Методическая разработка "Начальный этап обучения на уроках сольфеджио"
методическая разработка по музыке на тему

Первый год занятий по сольфеджио - формы и методы изучения предмета

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nachalnyy_etap_obucheniya_na_urokakh_solfedzhio.doc328.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НАЧАЛЬНЫЙ

ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ

СОЛЬФЕДЖИО

Разработал: Кузовникова P.M.


Начальный (подготовительный) этап обучения
на уроках сольфеджио

Первый год занятий по сольфеджио преподаватель Г.В.Курина условно делит на несколько этапов, каждый из которых продолжая закрепление прошло материала и развитие практических навыков, ставит определенную задачу.

Всего таких этапов семь:

  1. Подготовительный (начальный)
  2. Начало освоения лада
  3. Нотная запись, пение по нотам
  4. Двухголосие
  5. Развитие творческих навыков
  6. Знакомство с интервалами
  7. Закрепление, повторение

Первые уроки сольфеджио - этап 6-8 недель является подготовкой
к дисциплине сольфеджио: обучающиеся должны получить ряд первоначальных навыков: интонирования, слушания музыки и знаний элементов музыкальной речи. На этих уроках преподаватель должен точно дозировать новый материал - нельзя торопиться с форсированием первых самых важных умений и навыков. К.Ушинский писал: «Воспитатель, который торопится с укоренением привычек и навыков, рискует и вовсе не укоренить их» . Г.В Курина определяет это как первый принцип обучения.

Форма проведения уроков предпочтительна игровая с частой сменой заданий, каждое из которых следует повторять несколько раз в варьированном виде. Все задания должны быть связаны с музыкой, так как в музыке нет лучшего учителя, чем сама музыка. Первые знания обучающиеся должны получать через собственные действия, ощущения, а не через словесное определение. Это - второй принцип.

Хоровое пение - основа занятий сольфеджио первых лет обучения, поэтому вопрос формирования вокально-хоровых навыков очень важен в этот  период.     Правильная  посадка  и  положение  корпуса,  рук,  ног,

элементарные навыки артикуляции, дыхания, умение петь негромко,
не форсированно, одновременно по руке начинать и заканчивать пение, которое приносит детям радость и удовлетворение от совместного музицирования. Это -третий принцип.

На уроках первого этапа основными направлениями работы на уроках сольфеджио являются:

  • Разучивание и пение песен по слуху
  • Метроритмические упражнения
  • Освоение нотной грамоты
  • Слушание музыки и анализ средств музыкальной выразительности

Разучивание и интонирование песен по слуху формирует не только определенные вокально-интонационные навык, но и обогащает музыкальный опыт детей. Здесь преподаватель ставит главной целью чистое интонирование, выразительное исполнение песен. На начальном этапе работы полезно использовать народные мелодии (попевки, прибаутки, детские песенки) с диапазоном в терцию, кварту и простейшим метроритмическим рисунком. На материале этих песен и попевок ученики получают свои первоначальные навыки: пения в определенном характере, темпе, динамике, с ясной фразировкой, и закрепляют певческие умения, одновременный спокойный вдох, нефорсированное пение, четкая дикция. На этих же песенках осваиваются простейшие мелодические модели.

Г.В.Курина выделяет шесть моделей:

  • Повторные звуки
  • Поступенное движение
  • «Переступание» - вспомогательные звуки
  • «Петелька» - терцовый ход как элемент опевания или трихордовой попевки
  • Два хода через ноту - трезвучие
  • Скачок - мелодический ход на интервал кварту и более

На этих же попевках изучаются первые метро-ритмические модели, их пять: – та-та,  – та-ти-ти,  – ти-ти-ти-ти,

– ти-ти-та, – та-а.

Это же песенный материал служит для уяснения обучаемыми понятий фразы, дыхания, цезуры. Знакомства со строением мелодии следует начинать с раздела «Слушания музыки». На уроке преподаватель поет песню, утрированно подчеркивая дыхание, начало каждой фразы. Дети считают их количество определяют их схожесть и несхожесть.

