"Путешествие по Саратовскому краю"
план-конспект занятия по теме

Волкова Марина Николаевна

Методическая разработка занятия по краеведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kraevedeniya.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования детей»

Методическая разработка

«Путешествие по Саратовскому краю»

(для обучающихся 4-5 классов)

      Методист

      Волкова Марина Николаевна

Саратов, 2012 г.


Занимательный час «Путешествие по Саратовскому краю»

Цели и задачи: Познакомить учащихся 4-5 классов с природой родного края. В игровой форме показать значение края в жизни родины. А также обобщить и углубить знания о природе края.

Оформление: Карта Саратовской области; таблички географических объектов, рисунки и фотографии редких животных.

Ход занятия:

Вступительное слово.

Вед. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по Саратовскому краю.

Маршрут путешествия перед вами. Мы остановимся на 8 станциях: история, горы, месторождение, река, отдых, степь, заповедник и т. д.

Учитывая, что вы тоже что-то знаете о родном крае, в походе будем проводить конкурсы на лучшего знатока Саратовской области. За правильные ответы будем вручать жетоны. По количеству жетонов в конце пути выявим победителя.

Пора отправляться в путь. По дороге мы встретим много интересного и необычного, может, повстречаемся с какими-то забавными персонажами, которые, надеюсь, помогут нам в нашем путешествии.

Итак, в путь!!!

Станция «История»

Вед : Мы добрались до первой станции «История». Как вы думаете, о чем нам может рассказать архивариус? Правильно. Об истории родного края.

Архивариус рассказывает интересные моменты истории области.

Первые сведения о Саратовском крае относится ко II веку нашей эры, когда появляются первые географические данные о реке Ра – Волге. Позже Волга становится одним из главных торговых путей. По ней с юга на север везли пряности, шёлк, хлопок, соль. А с севера – мед, воск, пеньку, лес, пушнину.

Сегодня площадь Саратова равна 100,2 тыс. км. На ее территории можно разместить несколько государств Европы вместе взятые, но не всегда она имела такую большую площадь. Первые поселения славян на ее территории относятся к XVI – XVII в., когда Поволжье вошло в состав русского государства. В 1556 г. на острове Сосновый основан сторожевой пост Хвалынск, а в 1590 г. – крепость Саратов. Точная дата основания Саратова неизвестна. О месте и времени его образования существует две версии.

I. По одной из них, Саратов построен около 1584-1589г. на месте татарского поселка на левом берегу Волги при впадении в нее реки Саратовки чуть севернее современного города Энгельса.

Основное значение «нового города» (так он и называется в исторических документах) являлось наблюдение за движением ордынцев и истребление их воровских шаек, а также охрана царских судов, ходивших в Астрахань и обратно. Зимой 1613 г. деревянный город-крепость полностью сгорел.

II. По другой версии, город возник в 1590 г. как крепость для охраны Волжского пути на правом берегу Волги. Сгорел в 1613 г. и был вновь построен, но уже на левом берегу Волги. В 1674 г. левобережный Саратов по указу царя Алексея Михайловича перенес на правый берег, где и находится сегодня.

 А вы знаете? Как переводится название г. Саратов?

(Сара Тау - Желтая гора)

С 1797 г.- Саратов - центр Саратовской губернии. При основании в городе проживало 400 человек мужского населения, сейчас 895,2 тыс. человек.

Намного позже на левом берегу Волги появился еще один крупный город-Балаково, основан в 1762 году, по распоряжению Екатерины II как поселение старообрядцев. В 1913 г.  получил статус города.

А вы знаете, откуда произошло название Балаково? (от слова «балакать»- говорить, здесь шла бойкая торговля зерном, скотом и лесом.)

Энгельс – Покровская слобода

Маркс –   Баронск или Екатеринштадт, позже Марксштадт

Пугачев – Мечетская слобода

Станция «Гора»

Вед : Итак, мы двигаемся дальше. Следующая станция - «Гора», на которой нас ждет еще один исследователь - тектоник.

Он нам расскажет о том, как выглядела наша область миллионы лет назад, и что же с ней произошло за это время.

Тектоник рассказывает об истории формирования рельефа на территории области:

«Если путешествовать по Саратовской области, то можно увидеть разнообразные неровности поверхности: горы, равнины, речные долины, овраги. Все эти формы рельефа - следствие разнообразных процессов происходящих как внутри Земли, так и на ее поверхности. Внутренние силы то поднимали, то опускали поверхность. В результате этого она становилась сушей или дном древнего моря. Солнце, ветер, вода и перепады температуры разрушали одни формы и создавали новые.

