программа "Развивайка"
календарно-тематическое планирование по теме
Программа расчитана на детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvivayka.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации города Димитровграда
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования детей
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ЦДОД
____________С.В. Курова
Дополнительная образовательная программа
«Волшебные пальчики»
Творческого объединения
«Развивайка»
Срок реализации 1год
Возраст 4-6лет
Рассмотрена и одобрена на заседании Методического совета ЦДОД Протокол № г. Секретарь | Программа разработана Головкиной Татьяной Сергеевной педагог дополнительного образования 1 категории, образование среднее специальное Общий педагогический стаж 26лет |
г. Димитровград 2012
I. Пояснительная записка
Современный человек прекрасно понимает мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоции. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие особенности, заложенные в ребенке с рождения. Учить этому человека следует с раннего возраста, развивая образное восприятие и пространственное мышление, а если занятие увлекательное путешествие в страну игрушек, то восторженные глаза ребенка будут великой наградой взрослому.
Игрушка – один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства, искусства, украшающего наш быт, радующий глаз.
Игрушка всегда сопутствует человеку.
Через игрушки ребенок познает мир. В какой-то момент она перестает удовлетворять детей, появляется желание сделать ее самим.
Потребность действовать, работать своими руками, используя различные материалы и инструменты, в какой-то степени удовлетворяется в детском саду. Однако времени, отведенного, на обязательную практическую работу в учебном плане сада явно не хватает для осуществления творческих замыслов детей. И тогда на помощь школьникам приходят творческие объединения.
Программа «Волшебные пальчики» содействует расширению и углублению знаний и умений при работе с природным материалом, бумагой, тканью.
Способствует умению видеть материал, фантазировать, создавать интересные образцы, изделия, композиции.
Программа одногодичная
Основными целями программы является:
1. донести до учащихся секреты выполнения изделий из природного материала, бумаги и картона, ткани.
2.расширение кругозора.
3. развитие конструкторских способностей.
Достижение цели реализуется решением следующих задач:
- познакомить с техникой безопасности и правилами рабочего человека;
- познакомить с различными видами материала и инструмента для изготовления игрушек;
- развивать элементы графической грамоты;
- развивать творческое мышление;
- учить детей видеть и понимать красоту труда, его целесообразность и гармонию;
- воспитывать умение работать в коллективе;
- готовность выполнять полезную работу для семьи, школы.
- Формировать образное техническое мышление;
- Формировать умение выразить свой замысел в изделии;
На первом этапе обучения дети знакомятся со свойства различных материалов.
Данная программа направлена на то, чтобы заинтересовать детей
начальным техническим моделированием.
Программа комплексная, модифицированная, основана на «Программе
для внешкольных учреждений, но с учётом личного опыта и наблюдений.
Адресат – дети.
Продолжительность образовательного процесса 1года.
1-й год –72часа (2 занятия по1часу).
Возрастной диапазон освоения программы 4-6лет
Целевая установка программы – предметная.
По форме организации образовательного процесса – групповая, занятия проходят в группе по 8 человек.
Запись в т/о производится по желанию детей.
Направленность освоения учебного процесса – горизонтальная.
По форме реализации – очная.
Ожидаемые результаты освоения программы:
- по уровню освоения – общекультурный. Программа направлена на удовлетворение познавательного интереса и расширения информации
в НТМ.
- по уровню образованности – углубленный, так как по окончании изучения разделов программы, получают углубленные знания умения навыки;
-по уровню усвоения содержания программы – репродуктивный
(ученический);
- по уровню действия – репродуктивный с элементами творчества;
- по уровню освоения культурных ценностей – побуждение;
- по степени включённости детей – репродуктивно-творческий. В основе лежит деятельность по образцу, но в оформлении поделки ребята проявляют творческие способности.
В конце года дети должны знать:
- правила безопасности и личной гигиены при работе с различным материалом;
- свойства этих материалов;
- название и назначение оборудования, инструментов;
- основные способы и приемы соединения деталей в одно целое;
- художественное оформление игрушек из различных материалов и их отличительные особенности;
- технологию создания аппликаций из природного материала и бумаги;
- технологию работы с тканью.
Дети должны уметь:
- работать с технологической картой;
- пользоваться дидактическим материалом;
- изготовить поделки из природного материала, бумаги и картона, ткани;
- придумать сюжет с определенной поделкой;
- помочь товарищу советом, показом приема и способа соединения деталей.
Формой контроля результатов усвоения программы являются выставки.
Эффективность развития творчества детей зависит от учета их психологических особенностей, от создания условий для творческой деятельности, системность в приобретении знаний умений навыков, последовательность, взаимоотношение с педагогом и родителями. Все это способствует воспитанию личностных качеств ребенка: аккуратность, внимание, терпение, настойчивость, взаимопомощь.
