Конспект занятия по теме: "Многоликая Кубань"
план-конспект занятия на тему

Золотарёва Ирина Михайловна

Конспект занятия по теме: "Многоликая Кубань"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_mnogolikaya_kuban.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект занятия объединения «Креативное рукоделие»

Педагог дополнительного образования Золотарева Ирина Михайловна

Тема :«Многоликая Кубань».

Цель занятия:

        Нравственно – патриотическое воспитание посредством приобщения к

        культуре и народным промыслам Кубани.

Задачи :

        - Обучающие: обучение приемам утяжки лица вязаной куклы,

                        закрепление основных приемов вязания крючком.

        - Развивающие : способствовать развитию двигательной сферы

                        ( овладение моторикой мелких мышц рук ) и стремления

                        к углублению знаний.

        - Воспитательные: способствовать формированию интереса к истории,

                        традициям, народному творчеству нашей малой родины –

                                        Кубани.

Материально-техническое оснащение :

        - выставка книг и журналов;

        -выставка вязаных кукол в костюмах народностей населяющих Кубань;

        -крючки, пряжа, ножницы, схемы кругового вязания головы человека с

          утяжкой лица передающей мимику;

        - компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход занятия

Истоки способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев…    

В. А. Сухомлинский

Организационный момент: 

        Дорогие друзья, сегодня мы с вами начнем разговор на тему «Многоликая Кубань».

        Вспомним различные национальности населяющие нашу Малую Родину.

        Узнаем какими видами рукоделия издревле занимались жители Кубани.

        Научимся изготовлению куклы «Кубанская казачка» в технике вязания крючком.

Теоретическая часть :

        Как полноводная река начинается из маленького источника, родничка, так и история человечества, история народов берет начало из истории небольших сообществ людей древнего каменного века. Так и на Кубани, одни племена формировались здесь, на месте, другие приходили издалека. Возникали и исчезали древние государства и княжества. Обо всем этом нам напоминают сохранившиеся до наших дней степные курганы, каменные дольмены, остатки древних поселений. В нашем городе – это остатки крепости Псыфабэ на склоне горы Абадзехской, неподалеку  от Минеральной поляны, Дантова ущелья и скалы Спасения ( нашего любимого Петушка). Раскопки поведали нам о высокой культуре живших на Кубани скифов, боспорцев, меотов, сарматов. Мы знаем теперь, что они умели не только воевать, но и помогать друг другу, трудились, производили товары, вели торговлю.

        Первые вольные казаки появились на Кубани более 300 лет назад. Первый отряд переселенцев с Дона появился на Кубани в 1690 году. А январе 1778 года на Кубань прибывает Александр Васильевич Суворов. И за 106 дней       ( чуть больше трех месяцев) службы на Кубани он со своими солдатами построил более двух десятков крепостей, которые протянулись в виде сторожевой линии от Тамани до Ставрополья.

        30 июня 1792 года Екатерина вторая особой грамотой пожаловала Черноморскому казачьему войску землю между рекой Кубанью и Азовским морем. Началось активное заселение Кубани переселенцами из различных областей и губерний великой России.

        В девятнадцатом веке на Кубани продолжало развиваться земледелие, виноградарство, садоводство, появились новые культуры: подсолнечник и табак. Зарождалась кубанская промышленность: в районе Новороссийска стали производить цемент.

        В быту выполнялись и были наиболее распространены изделия народного декоративно – прикладного творчества: вышивка, кружево, ткачество, гончарное производство, плетение, роспись, ковань, резьба по дереву и др.

        Каждая народность переселяясь на Кубань приносила свою культуру, свои традиции и ремесла. Украинцы подарили Кубани яркую вышивку на рушниках и одежде, Адыги - филигранную чеканку, Армяне - изготовление обуви, Белорусы - разноцветное ткачество, Цыгане – ажурную ковань, а из Руси пришло исконно русское рукоделие. В древнерусском быту «Кружевом» или «Круживом» назывались разные отделки по краям одежды или изделия из ниток, выполненными в технике плетения не имеющими тканевой основы.

        На территории нашего Краснодарского края и сегодня широко распространена традиция вязания крючком, которая передавалась из поколения в поколение благодаря народным мастерам и их преемникам.

Инструктаж по технике безопасности. Санитарно-гигиенические требования.

- Свет должен падать слева.

- Крючки должны быть  хорошо отшлифованы.

- Нельзя делать во время работы резких движений рукой с крючком – можно поранить рядом сидящего.

