Локальный акт "Требования по составлению ОП ДОД В МКОУ ДОД СДЮТиЭ
методическая разработка по теме

Программа дополнительного образования детей разрабатывается каждым педагогом самостоятельно на основе Примерных требований к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России От 11.12.2006 № 06-1844)

Слово "примерные требования" вызывает неодназначную реакцию у педагогов, значит необязательные.

Поэтому мною разработан и составлен локальный акт, утвержденный приказом МКОУ ДОД СДЮТиЭ от «18» апреля 2014 года № 46

(01-05)

В предложенном материале отражен: нормативно- правовой аспект, рекомендации по структуре и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, направленности образовательных программ дополнительного образования детей, уровни освоения образовательной программы, классификация программ по уровню освоения, технические требования оформления документа.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_k_op_dod_sdyutie.odt54.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Станция детского и юношеского туризма и экскурсий

города Миньяр Ашинского муниципального района Челябинской области

ТРЕБОВАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Утверждено приказом МКОУ ДОД СДЮТиЭ

от «18» апреля 2014 года № 46 (01-05)

Нормативно- правовой аспект

Пунктом 1 статьи 75 "Дополнительное образование детей и взрослых"  (ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»  глава 10. Дополнительное образование) установлено, что дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

  • Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
  • формирование и развитие творческих способностей учащихся;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
  • профессиональную ориентацию учащихся;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
  • подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
  • социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры учащихся;
  • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"  п.3).

Программы дополнительного образования должны формировать компетенции осуществляющие универсальные действия:

  • личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этические ориентации);
  • регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);
  • познавательные (общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем);

коммуникативные (планирование сотрудничества, постановка вопросов- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов, управление поведением — контроль, коррекция, оценка действий, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации). В пояснительных записках, в содержательной части это должно быть отражено.

Рекомендации по структуре и оформлению

образовательных программ дополнительного образования детей

Образовательная программа для педагога дополнительного образования — инструмент организации педагогического процесса, способ осуществления замысла. По мнению А. П. Тряпицыной, «смысл (целевое назначение) образовательной программы заключается в определении содержательного и технологического обеспечения индивидуального образовательного маршрута». Таким образом, образовательная программа является своеобразной моделью пути достижения образовательного стандарта, этой программой гарантированного. Содержательная характеристика раскрывает образовательную программу как «индивидуальный маршрут» ученика в образовании, отражающий его интересы, возможности и потребности.

Программа дополнительного образования детей разрабатывается каждым педагогом самостоятельно на основе Примерных требований к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России От 11.12.2006 № 06-1844)

1. Художественно-эстетическая направленность ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей в избранных видах искусства, создание художественных образов, самореализация в творческой деятельности, формирование  коммуникативной культуры:

  • музыкальное творчество - формирование музыкальной и исполнительской культуры; ведение образовательного процесса в вокальных, хоровых коллективах, инструментальных ансамблях, духовых оркестрах, оркестрах народных инструментов;
  • театральное творчество – ведение образовательного процесса в театральных коллективах и студиях, формирование сценического (актерского) мастерства: сценической речи, движения; навыков эстетической оценки произведений театрального искусства;
  • хореографическое творчество – ведение образовательного процесса  в хореографических ансамблях, балетных студиях, коллективах народного танца; овладение  основами классической хореографии, народно-характерного, историко-бытового, современного танца в процессе  учебной, постановочной, репетиционной и творческой концертной деятельности;
  • изо и декоративно-прикладное творчество – изучение истории и теории искусства, овладение прикладными  навыками художественной деятельности: вязание, вышивка, живопись, лепка, керамика, шитье.

2. Научно-техническая направленность предполагает освоение сферы деятельности, связанной с использованием достижений технического прогресса  в целях продуктивного творчества. Содержание конкретизируется в направлениях:

  • техническое моделирование и конструирование - расширение политехнического кругозора детей, развитие конструкторских способностей, формирование работы с различными инструментами, проектирование моделей и конструкций, образцов техники;
  • научно-техническое творчество - развитие исследовательских способностей в области точных и естественных наук, развитие навыка практического применения  теоретических знаний в самостоятельной опытно-конструкторской деятельности;
  • художественно-техническое творчество - обеспечение образовательного процесса в кино-, фото-, видеообъединениях и студиях;
  • информационные технологии - освоение информационных технологий от развития элементарной  грамотности до освоения навыков работы с современными  информационно-технологическими пакетами программам.

