Методические рекомендации по организации опытнической работы по выгонке (из опыта работы)
учебно-методический материал по теме
В данном методическом пособии даны рекомендации по проведению практических мероприятий по выгонке таких луковичных как гиппеаструм, пролеска, мускари, даурские лилии и нарциссы. Также приводится опыт выгонки клубне - корневищных растений – пиона уклоняющегося и медуницы.
Эти методические рекомендации призваны оказать помощь учителям биологии, классным руководителям и педагогам дополнительного образования в организации и постановке опытов по выгонке раннецветущих растений к ежегодно проводимой в районе выставке «Выгоночных растений».
Источником практического опыта по выгонке растений к определенной дате является анализ своей многолетней опытнической работы в объединении «Овощеводство и цветоводство крестьянского двора», в школьной теплице и в собственном мини - питомнике цветочно-декоративных растений. В работе обозначены этапы по выбору и подготовке растений к выгонке, сроки проводимых мероприятий и условия необходимые для выгонки того или иного растения. Уделено внимание обсуждению частых ошибок и промахов при выгонке растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_vygonke.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Корочанская Станция юных натуралистов» Корочанского района Белгородской области
Методические рекомендации
по организации опытнической работы по выгонке
(из опыта работы)
Автор: педагог дополнительного образования
Белокопытова Людмила Викторовна
Короча 2014 г.
Содержание
стр | |
Аннотация | 3 |
Пояснительная записка | 4 |
Основная часть | 5 |
1. Этапы выгонки | 5 |
2. Выбор культур и посадочного материала для выгонки | 5 |
3. Закладка опытов по выгонке | 6 |
4. Создание холодных условий | 7 |
5. Пристановка растений к цветению | 7 |
Заключение | 9 |
Библиографический список | 9 |
Приложения | 10 |
Аннотация
В данном методическом пособии даны рекомендации по проведению практических мероприятий по выгонке таких луковичных как гиппеаструм, пролеска, мускари, даурские лилии и нарциссы. Также приводится опыт выгонки клубне - корневищных растений – пиона уклоняющегося и медуницы.
Эти методические рекомендации призваны оказать помощь учителям биологии, классным руководителям и педагогам дополнительного образования в организации и постановке опытов по выгонке раннецветущих растений к ежегодно проводимой в районе выставке «Выгоночных растений».
Источником практического опыта по выгонке растений к определенной дате является анализ своей многолетней опытнической работы в объединении «Овощеводство и цветоводство крестьянского двора», в школьной теплице и в собственном мини - питомнике цветочно-декоративных растений. В работе обозначены этапы по выбору и подготовке растений к выгонке, сроки проводимых мероприятий и условия необходимые для выгонки того или иного растения. Уделено внимание обсуждению частых ошибок и промахов при выгонке растений.
Пояснительная записка
В настоящее время в педагогике большое внимание уделяется опытнической и исследовательской деятельности обучающихся. С этой целью в нашем регионе ежегодно проводятся различные конкурсы и выставки. Областная выставка выгоночных цветочно-декоративных растений «Приближая дыхание весны…» призвана стимулировать опытническую и учебно-исследовательскую работу в области цветоводства. Участвуя в этой выставке обучающиеся должны показать свои навыки по выгонке тюльпанов, нарциссов и других растений. Чаще подготовка к выставке ложится на плечи учителя биологии, но и учителя начальных классов пытаются проводить опыты по выгонке по программе окружающего мира. Многолетние наблюдения таких опытов привели к выводу, что при неверной организации, результаты очень плачевны: чаще цветения не наступает или оно настолько невзрачное. Также частенько цветение не совпадает по датам с проведением выставки или с праздниками, к которым выгонялись цветы. Это приводит к разочарованию обучающихся. Педагогу в такой ситуации вдвойне обидно, т.к. работа по выгонке очень трудоёмка, а в итоге отрицательный результат. Но если результат выгонки достигнут, и достигнут вовремя – радости воспитанников нет предела. Да и обучающие и воспитательные цели можно считать достигнутыми, т.к. яркое цветение опытных растений стимулирует познавательную активность обучающихся, способствует их эстетическому и нравственному воспитанию.