Учебный план
№ | Блок раздел | Наименование раздела | всего | ||||
Комплек. | Выставка | Резерв | Игровое | ||||
1 | 1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |||
2. | 2 -33. | Работа с бумагой и картоном. | 33 | 28 | 2 | 1 | 2 |
3. | 34-49 | Работа с природным материалом. | 16 | 12 | 1 | 1 | 2 |
4. | 50-70. | Работа с тканью. | 21 | 16 | 1 | 2 | 2 |
5. | 71-72. | Заключительное занятие. | 1 | 1 | |||
Итого. | 72 | 55 | 4 | 4 | 7 |
Теор. - теория
Ком. – комплексное занятие
Выс. - выставка
Р - резерв
И – игровое занятие
Учебно-тематический план
№ | Блок | Наименование раздела | Всего | езерв | Игр.зан. | ||
Компл. | Выст. | Резерв | Игровое | ||||
1. | 1 | Вводное занятие. Знакомство с т/о «Волшебные пальчики». Входная диагностика. Материалы и инструменты. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 1 | |||
2. | 2-34 | Работас бумагой и картоном. | 33 | 28 | 2 | 1 | 2 |
2.1 | 2-7 | Аппликация. | 6 | 5 | 1 | ||
2.2 | 8-11. | Плоские модели. | 4 | 4 | |||
2.3. | 12-19 | Дергунчики. | 8 | 7 | 1 | ||
2.4. | 20-23 | Игрушки на конусе. | 4 | 3 | 1 | ||
3.6 | 24-30. | Фабрика Деда Мороза. | 7 | 7 | |||
3.8. | 31-33. | Транспортная техника. | 3 | 2 | 1 | ||
2.5. | 34. | Выставка. | 1 | 1 | |||
3. | 35-50 | Работа с природным материалом. | 16 | 12 | 1 | 1 | 2 |
3.2 | 35-40 | В стране листопадии. | 6 | 4 | 1 | 1 | |
3.3. | 41-46. | Лесное царство. | 6 | 6 | 1 | ||
3.4. | 47-50. | Королевство спелых плодов. | 4 | 3 | 1 | ||
4. | 51-71 | Работа с тканью. | 21 | 16 | 1 | 2 | 2 |
4.1. | 51-60 | Коллаж. | 10 | 8 | 1 | 1 | |
4.2. | 61-71 | Изонить. | 11 | 8 | 1 | 1 | 1 |
5. | 72. | Заключительное занятие | 1 | 1 | |||
Итого. | 72 | 44 | 4 | 4 | 7 |
Содержание программы.
1.Вводное занятие (1часа).
Тема: Техника безопасности. Правила поведения в творческом объединении. Понятие о материалах и инструктажах.
Цель: знакомство с детьми. Введение в программу Д/О и т/о НТМ. Техника безопасности. Правила дорожного движения.
Задачи:
1.создать условия для адаптации учащихся в т/о НТМ.
2.познакомить учащихся с правилами поведения, с т/б при работе с инструментом.
3.закрепить ПДД.
4.развивать мотивационно-побудительные качества учащихся.
5.воспитывать уважительное отношение друг к другу, к труду.
6.сформировать представление детей о содержании программы и видах деятельности в УДОУ и т/о.
Правила поведения т/о «Волшебные пальчики»
1.Приходи на занятия творческого объединения опрятно одетым, чистыми
2.На занятиях не шуми, разговаривай в полголоса.
3.Работу начинай только с разрешения руководителя.
4.Инструменты и оборудование храни только в предназначенном для этого месте.
5.Соблюдай правила работы с инструментом.
6.Во время работы содержи рабочее место в порядке и чистоте.
2.Работа с бумагой и картоном (34 часов).
2-7 Тема: Аппликация.(6 часов).
Цель: познакомить детей с видами и свойствами бумаги, способами её соединения. С понятием аппликация, её историей.
Задачи:
1.познакомить с понятием шаблон.
2.развивать и формировать навыки работы с цветной бумагой, клеем, ножницами.
3.Систематизировать знания и умения при работе с шаблоном.
4. воспитывать аккуратность и чувство цвета.
История и виды аппликации смотри приложение №1.
Предметная аппликация 2-4 занятие.
Предметная аппликация- это наиболее простой вид аппликации.
Практическая работа: цветы, ягоды, фрукты.
Сюжетная аппликация 5-7занятие.
Сюжетная аппликация – это аппликация из нескольких предметов.
Первым этапом выполнения сюжетной аппликации является выбор сюжета.
Сюжет – это определённое событие, явление, изображённое в произведении. Сюжетная аппликация может быть плоской и объёмной.
