Конспект занятия "Вознесение"
план-конспект занятия на тему
Идея праздника заключается в актуализации народных традиций празднования Вознесения в условиях современного образовательного учреждения. Преследуется задача проживания праздника, воссоздание характерного для него наполнения, возрождение механизма естественной передачи традиционных знаний, а также объединения творческих сил и сплочения детей, родителей и педагогов. Важно показать воспитанникам неразрывное единство содержания праздника в православной и народной традициях.
Праздник Вознесение проводиться согласно православному календарю, предполагает подготовительную часть в виде урока-беседы о содержании праздника и ориентирован на воспитанников семейного клуба «Основа» и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no_19_konspekt_voznesenie.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Вознесение Христово»
Разработка праздника для воспитанников среднего школьного возраста
по учебному курсу «Как родители жили, так и нас благословили»
Автор-составитель:
К.В. Орлова
Тип занятия: праздник.
Возраст обучающихся: 10-12 лет.
Количество участников: до 20 человек.
Время проведения: два учебных часа по 45 минут.
Необходимое оснащение занятия: экран, ноутбук, видеопроектор, большой календарь для показа дат, образцы обрядового печения из теста - «лесенки», «вазнясёночки», «пресновики» и блины. Иконы «Вознесенье», «Неопалимая купина» или их репродукции. Крашеные яйца и лотки для катания яиц.
Идея праздника заключается в актуализации народных традиций празднования Вознесения в условиях современного образовательного учреждения. Преследуется задача проживания праздника, воссоздание характерного для него наполнения, возрождение механизма естественной передачи традиционных знаний, а также объединения творческих сил и сплочения детей, родителей и педагогов. Важно показать воспитанникам неразрывное единство содержания праздника в православной и народной традициях.
Праздник Вознесение проводиться согласно православному календарю, предполагает подготовительную часть в виде урока-беседы о содержании праздника и ориентирован на воспитанников семейного клуба «Основа» и их родителей.
Домашнее задание: участникам праздника предлагается приготовить по народным рецептам разнообразную обрядовую выпечку в домашних условиях («пресновиков», блинов, шанег), активно привлекая к этому процессу детей.
Основные этапы праздника и время, выделяемое на них:
1 этап – Организационный – 5 минуты
2 этап – Подготовительный – 25 минуты
3 этап – Основной – 50 минута.
4.Этап – Итогово - рефлексивный – 10 минуты
Поэтапное описание праздника.
1 этап – Организационный.
Приветствие. Поздравление детей и родителей с праздником «Вознесение». Просмотр презентации на тему «Иконы праздника Вознесения» в сопровождение аудио записи духовного стиха «На шестой-то да было да на недельке»[1].
2 этап – Подготовительный.
Беседа педагога. Праздник Вознесения приходится на 40 день после воскрешения Иисуса Христа, т.е. после праздника Светлой Пасхи. Все вместе отсчитывают 40 дней от праздника Пасхи и отмечают на большом календаре дату празднования Вознесения. Педагог предлагает прослушать библейскую легенду о хождении Христа по земле в течение 40 дней после Воскрешения и вознесении его в Царство Небесное: «После Своего Воскресения из мертвых Иисус Христос в течение сорока дней являлся Своим ученикам. Первыми увидели Воскресшего Господа жены-мироносицы, которые пришли помазать ароматами (миром) тело своего Учителя. С радостной вестью о Воскресшем Учителе поспешили женщины к апостолам. Но, потрясенные смертью Учителя, мучимые угрызениями совести о совершенном ими предательстве, апостолы не поверили им... Поздним вечером этого же дня Господь явился всем Своим ученикам (не было только Фомы). Неожиданно появившись в горнице, Господь обратился к ним со Своим обычным приветствием: "Мир вам!" Ученики испугались и смутились - двери дома были тщательно заперты, никто не мог войти сюда, и если они видят теперь Иисуса, значит, это Его дух. Поняв их состояние, Спаситель предложил дотронуться до Него и убедиться, что это не так. В подкрепление Своих слов Иисус попросил что-нибудь из еды. Апостолы подали Ему печеной рыбы и меда. Только тогда, когда Господь стал кушать, апостолы поверили, что перед ними не призрак. И еще много раз являлся Иисус Христос ученикам, беседовал с ними о Царстве Небесном, о тех Божественных