К сожалению, для многих классных руководителей и педагогов даже само слово «выгонка» мало о чём говорит, т.к. это сугубо специализированное понятие, применяемое в цветоводстве. Тем более, совсем немногие учителя могут привлечь своих воспитанников к опытнической работе в данном направлении из-за отсутствия необходимых элементарных знаний по данной теме.
Данные методические рекомендации призваны познакомить педагогов с основами правилами и сроками «выгонки» некоторых растений и облегчить организацию опытнической работы в этом направлении.
Основная часть
Этапы выгонки
Понятие «выгонка» означает процесс, когда стимулируют цветение растения во внеурочное для него время. Алгоритм выгонки цветов таков:
- выбор культуры для выгонки;
- выбор посадочного материала;
- закладка опытов по выгонке;
- создание холодных условий;
- «пристановка» к цветению;
- уход за выгоночными растениями.
Рассмотрим каждый этап процесса выгонки отдельно.
Выбор культур и посадочного материала для выгонки
На первом занятии по теме «Выгонка» необходимо познакомить обучающихся с самим понятием выгонки и с выгоночными культурами. Мне в этом помогает многолетнее сотрудничество с агрофирмами «ФЛОС», «Русский огород», «Садовый мир». Каталоги этих фирм очень красочны, получаем мы их по два раза в год и чтобы такой материал не пропадал зря, мы решили изготовить цветочные карты. Для ознакомления с выгоночными культурами проводится игра «Умник» с колодой карт, в которой яркие фото тюльпанов, лилий, пролесок, мускари и других луковичных растений. На обороте карт обязательно есть опорная схема свойственных этому растению признаков. Играя в игру, обучающиеся знакомятся с особенностями и сроками цветения растений. После игры мы совместно выбираем раннецветущие культуры.
Легче всего заставить цвести зимой растения с наименьшим периодом вегетации, т.е. зацветающие в природе раньше других. К таким растениям относятся все раннецветущие растения или первоцветы. Из диких растений Белгородской области к таким относятся пролеска сибирская, хохлатка, первоцвет весенний, медуница, гусиный лук. Из приусадебных луковичных растений хорошо поддаются выгонке гиацинты, крокусы, мускари, ранние сорта тюльпанов, нарциссов. Намного труднее поддаются выгонке корневищные и клубне – корневищные растения (ландыши, пион узколистный) и растения, у которых нет заложенных с осени цветоносов: аквилегия, ранние сорта ирисов, (у этих растений цветочная почка закладывается не осенью, а уже во время вегетации). В любом случае, для успешного завершения опыта лучше начинать с выгонки луковичных (, гиппеаструма, нарцисса, гиацинта, тюльпана). Чтобы к такому выводу пришли сами ребята, необходимо познакомить их со строением луковицы. На своих занятиях я провожу практическую работу по теме: «Изучение строения луковицы тюльпана». Работа проводится по вариантам. Для того чтобы наглядно показать разницу в строении луковиц разного размера, выдаю первому варианту крупные луковицы, второму - луковицы меньших размеров, третьему - больные луковицы. Ребята измеряют окружность луковицы, препарируют её, зарисовывают и подписывают её части, записывают результаты своего исследования в таблицу (Приложение 1). В конце практической работы прошу обсудить результаты своего исследования с соседом по парте и обменяться данными для заполнения таблицы. На доске заполняем таблицу по всем трём вариантам. Так обучающиеся приходят к выводу, что чем крупнее луковица, тем больше вероятность её цветения, т.к. только в крупных луковицах обнаруживаются цветочные почки, а мелкие и больные, мягкие луковицы вообще не годятся для выгонки. Обучающимся предлагается конкурс по составлению правил выгонки. Так мы обоснованно выдвигаем первые три правила выгонки:
1) чем меньше период вегетации растения, тем легче получить хорошую выгонку;
2) луковицы должны быть крупными, плотными
3) посадочный материал должен быть свежим и здоровым.
Закладка опытов по выгонке
Закладка луковичных растений на выгонку чаще производится в августе месяце. В это время высаживаются в грунт луковицы тюльпанов, гиацинтов и других луковичных. Луковицы перед посадкой желательно обработать препаратом «Максим» или темно-розовым раствором марганцовки. Такая обработка предотвратит развитие грибковых заболеваний и гниение луковиц.
Для выгонки мы высаживаем луковицы в приготовленные емкости. Желательно, чтобы почва в них была из смеси покупного грунта и обычной огородной земли 1:1.
Для организации опытнической работы по выгонке необходимо заранее продумать темы опытов и в зависимости от этого уже высаживать или ухаживать за культурами. Любой вегетационный опыт предполагает посадку не менее двух-трёх луковиц или растений, т.к. только в сравнении и при наличии нескольких повторностей опыт может считаться достоверным. Из-за дороговизны посадочного материала именно это требование часто является точкой преткновения для многих взявшихся за такие опыты. При наличии единственного растения выход видится в проведении простейшего опыта по наблюдению за ростом и развитием растения. Такой опыт подходит для обучающихся младших возрастов и будет иметь, какую либо ценность, если изучается редкое растение, ранее не применяемое для выгонки. Для нарциссов, тюльпанов и гиацинтов чаще опыты проводятся по сравнению влияния на растения каких – либо факторов (глубины посадки, минеральных удобрений, тепловой обработки луковиц и т.п.).
Создание холодных условий
Большинство луковичных перед цветением обязательно должны пройти период охлаждения. Создать такие условия можно двумя способами: в холодильнике и оставив посадки на улице. На практике при содержании емкостей с луковицами в нижнем отделе холодильника результаты выгонки немного хуже: начало цветения отодвигается на поздние сроки или может вообще не наступить. Стабильные результаты выгонки получаются при создании во время холодного периода условий более близких к природным.
Желательно прикопать емкости с луковицами в почву и оставить вплоть до самого момента «пристановки». Практически все горшочки с посаженными луковицами мы устанавливаем в канаву на грядке, простеленную полимерной плёнкой. При наступлении заморозков укрываем место прикопки металлической сеткой, чтобы влага проникала к растениям в осенний и зимний период и, чтобы легче было доставать горшочки из под снега. Если не возможно прикопать ёмкости на улице, выгонка ставится в нижний отдел холодильника.
Пристановка растений к цветению
Для обсуждения вопросов выгонки необходимо ознакомиться с понятием «пристановка». Пристановка к цветению – это перенос приготовленных к выгонке растений с холода в тепло. Для каждого растения даты пристановки определяются планируемой датой цветения. В таблице приводятся примерные сроки холодного периода и даты пристановки, изученных в нашей теплице культур.
№ п\п | Культура, сорт | Дата посадки | Дата пристановки | Начало цветения | Тема опыта | Примечания |
1 | Тюльпаны Грейга | 5.08. | 12.12. | 1.02 | Влияние притенения всходов на высоту цветоносов | Притенение всходов сразу после пристановки удлиняет цветоносы |
2 | Нарциссы трубчатый, сорт Карлтон | 5.08. | 18.01. | 13.02. | Влияние корневых подкормок на сроки цветения | Подкормки сокращают период вегетации до цветения |
3 | Пион узколистный | 9.09. | 14.11. | 14.02 | Влияние формы корневищных почек на цветение | Для выгонки необходимо садить корневища с округлыми, крупными почками |
4 | Ландыш майский | 16.09. | 20.01. | 23.02. | Влияние глубины посадочной ёмкости на качество выгонки ландыша | Плохо развивается в низкой ёмкости |
5 | Традесканция | 5.10. | - | - | Влияние объёма посадочной ёмкости на сроки цветения традесканции | Без холодного периода |
6 | Гиппеаструм Сорт «Пылающая звезда» | Период покоя в подвале с августа | 26.12. | 15.02. | Влияние условий хранения луковиц на качество выгонки | Нельзя допускать пересыхания корней луковиц в период покоя |
7 | Гиацинт | 5.08. | 22.01. | 10.02 | Влияние размера луковиц на качество выгонки | Выбирать самые крупные луковицы, не допускать пересыхания земляного кома |
8 | Медуница | 10.09. | Сразу в помещение | 18.02. | Влияние холодного периода на качество выгонки. | Холодный период ухудшает качество выгонки, растения не зацвели. Необходим обильный полив |
9 | Лилии даурские | 10.09. | 14.11. | 18.02. | Влияние досвечивания на качество выгонки | Без досвечивания цветоносы короткие |
10 | Пролеска сибирская | 28.08. | 5.02. | 14.02. |
| Очень быстро отцветают |
Данная таблица составлена по результатам опытов, проводимых обучающимися объединения «Овощеводство и цветоводство крестьянского двора» с 2007 по 2014 год. Результаты этих опытов частично представлены в приложении 2. В примечаниях указаны наши замечания и выводы по опыту.
Заключение
Опытническую работу по выгонке мы продолжаем. В настоящее время изучаются особенности выгонки гравилата чилийского и флокса шиловидного. Эти исследования проводят обучающиеся по индивидуальному маршруту. Оказалось, что такая форма организации опытнической и исследовательской работы наиболее продуктивна.
Условия необходимые каждой культуре при выгонке можно узнать из специальной литературы, поэтому в этих рекомендациях о них не говорится. Особое внимание хотелось бы уделить ошибкам по уходу уже после пристановки. Чаще всего выгонка не удаётся при плохом поливе, т.к. даже разовое пересыхание земляного кома приводит к ухудшению качества выгонки независимо от культуры.
В заключении хочется пожелать педагогам любознательных обучающихся и удачных опытов.
Библиографический список
1. Завадская ,Л.В. Выгонка растений.- М.: Изд.Дом МСП, 2006.-160 с.
2. Жулёва В.М, Черенок Л.Г.Цветы луковичные и клубнелуковичные.- М.: Издательский Дом МПС, 2006.- 320с.
Приложение 1
К практической работе
Таблица 1. Сравнение луковиц тюльпана разного размера
Вариант | Рисунок Внешний вид, в разрезе | Окружность,см | Количество чешуй, шт | Наличие цветочной почки, да, нет |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
1 вариант - крупная луковица (больше 3,5 см. в диаметре);
2 вариант - мелкая луковица;
3 вариант – больная луковица.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
организация работы постшкольного отделения. Из опыта работы.
Наша школа почти 10 лет работала по программе постшкольного сопровождения молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Отделение посещали выпускники коррекционных школ, надомного обучени...
Организация внеклассной работы по предмету. (Из опыта работы учителей МО гуманитарных наук)
В статье представлено обобщение опыта работы методического объединения учителей гуманитарных наук МОУ "Седановская СОШ" (п. Седаново Усть-Илимский район Иркутская область). Внеклассная работа позволяе...
Проектная технологиия как одна из форм организации исследовательской деятельности учителя математики ( из опыта работы)
Данный материал обобщает опыт организации исследовательской деятельности с использованием различных педагогических технологий. Особый акцент- проектная деятельность , в условиях работы в сельско...
Современные подходы к организации праздничных форм досуговой деятельности (из опыта работы творческого объединения «Праздничное агентство»)
Организация и проведение массовых праздников, представлений и игровых программ – является одним из аспектов в деятельности учреждений дополнительного образования детей. Потому что праздник – это особо...
ТЕМА: «Роль воспитательной системы в организации жизнедеятельности детского объединения» - доклад из опыта работы педагога дополнительного образования.
Процесс воспитания – это устойчивый, обладающий свойствами целостности педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующийся в опыте, в практике. Концепция воспитательной системы о...
Организация опытнической работы как формы сельскохозяйственной профилизации в школе сельского типа
В статье описывается организация опытнической работы на трех ступенях общеобразовательной школы.1 ступень: предлагается тематика наблюдений в 1, 2, 3 классах и тема первой опытнической работы в ...
Организация работы школьного телевидения. (Из опыта работы)
Статья "Организация работы школьного телевидения. (Из опыта работы)" опубликована в сборнике материалов XV Международной научно-практической конференции «Информатизация учебного процесса и управл...