Сценарий праздника "Лес - богатство и краса, береги свои леса!"
методическая разработка (8 класс) по теме
Сценарий экологического праздника "Лес- богатство и краса- береги свои леса" посвящен Дню Земли и лесу , предназначен для школьников 7-9 классов.
Материал рекомендовано использовать учителям биологии, экологии общеобразовательных школ, педагогам дополнительного образования при проведении мероприятий эколого-биологической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_prazdnika_les-bogatstvo_i_krasa-_beregi_svoi_lesa.docx | 461.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества
«Лес – богатство и краса, береги свои леса!»
Сценарий экологического мероприятия
Автор-исполнитель:
Коледина Т.И., методист МБОУ ДОД
Дома детского творчества
Тисуль
2014
Сценарий праздника –конкурса
«Лес- богатство и краса, береги свои леса!».
Оформление: фотографии, рисунки детей, отражающие отношение к охране окружающей среды, леса.
Необходимое оборудование: столы для команд, членов жюри, видеофильм с голосами птиц и животных, видеофильм о лесных пожарах, листовки для расклеивания, 3 ватмана, фломастеры, ножницы, скотч, путеводители.
Количество команд может быть разное (от двух до пяти, в каждой команде число участников от 5 до 10 человек).
Ход праздника-конкурса
Пока участники собираются в зале, звучат произведения инструментальной музыки, затем фанфары, означающие начало праздника и на фоне тихой музыки и слайдов о лесе звучит стихотворение о лесе.
Ведущий:
Я славлю лес.
Когда идёшь усталый, запылённый,
Дорогой длинной в полуденный зной,
Сверни смелее в тихий лес зелёный
И он усталость снимет как рукой.
Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес, зелёный лес!
Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладать с тоской,
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет как рукой,
Я славлю чудо из чудес –
Красу земли, зелёный лес!
(В.Лукша).
Здравствуйте, ребята! Мы рады вас приветствовать на нашем празднике - конкурсе, посвященном прошедшему Международному Дню леса (21 марта) и предстоящему Международному Дню посадки растений (18 мая). Наше мероприятие проходит в рамках Всемирного Дня Земли и Дней защиты от экологической опасности Кузбасса.
Кемеровская область богата лесами. Их общая площадь составляет 6.28 млн.га, т.е. 60% территории Кузбасса. В условиях кризисной экологической обстановки в области роль лесов приобретает первостепенное значение. Ведь лес является естественным, постоянно действующим фильтром по очистке атмосферы. В течение года кроны 1 га еловых лесов способны улавливать из воздуха до 32 тонн пыли, а сосновых до 36 тонн. Древесные растения способны поглощать промышленные токсичные газы, так 1 кг листьев хвои за лето поглощает из воздуха от 70 до 160 кг сернистого газа. Деревья обогащают воздух кислородом и выделяют особые летучие вещества, так называемые фитонциды, убивающие многих болезнетворных бактерий. Лес влияет на температуру воздуха, ветровой режим, предотвращает разрушительные паводки и горные потоки, образование оврагов, пылевых бурь, почвенной влаги на полях, повышая урожай сельскохозяйственных культур. Лес является также источником непосредственных огромных материальных ценностей.
Сегодня, мы, ребята, будем отмечать праздник леса в форме конкурса «Лесная эстафета» Давайте познакомимся с членами жюри: (методист, педагог, главный эколог Тисульского района).
Ведущий вручает путеводные листы членам команд, которые сидят за круглыми столами (приложение № 1) и просит придумать название команды и небольшое пожелание команде соперников, название команды отметить в путеводном листе, а также отметить ФИ капитана команды (при регистрации состав участников, их фамилии и образовательные учреждения были отмечены в путеводном листе), затем путеводный лист передается членам жюри.
После этого ведущий предлагает командам провести:
экологическую разминку «Поляна загадок»:
Выигрывает команда, назвавшая большее количество правильных ответов – вопросы задаются командам по очереди. Каждой команде по 8 вопросов.
1. В лесу на одной ножке
Выросла лепёшка. (Гриб.)
- Стоит на полянке
В красном платье Татьянка,
Вся в белых крапинках. ( Мухомор).
- Что не сеяно родится? (Трава).
- Мягок, а не пух, зелен, а не трава.( Мох.)