3. Эколого-биологическая направленность реализуется через деятельность детских объединений  юннатов, юных экологов, биологов, исследователей природы, формирует экологическую культуру обучающихся; теоретический, прикладной, опытническо-исследовательский характер:

  • натурализм;
  • опытничество;
  • экология и экологическая культура;
  • охрана природы.

4. Туристско-краеведческая направленность - деятельность объединений по туризму и краеведению:

  • туризм –  ориентирован на теоретическую и практическую подготовку к походам и путешествиям разной сложности с использованием спортивного оборудования и предполагает  освоение правил ориентирования на местности, техники безопасности и первой помощи, занятия по физической подготовке, знакомство с туристскими возможностями родного края;
  • краеведение – (географическое, этнографическое, искусствоведческое, литературоведческое) теоретическая исследовательская деятельность по изучению природы, истории, культуры родного края; овладение навыками работы с краеведческими источниками (архивными материалами, образцами народного творчества, мемуарами); социальная инициатива  обучающихся по охране памятников культуры, природы; работа в музеях, сотрудничество с общественными и научными организациям.

5. Естественно-научная направленность обеспечивает образовательный процесс  в объединениях научного  общества обучающихся, в рамках предметных олимпиад, конференций «Шаг в будущее», «Интеллектуалы 21 века». Ориентирована на дополнение программ естественно-научных курсов школьного образования: математика, физика, химия, астрономия, геология, медицина и др.  Обучает  теоретико-исследовательской деятельности, развивает навыки организации экспериментальной работы, ориентированной на опытную  проверку известных в науке закономерностей, написания статей, докладов, рефератов.

6. Культурологическая направленность - изучение истории и теории  различных аспектов мировой культуры, ориентирована  на дополнение школьных программ гуманитарного цикла: лингвистика, литературоведение, история, МХК, философия, религиоведение, народоведение, археология.

7. Социально-педагогическая направленность направлена на формирование социальной адаптации детей дошкольного и школьного возраста:

  • социальная адаптация, повышение готовности к обучению в школе, творческого развития  детей дошкольного возраста;
  • социальная адаптация  и профессиональная ориентация  (школа общения, этикет, домашняя академия, лидер, КВН, программы психологического  сопровождения , коррекция задержки психического развития, девиантного поведения); повышение уровня готовности   к освоению  программ  профессионального образования (школы права, бизнеса, экономики, вожатых, юнкоров).

8. Военно-патриотическая направленность ориентирована на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота, способной  успешно выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите интересов Родины в мирное и военное время – юные спасатели, космонавты, пограничники, десантники, военно-спортивные клубы, музеи боевой славы.

9. Физкультурно-спортивная направленность направлена  на физическое совершенствование  детей, приобщение их к культуре здорового образа жизни, воспитание спортивного резерва в различных видах  спорта – спортивные  секции, объединения ОФП, оздоровительная  гимнастика, аэробика и др.

10. Спортивно-техническая направленность ориентирована на воспитание спортивного резерва в технических видах спорта с использованием картингов, авто-, мотогонок, радиоуправляемых моделей.

Уровень освоения образовательной программы

Классификация программ по уровню освоения

Общекультурный уровень предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение его информированности в данной образовательной области, обогащение навыками общения и приобретение умений совместной деятельности в освоении программы.

Углубленный уровень предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения.

Профессионально-ориентированный уровень предусматривает достижение повышенного уровня образованности обучающихся в данной области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения.

 

На основании примерных требований к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844) для образовательных программ дополнительного образования детей рекомендуют следующую структуру:

  1. Титульный лист.
  2. Информационная карта
  3. Пояснительная записка.
  4. Учебно- тематический план (по годам обучения).
  5. Содержание образовательной программы дополнительного образования детей.
  6. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
  7. Список литературы.

