Дополнительное образование
план-конспект занятия по теме
Конспект открытого занятия в первом классе по образовательной программе «Растительный мир Приамурья»
тема: Зимние ветки
(внеурочная деятельность по новым федеральным государственным образовательным стандартам)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimnie_vetki.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования детей эколого-биологический центр
г. Николаевск-на-Амуре Хабаровского края
Конспект открытого занятия в первом классе по образовательной программе «Растительный мир Приамурья»
тема: Зимние ветки
(внеурочная деятельность по новым федеральным государственным образовательным стандартам)
Разработала: педагог дополнительного образования
I квалификационной категории
эколого-биологического центра
Ромашова Светлана Михайловна
Оглавление
- Введение………………………………………………………………….3
- Конспект занятия ………………………………………………………5
- Выводы…………………………………………………………………...8
- Приложение 1…………………………………………………………….9
- Приложение 2……………………………………………………………12
1.Введение
Программа «Растительный мир Приамурья» составлена Тихоновой А.Е и др. ХК ИППК ПК 2002 г. (Приложение 1)
Цели данного эколого-краеведческого курса логически включены в общую структуру образования и обеспечивают:
- формирование знаний об окружающей природе родного края;
- развитие ценностных ориентаций экологического характера;
- ознакомление нормами и правилами поведения в природном окружении;
- формирование практических умений по распознаванию растительных объектов края и охране их природной среды.
Структура программы состоит из нескольких блоков краеведческого материала, объединенных между собой единой целью. Каждый блок – самостоятельная тема, в которой раскрывается ее основное содержание.
Программа содержит принципы, как общедидактические так и специфические. Кроме таких принципов как научность и доступность, систематичность и последовательность, программа опирается так же на принцип краеведения, который лег в основу отбора материала. Большую роль в ходе реализации программы приобретает принцип межпредметности, который позволяет осуществлять постоянную взаимосвязь с различными предметами гуманитарного цикла.
Содержание курса имеет широкие возможности для экологического воспитания школьников:
- показаны взаимосвязи организма со средой обитания;
- многообразие видов дальневосточных растений и их значение в природе и жизни человека;
- меры, направленные на охрану редких видов, оздоровление окружающей среды, ее рациональное бережное использование.
Таким образом, при изучении дальневосточных растений на общем фоне ценности всего растительного мира вводятся конкретные ценностные подходы отношения к миру в целом.
Конспект занятия
Тема: Зимние ветки. (Приложение 2)
Цель: Выяснить вместе с детьми как приспособились деревья к зимним холодам;
учить воспитанников простейшим элементам исследовательской деятельности;
воспитывать экологическую культуру, потребность общаться с природой.
Оборудование: ветки деревьев,, картинки с изображением деревьев и кустарников, ножницы, лупа, цветные карандаши, бумага для рисования, вазы, бутылки с водой.
Ход занятия:
- Орг. момент – 3 мин.
Все ребята встают в круг и берутся за руки, педагог здоровается со всеми ребятами и предлагает каждому произнести пожелание на предстоящее занятие.
- Повторение пройденного материала – 10 мин.
– Ребята, вспомните и скажите о каком «Царстве» мы с вами говорим на наших занятиях? (Растений).
- А на какие государства делится царство растений? (деревья, кустарники, травы)
- Отгадайте загадку: « Нога одна, а рук много» (Дерево)
- А какие деревья вы знаете? (Ответы детей)
- Ребята, у меня на столе лежит много картинок, выберите из них только деревья и принесите на свой стол.
- Как вы догадались, что это деревья? (высокие, один ствол, много веток, ствол и ветки покрыты корой )
- Скажите, а как сейчас выглядят растения ? (опали листочки)
- Найдите схему «Дерево зимой», положите её рядом со своим деревом.
- Они погибли? ( Деревья зимой спят, но не отмирают)
- Как приспособились деревья к зимним холодам? Что им помогает пережить морозы?
3. Новый материал- 20 мин.
- Как вы думаете, а о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем занятии?
- Я для вас приготовила ветки разных деревьев?
- Пожалуйста, возьмите себе каждый по веточке?
- Рассмотрите ветки.
- Сравните их между собой. Найдите различия.
- Попробуйте определить с какого дерева эти ветки.
- Что вы видите на веточках? (почки)
- Подумайте, и скажите, какое значение имеют почки в жизни деревьев?
- Ребята, перед вами лежит прибор,(лупа) кто помнит как он называется?
- А для чего нам сегодня будет нужна лупа?
- Давайте внимательно рассмотрим почки на веточках. Как они выглядят? (покрыты чешуйками)
- А как вы думаете, для чего нужны эти чешуйки почкам? (они защищают почку от морозов)
- А сейчас, я предлагаю вам аккуратненько отделить почку от веточки и разрезать её. Но прежде давайте вспомним правила пользования ножницами ( т/б при работе с ножницами). Что вы видите внутри? (там спит маленький листочек). А как вы думаете, на какое животное похож этот листочек? Кто также проводит зиму, а когда становится тепло просыпается, и выходит наружу? (медведь)
- Давайте сейчас рассмотрим нашу почку под лупой. Что вы видите?
