Дополнительное образование
план-конспект занятия по теме

Ромашова Светлана Михайловна

Конспект открытого занятия в первом классе по образовательной программе «Растительный мир Приамурья»

тема: Зимние ветки

 

(внеурочная деятельность по новым федеральным государственным образовательным стандартам)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimnie_vetki.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования детей эколого-биологический центр

г. Николаевск-на-Амуре Хабаровского края

Конспект открытого занятия в первом классе по образовательной программе «Растительный мир Приамурья»

тема: Зимние ветки

(внеурочная деятельность по новым федеральным государственным образовательным стандартам)

Разработала: педагог дополнительного образования

                                                       I квалификационной категории

                                                        эколого-биологического центра

                                                         Ромашова Светлана Михайловна

Оглавление

  1. Введение………………………………………………………………….3
  2. Конспект  занятия ………………………………………………………5
  3. Выводы…………………………………………………………………...8
  4. Приложение 1…………………………………………………………….9
  5. Приложение 2……………………………………………………………12

1.Введение

Программа «Растительный мир Приамурья» составлена Тихоновой А.Е и др. ХК ИППК ПК 2002 г. (Приложение 1)

Цели данного эколого-краеведческого курса логически включены в общую структуру  образования и обеспечивают:

- формирование знаний об окружающей природе родного края;

- развитие ценностных ориентаций экологического характера;

- ознакомление нормами и правилами поведения в природном окружении;

- формирование практических умений по распознаванию растительных объектов края и охране их природной среды.

        Структура программы состоит из нескольких  блоков краеведческого материала, объединенных между собой единой целью. Каждый блок – самостоятельная тема, в которой раскрывается ее основное содержание.

        Программа содержит принципы, как общедидактические так и специфические. Кроме таких принципов как научность и доступность, систематичность и последовательность, программа опирается так же на принцип краеведения, который лег в основу отбора материала. Большую роль в ходе реализации программы приобретает принцип межпредметности, который позволяет осуществлять постоянную взаимосвязь с различными предметами гуманитарного цикла.

        Содержание курса имеет широкие возможности для экологического воспитания школьников:

- показаны взаимосвязи организма со средой обитания;

- многообразие видов дальневосточных растений и их значение в природе и жизни человека;

- меры, направленные на охрану редких видов, оздоровление окружающей среды, ее рациональное бережное использование.

        Таким образом, при изучении дальневосточных растений на общем фоне ценности всего растительного мира вводятся конкретные ценностные подходы отношения к миру в целом.

Конспект  занятия

Тема: Зимние ветки.  (Приложение 2)

Цель: Выяснить вместе с детьми как приспособились деревья к зимним холодам;

учить воспитанников простейшим элементам исследовательской деятельности;

воспитывать экологическую культуру, потребность общаться с природой.

Оборудование: ветки деревьев,, картинки с изображением деревьев и кустарников, ножницы, лупа, цветные карандаши, бумага для рисования, вазы, бутылки с водой.

Ход занятия:

  1. Орг. момент – 3 мин.

Все ребята встают в круг и берутся за руки, педагог здоровается со всеми ребятами и предлагает каждому произнести пожелание на предстоящее занятие.

  1. Повторение пройденного материала – 10 мин.

– Ребята, вспомните и скажите о каком «Царстве» мы с вами говорим на наших занятиях? (Растений).

-  А на какие государства делится царство растений? (деревья, кустарники, травы)

- Отгадайте загадку: « Нога одна, а  рук много» (Дерево)

- А какие деревья вы знаете? (Ответы детей)

- Ребята, у меня на столе лежит много картинок, выберите из них только деревья и принесите на свой стол.

- Как вы догадались, что это деревья? (высокие, один ствол, много веток, ствол и ветки покрыты корой )

- Скажите, а как сейчас выглядят растения ? (опали листочки)

- Найдите схему «Дерево зимой», положите её рядом со своим деревом.

- Они погибли? ( Деревья зимой спят, но не отмирают)

- Как приспособились деревья к зимним холодам? Что им помогает пережить морозы?

3. Новый материал- 20 мин.

- Как вы думаете, а о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем занятии?

- Я для вас приготовила ветки разных деревьев?

- Пожалуйста, возьмите себе каждый по веточке?

- Рассмотрите ветки.

- Сравните их между собой. Найдите различия.

- Попробуйте определить с какого дерева эти ветки.

- Что вы видите на веточках? (почки)

- Подумайте, и скажите, какое значение имеют почки в жизни деревьев?

- Ребята, перед вами лежит прибор,(лупа) кто помнит как он называется?

- А для чего нам сегодня будет нужна лупа?

- Давайте внимательно рассмотрим почки на веточках. Как они выглядят? (покрыты чешуйками)

- А как вы думаете, для чего нужны эти чешуйки почкам? (они защищают почку от морозов)

- А сейчас, я предлагаю  вам аккуратненько отделить почку от веточки и разрезать её.  Но прежде давайте вспомним правила пользования ножницами ( т/б при работе с ножницами). Что вы видите внутри? (там спит маленький листочек). А как вы думаете, на какое животное похож этот листочек? Кто  также проводит зиму, а когда становится тепло просыпается, и выходит наружу? (медведь)

- Давайте сейчас рассмотрим нашу почку под лупой. Что вы видите?