Древнее оледенение также повлияло на внешний вид правобережья. В результате этого, левый берег более пологий и ровный, а правый более возвышенный и овражистый. Горы расположены в основном вдоль Волги на правом берегу:

Район Хвалынска - Богданиха, Каланча, Тами

район Вольска – Змеевые

район Саратова - Соколовая, Алтынная, Лысые

Самые большие равнины – на левом берегу, но в целом рельеф благоприятен для жизни и деятельности человека.

Станция «Месторождение»

Вед: Формы рельефа – это интересно. Но ведь движения земной коры и внешние процессы еще помогают образованию горных пород, которые слагают поверхность. Многие из них мы называем полезными ископаемыми. А вы знаете, почему некоторые горные породы называют полезными ископаемыми?

Правильно, потому что они помогают людям. Ой, смотрите, а вот и геолог что – то ищет, давайте спросим у него, а много ли в нашей области полезных ископаемых и для чего они применяются?

Геолог: Да, в нашей области много полезных ископаемых, которые служат человеку; например, нефть и газ. На территории края 42 нефтегазовых месторождения, все они находятся на правом берегу Волги и служат как топливо, а из нефти делают много полезных веществ и предметов; например, искусственный каучук. Есть в Саратовской области и еще два вида топлива - это горючие сланцы (их применяют еще в химической промышленности и для производства стройматериалов) и торф.

Кроме горючих ископаемых в области широко представлены породы, которые служат сырьем для производства стройматериалов. Это известняк, глина, песок, мергель, мел и т.д.

Имеется сырье и для химической промышленности:

фосфориты – фосфатные удобрения

сера – серная кислота

калийные соли – калийные удобрения

Кроме того, в области большие запасы минеральных вод, которые помогают человеку поправлять свое здоровье.

Станция «Река»

Вед: Спасибо, геолог, за рассказ, но нам пора дальше в путь. Вот и новая станция «Река», а кто это ждет нас в тихой заводи? Давайте посмотрим.

Водяной: Это кто сюда забрел? Покой мой нарушает? А, это школьники? Ненавижу школьников. Ходят, мусорят, рыбу ловят, цветы рвут.

Вед: Да нет дедушка, мы хорошие, хулиганить, не любим. Мы к тебе за помощью. Много мы уже знаем о своем крае. Но вот понять не можем, почему часто нашу область называют Венецией? Может, подскажешь?

Водяной: Ну, раз вы такие хорошие, отчего бы ни помочь. Только я сначала у ребят спрошу, может, они сами догадались почему?

Ответы ребят.

Водяной: Правильно, потому что в нашем крае очень много источников пресной воды, т.е. рек, озер, прудов и водохранилищ.

Водяной: А какие реки знаете вы, ребята?

Дети называют реки.

Водяной: Правильно, но это далеко не все. Оказывается, на территории области протекают 1900 рек, 3800 водохранилищ и прудов, 700 озер и 32 месторождения подземных вод. А какая река самая главная?

Волга (в переводе с финского языка «священная»)

Водяной: Раньше её называли «Ра» - щедрая или «Итиль» - река рек. Ее длина 3688 км – это I место в Европе, 5 место в России, 16 место в мире. Ее самая большая ширина – 11 км, а глубина 37м. Она хорошо служит людям. А вы знаете, как используют пресную воду Волги?

Дети отвечают: «На питье, готовят еду, полив и т.д.»

Водяной: Молодцы! Много вы знаете о воде. Ну, больше я вам не нужен, пойду свои сны досматривать, больше мне не мешайте, а то я злой, когда не высплюсь.

Станция «Поселок»

Вед: Какой сердитый Водяной, но зато как много интересного знает. Устали? Смотрите, а вот и следующая станция «Поселок». Здесь мы с вами отдохнем и наберемся сил для продолжения похода. А чтобы нам было не скучно отдыхать, я буду загадывать вам загадки о животных, о растениях, о географических объектах, а вы мне должны давать правильные ответы.

1.     Кругом вода, а с питьем беда? (Море)

2.     По морю идет, идет, а до берега дойдет и пропадет? (Волна)

3.     Не птица, а летает? (Летучая мышь)

4.     Виден край, да не дойдешь? (Горизонт)

Станция «Лес».

Кикимора: А вот и Я! Что? Не ждали?