Практическая работа: «Алые паруса», «Домик», «Зима».
8- 11Тема: Плоские игрушки из бумаги и картона.(4 часа)
Цель: познакомить детей с историей возникновения игрушки и способами изготовления плоских игрушек из картона и бумаги.
Задачи:
- закрепить знания о бумаге и картоне, их свойствах;
- научить основным способам работы с дидактическим материалом, методам выполнения изделий из бумаги;
- воспитание художественного вкуса;
- расширение кругозора.
Виды бумаги и картона. Основные их свойства.
Способы механического воздействия на бумагу.
Плоские игрушки их применение и назначение. Сюжеты и образцы игрушек. Приемы и способы изготовления и оформления поделок. Подбор цветовых сочетаний.
Приложение №2.
Практика: изготовление поделок на темы: «Котенок», «Осьминог», «Петушок», «Гусь».
12-19. Тема: «Игрушки - дергунчики». (8часов).
Цель: познакомить с историей возникновения дергунчеков, и способами их применения.
Задачи:
- расширить представление о плоских игрушках;
- познакомить с особенностями игрушек -дергунчиков;
- учить способам и приемам соединения дергунчиков;
- развивать моторику рук;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Игрушки-дергунчики – один из видов игрушек. Способы соединения деталей. Приемы оформления.
Приложение №3.
Практика: изготовление игрушек-дергунчиков на тему: «Теремок», «Щенок», «Осень», «Клоун», «Буратино», «Балалаечник» и другие.
.Литература:
1.М.И. Нагибина Из простой бумаги мастерим маги. – Ярославль Академия развития 2001г.
2.В.С.Горичева, Т.В.Филиппова Мы поклеим на листок солнце, небо и цветок – Ярославль Академия, Ко Академия Холдинг 2000г.
3.Журналы Миша за 1996-1997 гг.
4.Г.И.Долженко 100 поделок из бумаги – Ярославль Академия развития 2000г.
20-23 Тема: Игрушки на конусе.(4часа).
Цель: познакомить детей с геометрическим телом конус, методом его соединения и применения.
Задачи:
1.расширять и углублять знания и представление о способах приемах передачи форм и строения изделия;
2. развивать творческое воображение;
3. воспитывать усидчивость, терпение, чувство взаимопомощи.
Конус геометрическое тело. Способы построения и изготовления конуса. Применение конуса при изготовлении поделок. Составление композиций, отображение пространственных связей.
Приложение № 4
Практика: изготовление игрушек на тему «Мыши», «Пингвины», «Петушок и курица» и т.д.
Варианты композиций «Лиса и заяц – сказка», «Снегурочка и дед Мороз», «В цирке».
Дети должны знать: схемы изготовления конуса; варианты составления композиционных групп; уметь: изготовить конус по схеме; изготовить игрушки на основе конуса по образцу и по представлению; составить композицию из двух и более фигур.
Литература:
1.Г.И. Долженко 100 поделок из бумаги – Ярославль Академии, Ко Академия холдинг 2000г.
2.Журналы Миша 1998-1999 гг.
24-30 Тема: Фабрика Деда Мороза(7 часов).
Цель: познакомить детей с историей празднования Нового года, атрибутами этого праздника, способами украшения.
Задачи:
1.научить изготовлению ёлочных игрушек.
2.научить вырезать снежинки, гирлянды, фонарики.
3.научить способам изготовления масок.
4.развивать умение применить полученные знания на практике.
5.создать ситуацию успеха.
6.воспитывать умение работать в коллективе, трудолюбие, эстетический вкус.
История празднования Нового года в разных странах.
Приложение № 6.
Новый год любимый семейный праздник. К нему готовятся за долго до его наступления. Изготавливают ёлочные украшения. Украшения для комнаты, подарки для детей и взрослых.
Игрушки для ёлки: фонарики, подвески, фигурки сказочных персонажей.
Украшения для комнаты: гирлянды, снежинки.
Подарки: сюрпризные коробочки, маски.
Маски выполняются как по шаблону так и с помощью симитричного вырезания. Оформляются маски цветной или подарочной бумагой, а так же дождём, мишурой.
Практическая работа: Дед Мороз на воздушном шаре, снежинки, маски, сюрпризные коробки, гирлянда, фонарики.
Дети должны уметь: самостоятельно изготовить игрушки на конусе и на додекаэдре.
Знать порядок выполнения гирлянды
31-33. Тема: Простейшие модели транспортной техники(3 часа).
Цель: познакомить учащихся со объёмными и силуэтными моделями транспортной техники.
Задачи:
- расширение общего технического кругозора детей;
- выработка практических умений при изготовлении транспортной техники;
- воспитание силы воли, аккуратности, отзывчивости;
- продолжать учить передавать в изделиях впечатление от окружающего мира свою фантазию.