Устанавливается три вида фраз:

  • Одинаковые (повторность)
  • Похожие (варьированная повторность)
  • Разные (контрастность)

После нескольких упражнений обучаемые могут определить строение песен, которые сами исполняют, а в дальнейшем и мелодии, проигранные на фортепиано. Первые упражнения на определение строения мелодий должны составлять знакомые мелодии и песни. Когда же учащиеся приступят к пению примеров из учебника сольфеджио, они будут успешно ориентироваться в строении мелодии и видеть ее глазами, что поможет быстрому формированию навыку пения с листа по нотам.

Группа метро-ритмических упражнений отличается изобилием и разнообразием форм работы. Многие преподаватели начинают работу над ритмом на первых уроках сольфеждио с произнесения и прохлопывания двухслоговых слов с ударением на первом слоге (хорей), можно имена детей группы: Ваня, Таня, Маша и т.д. Эти слоги – готовые метрические доли в двудольном метре, т.е. четвертные длительности. Произносятся и прохлопываются они обязательно с подчеркиванием сильной доли. После разучивания песенки в хореическом метре («Уж как шла лиса») и прохлопывания её ритма многие преподаватели теоретики вводят метроритмические карточки «столбики», которыми выкладывают ритм песенки, прохлопывая его.

Творческие упражнения на ритм заключаются в «придумывании отдельных слов, фраз на заданный ритм с ударением на первую долю: «книга, стенка, ложка», «Серый зайка горько плачет» и т.д.

Поэзию и музыку роднит ритмическое начало: в поэзии это размеренное чередование ударных и безударных слов, а в музыке - сильных и слабых долей. Работая на словесном материале, который является для детей более доступным, чем музыкальный, учащиеся проще и быстрее овладевают и музыкальным ритмом.

Восьмые длительности вводятся путем трансформации знакомых имен Таня, Ваня, Маша и т.д. в форму уменьшительно-ласкательную: Танечка, Ванечка, Машенька. Анализ количества слогов (хлопков) и соотношение длительности их звучания при произношении и прохлопывании позволяет детям самостоятельно вывести ритмически рисунок I П (четверть, две восьмых) с ударением на сильной доле. Вводятся новые ритмические карточки-воротца (П). Теперь наличие двух ритмических комплексов I I и I П позволяет исполнять и анализировать новые песенки: «Зайчик ты зайчик», «Солнышко» и др.

После успешного овладения этими ритмическими рисунками в работу включается третий: П П

Теперь учащиеся на уроках и в домашней работе могут выкладывать ритмический рисунок заданных фраз, а позднее – мелодий, которые можно пропевать, используя пройденные мелодические модели.

Например: ритм I I

На – ша    Та – ня   гром – ко    пла – чет

  I       I        I       I        I         I        I        I

Ритмическая группировка  I  П

Се – рень – кий    за – инь – ка   пры – га – ет    бе – га – ет

  I              П             I           П          I            П          I         П

Сочетание ритмов  I I  и  I П

Се – рень – кий   зай – чик   прыг – нул   в  трам – вай – чик

  I               П            I        П        I                 П                I         I

После знакомства с остальными метро-ритмическими группировками П I и половинная можно применять широкий круг метро-ритмических игр и упражнений, повторяя их на каждом уроке в варьированном виде, комбинируя их в различных вариантах. Обязательным условием этих упражнений должно быть то, что они должны быть музыкальными, взятыми из песен или музыкальных произведений.

Основные формы работы над воспитанием метро-ритмического чувства:

  1. Сочинение слов, фраз, стихов на заданный ритм
  2. Прохлопать заданный ритм на слух (упражнение "Эхо")
  3. Прохлопать ритмический рисунок по ритмическим карточкам, выложить по слуху заданный ритм.
  4. Записать по слуху заданный ритм
  5. По ритмическим карточкам внутренним слухом определить ("узнать") знакомую песенку
  6. Петь песню одновременно прохлопывая ритм
  7. Двумя группами: хлопать ритм песни и ритмического остинато к ней (начало ритмического двухголосия)
  8. Игра ритмического остинато на фортепиано
  9. Ритмический оркестр на детских инструментах

По мере освоения всех пяти метроритмических группировок карточки, столбики и воротца заменяются другими:

Позже к ним прибавляются метроритмические картоки с паузами и другими длительностями: шестнадцатые, четверть с точкой и восьмой и др.