- Сидит на палочке
В красной рубашечке,
Брюшко сыто,
Камешками набито. (Ягода шиповника.)
- Маленький мужичок-
Костяная шубка. (Орех.)
- Губа белена,
А маковка зелена. (Берёза.)
- На горе шумит, А под горой молчит. (Лес.)
- Не птичка, а с крыльями. (Бабочка.)
- Сидит бык У него шесть ног - и все без копыт. (Жук.)
- Серовата, зубовата-
Днём спит, а ночью летает
И прохожих пугает. (Сова.)
- По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.(Волк.)
- Косой бес
Поскакал в лес (Заяц.)
- Ползун ползёт, иглы везёт.(Ёж.)
- Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь.)
Ведущий: Лес- место нашего отдыха. Он снимает усталость, дает людям ягоды, грибы, орехи, лекарственные растения.
Первый этап конкурса «Лекарственные растения».
Конкурс будет состоять из теоретической и практической части.
В теоретической части вам предстоит разгадать кроссворд (приложение № 3, для жюри приложение № 2 для участников конкурса), а в практической части – по веткам или молодым побегам растений нужно определить название растения и рассказать о его применении (для жюри приложение № 4);
При решении кроссворда впишите в клеточки названия лекарственных растений. Вписывать нужно по вертикали. Если правильно будут определены наименования растений, то в середине горизонтали можно будет прочитать название лекарственного, ядовитого растения. Команда получает 5 баллов, если отгадывает слово по горизонтали.
В практической части:
каждой команде выдают по 2 растения: ( всего: крапива, смородина, боярка, берёза, черемуха, одуванчик. Каждое правильно названное растение стоит 1 балл, правильное сказанное лекарственное применение каждого растения ещё 1 балл.
Максимальное количество баллов в этом конкурсе - 9 баллов. Время для решения кроссворда и определения растений – 5 минут.
2 этап конкурса «Чей это голос?»
Ведущий: Каждой команде предлагается определить по 4 голоса лесных жителей (животные, птицы). Сначала ребята смотрят видеофильм, слушают голоса животных, затем определяют голоса животных – звучат только голоса животных). Каждое правильно названное животное – 1 балл.
( приложение № 5)
Видеосюжеты о животных
3 этап конкурса: «Лесная викторина»
Ведущий: Каждой команде предстоит ответить на 4 вопроса. Вопросы задаются командам по очереди. Капитан команды определяет кто будет отвечать на очередной вопрос. Время на раздумье - 1 минута. Каждый правильный ответ- один балл.
1. Назовите из предложенных трёх растений - 2 редких растения Кемеровской области, занесенных в Красную книгу РСФСР:
Родиола розовая
Чилим
Белозор болотный
2.Назовите из предложенных трёх растений - 2 редких растения Кемеровской области, занесенных в Красную книгу РСФСР:
Адонис весенний
Подмаренник цепкий
Пион отклоненный
3. Какое дерево менее требовательно к почве: сосна или ель?
Ответ: сосна менее требовательна, растёт нередко на песках и бедных почвах, ель растёт на влажных и богатых почвах.
4.Какое дерево дает лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов?
Ответ: ель с резонансной древесиной, имеющей мелкие и равномерные годичные кольца.
5.О каком дереве идёт речь: ягода красна, да не вкусна, а пришел мороз - сахару принес.
Ответ: рябина.
6.В августе в лесу можно заметить интересную особенность в хвойной её части под деревьями лежит много старой хвои, в лиственной – прошлогодних опавших листьев уже нет. Как можно объяснить такие отличия? Отражается ли это на почве?
Ответ: Хвоя содержит много смолистых веществ, что «затрудняет» её переработку микроорганизмами. Деятельность микроорганизмов ослабляется и тем, что под пологом густого елового леса температура ниже, чем в лиственном лесу. Из-за медленного перегнивания хвои в почве хвойного леса мало накапливается перегноя.
7.Почему ель очень чувствительна к беглым низовым пожарам, когда горят на земле мох, хвоя и трава?
Ответ: из-за поверхностной корневой системы, которая повреждается даже при беглом низовом пожаре, и и нижние ветки располагаются близко к земле.
8.Назовите самое маленькое цветковое растение нашей флоры.
Ответ: ряска бескорешковая.