Практика: изготовление плавающих и летающих моделей различными способами.
Моделирование автомобилей.
Дети должны знать: название и назначение транспортной техники
Литература:
1.П.Н,Андрианов, М.А., Галагузовой Развитие технического творчества младших школьников М.Просвещение 1990г.
2.А.П.Журавлева Л.А.Болотина Начальное техническое моделирование М 1982г
Тема: выставка детских работ.
Цель: проверка знаний умений навыков при работе с бумагой и картоном.
Задачи:
1.Уметь, сделать поделку из бумаги и картона.
2.закрепить знания о бумаге и картоне.
3. воспитывать умение работать в коллективе.
Работа с природным материалом (16 час.)
35-40 Тема: В стране листопадии (6 часов)
Цель: познакомить с различными видами листьев и трав.
Задачи:
1.познакомить с различными видами листьев, трав.
2.Научить правильно оформить гербарий.
3.формировать навыки и умения при работе с гербарием.
4.воспитыватьлюбовь к природе и к труду.
Беседа: «У кого какие листья».
1.Какие деревья мы видели на экскурсии?
2.На что можно приклеить листья березы, клена, дуба и т.д.?
3.Какого цвета осень?
Практика: изготовление аппликации из листьев «Подводный мир. Наблюдение во время работы за уровнем подготовки детей.
Литература:
1.В.Пудова, Л.Лежнева «Игрушки из природных даров – М: «Махаон» 1999г.
2.Э.К.Гульянц, И.Я., Базик «Что можно сделать из природного материала М. Просвещение 1991 г.
41-46 Тема: Лесное царство(6 часов)
Цель: дать представление о семенах и плодах растений.
Задачи:
1.Научить изготовлению поделок из семян и плодов.
2.развивать умения применить полученные знания на практике.
3.воспитывать эстетический вкус детей.
Шишки плоды ели и сосны. На что похожи? Каких животных можно сделать?
Способы соединения шишек.
Практика: Изготовление диких и домашних животных из шишек.
47-50 Тема: Королевство спелых плодов.(4 часа)
Цель: расширить представление детей о плодах и семенах растений.
Задачи:
1.систиматизировать знания детей о семенах.
2.развивать умения при работе семенами.
3.воспитывать аккуратность.
Практика: аппликация «Матрёшка», «Индеец».
Вопросы и задания для контроля.
- Что такое природный материал?
- Назови плоды и семена растений?
- Способы соединения деталей из природного материала.
- Изготовить поделку из природного материала по желанию
Учащиеся должны знать: как и где собирать природный материал, как его хранить, приемы и способы изготовления поделок;
Литература
1.С.И. Гудилина «Чудеса своими руками», - М., Аквариум 1998.
2.М.И. Нагибина «Игрушки из природного материала, Ярославль Академия развития 2001.
3.В. Пудова, Л. Лежнева «С нами не соскучишься».
Работа с тканью.(21 час)
51-60 Тема: Коллаж(10 часов)
Цель: расширить и углубить знания детей об аппликации и материалах.
Задачи:
- учить подбирать ткань по структуре и цвету,
- воспитывать желание поделиться своими знаниями с другими.
Рисунки, картон, ткань (ситец, штапель, шерстяная ткань, сукно), клей, кисточка, ножницы, иглы, нитки.
Понятие о технике коллажа. Создание эскиза композиции. Подготовка основы для коллажа. Наклеивание деталей на основу.
Практика. Изготовление коллажа на тему «Ворона», «Морские глубины».
Приложение № 8.
Учащиеся должны знать, что такое коллаж, уметь: подобрать материал по цвету и фактуре для изготовления коллажа, сочетать различные виды материалов.
Литература:
1.Н.М.Конышева Секреты мастерства LINKA-PRESS 1997г.
2.В.Гулчева, Е.Додонова, Синяя птица.
М., СТФ-ЮС 1991г
61-71 Тема: изонить (11 часов)
72.Заключительное занятие(1час).
72.Выставка детских работ из различного материала.
Цель: систематизировать знания, умения, навыки полученные детьми за год.
Задачи:
- подвести итоги работы за год.
- провести анализ детских работ.
Большое значение имеет подведение итогов работы за год, анализ и оценка детских работ. Наиболее подходящая форма оценки является выставка детских работ. Дети сами оценивают как свою работу, так и работы товарищей. Подводя итоги выставки, учащиеся намечают дальнейшее развитие и совершенствование творческого процесса.
Литература
1.Н.М.Конышева Секреты мастерства LINKA-PRESS 1997г.
2.Игрушки из природных даров – Москва «Махаон» Санкт-Петербург «Валерия СПД