педкласс
рабочая программа по теме

Новичкова Наталья Николаевна

Программа  детского объединения «Педагогический класс»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа  детского объединения «Педагогический класс»

Пояснительная  записка.

             Программа  «Путь к успеху» вариативна, может быть изменена, дополнена, скорректирована в зависимости от условий, имеющихся в образовательном учреждении, контингента учащихся, их понимания проблемы профессионального самоопределения и отношения к ней.

           Актуальность данной программы связана с запросами современного общества по повышению профильного  обучения среди учащихся старших классов и отсутствием   в современной школе предмета, на котором учащийся мог бы  получить знания о самом себе: о том, какой он, каким его видят окружающие, как он развивается, каков его творческий потенциал и расширить свои представления  о педагогическом труде.

           Данный курс дает старшеклассникам базовую  психолого-педагогическую подготовку, формирует основу для сознательного управления своим развитием, помогает усвоить практические приемы и способы самокоррекции и самосовершенствования. В отличие от традиционных методов обучения занятия в педклассе направлены, прежде всего, на развитие личности, коммуникативных умений, освоение навыков межличностного взаимодействия.

          Авторская программа проявляется в качественно ином  предмете изучения и создании новых  условий общения. Материал необязательно заучивать, так как в процессе занятия происходит непроизвольное запоминание. Этому способствует коллективное взаимодействие (такой способ организации процесса, при котором ученики активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных).

         Цель программы помочь школьникам увидеть перспективы и средства развития своих возможностей для  использования новых знаний о себе в реальной жизни,  учебе и профессиональном самоопределении.

Задачи курса:

1. Дидактические – расширение кругозора, развитие познавательной активности (деятельности), определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, формирование основ психологических знаний.

2.Воспитывающие – создание основы для всестороннего гармоничного развития личности, воспитание самостоятельности, воли, культуры сотрудничества, общительности, коммуникативности, толерантности.

3.Развивающие – развитие внимания, памяти, речи, мышления, творческих способностей, эмпатии.

4.Социализирующие – сознательное самоопределение,  обучение общению, саморегуляции, стрессовому контролю, приобщение к нормам и ценностям общества, своевременное формирование положительной мотивации к выбору будущей  педагогической профессии.

         Отличительная особенность данной Программы - она не включена в учебный компонент школы, как другие программы и не действует как  подготовительный класс педагогических  ВУЗов в период профильной подготовки старшеклассников. Объединение Педагогический класс действует на базе Центра детского творчества 17 лет. Объединяет учащихся всех школ города и района, интересующихся психологией и педагогикой.

       Программа педкласса рассчитана на занятия с учащимися старших (9-11) классов, желающих поступать в педагогические училища и  ВУЗы.

В программе содержательно раскрываются следующие блоки: вопросы общей психологии, возрастной психологии, психологии общения, психологии межличностных отношений, блок по самопознанию учащихся, блок творческих и коррекционных занятий, педагогика, творческая мастерская.

Каждый из блоков имеет определенную цель и организационную форму, что позволяет включать элемент новизны  на каждом занятии, поддерживать интерес у старшеклассников и снимать эффект эмоционального пресыщения от использования только одной организационной формы в процессе обучения.

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

- Разминка

- Основное содержание занятия

- Ответы на вопросы или совместное обсуждение возникающих проблем

- Рефлексия

Занятия целесообразно организовывать в группах по 8-15 человек.

Программа рассчитана на 2 года обучения (216 часов).

 

        Основные методы и подходы, используемые на занятиях: лекционно-практический метод передачи знаний, метод творческого самовыражения (в рисунках, в письменных работах, в движении),

 коммуникативный, объяснительно - иллюстративный, игровой, развивающий, метод исследования личности (психодиагностические процедуры), метод социально-психологического тренинга, проективного рисования. Разнообразие  методов позволяет прочно усваивать излагаемый материал, развивает творческие особенности и способности учащихся педкласса.

       Организационные формы работы тоже разнообразны: это групповые занятия социально-психологического тренинга, уроки-практикумы, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, психолого-педагогическая диагностика,  участие в массовых мероприятиях (общешкольных, городских, районных).

Результат освоения программы

По окончании курса  учащиеся должны достичь уровня готовности к осознанному выбору профессии, получению соответствующего профессионального образования, овладеть знаниями, умениями и навыками:

- ориентироваться в выбранной профессиональной области;

-соотносить профессиональные намерения и собственные возможности;

- знать основы психолого-педагогических знаний о воспитании и развитии человека, достаточные для  профессиональной  деятельности в социально-гуманитарной сфере, анализировать психолого-педагогические ситуации, выделять проблему и находить стратегии ее решения;

- владеть техниками продуктивного общения, высказывать и аргументировать свою точку зрения, выступать перед группой, строить взаимодействие с людьми разного возраста;

- обладать практическими умениями и навыками организации жизнедеятельности учащихся в стенах школы и вне ее (уметь организовывать игровой досуг младших школьников и сверстников, планировать свою деятельность).

       Наиболее существенным результатом работы педкласса является понимание учащимися собственных психологических особенностей и возникновение устойчивой мотивации к саморазвитию, формирование положительной Я-концепции старшеклассников.

      Формы подведения итогов реализации Программы

1.Учебно-исследовательские конференции.

2. Участие в областных и районных  тематических  конкурсах.

3. Внеклассные  мероприятия  и открытые занятия

4. Статистика поступивших в СУЗы и ВУЗы по заявленному профилю.