Статья «Оригами – один из вариантов раскрытия душевного и творческого потенциала детей».
статья на тему

Ткаченко Галина Глебовна

В статье предлагается рассмотреть занятия детьми оригами с точки зрения раскрытия и развития душевного и творческого потенциала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Оригами – один из вариантов раскрытия душевного и творческого потенциала детей».

Ткаченко Галина Глебовна

Педагог дополнительного образования

ГБОУ ДОД ДДТ «СОЮЗ»

        Выборгского района  г. Санкт-Петербурга

В самом начале своей жизни, в детстве, каждый ребенок получает первый опыт общения, учится жить и работать с другими людьми, познаёт окружающий его мир. В детстве также закладывается способность радоваться жизни и умение стойко переносить неприятности.

Жизнь человека в современном мире  отличается высоким темпоритмом, эмоциональными перегрузками. Потоки информации как позитивного, так и негативного характера ежедневно оказывают влияние на неокрепшую душу, ум, чувства маленького человека. Детские сердца малышей излучают любовь. Но по мере того как дети подрастают, суровые реалии жизни заставляют их защищать и прятать от других самые нежные и светлые порывы своей души, скрывать свои тонкие эмоции. И моя задача как педагога сделать так, чтобы душевный мир детей был наполнен любовью, верой, надеждой, радостью. Мне необходимо помочь им раскрыть и понять себя, поверить в свою неповторимость. Очень важно научить детей умению сопереживать,  быть щедрыми на улыбку, добрый приветливый взгляд,  а также – быть ответственным  за свои слова и поступки. Тогда, взрослея, каждый смог бы проявить свои лучшие качества личности, как в творчестве, так и  в жизни.

Часто ребёнка сравнивают с ростком, который будет жить, крепнуть, расцветать благодаря теплу, питанию, заботе. Если ребёнку недостаёт любви, его душа, подобно растению в темноте, чахнет и увядает.

Я знакомлю детей  с оригами – искусству складывания  бумажного листа. И мне приходит на ум другое сравнение. Я представляю себе детскую душу в виде бумажного листка. Работая с бумагой, я чувствую, насколько этот хрупкий, нежный материал требует бережного обращения. Проявив старание, душевное тепло, мастерство, упорство,  в результате мы получаем работу потрясающей красоты. Такова и детская душа -  хрупкая, нежная. Точно так же дети нуждаются в тепле человеческой любви для того, чтобы раскрыться и обнаружить всю неповторимую красоту, вложенную с рождения в каждого человека. Любой ребёнок представляет собой  уникальный, своеобразный маленький мир, в каждый из которых педагогу необходимо заглянуть и увидеть его необычность, но,  действуя очень осторожно, бережно, чтобы при этом не разрушить его собственный мир, очень тонкий и противоречивый.                                                        

Оригами – одно из моих любимых занятий. Лист бумаги для меня - это всегда загадка. Какой образ, что за тайна скрывается в нём? И детская душа - тоже загадка. Я стараюсь разгадать  тайну его души, понять движения сердца ребенка, его чувства и устремления, переживания, разглядеть в нём зёрнышко  индивидуальности и таланта.

Работая с бумагой, я не перестаю удивляться пластичности этого материала.       Складывая бумагу, определяя линии, повороты, мастер постепенно превращает лист в прекрасную вещь. Так и ребёнок в умелых руках педагога развивается, и творчески, и духовно, раскрывается постепенно его душа. Он учиться чувствовать, замечать и осмысливать свою внутреннюю жизнь, так как  оригами является своеобразным  способом самовыражения,

Раздражительному, нервному, неусидчивому, обидчивому ребёнку занятия оригами помогут приобрести мир в душе, то есть душевное равновесие, умение держать себя «в руках», а также -  способность признавать свои ошибки. Ведь оригами – это арттерапия, то есть возможность оказать психологическую помощь посредством искусства. Медиками подтвержден терапевтический эффект - расслабление нервной системы и тренировка мелкой моторики. А педагогу детские работы помогут разглядеть в ребёнке какие-то особые положительные черты, которые для остальных незаметны и целенаправленно их усиливать и развивать.

Ребёнок увлечён математикой, или интересуется  природой. А может быть, он мечтает стать архитектором, конструктором, дизайнером? Оригами поможет раскрыть в каждом из детей индивидуальность,  воспитывать ребенка мыслящим,  верящим в возможность совершенствования мира и людей. Ведь процесс творчества не ограничивается только складыванием разнообразных моделей. С готовой фигуркой можно поиграть, преподнести ее в подарок другу и даже устроить спектакль с бумажными героями сказок.  Ребёнок получает радость общения и созидания. Эту радость дарит сам процесс творчества и его результаты.

В оригами ребёнка ожидает богатство красок, линий, форм. Выдумщик и фантазёр может придумать свои фигурки и стать изобретателем!

Если ребёнок стеснителен, или ему не хватает общения, то, занимаясь оригами, он найдёт друзей. В ответ на теплое отношение к себе со стороны педагога и товарищей спонтанно возникает и благожелательность, дружественность к окружающим. А участие в коллективной работе поможет ему стать чутким и отзывчивым, добрым и честным.

Для раскрытия творческого и душевного потенциала детей недостаточно только внимательного отношения к его переживаниям, интересам, работам, вопросам, сомнениям, не только создания на занятии атмосферы психологического комфорта, но и помощь в поиске все новых возможностей для творческого и самовыражения, опираясь  при этом такие особенности детей, как эмоциональность, отзывчивость детской души, зоркость и впечатлительность, любознательность.

        На занятиях оригами ребёнок попадает в необычный, добрый, радостный, веселый мир, где его ждут неожиданные открытия, интересные встречи, и он научится  вместе с детьми через общение и творчество делать мир лучше.                                                                                                                                  

        Поэтому, занятия оригами в моём кружке планируются  исходя из того, что творческое начало заложено в каждом ребенке и важно искать способы их раскрытия и помочь пробиться росткам человеческой духовности, которая дана каждому ребенку от рождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала детей в процессе проектирования.

В статье освещены следующие вопросы: возможности предмета "Технология" в развитии у учащихся мотивации к творческому проектированию, система работы по развитию творческого потенциала детей в процессе ...

Реализация творческого потенциала детей в процессе обучению современному музицированию.

Творчество является одной из центральных проблем педагогики.  Наряду со знаниями,  умениями,  навыками,  нормами отношения к миру и своему окружению, творческая деятельность формир...

"Раскрытие творческого потенциала детей при освоении культурного наследия Санкт-Петербурга"

Творчески работающий учитель не будет применять одну методическую разработку без изменений во всех классах и параллелях. Каждый урок – неповторим, как неповторимы наши чувства, переживания, мысли… Уро...

Методы и способы раскрытия и развития творческих способностей детей на занятиях музыкально-теоретических дисциплин

Исходя из педагогического опыта, я попробовала закреплять знания детей по предмету через их творчество. Это оживило процесс запоминания, усвоения материала. Дети, применяя правила и изучая мсате...

Статья "Условия развития творческого потенциала детей"

Статья "Условия развития творческого потенциала детей"...