Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся
статья по теме
работа с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_urokov_orkse_v_formirovanii_duhovnoy_nravstvennosti_uchashchihsya_1.docx | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 п.Советский»
Акпулатова Светлана Александровна, учитель начальных классов
_____________________________________________________________________________________________
Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся
(статья из опыта работы)
Распад страны, сложный выход из системного кризиса усилили криминализацию общественных отношений и спровоцировали утрату общности культурных ориентаций в нашей стране. Родители сегодняшних школьников формировались как личности в 80-е – 90-е годы 20 века, когда рухнула казавшаяся вечной марксистско - ленинская идеология, которая все-таки прививала определенные нравственные установки, и на место которой ничего не было предложено. Мир меняется, страна уже не та – как воспитывать детей, чтобы они стали успешными в этой жизни? Плюс вечная загруженность родителей, иногда и откровенное пьянство.
Поэтому школа, кроме того, чтобы давать знания детям, должна взять на себя роль главного воспитателя. И, в первую очередь, учителя должны понимать, что, как бы ни менялся мир, мы обязаны прививать ребятам ценностные ориентиры.
Можно сказать: «Мы и так воспитываем детей, воспитательный элемент присутствует в каждой теме любого урока, а во внеурочной деятельности и подавно». Но откуда тогда страшные случаи детской жестокости? Подростки оправдывают действия скинхедов: «Так им, нерусям, и надо». К терактам вообще скоро иммунитет выработается. Таких примеров множество. Часто страшные слова говорят и совершают античеловеческие поступки вполне благополучные и, вроде, незлые дети. Но разве они в этом виноваты? Конечно, нет. Их нужно воспитывать. И предмет, который будет учителю помощником в регулярном и систематизированном воспитательном процессе, необходим.
Понимая это, 2 года назад в классе по предложению администрации школы, а родители поддержали решили проводить кружок православной культуры. Проводила мама ученицы нашего класса Булыгина Л. И Поэтому, когда началась апробация комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» дети уже имели двух годичный опыт восприятия данного материала
Является ли курс ОРКиСЭ требованием времени? Наверное, все понимают, что является. Нужен ли он детям, школе, а следовательно, и обществу в том виде, в котором предложен межведомственной комиссией? Думаю, здесь однозначного мнения нет и быть не может.
Я, как и многие другие, прекрасно понимаю, что данный курс является требованием времени.
Нормативной основой Концепции является:
- Конституция РФ
- Закон РФ «Об образовании»
- ежегодные послания Президента России Федеральному Собранию РФ
.
Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия
Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а взаимодополненяют друг друга. Что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия.
Для проведения успешного и результативного урока поступили в школу учебно-методический комплект к модулю «Основы православной культуры»), который включает в себя: программу, книгу для учителя, учебник, книгу для родителей, мультимедийный диск. Говоря об УМК, хотелось бы отметить, что большую методическую помощь оказывает электронное приложение к учебнику, в котором есть интерактивные модели по темам, иллюстративный ряд, разделы «Это интересно», «Золотое слово», «Контроль» и «Тренажер», «Исторические факты». Вместе с тем, затрудняют работу мелкий шрифт, невозможность увеличения шрифта. В электронном приложении не достает отрывков из фильмов, авторского чтения художественных произведений, мал иллюстративный ряд. Возможность пользоваться данным диском есть у каждого школьника. Учебники в основном соответствуют возрастным особенностям младших школьников. Однако иллюстрации в учебнике не всегда соответствуют теме урока, желательно, чтобы материалы учебника были дополнены отрывками из художественных произведений по темам, терминологическим словарём. Введение в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» не вызывало опасений со стороны родителей учащихся нашей школы. Они понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. После проведения родительского собрания, на которой мы постарались раскрыть цели и задачи курса, содержание модулей, родители положительно поддержали введение нового учебного курса. При заполнении заявлений на изучение одного из модулей курса выбор уже был столь однозначным, что все родители обучающихся 100% изъявили желание, чтобы их ребенок изучал модуль «Основы православной культуры». Родители получили возможность познакомиться с учебниками, по которым обучаются их дети, задавали множество вопросов – значит им самим было интересно.
Многие родители приходят и делятся своими впечатлениями о прочитанном в учебниках. Родители активно помогают своим детям готовить домашние задания, создают вместе с детьми небольшие презентации, проекты к урокам. После каждого урока многие дети делятся дома информацией, сразу готовят домашнее задание, рисуют, читают книги. делают проекты.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, которые я использую, выступают следующие методы:
Метод дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового.
Исследовательский метод – при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Ребята с удовольствием готовятся к уроку, выполняют рисунки, подбирают примеры, сочиняют рассказы.
Особый интерес у детей вызвала такая форма работы как интервью. Ребята брали интервью у своих родственников, знакомых. Замечено, что отношения между детьми в классе стали более ровные, доброжелательнее, ответственнее, доброжелательнее.
