педкласс
рабочая программа по теме
Программа детского объединения «Педагогический класс»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа детского объединения «Педагогический класс» | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа детского объединения «Педагогический класс»
Пояснительная записка.
Программа «Путь к успеху» вариативна, может быть изменена, дополнена, скорректирована в зависимости от условий, имеющихся в образовательном учреждении, контингента учащихся, их понимания проблемы профессионального самоопределения и отношения к ней.
Актуальность данной программы связана с запросами современного общества по повышению профильного обучения среди учащихся старших классов и отсутствием в современной школе предмета, на котором учащийся мог бы получить знания о самом себе: о том, какой он, каким его видят окружающие, как он развивается, каков его творческий потенциал и расширить свои представления о педагогическом труде.
Данный курс дает старшеклассникам базовую психолого-педагогическую подготовку, формирует основу для сознательного управления своим развитием, помогает усвоить практические приемы и способы самокоррекции и самосовершенствования. В отличие от традиционных методов обучения занятия в педклассе направлены, прежде всего, на развитие личности, коммуникативных умений, освоение навыков межличностного взаимодействия.
Авторская программа проявляется в качественно ином предмете изучения и создании новых условий общения. Материал необязательно заучивать, так как в процессе занятия происходит непроизвольное запоминание. Этому способствует коллективное взаимодействие (такой способ организации процесса, при котором ученики активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных).
Цель программы помочь школьникам увидеть перспективы и средства развития своих возможностей для использования новых знаний о себе в реальной жизни, учебе и профессиональном самоопределении.
Задачи курса:
1. Дидактические – расширение кругозора, развитие познавательной активности (деятельности), определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, формирование основ психологических знаний.
2.Воспитывающие – создание основы для всестороннего гармоничного развития личности, воспитание самостоятельности, воли, культуры сотрудничества, общительности, коммуникативности, толерантности.
3.Развивающие – развитие внимания, памяти, речи, мышления, творческих способностей, эмпатии.
4.Социализирующие – сознательное самоопределение, обучение общению, саморегуляции, стрессовому контролю, приобщение к нормам и ценностям общества, своевременное формирование положительной мотивации к выбору будущей педагогической профессии.
Отличительная особенность данной Программы - она не включена в учебный компонент школы, как другие программы и не действует как подготовительный класс педагогических ВУЗов в период профильной подготовки старшеклассников. Объединение Педагогический класс действует на базе Центра детского творчества 17 лет. Объединяет учащихся всех школ города и района, интересующихся психологией и педагогикой.
Программа педкласса рассчитана на занятия с учащимися старших (9-11) классов, желающих поступать в педагогические училища и ВУЗы.
В программе содержательно раскрываются следующие блоки: вопросы общей психологии, возрастной психологии, психологии общения, психологии межличностных отношений, блок по самопознанию учащихся, блок творческих и коррекционных занятий, педагогика, творческая мастерская.
Каждый из блоков имеет определенную цель и организационную форму, что позволяет включать элемент новизны на каждом занятии, поддерживать интерес у старшеклассников и снимать эффект эмоционального пресыщения от использования только одной организационной формы в процессе обучения.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
- Разминка
- Основное содержание занятия
- Ответы на вопросы или совместное обсуждение возникающих проблем
- Рефлексия
Занятия целесообразно организовывать в группах по 8-15 человек.
Программа рассчитана на 2 года обучения (216 часов).
Основные методы и подходы, используемые на занятиях: лекционно-практический метод передачи знаний, метод творческого самовыражения (в рисунках, в письменных работах, в движении),
коммуникативный, объяснительно - иллюстративный, игровой, развивающий, метод исследования личности (психодиагностические процедуры), метод социально-психологического тренинга, проективного рисования. Разнообразие методов позволяет прочно усваивать излагаемый материал, развивает творческие особенности и способности учащихся педкласса.
Организационные формы работы тоже разнообразны: это групповые занятия социально-психологического тренинга, уроки-практикумы, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, психолого-педагогическая диагностика, участие в массовых мероприятиях (общешкольных, городских, районных).
Результат освоения программы
По окончании курса учащиеся должны достичь уровня готовности к осознанному выбору профессии, получению соответствующего профессионального образования, овладеть знаниями, умениями и навыками:
- ориентироваться в выбранной профессиональной области;
-соотносить профессиональные намерения и собственные возможности;
- знать основы психолого-педагогических знаний о воспитании и развитии человека, достаточные для профессиональной деятельности в социально-гуманитарной сфере, анализировать психолого-педагогические ситуации, выделять проблему и находить стратегии ее решения;
- владеть техниками продуктивного общения, высказывать и аргументировать свою точку зрения, выступать перед группой, строить взаимодействие с людьми разного возраста;
- обладать практическими умениями и навыками организации жизнедеятельности учащихся в стенах школы и вне ее (уметь организовывать игровой досуг младших школьников и сверстников, планировать свою деятельность).
Наиболее существенным результатом работы педкласса является понимание учащимися собственных психологических особенностей и возникновение устойчивой мотивации к саморазвитию, формирование положительной Я-концепции старшеклассников.
Формы подведения итогов реализации Программы
1.Учебно-исследовательские конференции.
2. Участие в областных и районных тематических конкурсах.
3. Внеклассные мероприятия и открытые занятия
4. Статистика поступивших в СУЗы и ВУЗы по заявленному профилю.