Живой комочек
статья на тему
Статья о влиянии глины на состояние детей, на развитие моторики и творчество
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temazhivoy_komochek.docx | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Живой комочек»
Мариловцева Т. А. – педагог дополнительного образования
ГБДОУ детский сад №61 комбинированного вида
Колпинского района Санкт-Петербурга
Статья. О влиянии глины на состояние детей, на развитие моторики и творчество.
На протяжении 20 с лишним лет я работаю в детском саду с малышами и благодатным материалом - глиной. Веду изостудию. Учу детей лепить игрушки. Как когда – то, сама в таком же возрасте, мяла кусочки глины, доставая ее из канав. Что же это за материал, который притягивает к себе и взрослых, и детей? Глина - это продукт выветривания горных пород, в основном - полевого шпата и слюды. Землетрясения, бурные ветры, потопы разной силы - все это сдвигает с места пласты пород и вот измельченные до пудры, уложенные в каких – то трещинах земной коры, пролежали эти остатки катастроф (происходящие на планете, меняющие ее облик) и затвердели за за миллионы лет. Голубую глину, которую достают из глубины при строительстве метро, называют кембрийской, так как она появилась в кембрийский период, 510 миллионов лет назад (доказано учеными). Длился период 80 миллионов лет. Глина - вот она какая древняя! Разновидностей глины много и любая глина полезная, преполезная. В Питере самое мощное в мире залегание пластов кембрийской глины. «… При царе еще ее покупали на золото и вывозили в другие страны. Да и сейчас баржами отправляют в Чехословакию. Вся их майолика из наших глин. Они очень чистые и для лепки просто идеальные.
Глина абсорбирует всякие вредные вещества». Голубая глина обладает энергетикой и дети это очень тонко чувствуют. Через соприкосновение с ней, через вылепливание форм, раскрашивание игрушки идет улучшение здоровья, очищение организма, восстановление ослабленного биополя. Лепили мы с малышами каждую неделю и приход в стены изостудии был для них праздником. Особенно не забываемы самые первые дни знакомства с этим материалом. Некоторые ребята с недоверием смотрели на глину и говорили «…эта грязь! Я не буду пачкать руки». Но проходило какое – то время, они самые первые тянулись к ней. Получив «живой» комочек глины, они начинали его обследовать: мяли сначала пальчиком, засовывая его в глубь массы - получилась глубокая ямка, затем зажимали ладошками - образовалась лепешка, прокрутили в ладошках - колбаска… И так, каждый раз, получалась все новая форма - комочек оживал в руках ребенка. Ему хотелось просто помять его, а ладошки в это время разогревались от соприкосновения с этим природным материалом. Если в руках скатывался шар, то ручки получали хороший оздоровительный массаж, на лице светилась довольная улыбка, и глазки горели от радости. Каждый возраст лепил глиной по своей программе (согласно возраста) в порядке усложнения и всякий раз убеждалась в силе и действии глины: дети становились спокойнее, погружались в свою работу и с большим желанием творили чудеса. «Шалунишки и болтунишки» старались слепить игрушку подобию своего образа, а ребята «молчуны» пытались выйти на контакт во время работы, не удержав свои эмоции, с желанием поделиться. Так, из занятия в занятие, дети были в контакте с материалом из недров нашей Земли. Глина приносила малышам положительный заряд бодрости, внутреннего успокоения, а их комочки в виде игрушек стояли на полочках и радовали глаз. Может где - то еще не совершенны, с вмятинами, оставленными маленькими пальчиками на боках, но гордые, что сделаны детским руками - будущим поколением.
Далее предстояла работа покраски игрушек. В изостудию приходили небольшими группами, рассаживались за столы и как настоящие художники, творили чудеса. Но тут уж краски держитесь! Эмоции переполняли детей и кисточка в их руках виртуозно красила все. И так ожили комочки глины. На ребят смотрели разные образы. Они были олицетворением наших детей нашего времени, но в «душе» (внутри) – материалом из древности. Но на этом исследования глины не заканчивались. Впереди прогулка ребят на площадку. Игра продолжается и вдруг крик вихрастого мальчугана: «…Нашел, нашел, глину нашел! Она здесь, в канавке». Собралась толпа малышей и все дружно стали копать, выкапывать глину, делать подкоп под беседку, а потом, с чувством достоинства, что нашли знакомый материал принесли его в изостудию. А кто - то из ребят сказал: «А я на даче тоже глину нашел и копал её». Обрадовавшись этой информации, ребята сказали, что теперь и на улице можно будет лепить… Вот так «живой» комочек из недр Земли оживил моих малышей. Они стали относиться к этому «мудрому» древнему материалу с уважением.
Уникальная лепка из глины проста в усвоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие человека любого возраста. С помощью лепки начинают восстанавливаться чувства и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, то есть оказывают на человека определенное психотерапевтическое воздействие. Пальцы рук с их тонкой моторикой (от которых, кстати, зависит развитее речи) учатся заново с помощью тактильных ощущений, координации глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого - рационального, анализирующего и правого - интуитивного, эмоционального) воссоздавать мир из целого. Помните, в Библии… и взял Бог кусочек и сотворил первого человека… Воссоздание мира - вот ключевое слово, которое хотелось бы выделить и подчеркнуть для тех, кто хочет присоединиться к процессу возрождения древних народных промыслов в России.
Воссоздание Человека - маленького творца, который с помощью рук из маленького «живого» комочка может воссоздать всю Землю, вот наша задача, задача педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа проекта "Живи, земля, живи"
Программа проекта «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей» предназначена для учащихся 6 - 9 классов общеобразовательных школ. Она включает материал по экологическ...
Мастер-класс «Мозайка из бумажных комочков»
Интересные, оригинальные и совсем не сложные игрушки, сувениры, открытки и даже целые панно можно сделать из простых бумажных комочков.Для работы можно использовать любую бумагу: простую цветну...
Конспект занятия "Эти забавные комочки"
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о происхождении кролика, разнообразии пород и их содержании, полученные навыки и умения применить на практике....
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого. (5 класс)
Тема урока:«Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.Цель урока: изучить общие признаки живых организмов, отличительные особенности представителей разн...
Презентация на тему: "Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого."
Разнообразие живой природы.Царства живых организмов. Отличительные признаки живого...
Конспект урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого». 5 класс
Данный конспект может быть использован для подготовки и проведения урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого» в 5 классах. Ко...
Биология 5 класс Урок №3 Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого
Живоя природа разнообразна, насчитывает более 3,5 мил.видов. Можно выделить четыре царства живой природы. Живые организмы имеют отличительные признаки от неживой природы....