9.Какое дерево выделяет так много фитонцидов, что от них гибнут не только бактерии, но и даже насекомые?
Ответ: Черёмуха
10.Сколько впитывает воды мох сфагнум? Где применяется мох благодаря своей гигроскопичности?
Ответ: в 20 раз больше своего веса. Как дезинфицирующее и гигроскопическое средство- в медицине и строительстве деревянных домов.
11. Какая из причин более всего обуславливает численность в лесу белок.
Ответ: урожай семян сосны и ели.
12. Почему , даже в ночь на Ивана –Купалу, нельзя увидеть цветущий папоротник?
Ответ: папоротник не цветковое, а споровое растение.
Ведущий: Люди любят лес за его красоту и богатство, за шелест листвы и пение птиц. Много песен и стихов сложено о лесных обитателях.
4 этап конкурса «Поём о лесе»
Ваша задача перепеть друг друга. Каждой команде нужно будет напеть по одной строчке из песни о лесе (цветах, деревьях, животных), командам петь по очереди. Песни не должны повторяться. Побеждает команда, которая дольше продержится.
В этом конкурсе можно получить 1, 2, или 0 баллов ( первая выбывшая команда получает 0 баллов, 2-я выбывшая команда – 2 балла, команда победитель – 3 балла). До начала соревнований – 2 минуты.
Ведущий:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если, будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни
Просмотр фильма о лесных пожарах.
Ведущий:
Ребята, этот фильм, наверное, никого не оставил равнодушным. Гибнет лес, гибнут животные, гибнет все живое. Каждой весной мы сталкиваемся с одной и той же бедой. Выгорают сотни и тысячи гектаров леса, исчезают редкие растения и животные. А ведь когда-нибудь лес может исчезнуть. Страшно даже представить это. А кто виноват в этом? По статистике 90 % весенних пожаров случаются по вине человека. Наша задача всегда помнить правила поведения в природе, правила поведения в лесу при возникновении пожара. Объявляется
5 этап конкурса «Правила поведения в лесу»
В течение 5 минут вы должны написать как можно больше правил поведения в природе. Правила не должны повторяться. Каждое правило - 1 балл (Приложение № 6).
Ведущий:
Ребята, а о поведении человека при лесных пожарах вы познакомились из фильма.
Кроме этого я хочу вам подарить памятки о поведении в лесу при возникновении пожара. Почитайте сами и донесите эту информацию до своих друзей и родителей.
( помощник раздает памятки детям.)
Лес-это общий дом для растений и животных, человек без леса и его даров тоже не может обходиться. Нужно бережно относится к природе и ее богатствам и останавливать, тех, кто относится к природе потребительски, не бережет ее.
Ребята, помните слова: «Лес-богатство и краса, береги свои леса».
Лес – не только для нашей забавы,
Он богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод!
Их, пожалуй, считать – не сочтешь!
Будьте верными лесу, ребята,
Ведь красивее мест не найдешь!
Сейчас, ребята, мы должны выполнить важную работу – расклеить листовки по поселку об охране наших лесов от пожара. Это нужно для того, чтобы и дети и взрослые немного задумались о будущем леса и своём тоже. Сейчас каждая команда получит листовки и пойдет расклеивать их, в сопровождении взрослого. Жюри за это время подведет итоги. Мы вас ждём.
(капитаны команд получают листовки и пункты, где они будут их расклеивать их).Ориентировочно:
1 команда: художественная школа, больница. 2 команда - вокзал.
3 команда: Тисульская школа №1, музыкальная школа.
Ведущий.
Спасибо, ребята за проделанную работу. А теперь подошло время для награждения.
Проходит награждение.
Ведущий: на этом наш праздник –конкурс завершен. Всем спасибо. До новых встреч. Берегите леса!