А сейчас давайте нарисуем портрет нашей почки. (Самостоятельная работа ребят)
Покажите портреты ваших почек.
- Теперь вы знаете, какое значение имеют почки в жизни растений?
Я предлагаю вам поставить ваши веточки в вазы с водой, и мы пронаблюдаем, какие изменения будут происходить с почками.
4. Итог -7 мин.
Что нового сегодня узнали на занятии?
Зимой деревья находятся в состоянии глубокого покоя. Пробковый слой коры и почечные чешуйки защищает дерево от морозов.
И в завершении занятия предлагаю каждому ребёнку выбрать смайлик, который соответствует их настроению.
- Выводы
В результате данного занятия воспитанники:
- закрепили знания о жизненных формах растений и видовом разнообразии растительного мира Края;
- выяснили вместе с детьми как приспособились деревья к зимним холодам;
- учились простейшим элементам исследовательской деятельности.
Список литературы
1.Дубровская С.В. Календарь народной мудрости. – М.: РИПОЛ классик, 2009.
2.Жданова А.С., Островская М.Д. Календарь народных примет, обычаев и обрядов. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.
3.Нечаев А.П. Зелёные стрелы: Рассказы амурского ботаника. – Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2009.
4.От осени до лета / сост. Л.А. Владимирская. – Волгоград: Учитель, 2006.
5. Шлотгауэр С.Д. Времена года: Хрестоматия дальневосточной природы. – Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2002.
«Растительный мир Приамурья»
Источник: Программа Тихонова А.Е и др. ХК ИППК ПК 2002 г.
Пояснительная записка:
Цели данного эколого – краеведческого курса логически включены в общую структуру образования и обеспечивают:
- формирование знаний об окружающей природе родного края;
- развитие ценностных ориентаций экологического характера;
- ознакомление нормами и правилами поведения в природном окружении;
- формирование практических умений по распознаванию растительных объектов края и охране их природной среды.
Структура программы состоит из нескольких блоков краеведческого материала, объединенных между собой единой целью. Каждый блок – самостоятельная тема, в которой раскрывается ее основное содержание.
Программа содержит принципы, как общедидактические так и специфические. Кроме таких принципов как научность и доступность, систематичность и последовательность, программа опирается так же на принцип краеведения, который лег в основу отбора материала. Большую роль в ходе реализации программы приобретает принцип межпредметности, который позволяет осуществлять постоянную взаимосвязь с различными предметами гуманитарного цикла.
Содержание курса имеет широкие возможности для экологического воспитания школьников:
- показаны взаимосвязи организма со средой обитания;
- многообразие видов дальневосточных растений и их значение в природе и жизни человека;
- меры, направленные на охрану редких видов, оздоровление окружающей среды, ее рациональное бережное использование.
Таким образом, при изучении дальневосточных растений на общем фоне ценности всего растительного мира вводятся конкретные ценностные подходы отношения к миру в целом.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Содержание | Дата проведения |
1. – 2. | Многообразие растительного мира Приамурья. | Растительный мир Хабаровского края, его контрасты. Типы лесов, характерных для края. | |
3. – 5. | Тайга дальневосточная | Особый тип леса, ее отличительные черты. Общая характеристика. Основные жизненные формы растений, их отличительные особенности. | |
6. – 14. | Травянистые растения Приамурья | Основные виды. Сезонные изменения в жизни трав. Лекарственные травы. Растения, употребляемые человеком в пищу, их выращивание, сбор. Декоративные растения. Редкие и исчезающие травянистые растения, «краснокнижные виды», виды, способы охраны. | |
15. – 22. | Кустарники Приамурья | Многообразие видов. Сезонные изменения в жизни кустарников. Лекарственное применение. Декоративные кустарники. Ценные. Редкие виды, охрана. | |
23. – 28. | Деревья Хабаровского края. | Многообразие видов. Сезонные изменения в жизни деревьев. Хозяйственное использование. Редкие и другие виды, нуждающиеся в рациональном использовании. Проблема сохранения. | |
29. – 33. | Резерв | Экскурсии, изготовления гербариев, проектная деятельность. |
В результате изучения тем учащиеся должны
ЗНАТЬ:
- видовое многообразие растений, произрастающих в Крае;
- типы лесов, их особенности;
- ценностные свойства растений;
- некоторые лекарственные и декоративные растения;
- редкие и исчезающие виды растений, условия их охраны;
- изменения в жизни растении по сезонам года;
- виды деятельности, направленные на сохранность растений.
УМЕТЬ:
- проводить наблюдение за жизнью растений;
- различать жизненные формы растений, правильно их называть;
- видеть взаимосвязи между растениями и средой жизни;
- узнавать в природе некоторые виды растений;
- правильно вести себя в лесу, поле, на лугу, в парке и т.п.
- выполнять доступные виды труда / посадка растений, сбор лекарственного сырья, сбор даров природы, охрана растений и др./.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ЮНОСТЬ» - Открытая социально-педагогическая система с развитой инфраструктурой подростковых клубов по месту жительства
Презентация к областному семинару для директоров дополнительного образования....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.
В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...