Необходимо также включение раздела материально-техническое обеспечение образовательной программы дополнительного образования детей, наличие рецензии: внутренней (методический совет), внешней (сторонние организации и учебные заведения).

  1. Титульный лист.

На титульном листе рекомендуют указать:

Полное название вышестоящего органа управления образованием;

Полное наименование образовательного учреждения, в котором разработана программа;

где, когда и кем утверждена образовательная программа дополнительного образования детей;

название образовательной программы дополнительной образования детей;

возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа дополнительного образования детей;

срок реализации образовательной программы дополнительного образования детей;

Ф.И.О., должность автора (авторов) образовательной программы дополнительного образования детей;

название города, населенного пункта, в котором реализуется образовательная программа дополнительного образования детей;

год разработки образовательной программы дополнительного образования детей.

ОБРАЗЕЦ

 Управление образованием

 Ашинского муниципального района.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

(наименование образовательного учреждения реализующего программу)

Станция детского и юношеского туризма и экскурсий

города Миньяр Ашинского муниципального района Челябинской области

                                                                                             

Утверждено приказом

МКОУ ДОД СДЮТиЭ

от “10”  сентября 2012 года № 55

««Я и окружающий мир»»


(Название образовательной программы)

10- 16 лет

___________________________________________________________________________________________________

(возраст детей, на которых рассчитана программа)

1 год


Срок реализации программы

                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                                                                           __________________________

                                                                                                                                          Ф.И.О.

                                                                                              Педагог доп. образования

                                                                                                     __________________________

                                                                                             Должность

                                                                                  Высшая категория

                                                                                                                        ____________________________________

                                                                                                                            Квалификационная    

                                                                                                                             категория автора образовательной

                                                                                                                            программы

                                                                                               

_________________________г. Миньяр__________________________

(название города, населенного пункта)

 ________________________2014___________________________

(год составления образовательной программы)

2. Информационная карта.

На второй странице оформляется информационная карта, в которой указывается:  

1.образовательная область;

2.направленность  образовательной программы дополнительного образования детей;

3.тип программы: модифицированная, примерная, авторская, экспериментальная;

4.уровень реализации программы: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование;

5.уровень освоения программы: общекультурный, углубленный, профессионально-ориентированный;

6.способ освоения содержания образования: репродуктивный, творческий, креативный, эвристический;

7.форма реализации программы: групповая, индивидуальная;

8.продолжительность реализации программы.

ОБРАЗЕЦ

Информационная карта программы

  • Тип программы                  

_________________________________________адаптированная __________________________________________

(типовая, модифицированная или адаптированная, экспериментальная, авторская)

  • Образовательная область

______________________________________социальная практика_________________________________________

(профильная или многопрофильная, естествознание, математика, искусство, словесность, социальная практика, духовная или физическая антропология).

  • Направленность деятельности

  ___________________________________социально-педагогическая______________________________________

(научно- техническая, спортивно- техническая, физкультурно- спортивная, художественно- эстетическая, туристко - краеведческая, эколого- биологическая, военно- патриотическая, социально- педагогическая, культурологическая, естественно- научная)

  • Способ освоения содержания образования

 ________________________________________репродуктивный___________________________________________

(репродуктивный, эвристический, алгоритмический, исследовательский, креативный)

  • Уровень освоения содержания образования

 _________________________________________общекультурный__________________________________________

(общекультурный, углубленный, профессионально- ориентированный)

  • Уровень реализации программы

___________________________________основное общее образование ______________________________________

(дошкольное образование, начальное, основное или среднее общее образование)

  • Форма реализации программы                                                  

___________________________________________групповая ______________________________________________

(групповая,  индивидуальная)

  • Продолжительность реализации программы

 _______________________________________________1 год_______________________________________________

(одногодичная, двухгодичная и др.)