Вед: Ой, а ты кто, и что ты тут делаешь?

Кикимора: Кикимора я, что, не узнали? Я такая пригожая, вся такая милая, нежная. Живу я здесь и лес охраняю. А вы   кто такие, и зачем сюда явились?

Вед: Мы – туристы, ходим по разным местам, много нового узнаем, интересного. Вот в лес решили заглянуть. На цветы, деревья полюбоваться. Раз ты в лесу хозяйка, то, наверное, много о нем знаешь. Может, и нам расскажешь?

Кикимора: Расскажу, если на загадки и вопросы мои ответите, и даже самую короткую дорогу через лес покажу.

Вед: Ну что, ребята, ответим на задачки кикиморы, если, конечно они не очень трудны.

Кикимора: Представьте, что вы меня не встретили и заблудились, как вы тогда будете искать дорогу?

Ребята: По сторонам горизонта.

Кикимора: Молодцы! А если у вас компаса нет, что тогда?

Ребята: В лесу много указателей сторон горизонта. Например: мох на деревьях с севера, муравейник всегда к югу пологий, веток больше с южной стороны.

Кикимора: Молодцы! А если у вас припасы закончатся, что будете делать?

Ребята: В лесу много съедобных грибов и ягод

Кикимора: Назовите, какие вы знаете?

Ребята: Грибы: грузди, подберезовики, подосиновики, белые, опята и т.д. Ягоды: земляника, малина, смородина, рябина, черёмуха, боярышник, дикие яблони и груши.

Кикимора: Ну, молодцы! Я думаю, вы в лесу не пропадете. А какие еще растения и животные встречаются в лесах Саратовской области, знаете?

Ребята называют растения и животных Саратовской области.

Кикимора: И последний вопрос. Как нужно вести себя в лесу?

Ребята: Не рвать цветы, не ломать деревья, не мусорить, не разжигать костры, не шуметь и т.д.

Кикимора: Ну что за дети пошли? Все-то они знают, все умеют. Ладно, так и быть, укажу я вам дорогу из леса.

Станция «Заповедник»

Вед: Фу, слава богу, вышли из леса. Но на этом наше путешествие не закончилось. Мы теперь много знаем о своем крае. И я думаю, что вы теперь будете правильно себя вести в лесу и на реке, на озере и в др. местах, где вам придется побывать.

Но есть еще в нашем крае несколько мест, которые охраняются не только нечистой силой, но и силами человека. Это особо охраняемые территории: национальные парки, заказники, парки, памятники природы. Я думаю, что лучше нам о них расскажет ученый - эколог, который работает в одном из них.

Эколог рассказывает об особо охраняемых территориях Саратовской области. (Например, Хвалынский заповедник и т.п.)

Станция «Школа»

Вед: Вот и закончилось наше путешествие, но я думаю, что это не последняя наша встреча и не последний туристический поход по родному краю.

В старших классах мы встретимся с вами вновь и более подробно познакомимся с Саратовской областью на уроках географии. А теперь давайте подведем итоги нашего путешествия и выясним, кто же лучше всех знает свой край.

Подсчитываются жетоны, объявляется победитель, вручаются призы.

До свиданья, до скорых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семь чудеc света Саратовского края.

Материал необходим учителям географии Саратовской области при изучении курса "Краеведение" в шестом классе. Презентация позволяет совершить путешествие по Кумысной поляне - одной из уникальных мест об...

Культовые сооружения Саратовского края

Презентация к уроку по культуре Саратовского края....

История заселения и освоения Саратовского края

Презентация к уроку по культуре края....

Мастера живописи Саратовского края (урок по Культуре края 8 класс)

В презентации представлены наиболее известные мастера живописи Саратовского края....

Исследовательская краеведческая работа Ученика 5 класса Жуковень Артема МКОУ «СОШ с.Новоросляевка» участника туристко-краеведческого движения «Отечество. Саратовский край в истории России» Номинация «Земляки»

Исследовательская  краеведческая работа Ученика 5 класса Жуковень Артема МКОУ «СОШ с.Новоросляевка» участника туристко-краеведческого движения «Отечество. Саратовский край в истории России»...

Контрольно-измерительный материал по краеведению - кроссворд «История Саратовского края в лицах»

В последнее время возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с введением, в соответствии с Законом РФ «Об образов...

Культура Саратовского края в 19 веке.

Культура Саратовского края в 19 веке.(презентация)....