О нотной грамоте

Методика изучения нотной грамоты довольно разнообразна, широко описана в литературе и применять можно различные способы изучения нот. Важно при этом лишь одно - связь нотной грамоты с практической деятельностью ученика - с пением, с игрой на фортепиано. Важно, чтобы изучение нотных знаков не стало самоцелью и не превратилось в механическое заучивание: какая нота где пишется. Если, например, на уроке разучивается песня "Уж как шла лиса" на звуках соль и ля, то эти ноты и должны выучиваться, на них же надо сочинять попевки, играть их на фортепиано по показу педагога.

Слушание музыки - один из важнейших приемов развития интересов ребенка к музыке. На начальном этапе главная его задача - формирование музыкального воспитания, умение слушать музыку и слышать её.

Для слушания необходимо подбирать небольшие пьесы или фрагменты, доступные по музыкальному языку и яркие по образному содержанию. Кроме того, произведения должны содержать ярко выраженные элементы того теоретического материала, с которым детям предстоит познакомиться и на котором они учатся анализировать процессы развития музыки и музыкально - выразительные средства.

Для работы по определению характера прослушанной музыки и расширения лексикона обучающихся в кабинете необходим плакат:

МУЗЫКА БЫВАЕТ:

спокойная                 оживленная         взволнованная                 важная

простая                 легкая                 тревожная                         величавая

ясная                 веселая                 решительная                 тяжёлая

певучая                 звонкая                 яростная                         печальная

нежная                 шутливая                 огненная                         скорбная

искренняя                изящная                героическая                 трагическая


На первых уроках преподаватель знакомит детей по этому наглядному пособию с различными музыкальными характеристиками, где близкие
по смыслу слова находятся в одном столбце, который написан одним цветом. Через несколько уроков обучаемые сами подбирают подходящие слова из определенного столбца, придумывают новые, свои слова.

Преподаватель заранее намечает цель слушания: общее ознакомление с произведением, анализ какого-либо элемента его или детальный анализ всей пьесы. В первом случае прослушивание предваряется разговором о произведении, его авторе, содержании. После прослушивания в общей беседе учащиеся выявляют характер, настроение музыки, свое отношение к ней. После этого следует повторное прослушивание.

Во втором случае после прослушивания путем ряда вопросов выявляется определенный элемент, например, динамика произведения, который и разбирается, увязывается с содержанием и характером пьесы.

При детальном анализе важно выяснить "о чем эта музыка" и
"как она сделана". Часто применяется следующая схема

С первых занятий следует учить детей сравнивать все явления в музыке: тихая и громкая, быстрая и медленная, певучая и четкая, звуки устойчивые и неустойчивые, аккорды уверенные или тревожные, лад мажорный или минорный.

Первые уроки включают прослушивание нескольких пьес, на которых ученики знакомятся с понятиями регистр, динамика, темп. Это могут быть


пьесы "Воробей" М.Руббаха, "Медведь" В.Ребикова, "Дед Мороз", "Кукушка", "Лебедь" К.Сен-Санса

Преподаватель спрашивает, каких лесных жителей дети знают, они назовут один-два десятка зверей и птиц. После этого преподаватель объявляет, что трое их них сейчас "придут" в класс в виде музыкальных пьес, нужно узнать и назвать. Дети без труда справляются с задачей и начинается самый важный этап работы - анализ средств музыкальной выразительности. Дети точно называют признаки "медвежьей музыки": низкие звуки, звучат громко, тяжело, медленно. У воробья звуки высокие, легкие, быстрые, звонкие. У лисы - музыка на средних звуках, ласковая, "крадущаяся".

Вывод делают сами ученики:

  • Педагог: Какие звуки бывают по высоте ?
  • Ученики: низкие, средние, высокие
  • Педагог: называть их будем словом "РЕГИСТР", регистр низкий, регистр средний, регистр высокий.
  • А какие звуки бывают по громкости?
  • Ученики: громкие, средней громкости и тихие
  • Педагог: будем называть их "ДИНАМИКА". Слово "динамо" означает сила, а в музыке "ДИНАМИКА" - сила звука. Громкие звуки назовем "ФОРТЕ", тихие - "ПИАНО". Если сложить эти два слова, то что получится? Слово ФОРТЕПИАНО. Это наш инструмент, который может звучать и громко, и тихо. А какая музыка может быть по скорости исполнения?
  • Ученики: быстрая, средняя, медленная
  • Учитель: будем называть скорость исполнения музыки "ТЕМПОМ"

После такого разговора полезно пофантазировать с детьми: А какие регистр, динамика, темп должны быть у пьес, изображающих кошку, слона, ёжика, бабочку? и т.п. и попробовать сочинить эти музыкальные характеристики на фортепиано. Эти пьесы могут быть на двух-трёх звуках, но приносят ученикам много радости и гордости и хорошо закрепляют в памяти пройденные понятия.

Для развития памяти проводятся повторные прослушивания и викторины. Обучающиеся любят игру "Карнавал", когда "герои" пьес являются в класс в "переодетом виде" и его надо узнать, несмотря на изменения в регистре, темпе, динамике, ритме и т.д. Например, медведь звучит в высоком регистре, ёжик - в медленном темпе и штрихом легато.

Итоги первого этапа обучения

Обучаемые должны выразительно исполнять попевки, иметь элементарные вокально-хоровые навыки. В знакомых мелодиях определять фразы, метро-ритмический рисунок, мелодическое движение (модели).

Метро-ритмические упражнения, включая игру "Эхо" с использованием первых двух-трёх моделей. Выкладывание ритмических карточек с одновременным прохлопыванием ритма. Уметь сочинять слова, фразы, попевки на заданный ритм.

По музыкальной грамоте должны знать ноты, находить их на клавиатуре и на нотном стане. Петь знакомые песенки и попевки с названием нот.

В разделе "Слушание музыки" должны узнавать на слух пройденные пьесы, своими словами охарактеризовать музыку, её содержание или настроение в связи с пройденными выразительными средствами. Уметь дать словесную характеристику незнакомой пьесе. Находить фразы в знакомых песнях и в простых незнакомых мелодиях.

Знать термины - регистр, динамика, темп, ритм, доля, фраза, цезура, мелодия, аккомпанемент, вступление.


Список использованной литературы

  1. «Первый год в классе сольфеджио». Методика интенсивного обучения сольфеджио и музыкальной грамоте. Г.В.Курина
  2. «Сольфеджио» Методическое пособие для 1 класса ДМШ.
    А Барабошкина
  3. «Сольфеджио» Учебник для 1 класса ДМШ. А Барабошкина
  4. «Сольфеджио» Учебник для 1и 2 класса ДМШ. Баева Н., Зебряк С.
  5. «Сольфеджио» Методическое пособие для 2 класса ДМШ. А.Барабошкина
  6. «Первая встреча с музыкой»   А.Артоболевская
  7. «Музыкальная психология» Тепляков Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формы работы на уроках сольфеджио в младших классах народного отделения ДШИ"

В исследовании дана характеристика основным формам работы на уроках сольфеджио в ДШИ и доказана целесообразность их комплексного применения, способствующего  развитию личности ученика в процессе ...

О необходимости внедрения электронных технических средств обучения на уроках сольфеджио

Разработка содержит обоснование применения новых технологий в процессе обучения музыкально-теоретическим дисциплинам. Также предлагаются методические принципы и формы работы с использованием компьютер...

О необходимости внедрения электронных технических средств обучения на уроках сольфеджио

Разработка содержит обоснование применения новых технологий в процессе обучения музыкально-теоретическим дисциплинам. Также предлагаются методические принципы и формы работы с использованием компьютер...

Создание комфортных условий при обучении видам речевой деятельности на среднем этапе обучения на уроках английского языка

БОУ г. Омска "СОШ №17"       Описание опыта работыучителя английского языкаТорба Ларисы Викторовны  Тема: «Создание комфортных условий при обучении в...

Методическая разработка "Освоение тональностей на уроках сольфеджио"

Продолжение методического сообщения "Начальный этап обучения на уроках сольфеджио" -- начало освоения лада и подготовка к пению по нотам.  Формы работы. "Сказка про лад"....

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ФОРМУЛИРОВКАМИ ЗАДАНИЙ.

Основные виды функциональной граммотности на уроках иностранного языка, обучение детей работе с формулировками заданий для успешного достижения цели....