Направленность образовательной программы дополнительного образования детей должна соответствовать ее названию и содержанию. В четком соответствии с направленностью, ее названием и поставленной целью, выстраиваются задачи и все содержание образовательной программы дополнительного образования детей.

ПРИМЕР:

образовательная программа  дополнительного образования детей под названием «Я и окружающий мир» в зависимости от идеи автора может выстраиваться в разном ключе:

- эколого-биологическая направленность: ее цель и задачи могут быть направлены на формирование экологического и системного мышления, экологических представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях окружающего мира и т.д.

- естественнонаучная направленность: ее цель и задачи могут быть направлены на формирование научного мировоззрения, опыта научно-исследовательской деятельности и т.д.

Выбор направленности образовательной программы дополнительного образования детей диктует принципы постановки цели и задач, которые влияют на отбор тем и содержания программы.

3.    Пояснительная записка.

В пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности, обосновываются принципы отбора содержания и последовательность изложения материала, характеризуются формы работы с воспитанниками и условия реализации программы. Необходимо указать название и автора типовой программы на основе которой, разрабатывается адаптированная образовательная программа дополнительного образования детей.

3.1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:

Новизна дополнительной образовательной программы предполагает:

-новое решение проблем дополнительного образования;

-новые методики преподавания;

-новые педагогические технологии в проведении занятий;

-нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.

Пример: Новизна дополнительной образовательной программы ««Я и окружающий мир»» основана на комплексном подходе к подготовке молодого человека «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, умеющего эффективно взаимодействовать с окружающим миром.

Актуальность – это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа.

Актуальность может базироваться на:

-анализе социальных проблем,

-материалах научных исследований,

-анализе педагогического опыта,

-анализе детского или родительского спроса,

-современных требованиях модернизации системы образования,

-потенциале образовательного учреждения;

-социальном заказе муниципального образования и др. факторах.

Пример: В настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с лидерами общественных объединений. Актуальность образовательной программы дополнительного образования детей «Лидер» может опираться на необходимость подготовки молодежных лидеров – организаторов деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества.

Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. (Поташник М.М., Управление развитием школы. – М., 1995).

В этом разделе дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках образовательной программы дополнительного образования детей :

-выбранных форм,

-методов образовательной деятельности,

-средств образовательной деятельности (в соответствии с целями и задачами),

-организации образовательного процесса.

Пример для программы по краеведению:

Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации происходит интеграция образовательного  процесса с Миньярским историко-краеведческим музеем города Миньяра и  это способствует формированию исторического и гражданского сознания, патриотизма, толерантного отношения к людям, прививает навыки профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой,  музееведческой.

Пример для программы по журналистике:

Эффективным для  развития детей является такое введение теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ребенок должен сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.

3.2. Цель и задачи образовательной программы дополнительного образования детей.

При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель — это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Поэтому в описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, для таких, например, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.п. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы. Кроме того, цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели.

   «ЦЕЛЬ»- это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить (С.И. Ожегов. Словарь русского языка).

Целью и задачами образовательных программ дополнительного образования детей в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.

Цель должна быть конкретна, результаты ее достижения должны быть измеримы.

Примеры формулировок цели:

Формирование общей культуры личности, привитие этических и нравственных норм поведения через знакомство с правилами этикета.

Формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами  искусства.

Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия спортом.

Формирование личности ребенка через расширение кругозора и изучение  краеведения.

Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через увлечение его  прикладным видом искусства.

Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через занятия общественными науками.

Профилактика асоциального поведения.

Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами прикладного народного творчества.

Пример перечня существительных для формулирования цели: создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование и др.

   «ЗАДАЧА»- это то, что требует выполнения, разрешения. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка).

Задача - поэтапный способ достижения цели, т.е. тактика педагогических действий.

Задачи должны соответствовать цели и быть:

Обучающими (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.), то есть отвечать на вопрос что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;

1. Способствовать овладению воспитанниками русской народной певческой манерой исполнения.

2. Обучить навыкам танцевального мастерства.

3. Формировать музыкально-ритмические навыки.

4. Научить правильному дыханию.