истинах, которые они должны будут возвестить всему миру; подготавливал их к апостольскому служению: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам". Прошло сорок дней... Апостолы вновь собрались в Иерусалиме. Именно здесь они должны были ожидать сошествия на них Святого Духа. Навсегда запомнили они слова Иисуса: "Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней... будете крещены Духом Святым". Прощальная беседа подошла к концу. Вместе с Учителем апостолы вышли из города и направились к Елеонской горе. Поднявшись на вершину, Господь остановился - остановились и ученики. Спаситель благословил их и... стал медленно подниматься от земли и возноситься на Небо... Скоро светлое облако совсем скрыло Его от взоров апостолов. Потрясенные ученики склонились в благоговейном поклоне, а потом, осиротевшие, долго стояли, грустно глядя в опустевшее небо... В столь неожиданной разлуке Господь не замедлил утешить Своих учеников: тотчас явились им два Ангела в белых одеждах и сказали, чтобы они не печалились - Иисус придет к ним таким же образом, как они видели Его восходящим на Небо. Слова Ангелов наполнили сердца апостолов глубочайшей радостью. Они возвратились в Иерусалим и стали ожидать исполнения слов Спасителя - сошествия на них Святого Духа, Который должен был дать им особую силу для великого дела - проповеди Евангелия (учения Христа) по всему миру. Перед Своим Вознесением Господь обещал ученикам, что будет с ними во все дни до скончания века. Иисус Христос постоянно был со своими учениками три года. Конечно, им было очень хорошо с Господом. Но пришло время, и Он вознесся на небо. И, хотя ученики разлучились с Ним, они возвратились домой с радостью в душе, поскольку знали, что Господь их любит и всегда будет с ними. Православные люди верят в то, что Иисус Христос никогда не оставит и нас. Бывает, что наши друзья перестают с нами дружить и забывают о нас. Бывает, что близкие нам люди становятся чужими. Но Иисус Христос никогда не оставляет даже тех, кто в Него не верит, потому что Он любит всех людей и желает им спасения»[2].
- Почему у праздника такое название «Вознесение» и что же оно означает? (Ответы детей).
После прослушанных вариантов ответа, разговор следует перевести в сторону аграрного смысла праздника, провести сравнительную параллель с вознесением Христа и ростом злаковых культур, включить такие значения как: «рост», «подъём», «устремлённость вверх» хлебов. Можно упомянуть об обычае, на дне рождения тянуть вверх за уши именинника, чтобы рос и заметить, что происхождение этого обычая из ряда старинных. С Вознесения по народным приметам, и погода становится теплее. Включить в рассказ идею посылания на землю тепла Христом.
Педагог рассказывает о традиции выпекания в этот праздник особого обрядового печения из теста - «лесенок», «вазнясёнок», «пресновиков», которые пеклись в дар Иисусу Христу. По народным верованиям по этим лесенкам он взойдёт обратно на небо. Следует показать и вместе с детьми и взрослыми внимательно рассмотреть заранее выпеченное обрядовое печение, а также икону «Неопалимая купина», где младенец держит в руке лесенку или её репродукцию.
Презентация «Виды обрядового печения на праздник Вознесение».
Домашнее задание: дети и родители демонстрируют, приготовленное дома обрядовое печение.
Разучивание обрядового выкрика:
- «Яровина, яровина» (Череповецкий р-он, д. Задние Чуди, ОНМЦ: 070-29) [3]
Ещё одним обрядовым печёным изделием на Вознесение были блины. Пеклись они в этот день, как выражаются народные исполнители «Христу на онучи» или «Христу на портянки». Верили, что Христос поднимается на небо в лаптях, а портянками ему служат блины. Здесь следует вспомнить о том, что блины были обязательным угощением любого стола праздничного и поминального. Первый блин на помин души умерших родителей.
Детям и взрослым напоминается о своде правил, как нужно вести себя в Вознесенье (не засорять землю, не ругаться, много молиться и др.) Нравоучительные истории о том, что ожидало нарушителей запретов.
3 этап – Основной.
- Выход всех участников праздника в аллею возле клуба для проведения уличного гуляния.
- Консолидация участников праздника в общем хороводе.
- Проживание характерных для Вознесения обрядовых действий, направленных на почитание Христа и обеспечение будущего урожая: подбрасывание «лесенок», яиц, ложек в верх, укладывание на кустик «пресновиков».
- Катание яиц с лотков, игры с яйцами.