А сейчас давайте нарисуем портрет нашей почки. (Самостоятельная работа ребят)

Покажите портреты ваших почек.

 - Теперь вы знаете, какое значение имеют почки в жизни растений?

    Я предлагаю вам поставить ваши веточки в вазы с водой, и мы     пронаблюдаем, какие изменения будут происходить с почками.

4. Итог -7 мин.

Что нового сегодня узнали на занятии?

Зимой  деревья находятся в состоянии глубокого покоя. Пробковый слой коры и почечные чешуйки  защищает дерево от морозов.

И в завершении занятия предлагаю каждому ребёнку выбрать смайлик, который соответствует их настроению.

  1. Выводы

В результате данного занятия воспитанники:

  • закрепили знания о жизненных     формах растений и  видовом разнообразии растительного мира Края;
  • выяснили вместе с детьми как приспособились деревья к зимним холодам;
  •  учились  простейшим элементам исследовательской    деятельности.

Список литературы

1.Дубровская С.В. Календарь народной мудрости. – М.: РИПОЛ классик,    2009.  

2.Жданова А.С., Островская М.Д. Календарь народных примет, обычаев и обрядов. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.

3.Нечаев А.П. Зелёные стрелы: Рассказы амурского ботаника. – Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2009.

4.От осени до лета / сост. Л.А. Владимирская. – Волгоград: Учитель, 2006.

5. Шлотгауэр С.Д. Времена года: Хрестоматия дальневосточной природы. – Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2002.

«Растительный мир Приамурья»

Источник: Программа Тихонова А.Е и др. ХК ИППК ПК 2002 г.

Пояснительная записка:

Цели данного эколого – краеведческого курса логически включены в общую структуру  образования и обеспечивают:

- формирование знаний об окружающей природе родного края;

- развитие ценностных ориентаций экологического характера;

- ознакомление нормами и правилами поведения в природном окружении;

- формирование практических умений по распознаванию растительных объектов края и охране их природной среды.

        Структура программы состоит из нескольких  блоков краеведческого материала, объединенных между собой единой целью. Каждый блок – самостоятельная тема, в которой раскрывается ее основное содержание.

        Программа содержит принципы, как общедидактические так и специфические. Кроме таких принципов как научность и доступность, систематичность и последовательность, программа опирается так же на принцип краеведения, который лег в основу отбора материала. Большую роль в ходе реализации программы приобретает принцип межпредметности, который позволяет осуществлять постоянную взаимосвязь с различными предметами гуманитарного цикла.

        Содержание курса имеет широкие возможности для экологического воспитания школьников:

- показаны взаимосвязи организма со средой обитания;

- многообразие видов дальневосточных растений и их значение в природе и жизни человека;

- меры, направленные на охрану редких видов, оздоровление окружающей среды, ее рациональное бережное использование.

        Таким образом, при изучении дальневосточных растений на общем фоне ценности всего растительного мира вводятся конкретные ценностные подходы отношения к миру в целом.

Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание

Дата проведения

1. – 2.

Многообразие растительного мира Приамурья.

Растительный мир Хабаровского края, его контрасты.

Типы лесов, характерных для края.

3. – 5.

Тайга дальневосточная

Особый тип леса, ее отличительные черты. Общая характеристика.

Основные жизненные формы растений, их отличительные особенности.

6. – 14.

Травянистые растения Приамурья

Основные виды.

Сезонные изменения в жизни трав.

Лекарственные травы.

Растения, употребляемые человеком в пищу, их выращивание, сбор.

Декоративные растения.

Редкие и исчезающие травянистые растения, «краснокнижные виды», виды, способы охраны.

15. – 22.

Кустарники Приамурья

Многообразие видов.

Сезонные изменения в жизни кустарников.

Лекарственное применение.

Декоративные кустарники.

Ценные. Редкие виды, охрана.

23. – 28.

Деревья Хабаровского края.

Многообразие видов. Сезонные изменения в жизни деревьев.

Хозяйственное использование.

Редкие и другие виды, нуждающиеся в рациональном использовании. Проблема сохранения.

29. – 33.

Резерв

Экскурсии, изготовления гербариев, проектная деятельность.

В результате изучения тем учащиеся должны

ЗНАТЬ:

- видовое многообразие растений, произрастающих в Крае;

- типы лесов, их особенности;

- ценностные свойства растений;

- некоторые лекарственные и декоративные растения;

- редкие и исчезающие виды растений, условия их охраны;

- изменения в жизни растении по сезонам года;

- виды деятельности, направленные на сохранность растений.

УМЕТЬ:

- проводить наблюдение за жизнью растений;

- различать жизненные формы растений, правильно их называть;

- видеть взаимосвязи между растениями и средой жизни;

- узнавать в природе некоторые виды растений;

- правильно вести себя в лесу, поле, на лугу, в парке и т.п.

- выполнять доступные виды труда / посадка растений, сбор лекарственного сырья, сбор даров природы, охрана растений и др./.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...