5. Сформировать начальные навыки актерского мастерства.

6. Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам хореографии.

Развивающими (развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии). Формулирование задач также не должно быть абстрактным. То есть быть связанными с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;

1. Развитие умения думать, исследовать, общаться, взаимодействовать, доводить дело до конца и т.д.

2.  Развитие артистических, эмоциональных качеств у детей средствами вокальных занятий.

3.  Развитие артистических способностей.

4.  Развитие координации, гибкости, пластики, общей физической выносливости.

5. Развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии через этюды, шарады, упражнения.

Воспитательными (формирование у обучающегося социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.), то есть отвечать на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся.

1. Сформировать гражданскую позицию, патриотизм.

2. Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности.

3. Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.).

4. Воспитать и развить художественный вкус и уважение к литературе и чтению.

5. Приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.

Задачи должны быть логично согласованы с целью и пошагово демонстрировать её достижение. Избыток поставленных задач зарождает сомнение в возможности их решения в рамках конкретной образовательной программы дополнительного образования детей .

Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках или глагольной, или существительной формы. Задач должно быть столько, сколько нужно для решения поставленной цели.

Пример перечня ГЛАГОЛОВ для формулирования задач: познакомить, обучить, способствовать, сформировать, обеспечить, развивать, приобщать, предоставить возможность,поддержать, воспитывать, расширить, углубить и т.д.

Пример перечня СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ для формулирования задач: обучение, знакомство, формирование, обеспечение, развитие, приобщение, предоставление возможности, поддержка, воспитание, расширение, углубление и т.д.

Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы:

Глаголы

Существительные

способствовать

помощь

развивать

развитие

приобщать

приобщение

воспитывать

воспитание

обучить

обучение

сформировать

формирование

обеспечить

обеспечение

поддержать

поддержка

расширить

расширение

углубить

углубление

познакомить

знакомство

предоставить возможность и т.д.

предоставление возможности и т.д.

3.3. Отличительные особенности данной образовательной программы дополнительного образования детей от уже существующих.

В данном разделе следует описать наличие предшествующих аналогичных образовательных программ дополнительного образования детей и отличие данной программы от предыдущих. Нужно указать, как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны приоритетные направления. При написании модифицированных программ автору важно указать предшествующие аналогичные программы. Этот раздел может быть объединен с разделом «Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность».

3.4. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы дополнительного образования детей;

Пример: Данная  программа подготовлена для детей среднего и старшего школьного возраста, что соответствует  6-10 классам общеобразовательной школы.  Условия набора детей в коллектив:

-принимаются все желающие;

-существует отбор на основании  тестирования, просмотра работ, наличие базовых знаний в области и т. д.

В этом разделе могут быть указаны условия дополнительного набора детей на вакантные места в коллектив.

Допускается дополнительный набор обучающихся на второй, третий и т.д. годы обучения на основании результатов: тестирования, собеседования и т.д.

сроки реализации образовательной программы дополнительного образования детей (продолжительность);

3.5. Сроки реализации образовательной программы дополнительного образования детей.

Указывается продолжительность образовательного процесса, срок и часы обучения на каждый год.

Пример: 1 год обучения – 72 часа, 2 год обучения (3, 4 и т.д.) - 144 (216 часа) и т.д.

Допускается вариативность продолжительности обучения обучающихся по программе на любом году обучения.

Вариативность обучения учащихся обосновывается, при этом указывается необходимость и обоснованность этой вариативности для обучающихся.

Пример: 1 год обучения – 68 часов в зависимости от:

-психологической готовности к обучению,

-физического уровня готовности обучающихся к освоению образовательной программы дополнительного образования детей ,

-интеллектуального уровня готовности обучающихся к освоению образовательной программы дополнительного образования детей и др.

Психологическая готовность, уровень готовности обучающихся к освоению образовательной программы и др. определяется по результатам тестирования при наборе, в ходе обучения и др.

3.6. Формы и режим занятий.

Характеризуя режим организации занятий, необходимо указать:

  • Общее количество часов в год;
  • Количество часов и занятий в неделю;
  • Периодичность занятий.