Приложение 1
Путеводный лист команды « »
Капитан команды –
Состав участников:
№п/п | ФИ участника | Наименование ОУ |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. | ||
8. | ||
9. | ||
10. | ||
№ этапа конкурса | Название этапа конкурса | Количество правильных ответов | Общий балл за этап | Роспись членов жюри | |
Разминка | |||||
1. | «Лекарственные растения» | Теоретическая часть | Практ.часть | ||
2. | «Чей это голос» | ||||
3. | «Лесная викторина» | ||||
4. | «Поём о лесе» | ||||
5. | «Правила поведения в лесу» | ||||
Итог: Всего баллов: Место: | |||||
Приложение № 2
(для жюри)
к | б | |||||||||
з | к | р | е | |||||||
р | л | в | у | у | л | |||||
м | в | о | а | е | п | ш | е | |||
п | о | а | м | н | р | е | и | н | ||
б | е | л | л | а | д | о | н | н | а | |
о | р | о | е | ш | ы | б | а | а | ||
я | в | д | р | к | ш | о | ||||
р | о | и | и | а | й | |||||
ы | ц | л | а | |||||||
ш | в | о | н | |||||||
н | е | а | ||||||||
и | т | |||||||||
к |
Впишите в клеточки названия лекарственных растений. Вписывать нужно по вертикали. Если правильно будут вписаны наименования растений, то в середине горизонтали можно будет прочитать название лекарственного, ядовитого растения. Команда получает 5 баллов, если отгадывает слово по горизонтали.
Приложение 3
( для участников команды)
к | б | |||||||||
з | к | |||||||||
р | л | |||||||||
м | в | |||||||||
п | ||||||||||
б | л | л | ||||||||
Впишите в клеточки названия лекарственных растений. Вписывать нужно по вертикали. Если правильно будут вписаны наименования растений, то в середине горизонтали можно будет прочитать название лекарственного, ядовитого растения. Команда получает 5 баллов, если отгадывает слово по горизонтали.
Приложение № 4
Ответы (практическая часть):
Крапива: источник витамина «С», желудочные заболевания, туберкулез, фурункулёз, укрепление волос, рак крови ожирение и др.
Смородина: источник витамина «С», угри, ревматизм, при кашле и охриплости, при простуде и диарее.
Боярка: сердечное средство, при ожирении.
Берёза: мочегонное, кожные заболевания (деготь- чесотка, экземы), простуда, при порезах и нарывах (почки), ячмень, головные боли и др.
Черёмуха: дизентерия, заболевания глаз.
Одуванчик: угри, веснушки, укусы насекомых, ожоги, мочекаменная болезнь, печень и др.
Приложение № 5
Ответы:
1–я команда – барсук, выдра, сурок, волк, лось.
2-я команда – лисица, куница, медведь, марал, белка.
3 –я команда – заяц, бурундук, мышь, рысь, хорёк.
Приложение № 6
Правила поведения в природе
Не разоряйте птичьего гнезда.
Не вырезайте надписи на деревьях.
Не разжигайте костер в лесу.
Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу.
Не разоряйте муравейники и гнездовья птиц.
Не шумите в лесу.
Не рвите полевые цветы.
Нельзя ловить бабочек, насекомых.
Нельзя ловить диких животных и уносить их домой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Берегите своих детей.
Если дети живут с критикой, они учатся осуждать.Если дети живут с враждебностью, они учатся драться.Если дети живут со страхом, они учатся бояться.Если дети живут в жалости, они учатся жалеть себя.Есл...
классный час - "Береги свое здоровье".
классный час для учащихся начального звена, на тему:" Береги свое здоровье" : 1. Развитие знаний учащихся о здоровом питании, здоровом образе жизни. 2. Воспитание активной жизненной позиции. 3. Ответс...
Родительское собрание "« Берегите детей– самое прекрасное создание на Земле!» Дополнительным материалом является мультимедийная презентация и видеоролик "Берегите своих детей!" http://nsportal.ru/sites/default/files/video/beregite_svoikh_detey_2min.mp4
Родительское собрание с мудьтимедийной презентацией и видеосопровождением...
Сценарий внеклассного мероприятия «Береги свою планету»
Сценарий совместного мероприятия детей, педагогов и родителей "Береги свою планету"...
Сценарий внеклассного мероприятия "Береги свои глаза"
БЕРЕГИ СВОИ ГЛАЗА Внеклассное мероприятие для учащихся с клиническими формами нарушения зрения Цель: - научить детей заботиться о своем зрении.- развитие внимания, любознательности, см...
Сценарий экологического праздника «Береги свою планету!»
Сценарий праздника....
Сценарий конкурса красоты "Осенняя краса"
Данный сценарий разработа для проведения конкурса красоты среди девочек 5-7 классов....