На каждом уроке стараюсь вносить хотя бы элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельности учеников.
Успешно применяю технологию критического мышления, основные виды коммуникативной деятельности, работу по группам, технологию проектной деятельности, активно использую ресурсы интерактивной доски, различные творческие задания, головоломки, современные формы и приемы обучения, физминутки. Вместе с этим, использую различные игровые методики.
Стараюсь проявлять творчество при проведении динамических пауз, физминуток, при составлении кроссвордов, презентаций к урокам, использовать ресурсы интернет, где находят необходимые песни, репродукции мультфильмы. Постоянно использую компьютер, так как на каждом уроке работают с диском к учебнику, составляют презентации с новыми терминами, иллюстрации к текстам учебника. Имеют возможность использовать на своих уроках интерактивную доску. Эта доска помогает проводить коллективные игры, делать выводы, составлять итоговые задания. Дети с интересом работают над каждым заданием, исправляют друг друга, спорят, составляют сами такие же задания. Я стараюсь для проведения уроков использовать такую интересную форму как театреализацию , когда многие понятия для мл школьников через эту форму становятся понятными
Действительно, наши ученики с радостью приходят на эти уроки, ждут, когда будет следующий. В классе проведен опрос детей по вопросам:
1. Необходим вам данный курс для изучения
2. Нравится урок ОПК
3. Что ты узнал нового на уроках ОПК
Все из 28 опрошенных ответили на все вопросы – да!
Безоценочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. На уроках часто просто направляю беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Меня радует, когда на уроках возникает дискуссия, значит, тема занятия интересна учащимся
О перспективах модуля.
Две четверти по два урока отводится на изучение данного модуля. Не получится ли так, что за короткий промежуток времени мы вложим в ребёнка понятия «добра и зла», «милосердия и сострадания», «совести и раскаяния», которые затем благополучно забудутся? Не лучше ли - один час в неделю уменьшит перегрузку, увеличит время для подготовки творческих домашних заданий, даст возможность спокойно переварить, пропустить через себя полученную информацию.
Первичное наблюдение за детьми, есть ли изменения в их внутреннем мире ?Трудно говорить о том, какие изменения у ребёнка произошли во внутреннем мире за три месяца, к тому же ещё между ними трёхмесечный перерыв, но то, что ребята начинают соотносить свои поступки с заповедями, что всё чаще слышишь в замечаниях друг другу: «А совесть твоя где, спит?», вселяет надежду, что уроки не прошли даром.
У большинства родителей учебный предмет вызвал положительные отзывы.
В сентябре на родительском собрании мы поддержали введение данного курса и родителями было высказано мнение, что хорошо возрождать в наших детях духовность, которой, к сожалению, многие в нашем обществе уже лишены, что родители не всегда знают, как воспитать в детях уважение к нравственным законам, а уроки православной культуры поможет в этом и родители рады, что введен этот курс!
Таким образом, уроки ОРКСЭ помогаютт формировать порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России.
И мы считаем, что преподавание комплексного учебного курса ОРКСЭ позволит подготовить региональную систему образования к переходу на федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения.
Уроки ОРКСЭ нужны и важны. И нужны они именно в рамках обязательного образования.
Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания. Но, чтобы они были таковыми, нам педагогам, необходимо совершенствоваться, учиться, встречаться и делиться опытом. Ведь только сообща можно добиться качественных и эффективных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на зональной научно-практической конференции «Роль предметов искусства в формировании духовно-нравственных ценностей школьников» Направление: «Роль педагога в воспитании нравственности» Через танец – к открытию души
Этот материал откроет, как искусство танца влияет на нравственное формирование и воспитание подрастающего поколения....
Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"
В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения и примеры использов...
Презентация на тему:"Роль образовательного учреждения в формировании духовно-нравственной культуры, как необходимого стержня государства!"
Презентация на тему:"Роль образовательного учреждения в формировании духовно-нравственной культуры, как необходимого стержня государства!" была подготовлена мною для семинара-совещания директоров ОУ П...
«Роль воскресной школы в формировании духовно-нравственных ценностей личности ученика»
Сейчас рождается интерес и понимается необходимость духовно-нравственного воспитания. Одним из наиболее эффективных способов решения данных проблем является привлечение детей в православное восп...
Роль педагога в формировании «Духовно-нравственных ценностей учащихся»
Роль педагога в формировании «Духовно-нравственных ценностей учащихся»...
РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
Педагог сегодня – это спектр, функций, главная из которых – воспитание человека в самом широком смысле слова. Это человек...
Мастер- класс "Роль учителя географии в формировании духовно-нравственных ценностей обучающихся"
Мастер- класс на Региональном проблемно- тематическом семинаре...