В разделе указывается продолжительность и количество занятий в неделю, количество учебных часов в год (со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта). Один час учебного занятия равен 45 минут, перемена между занятиями 10 минут. При этом следует написать, по каким причинам, в соответствии с какими нормативными актами, санитарными нормами, возрастными и другими особенностями детей, продолжительность учебного часа изменена.

Пример:  Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Итого: в I четверть: 54 часа, во II четверть: 42 часа, в III  четверть: 60 часов, в IV четверть: 48 часов, за год: 204 часа.

Примеры форм организации деятельности детей на занятии:

-индивидуальная,

-групповая,

-работа по подгруппам,

Примеры форм проведения занятий: акция, аукцион, бенефис, беседа эвристическая, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра деловая, игра-путешествие, игра сюжетно-ролевая, игровая программа, класс-концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, круиз, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, производственная бригада, размышление, рейд, ринг, салон, семинар, смотрины, соревнование, спектакль, студия, творческая мастерская, творческий отчет, тренинг, турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, шоу, экзамен, экскурсия, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка и др.

Занятие по типу может быть комбинированным, теоретическим, практическим, диагностическим, лабораторным, контрольным, репетиционным, тренировочным и др.

3.7. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Ожидаемый результат – это конкретная характеристика умений, знаний и навыков, которыми овладеет обучающийся, который должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания.

Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «обучающийся научится выразительно читать».

Способы определения результативности:

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля: входящий контроль; текущий и итоговый контроль.

Пример формулировок:

К концу первого (второго...) года обучения ребёнок будет:

знать…

уметь…

иметь представление…

стремиться…

обучен…

овладеет понятиями…

получит навыки…

расширит представления…

будет сформирована устойчивая потребность…

научится делать…

развита устойчивая потребность к самообразованию...

Увидеть результаты достижений каждого ребёнка поможет: педагогическое наблюдение, образовательный мониторинг, анализ результатов анкетирования, тестирования, участия обучающихся в  викторинах, олимпиадах, соревнованиях, конкурсах, спектаклях, анализ результатов зачётов, взаимозачётов, опросов, активности обучающихся на открытых занятиях, защиты проектов, выполнения диагностических заданий и задач поискового характера и др.

Пример:

Педагогический мониторинг

Мониторинг образовательной деятельности детей

контрольные задания и тесты

самооценка воспитанника

диагностика личностного роста и продвижения

ведение зачетных книжек

анкетирование

ведение творческого дневника обучающегося

педагогические отзывы

оформление листов индивидуального образовательного маршрута

ведение журнала учета или педагогического дневника

ведение летописи

введение оценочной системы

оформление фотоотчётов

3.8. Формы подведения итогов.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы дополнительного образования детей нужны, чтобы показать достоверность полученных результатов освоения программы для проведения своевременного анализа деятельности педагогом, родителями, органами управления образованием и др.

Эти документальные формы, отражающие достижения каждого обучающегося могут быть представлены в виде дневников достижений обучающихся, карт оценки результатов освоения программы, дневников педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д.

ПРИМЕР:

опрос

контрольное занятие

концерт

зачет

самостоятельная работа

выставка

экзамен

защита рефератов

конкурс

олимпиада

открытое занятие для родителей

соревнование

игра-испытание

презентация творческих работ

самоанализ

взаимозачет

коллективный анализ работ

отзыв

эссе

коллективная рефлексия

и др.

4. Учебно-тематический план (по годам обучения).

Учебно-тематический план

  • раскрывает последовательность изучения тем предполагаемого курса и количество часов на каждую из них;
  • определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия.

Педагог дополнительного образования имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени.

Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы, которая включает:

-перечень разделов, тем;

-количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий.

ОБРАЗЕЦ

Наименование разделов, тем

Количество  часов

Теория

Прак

тика

Всего

1.

Название раздела

2.

Название раздела

Итого часов:

В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах «Всего», «Теоретические занятия» - «Теория», «Практические занятия» - «Практика».

Формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на 34 учебных недели. В дополнительном образовании практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотношении 60 % на 30 %).

Если образовательная программа дополнительного образования детей составлена более чем на один год обучения, то УТП составляется на каждый год. В этом случае УТП должен отражать особенности каждого года обучения.

Итоговое количество часов в год зависит от количества часов занятий в неделю, из расчета 36 недель.

Учебная нагрузка (в часах)

в неделю

1

2

3

4

5

6

8

9

в I четверть

9

18

27

36

45

54

72

81

Осенние каникулы

 (1 неделя)

1

2

3

4

5

6

8

9

во II четверть

7

14

21

28

35

42

56

63

Зимние каникулы

(2 недели)

в III четверть

10

20

30

40

50

60

80

90

Весенние каникулы

(1 неделя)

1

2

3

4

5

6

8

9

в IV четверть

8

16

24

32

40

48

64

72

в год

36

72

108

144

180

216

                                                                                                                                                                                     

280

324

По распоряжению КО №2564 от 28.11.11 в ОДОД программы

 1 года обучения должны быть рассчитаны на 72-144 часа в год,

 2 года обучения : 144-216 часов в год,

 3 года  обучения: 216-288 часов в год

Учебно-тематический план должен составляться на каждый год обучения и отражать его особенности.

Образовательная деятельность реализуется по дополнительным общеобразовательным программам в течение всего календарного года, включая каникулярное время (Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»).

В период школьных каникул занятия могут:

  • проводиться по специальному расписанию с переменным составом учащихся;
  • продолжаться в форме поездок, туристических походов, экспедиций, учебно-тренировочных сборов, профильных лагерей и летних школ;
  • создаваться различные объединения с постоянным и переменным составами детей в лагерях или на базе образовательного учреждения, а также по месту жительства детей.

Педагог дополнительного образования имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени.

В учебно-тематический план необходимо закладывать часы на:

- вводное занятие (введение в образовательную программу);

- выставочную деятельность, участие в смотрах, конкурсах, соревнованиях;

- итоговое занятие, отчетное мероприятие.

Расчёт количества часов в учебно-тематическом плане ведется на одну учебную группу или на одного обучающегося, если это группа индивидуального обучения.

Родительские собрания в учебно-тематический план не включаются.

В зависимости от возраста детей, их способностей, специфики детского объединения возможно использование вариативных учебно-тематических планов. Например: учебно-тематический план для детей первого года обучения 7—8 лет — на 72 часа, а для обучающихся 10—11 лет — на 144 часа.

5. Содержание образовательной программы дополнительного образования детей.

В содержании программы приводится краткое описание разделов и тем. Раскрывать содержание тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане. Кратко описать тему означает:

  • Указать ее название;
  • Перечислить основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной темы;
  • Указать в каких формах организуется образовательный процесс. Название тем в содержании программы формулируются в именительном падеже. Обычно первой темой программ является введение в изучаемый предмет, кроме того, рассматриваются вопросы по технике безопасности.
  • Темы проведения бесед и отслеживание учащихся, посетивших данные занятия;
  • Как мы проводим свободное время;
  • Дидактические и методические разработки, наглядные пособия для обучающихся и педагога, достижения педагога и обучающихся, фотографии о проведении ключевых дел, корректировка программы, результаты (грамоты).

6. Методическое обеспечение программы (частично может быть описано в пояснительной записке).

В данном разделе указывается:

обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

Виды методической продукции:

  • методическое руководство, методическое описание, методические рекомендации, методические указания, методическое пособие, методическая разработка, методическая инструкция;

Виды дидактических материалов:

  • естественный или натуральный - гербарии, образцы материалов, живые объекты, чучела, машины и их части и т.п.;
  • объёмный - действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений; макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений, образцы изделий;
  • схематический или символический - оформленные стенды и планшеты, таблицы, схемы, рисунки, графики, плакаты, диаграммы, выкройки, чертежи, развертки, шаблоны и т.п.;
  • картинный и картинно-динамический - картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты, фотоматериалы и др.;
  • звуковой - аудиозаписи, радиопередачи;
  • смешанный - телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.;
  • дидактические пособия - карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.;
  • аннотация, бюллетень, информационно-методический сборник, статья, реферат, доклад, тезисы выступлений на конференции и др.