- Нельзя вязать при плохом освещении.

- Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями кольцами к работающему, передавать их кольцами вперед.

- При вязании сидеть нужно на всей поверхности стула.

- Не вязать несколько часов подряд.

Практическая часть :

        Вязание с помощью вязального крючка представляет собой непрерывное переплетение только одной рабочей нити. Такие переплетения состоят из разных видов петель  и столбиков. Со многими из них мы с вами уже знакомы. ( Обращаю внимание на выставку книг и журналов).

Слайд №1 « Опорные понятия»

  1. Какие виды петель и столбиков вы знаете?

( пели подъема, воздушные петли, скользящая петля, соединительная петля, полустолбик, столбик без накида, столбики с 1, 2-мя, 3-мя накидами, пышный столбик, пико).

2) Назовите три основных способа вывязывания петли  ( Вводя крючок под обе стенки петли , под заднюю стенку петли, под переднюю стенку петли).

3) Назовите два способа вязания по кругу. ( По спирали и законченными кругами).

4) Какие формы может иметь описание работы? ( Словесные пошаговые указания и схематическое изображение ).

Слайд № 2 « Две формы описания работы, условные обозначения»

5) Давайте рассмотрим наши замечательные куклы в нарядных кубанских костюмах.( Обращаю внимание на выставку кукол ). Обратите внимание каким разным может быть выражение лица в зависимости от конфигурации и силы утяжки.

Слайд №3 « Схемы выполнения утяжки лица»

6) А теперь посмотрите на заготовку головы и расскажите, с чего мы начинаем вязание головы, какие виды петель и столбиков при этом используем?          ( скользящая петля, петли подъема, столбики без накида, полустолбики, столбики с накидами, прибавки и убавки).                                                                                                      

                                     

Слайд № 4 « Поэтапное выполнение и сборка куклы»

7) Закрепление порядка выполнения работы.( Вязание головы и рук; набивка;

утяжка; крепление на каркасе; изготовление и крепление волос, глаз; вышивка губ, бровей, ресниц; изготовление одежды; окончательная отделка и украшение).

8) Самостоятельная работа вопитанников.

9) Физкультминутка:

        Гимнастика для глаз( выполнять без напряжения, медленно, каждое

                                        упражнение по 5 раз).

- Вертикальные движения глазами вверх, вниз ( считать до трех).

- Горизонтальные движения глазами вправо, влево.

- Круговые движения глазами сначала по круговой стрелке, затем наоборот.

        Укрепление вестибулярного аппарата ( упражнения выполняются сидя)

- Наклоны головы вперед и назад, вправо и влево.

- Повороты головы вправо и влево.

        Профилактика нарушений осанки (исходное положение – стоя).

- Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину. Коснуться или сцепить пальцы рук у правой лопатки. Плечи слегка отвести назад. Подбородок поднять и вытянуть вперед. Повторить упражнение, начиная с левой руки.

10) Индивидуальная помощь педагога в случаях затруднения.( повтор, показ, подсказка).

Заключительная часть :

  1. «Кубанский хоровод» ( мини – выставка готовых кукол).
  2. « Шо ты, кумочка, казала?...»( кубанская балачка) – игра-импровизация.
  3. Итоги занятия.

                                                                 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по биологии в 7 классе "Лекарственные растения Кубани"

Данный конспект занятия содержит материала о лекарственных растениях Кубани....

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи по теме "Автоматизация звуков рь, ль. Работа над текстом "Как казаки на Кубань переселялись".

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи по теме "Автоматизация звуков рь, ль. Работа над текстом "Как казаки на Кубань переселялись"....

Конспект занятия в подготовительной группе «Мой край – Кубань моя родная»

Цели и задачи: Обобщать знания детей о развитии  сегодня нашего края, прививать любовь к родному городу, обращать внимание детей на его красоту, учить радоваться новому облику нашей малой родины....

Конспект занятия по теме: "Чёрное море – жемчужина Кубани"

Занятие по экологии для детей младшего школьного возраста о Чёрном море, городах расположенных на побережье, легендах, связанных с названием Чёрного моря....

Конспект занятия по теме: «Знаменитые люди Кубани».

Воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, героев современной жизни края,  через знакомство со страницами истории и выдающимися людьми Краснодарского края формиров...

Конспект занятия «Кубань многонациональная».

Познакомить учащихся с обычаями, праздниками и особенностями кулинарных традиций народов, живущих на Кубани. Прививать любовь к родному краю, труду....