- Вождение хороводов и игр.
- Шествие участников уличного гуляния в клуб для совместной трапезы.
- Накрытие праздничного стола. Общее застолье, угощение обрядовым печеньем («лесенки», «пресновики») и блинами.
4 этап – Итоговый.
В конце урока детям и родителям предлагается обсудить формулировки основных идей праздника Вознесения для выяснения заложенного в них смысла.
Праздник заканчивается произнесением народной приметы «Бог на небо поднимается, тепло на землю спускается».
Приложение
- Материалы о содержании праздника по этнографическим сведениям.
«В Вознесеньёв день Христос вознесётця на небо - значит уже теплей и будёт погода. Теплее. До Вознесенья всё как ишшо холодно.» (д. Малинники, Усть-Алексеевский с/с, Великоустюгский р-он, ВГПУ: 1441-05).
«До Вознесеньёва дни всё холодно быват, а как... Исус Христос по земле ходит. Как на небо вознесётця Исус Христос, так тепла и дас[т]. Так мучечки на берёзках и на черёмушках - везде мучечки, листочки» (д. Малое Королёво, Покровский с/с, Великоустюгский р-он, ВГПУ: 1616-28).
«Этта раз батюшко, я взелся в Вознесеньёв день у обедни. Уже отошла обедня-та, вошёл с крёстом: «Вот, говорит, мы севодни все собравшиеся... (а росполнёхонька церква народу) все собравшиеся отмицеём Господу Богу сороковой день» (Вознесеньёв день - праздник.) «Господу Богу сороковой день отмицеём, - говорит. - Вот с этово и взято кажному цёловеку, хто помрёт, отмицеют сороковой день. Поминают этот день». Вот ишшо сказал: «Хто верует в Господа Бога - так спасён будет, хто не верует в Господа Бога - обсуждён будёт». А некшшеному целовеку нецево не поможет, нецево, который некшшон». (д. Лодейка, Нижнеерогодский с/с, Великоустюгский р-он, ВГПУ: 1382-01).
- Репертуар для уличного гуляния: «Как с по морю» (Шекснинский район, д. Давыдково)
«Просо сеяли» (Шекснинский район, д. Кузьминское)
«Бояра» (Шекснинский район, с. Сизьма)
«Мягкой прутик, тонинькой» (Устюженский р-н, д. Ванское; Архив ФЭЦ СПбГК ОАФ № 739-21).
«От плотичья-то пыль столбом» (Устюженский район, д. Ванское)
ФЭЦ 739-21а
«Ворон» (Череповецкий район, д.Быково);
«Христос воскреся» (Устюженский район, д. Линёва Дуброва, РЦНТК: 079 -68)
Список методической литературы:
- Живая старина. 2003. № 1. С. Ю. Дубровина. Обряды и обычаи на вознесение в Тамбовской области. С. 18–22.
- Морозов И.А., Слепцова И.С. Круг игры: Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (19-20 вв.). М., 2004.
- Музыкальный фольклор: Учебно-метод. Материалы / Сост. З.К. Бакулина, Е.Ю. Мельникова, И.В. Осокин, В.Е. Павлова, Н.Е. Шохина. – Вологда, 2005
- Науменко Г.М. Русские народные игры с напевами: Сборник фольклорных материалов / Запись, фотографии, составление и нотация Н.Г. Науменко. – М.: Либерия, 2003. – 544 с.: ноты.
- Некрылова А.Ф. Круглый год. М., 1991.
- Традиционные народные праздники в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие / Е.И. Якубовская, Н.В. Ерёмина, Г.В. Емельянова и др.; Под общ. ред. Е.И. Якубовской. – СПб.: СПбАППО, 2005.
- Шангина И.И. Русские девушки. – СПб.: Азбука-классика, 2008, с. 124.
[2] http://happy-school.ru/publ/detskaja_komnata/detjam_o_prazdnikakh/141-1-0-29 (дата посещения сайта: 30.05.2013 г. , 16:31).
[3] Народные традиции Череповецкого района в записях 1999 года: Календарные праздники и обряды. Похоронно-поминальные обряды/ А.В. Кулёв, С.Р. Балакшина; расш. и нотация С.Р. Балакшиной. – Вологда: Областной научно-методический центр культуры, 2000. – с. 112 («Народные традиции Вологодской области: Из собраний фольклорно-этнографических материалов». Вып. 1)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...