 7. Список литературы

Необходимо привести два списка литературы. В первый список следует включить источники, которые рекомендуется использовать педагогом для организации образовательного процесса, а во второй — литературу для обучающихся и их родителей.

Списки литературы должны содержать перечень изданий, опубликованных за предыдущие пять лет:

  • по общей педагогике;
  • по методике данного вида деятельности;
  • по методике воспитания;
  • по общей и возрастной психологии;
  • по теории и истории выбранного вида деятельности;
  • опубликованные учебные, методические и дидактические пособия.

ОБРАЗЕЦ

Книги.

    ФИО Название. — Место издания.: Издательство, год. — количество страниц.

1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. — М.: Владос, 2004. — 239 с.

2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб: КАРО, 2004. — 368 с.

Сборники.

1. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ / ред. сост. З.И. Невдахина. — Вып. 3. — М.: Народное образование, 2007. — 416 с.

2. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. — Волгоград: Учитель, 2008. — 250 с.

Статьи из сборников

      ФИО название статьи (раздела) // Название сборника. — Место, год. — номера страниц.

1. Бартенева М.И. К вопросу планировки и застройки Петербурга // Проблемы русской и зарубежной архитектуры. — Л., 1988. — с.3—14.

2. Кириков Б.М. Петербургский модерн: Заметки об архитектуре // Панорама искусств. — М., 1987. — Вып. 10. — с.99—148.

Статьи из журналов

     ФИО Название статьи // Название журнала. — год. — № журнала. — номера страниц.

1. Горский В.А. Технология разработки авторской программы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. — 2001, № 1. — с.30—31.

2. Строкова Т.А. Мониторинг качества образования школьника // Педагогика. — 2003. -  № 7. — с.61-66.

Нормативные документы

1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

2. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года.

8. Приложения образовательной программы дополнительного образования детей

К образовательной программы дополнительного образования детей могут быть добавлены приложения различного характера: иллюстративный материал по тематике занятий; словарь специальных терминов с пояснениями; контрольные вопросы и задания; конспекты, описание занятий; технологические карты;готовые изделия, образцы.

Технические требования

   Текст должен быть набран на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word, шрифтом Times New Roman, заголовки-14,остальной текст- 12, одинарный межстрочный интервал, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, на бумаге формата А4 (210x297 мм). Поля: слева – 25 мм, справа – 10 мм, снизу и сверху – 20 мм.

Текст набирать единым шрифтом. Для оформления внутри текста можно использовать полужирное и курсивное начертание. Пробелы перед знаками препинания (кроме тире) не ставятся. Страницы должны быть пронумерованы.

     Образовательную программу, утвержденную методическим советом необходимо сброшюровать.

Используемая литература:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  глава 10. Дополнительное образование.

  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (с изменениями на 1 февраля 2005 года).

  • Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Локальные компьютерные сети

В данной презентации подробно, с иллюстрациями изложена тема по информатике "локальные компьютерные сети"...

Локальные компьютерные сети

Презентация к уроку информатики...

Локальные конфликты.Участие СССР во Вьетнамской войне.

Причины,ход военных действий,итоги и значение Вьетнамской войны....

Проект программы по ЗОЖ "Здоровье"среди обучающихся в СДЮТиЭ

ГЛАВНЫЕ ИДЕИ программы "Здоровья" являются:- сохранение собственного здоровья - одна из основных обязанностей человека;- образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих п...

Открытый урок 10 класса, тема: Локальные сети. Топологии локальных сетей.

Разработка открытого урока по Кембриджским курсам в 10 классе по теме: Локальные сети. Топологии локальных сетей. Данный урок построен с минимальным использованием компьютерной техники, что очень инте...

«Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении физических задач»

Решение задач по физике – необходимый  элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретн...