alma mater» (на развороте доски);
- заключительная схема «пользователь» - «создатель» (на развороте доски).
Методы и технологии обучения:
- организация поисково-собирательской работы;
- компьютерные и мультимедийные технологии;
- деятельностно-продуктивный и креативный подходы;
- мультиперспективный, наглядный, образно-ассоциативный, диалоговый, продуктивно-творческий, практический методы;
- обучение в сотрудничестве, в атмосфере единства, взаимопонимания и объединения представителей разных школьных поколений на почве причастности к одному учебному заведению:
- технология создания и поддержания образовательной среды со свойствами интерактивности.
Основные понятия: поиск, собирание, исследование, alma mater, «пользователь», «создатель», анкетирование, интервью.
Цель занятия:
- развитие мотивации участия детей в процессе создания школьного музея.
Задачи:
образовательные
- подвести итоги изученного материала по разделу программы
« Поисково – собирательская работа»;
- закрепить навыки и продолжить поисково-собирательскую работу в музее по истории школы;
- обучить методам и приемам систематизации собранного материала;
- определить возможные способы и виды оформления собранных
материалов для включения их в музейный фонд;
- формировать навыки работы с новыми технологиями;
воспитательные
- содействовать сохранению исторической памяти поколений в школе и в своей семье;
- воспитывать стремление быть активным создателем музея, осознавать свое место и роль в его развитии;
- способствовать воспитанию уважительного отношения к представителям разных поколений, пониманию их значения в истории общества;
развивающие
- развивать умения и навыки ведения активной поисковой работы;
- прививать навыки работы в группе;
- развивать эмоциональную сферу, речевую культуру, коммуникативные и творческие способности учащихся;
- использовать новые направления в системе поисковой работы.
Планируемый результат:
- учащиеся знают и умеют применять на практике методы и приемы поисково-собирательской работы;
- владеют коммуникативными навыками, пользуются ими при сборе и накоплении материала;
- получают новую информацию по истории школы и своей семьи;
- осознают и реально оценивают свой личный вклад в создание школьного музея, видят и понимают перспективу его дальнейшего развития;
- умеют систематизировать собранный материал, творчески используют различные способы его оформления, в том числе с помощью новых технологий;
- пополняют фонды школьного музея материалами о выпускниках;
- используют собранный материал во время экскурсий;
- обмениваются опытом работы по данному направлению с учащимся других групп обучения.
Форма организации учебной деятельности:
- групповая;
- фронтальная;
- индивидуальная.
Место проведения занятия: классный кабинет с мультимедийной установкой.
Оборудование занятия, источники информации:
- мультимедия – проектор;
- материалы школьного музея «Наши учителя – выпускники школы»;
- результаты интервью с выпускниками, педагогами и работниками школы;
- творческие работы учащихся по темам «Выпускники нашей школы», «Выпускник школы в моей семье»;
- плакаты «Создаем музей» и «Эмблема музея»;
- компьютерные презентации музея «Связь поколений» (см. приложение 4 - компьютерная презентация со звуком) и рассказа о педагоге школы И. Б. Новосадовой « 40 лет с первой школой» (см. приложение 3);
- словарный материал;
- фотоматериалы;
- экспонат школьного музея (письмо-секретка);
- вопросы для анкеты и интервью с выпускником и педагогом школы (см. приложение 1, 2);
- общий стол для учащихся и педагогов.
Участники занятия: учащиеся учебных групп «Активисты школьного музея» 1, 2 и 3-его годов обучения, учитель математики, выпускница школы 1979 года И.Б. Новосадова. На занятии присутствовали участники районного семинара руководителей школьных музеев, представители администрации МОУ ДОД СЮТур г. Ногинска.
Эпиграф к занятию:
Девиз музея «Связь поколений также нерасторжима,
как смена времен года».
Этапы занятия и его содержание:
- «Знакомьтесь, наш музей». Презентация музея школы «Связь поколений» как результат коллективной поисково-собирательской работы учащихся прошлых лет обучения.
- Беседа с группой «Создаем музей». Словарная работа
« Музейные слова»
- Представление результатов поисково-собирательской работы «Наши выпускники».
- Фотовыставка «Alma mater» (фотографии школьных выпусков разных лет, в том числе из семейных архивов учащихся).
- Презентация учащимися творческих работ. Обсуждение способы оформления творческих работ.
- Работа с материалами школьного музея «Наши учителя – выпускники школы».
- Результаты анкетирования педагогов и работников школы.
- Анализ творческих работ. Перспективное задание по продолжению поиска.
- Подготовка школы к празднованию 65-летия Победы. Результаты поисковой работы активистов музея «Участник Великой Отечественной войны в моей семье».
- Мини-экскурсия «О чем рассказал экспонат».
- Подведение итогов занятия. От «пользователя» к «создателю» музея.
Ход занятия:
- Приветствие группы. Организационный момент.
- Вступительное слово руководителя.
Как вам известно, музей «Связь поколений» существует в нашей школе с 2004 года, когда ему официально был присвоен статус школьного музея. Но создаваться этот музей стал гораздо раньше, с 2001 года. Была проделана большая работа педагогов и учащихся, чтобы заслужить это звание. В течение нескольких лет определялись пути создания музея, рождались и становились традициями методы и пути его развития, шло накопление материалов по истории школы, с помощью новых поступлений расширялась музейная коллекция, проводилось оформление стендов и витрин, создавался архив музея. До вас многие ученики нашей школы вносили свой вклад в создание музея. Этот процесс подобен выращиванию растения, которое нужно беречь, поливать, подкармливать, чтобы оно не погибло и приносило свои плоды. Результатом многих лет музейной деятельности учеников нашей школы стала сложившаяся уже система работы музея по разным направлениям. Но, пожалуй, основной в музее является поисково-собирательская работа, за которой следует исследовательская деятельность. Эти виды работ помогают наполнять новым содержанием имеющуюся уже экспозицию музея, определяют новые темы в экскурсионной деятельности, пополняют фонды музея новыми материалами и экспонатами. Такая работа по созданию музея продолжается и сейчас. Теперь ее проводите вы, продолжаете дело ваших предшественников, и таким образом воплощаете в жизнь идею музея «Связь поколений».
Цель нашего занятия – подвести итоги поисково-собирательской работы по разным темам, обсудить результаты поиска, наметить новые этапы работы, передать друг другу знания и опыт в этом направлении.
В своей работе по созданию музея мы обычно пользуемся такими понятиями как «поиск», «собирание», «исследование».
- Как вы понимаете смысл этих слов в рамках музейной деятельности?
Чтобы понять и оценить свой вклад в создание музея, вам предлагается посмотреть презентацию музея как итог проделанной работы старшими поколениями учащихся. Нужно отметить, что эта презентация заняла первое место в районном конкурсе презентаций школьных музеев по номинации «Историко-краеведческие музеи».
- Просмотр презентации о музее. Обмен впечатлениями.
- Какое впечатление произвела на вас презентация нашего музея?
- Какой можно сделать вывод о работе нашего музея?
- Какими способами можно создавать школьный музей?
- Работа с эмблемой музея и плакатом «Создаем музей». Размышление, беседа с группой:
- Какой смысл содержит эмблема музея?
- Каким образом плакат выражает основную идею нашего музея?
- Как совместное творчество помогает воплощать идею в жизнь?
- Проверка результатов проделанной поисково-собирательской работы по традиционной теме «Выпускник школы в моей семье»:
- выступление учащихся группы;
- анализ проделанной работы;
- определение дальнейших шагов поиска, уточнения, дополнения, расширения информации;
- Оформление на доске временной (на время занятия) выставки школьных фотографий из семейного архива учащихся и личного фотоархива педагогов школы.
- Благодаря представленным вами фотографиям, у нас сейчас есть возможность оформить импровизированную выставку фотографий выпусков разных лет, которую мы назовем «Alma mater».
-Знаете ли вы, что значит это выражение?
- Как его можно применить по отношению к нашей школе?
- Какое впечатление на вас производит эта выставка?
- Мы видим, что наша школа за многие годы выпустила большое количество учеников, среди которых есть наши родные и близкие, наши учителя. Нас объединяет учеба в одной школе, которая стала нам родной, вторым домом, нашей alma mater. Мы понимаем, что наши родные и учителя тоже были когда-то детьми, такими же, как мы. Мы можем сравнить, что изменилось в школьной жизни, а что стало традицией. И мы знаем, что так же, как взрослые сегодня, мы тоже будем вспоминать и никогда не забудем свои школьные годы.
- Обсуждение способов оформления творческой работы на примере работы ученицы 5-ого класса Ерошкиной П. «Выпускник школы в моей семье».
- Перед вами одна из творческих работ, выполненная ученицей 5-ого класса Ерошкиной Полиной. Эта работа - результат поиска на тему «Выпускник школы в моей семье». Она содержит текст, схему родословного дерева и ксерокопии фотографий из семейного архива. Текст составлен на основе воспоминаний родного дяди Полины С. Ю. Ерошкина, выпускника школы 1990 года. Для того, чтобы завести разговор, расспросить бывшего ученика о его школьных годах, были составлены вопросы анкеты для выпускника школы (см. приложение №1), произведена запись ответов. После этого был написан текст от лица автора работы. В работе на подобную тему обязательно должны быть ксерокопии фотографий, представляющих того, кому посвящена работа.
- Как вы думаете, зачем здесь помещена схема родословного дерева?
- Она показывает родственные связи автора работы с тем, о ком он говорит.
- Какую ценность для нашего музея представляют такие работы?
- Они помогают нам представить, какой была наша школа в прошлом, сравнить с сегодняшней школьной жизнью, почувствовать связь со старшим поколением.
- Обратите внимание на то, как оформлена работа. Такая форма является уже традиционной для оформления подобного рода работ. Пластиковая папка-скоросшиватель позволяет поместить необходимое количество файлов, дополнять и расширять материал по данной теме, включать разного рода приложения и т. д. Обязателен титульный лист, на котором пишется название работы, имя автора, год написания работы и т. д. На папке указывается раздел, к которому относится тема поисковой работы. Например, эта работа относится к разделу «Наши выпускники".
- Поисковая работа «Наши учителя - выпускники школы».
- работа с материалами музея об учителях-выпускниках школы;
- интервью с Новосадовой И. Б. Обучение записи беседы и подведение итогов.
- просмотр презентации Новосадовой И. Б. Обсуждение.
- Работа над продолжением темы. Результаты анкетирования учителя начальных классов О. Б. Малининой:
- представление собранных материалов поисковой группой;
- обсуждение результатов и способов дополнения информации;
- дополнение фотовыставки «ALMA MATER» фотографиями из личного архива О. Б. Малининой;
- определение способов оформления материала для включения в фонд музея.
- Распределение заданий по поиску об учителях-выпускниках школы.
- Поисковая работа «Работник школы в моей семье». Выступление ученицы 5-ого класса А. Федорцовой с результатами проделанной работы. Обсуждение, рекомендации по оформлению творческой работы.
- Поисковая работа «Участник Великой Отечественной войны в моей семье».
Выступления учащихся. Обсуждение перспективной работы по военной истории семьи.
13. Мини-экскурсия «О чем рассказал экспонат».
- Эта экскурсия подготовлена экскурсоводами музея для проведения классного часа «Музей пришел в гости» в рамках программы работы музея, посвященной Дню Победы. Для ее создания был найден и изучен необходимый исторический материал, собрана информация об истории поступления экспоната в музей, практически освоен способ складывания письма-секретки, продуманы условия интерактивной игры «Письмо с фронта» для учащихся начальной школы и среднего звена. Таким образом, находившийся ранее в пассивной форме экспонат, выставленный в витрине «Эхо войны», получил новую форму использования. Этому помогла проведенная с ним поисково-собирательская работа.
Рассказ об экспонате музея – письме ветерану ВОВ ко Дню Победы, стилизованному под письмо времен ВОВ.
План экскурсии:
- история полевой почты;
- история поступления экспоната в музей;
- знакомство с содержанием письма;
- вопросы слушателей;
- практическая работа «Изготовление письма-секретки».
14. Подведение итогов занятия. Словарная работа «пользователь», «создатель». Заключительное слово педагога.
- Перед нами два слова: «пользователь» и «создатель». Вы можете применить их по отношению к себе и увидеть разницу их смысла в отношении к музею. Вначале вы, как и многие другие ученики, приходили в наш музей, как пользователи: были на уроках и экскурсиях, пользовались материалами музея, осматривали музейную экспозицию. Словом, являлись его посетителями. Но занимаясь в учебной группе «Активисты школьного музея», вы постепенно, от одного занятия к другому, становились его создателями, потому что результаты вашего труда, проделанной вами работы, знания и умения помогают нашему музею жить и развиваться, изучать историю школы, сохраняют память поколений.
Литература:
- Туманов В. Е. «Школьный музей», Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК, 2002, 154 с.;
- Сборник методических материалов для руководителей школьных музеев Московской области, под, ред. Н.С. Чекмаревой. Сост.: Г.Л.Зинченко, С.Е.Мироненко, М., ЦРТДиЮ, 2005.
- Юхневич М.Ю. Образовательный музей (педагогический, школьный, детский), НП «СТОик», М., 2007.
- В мире школьных музеев. Выпуск 1/Отв. Редактор В.П. Моисеенко.- М.: Центр «Школьная книга», 2007. – 160 с.
- Туристско-краеведческое движение «Отечество»: исследования, конференции, конкурс. Сборник статей. – 2-е изд., исправленное и переработанное.- М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2004, 152 с.
Приложение 1
Анкета для выпускника школы
1. Ф.И.О.
2. Год выпуска, класс.
3. Кто была Ваша первая учительница? (воспоминания о ней)
4. Кто был Вашим классным руководителем?
5. Назовите Ваш любимый предмет.
6. Назовите Вашего любимого учителя.
7. Кто был директором школы? Какие остались о нем воспоминания?
8. Какие интересные события школьной жизни (поездки, походы и другие мероприятия) запомнились?
9. Ваши одноклассники (их дальнейшая судьба после школы). Встречаетесь ли вы со своими одноклассниками сейчас?
10. Если есть возможность, укажите адрес, телефон своих бывших одноклассников.
11. Были ли в выпуске медалисты? Знаете ли вы, кем они стали после школы?
12. Где учились после школы? Служили ли в армии?
13. Ваша профессия, место работы.
13. Укажите ваш адрес, телефон (по желанию).
14. Сохранились ли у Вас фотографии школьных лет (выпуск, любительские)?
15. Можете ли Вы передать в школьный музей предметы, связанные со школьной жизнью: учебники, дневники, значки, грамоты, похвальные листы и др.
16. Что дала вам школа в вашей жизни?
17. Что бы вы пожелали сегодняшним ученикам школы?
Приложение 2
Вопросы для интервью
с учителем – выпускником школы
- В каком году Вы закончили школу? Какой класс?
- Кто был Вашим классным руководителем? Что Вы можете о нем рассказать?
- Кого из учителей Вы запомнили больше всего? Какой был Ваш любимый предмет и почему?
- Кто был директором школы?
- Что Вы можете рассказать о своих школьных годах? Какой тогда была наша школа?
- Кого из своих одноклассников Вы помните? Что Вы знаете об их судьбе после школы? Можете ли Вы о них рассказать, сообщить их адрес, телефон?
- Были ли в Вашем выпуске медалисты? Знаете ли Вы об их дальнейшей судьбе?
- Сохранились ли у Вас какие-нибудь памятные предметы школьных лет (фотографии, похвальные грамоты, дневники, учебники и т. д.)?
- Почему Вы выбрали профессию учителя? Где Вы учились после школы? Что можете рассказать о своих студенческих годах?
- Как Вы пришли работать учителем в родную школу? Кто был Вашим наставником?
- Помните ли Вы свой первый урок? Какие у Вас остались о нем воспоминания?
- Кого из своих учеников Вы помните? Знаете ли Вы, как сложилась их судьба?
- Что самое главное в профессии учителя? А что самое трудное?
- Что бы Вы пожелали сегодняшним ученикам и своей родной школе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Интерактивный музей"
Данная методическая разработка представляет собой описание используемой на занятии ИЗО формы обучения «Интерактивный музей». В работе рассматриваются принципы интерактивного обучения вообще, и о...
Методическая разработка "Интерактивный музей"
Данная методическая разработка представляет собой описание используемой на занятии ИЗО формы обучения «Интерактивный музей». В работе рассматриваются принципы интерактивного обучения вообще, и о...
Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись. Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов
Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись. Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов...
Методическая разработка музыкально-художественного проекта "МУЗы (музей+музыка)"
Идея музыкально-художественного проекта "МУЗы (музей+музыка)" появилась у учеников 6го класса школы "Тутти". Помимо увлечения игрой на различных музыкальных инструментах, ребята пр...
Методическая разработка классного часа «Музей своими рукам»
Классный час об истории русской кухни и домашней утвари...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ В 9 КЛАССЕ «МУЗЫ В СОЛДАТСКИХ ШИНЕЛЯХ»
Данная методическая разработка посвящена проблеме выявления роли советского искусства в достижении победы в Великой Отечественной войне. Целью разработ...
Методическая разработка "Экскурсии по городу Санкт-Петербург на английском языке. Школьный музей, район Лесное, центр города".
Серия экскурсий на английском языке по микрорайону Лесное....
Комментарии
Создаём музей
Татьяна Михайловна, очень интересное занятие. Спасибо большое за идею проведения.Я обязательно применю её в своей работе.