программа "Развивайка"
календарно-тематическое планирование по теме

Головкина Татьяна Сергеевна

Программа расчитана на детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvivayka.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Димитровграда

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

Центр дополнительного  образования детей

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ЦДОД

____________С.В. Курова

Дополнительная образовательная программа

«Волшебные пальчики»

Творческого объединения

                                                              «Развивайка»

Срок реализации 1год

Возраст 4-6лет

Рассмотрена и одобрена

на заседании

Методического совета ЦДОД

Протокол № г.

Секретарь

Программа разработана

Головкиной Татьяной Сергеевной

педагог  дополнительного

образования 1 категории, образование среднее специальное

Общий педагогический стаж 26лет

г. Димитровград 2012

I. Пояснительная записка

 Современный человек прекрасно понимает мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных  ощущений и эмоции. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие особенности, заложенные в ребенке с рождения. Учить этому человека следует с раннего возраста, развивая образное восприятие и пространственное мышление, а если занятие увлекательное путешествие в страну игрушек, то восторженные глаза ребенка будут великой наградой взрослому.

Игрушка – один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства, искусства, украшающего наш быт, радующий глаз.

Игрушка всегда сопутствует человеку.

Через игрушки ребенок познает мир. В какой-то момент она перестает удовлетворять детей, появляется желание сделать ее самим.

Потребность действовать, работать своими руками, используя различные материалы и инструменты, в какой-то степени удовлетворяется в детском саду. Однако  времени, отведенного, на обязательную практическую работу в учебном плане сада явно не хватает для осуществления творческих замыслов детей. И тогда на помощь школьникам приходят творческие объединения.

Программа «Волшебные пальчики»  содействует расширению и углублению знаний и умений при работе с природным материалом, бумагой, тканью.

Способствует умению видеть материал, фантазировать, создавать интересные образцы, изделия, композиции.

 Программа одногодичная

Основными целями  программы является:

1. донести до учащихся секреты выполнения изделий из природного материала, бумаги и картона, ткани.

2.расширение кругозора.

3. развитие конструкторских способностей.

Достижение цели реализуется решением следующих задач:

- познакомить с техникой безопасности и правилами рабочего человека;

-  познакомить с различными видами материала и инструмента для изготовления игрушек;

  • развивать элементы графической грамоты;
  • развивать творческое мышление;
  • учить детей видеть и понимать красоту труда, его целесообразность и гармонию;
  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • готовность выполнять полезную  работу для семьи, школы.
  • Формировать образное техническое мышление;
  • Формировать умение выразить свой замысел в изделии;

На первом этапе обучения дети знакомятся со свойства различных материалов.

Данная программа направлена на то, чтобы заинтересовать детей

 начальным техническим моделированием.

Программа комплексная, модифицированная, основана на «Программе

для внешкольных учреждений, но с учётом личного опыта и наблюдений.

Адресат – дети.

Продолжительность образовательного процесса 1года.

1-й год –72часа (2 занятия по1часу).

Возрастной диапазон освоения программы 4-6лет

 Целевая установка программы – предметная.

По форме организации образовательного процесса – групповая, занятия проходят в группе по 8 человек.

Запись в т/о производится по желанию детей.

Направленность освоения учебного процесса – горизонтальная.

По форме реализации – очная.

Ожидаемые результаты освоения программы:

-  по уровню освоения – общекультурный. Программа направлена на удовлетворение познавательного  интереса и расширения информации

 в НТМ.

-  по уровню образованности – углубленный, так как по окончании изучения разделов программы, получают углубленные знания умения навыки;

-по уровню усвоения содержания программы – репродуктивный

(ученический);

- по уровню действия – репродуктивный с элементами творчества;

- по уровню освоения культурных ценностей – побуждение;

- по степени включённости детей – репродуктивно-творческий. В основе лежит деятельность по образцу, но в оформлении поделки ребята проявляют творческие способности.

В конце года дети должны знать:

  • правила безопасности и личной гигиены при работе с различным материалом;
  • свойства этих материалов;
  • название и назначение оборудования, инструментов;
  • основные способы и приемы соединения деталей в одно целое;
  • художественное оформление игрушек из различных материалов и их отличительные особенности;
  • технологию создания аппликаций из природного материала и бумаги;
  • технологию работы с тканью.

Дети должны уметь:

  • работать с технологической картой;
  • пользоваться дидактическим материалом;
  • изготовить поделки из природного материала, бумаги и картона, ткани;
  • придумать сюжет с определенной поделкой;
  • помочь товарищу советом, показом приема и способа соединения деталей.

Формой контроля результатов усвоения программы являются выставки.

Эффективность развития творчества детей зависит от учета их психологических особенностей, от создания условий для творческой деятельности, системность в приобретении знаний умений навыков, последовательность, взаимоотношение с педагогом и родителями. Все это способствует воспитанию личностных качеств ребенка: аккуратность, внимание, терпение, настойчивость, взаимопомощь.

Учебный  план

Блок

раздел

Наименование

раздела

всего

Комплек.

Выставка

Резерв

Игровое

1

1

Вводное занятие

1

1

2.

2 -33.

Работа с бумагой и картоном.

33

28

2

1

2

3.

34-49

Работа с природным материалом.

16

12

1

1

2

4.

50-70.

Работа с тканью.

21

16

1

2

2

5.

71-72.

Заключительное занятие.

1

1

Итого.

72

55

4

4

7

Теор. - теория

Ком. – комплексное занятие

Выс. - выставка

Р - резерв

И – игровое занятие

Учебно-тематический план

Блок

Наименование раздела

Всего

езерв

Игр.зан.

Компл.

Выст.

Резерв

Игровое  

1.

1

Вводное занятие.

Знакомство с т/о «Волшебные пальчики».

Входная диагностика. Материалы и инструменты.

Инструктаж по технике безопасности.

1

1

1

2.

2-34

 Работас бумагой и картоном.

33

28

2

1

2

2.1

2-7

Аппликация.

6

5

1

2.2

8-11.

Плоские модели.

4

4

2.3.

12-19

Дергунчики.

8

7

1

2.4.

20-23

 Игрушки на конусе.

4

3

1

3.6

24-30.

Фабрика Деда Мороза.

7

7

3.8.

31-33.

Транспортная техника.

3

2

1

2.5.

34.

Выставка.

1

1

3.

35-50

Работа с природным материалом.

16

12

1

1

2

3.2

35-40

В стране листопадии.

6

4

1

1

3.3.

41-46.

Лесное царство.

6

6

1

3.4.

47-50.

Королевство спелых плодов.

4

3

1

4.

51-71

Работа с тканью.

21

16

1

2

2

4.1.

51-60

Коллаж.

10

8

1

1

4.2.

61-71

Изонить.

11

8

1

1

1

5.

72.

Заключительное занятие

1

1

Итого.

72

44

4

4

7

                                 

Содержание программы.

           1.Вводное занятие (1часа).

Тема: Техника безопасности. Правила поведения в творческом объединении. Понятие о материалах и инструктажах.

Цель: знакомство с детьми. Введение в программу Д/О и т/о НТМ. Техника  безопасности. Правила дорожного движения.

Задачи:

1.создать условия для адаптации учащихся  в т/о  НТМ.

2.познакомить учащихся с правилами поведения, с т/б  при работе с инструментом.

3.закрепить ПДД.

4.развивать мотивационно-побудительные качества учащихся.

5.воспитывать уважительное отношение друг к другу, к труду.

6.сформировать представление детей о содержании программы и видах деятельности в УДОУ и т/о.    

Правила поведения т/о «Волшебные пальчики»

      1.Приходи на занятия творческого объединения опрятно одетым,      чистыми

      2.На занятиях не шуми, разговаривай в полголоса.

3.Работу начинай только с разрешения руководителя.

4.Инструменты и оборудование храни только в предназначенном для этого месте.

5.Соблюдай правила работы с инструментом.

6.Во время работы содержи рабочее место в порядке и чистоте.

2.Работа с бумагой и картоном (34 часов).

2-7 Тема: Аппликация.(6 часов).

Цель: познакомить детей с видами и свойствами бумаги, способами её соединения. С понятием аппликация, её историей.

Задачи:

1.познакомить с понятием шаблон.

2.развивать и формировать навыки работы с цветной бумагой, клеем, ножницами.

3.Систематизировать знания и умения при работе с шаблоном.

4. воспитывать аккуратность и чувство цвета.

История и виды аппликации смотри приложение №1.

     Предметная аппликация 2-4 занятие.

Предметная аппликация- это наиболее простой вид аппликации.

Практическая работа: цветы, ягоды, фрукты.

     Сюжетная аппликация  5-7занятие.

Сюжетная аппликация – это аппликация из нескольких предметов.

Первым этапом выполнения сюжетной аппликации является выбор  сюжета.

Сюжет – это определённое событие, явление, изображённое в произведении. Сюжетная аппликация может быть плоской и объёмной.

Практическая работа: «Алые паруса», «Домик», «Зима».

8- 11Тема: Плоские игрушки из бумаги и картона.(4 часа)

Цель: познакомить детей с историей возникновения игрушки  и способами изготовления плоских игрушек из картона и бумаги.

Задачи:

  1. закрепить знания о бумаге и картоне, их свойствах;
  2.  научить основным способам работы с дидактическим материалом, методам выполнения изделий из бумаги;
  3. воспитание художественного вкуса;
  4.  расширение кругозора.

Виды бумаги и картона. Основные их свойства.

Способы механического воздействия на бумагу.

Плоские игрушки их применение и назначение. Сюжеты и образцы игрушек. Приемы и способы изготовления и оформления поделок. Подбор цветовых сочетаний.

Приложение №2.

Практика: изготовление поделок на темы: «Котенок», «Осьминог», «Петушок», «Гусь».

12-19. Тема: «Игрушки - дергунчики». (8часов).

Цель: познакомить с историей возникновения  дергунчеков, и способами их применения.

Задачи:

  1. расширить представление о плоских игрушках;
  2.  познакомить с особенностями игрушек -дергунчиков;
  3.  учить способам и приемам соединения дергунчиков;
  4.  развивать моторику рук;
  5.  воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Игрушки-дергунчики – один из видов игрушек. Способы соединения деталей. Приемы оформления.

Приложение №3.

Практика: изготовление игрушек-дергунчиков на тему: «Теремок», «Щенок», «Осень», «Клоун», «Буратино», «Балалаечник» и другие.

.Литература:

1.М.И. Нагибина Из простой бумаги мастерим маги. – Ярославль Академия развития 2001г.

2.В.С.Горичева, Т.В.Филиппова Мы поклеим на листок солнце, небо и цветок – Ярославль Академия, Ко Академия Холдинг 2000г.

3.Журналы Миша за 1996-1997 гг.

4.Г.И.Долженко 100 поделок из бумаги – Ярославль Академия развития 2000г.

20-23 Тема: Игрушки на конусе.(4часа).

Цель: познакомить детей с геометрическим телом конус, методом его соединения и применения.

Задачи:

1.расширять и углублять знания и представление о способах  приемах   передачи форм и строения изделия;

2. развивать творческое воображение;

3. воспитывать усидчивость, терпение, чувство взаимопомощи.

Конус геометрическое тело. Способы построения и изготовления конуса. Применение конуса при изготовлении поделок. Составление композиций, отображение пространственных связей.

Приложение № 4

Практика: изготовление игрушек на тему «Мыши», «Пингвины», «Петушок и курица» и т.д.

Варианты композиций «Лиса и заяц – сказка», «Снегурочка и дед Мороз», «В цирке».

Дети должны знать: схемы изготовления конуса; варианты составления композиционных групп; уметь: изготовить конус по схеме; изготовить игрушки на основе конуса по образцу и по представлению; составить композицию из двух и более фигур.

Литература:

1.Г.И. Долженко 100 поделок из бумаги – Ярославль Академии, Ко Академия холдинг 2000г.

2.Журналы Миша 1998-1999 гг.

24-30 Тема: Фабрика Деда Мороза(7 часов).

Цель: познакомить детей с историей  празднования Нового года, атрибутами этого праздника, способами украшения.

Задачи:

1.научить изготовлению ёлочных игрушек.

2.научить вырезать снежинки, гирлянды, фонарики.

3.научить способам изготовления масок.

4.развивать умение применить полученные знания на практике.

5.создать ситуацию успеха.

6.воспитывать умение работать в коллективе, трудолюбие, эстетический вкус.

История празднования Нового года в разных странах.

Приложение № 6.

Новый год любимый семейный праздник. К нему готовятся за долго до его наступления. Изготавливают ёлочные украшения. Украшения для комнаты, подарки для детей и взрослых.

Игрушки для ёлки: фонарики, подвески, фигурки сказочных персонажей.

Украшения для комнаты: гирлянды, снежинки.

Подарки: сюрпризные коробочки, маски.

Маски выполняются как по шаблону так и с помощью симитричного вырезания. Оформляются  маски цветной или подарочной бумагой, а так же дождём, мишурой.

Практическая работа: Дед Мороз на воздушном шаре, снежинки, маски, сюрпризные коробки, гирлянда, фонарики.

Дети должны уметь: самостоятельно изготовить игрушки на конусе и на додекаэдре.

Знать порядок выполнения гирлянды

31-33. Тема: Простейшие модели транспортной техники(3 часа).

Цель: познакомить учащихся со  объёмными и силуэтными моделями транспортной техники.

Задачи:

  1. расширение общего технического кругозора  детей;
  2. выработка практических умений при изготовлении транспортной техники;
  3.  воспитание силы воли, аккуратности, отзывчивости;
  4.  продолжать учить передавать в изделиях впечатление от окружающего мира свою фантазию.

Практика: изготовление плавающих и летающих моделей различными способами.

Моделирование автомобилей.

Дети должны знать: название и назначение транспортной техники

Литература:

1.П.Н,Андрианов, М.А., Галагузовой Развитие технического творчества младших школьников М.Просвещение 1990г.

2.А.П.Журавлева Л.А.Болотина Начальное техническое моделирование М 1982г

Тема: выставка детских работ.

Цель: проверка знаний умений навыков при работе с бумагой и картоном.

Задачи: 

1.Уметь, сделать поделку из бумаги и картона.

2.закрепить знания о бумаге и картоне.

3. воспитывать умение работать в коллективе.

 Работа с природным материалом (16 час.)

35-40 Тема: В стране листопадии (6 часов)

Цель: познакомить с различными видами листьев и трав.

Задачи:

1.познакомить с различными видами листьев, трав.

2.Научить правильно оформить гербарий.

3.формировать навыки и умения при работе с гербарием.

4.воспитыватьлюбовь к природе и к труду.

  Беседа: «У кого какие листья».

1.Какие деревья мы видели на экскурсии?

2.На что можно приклеить листья березы, клена, дуба и т.д.?

3.Какого цвета осень?

Практика: изготовление аппликации из листьев «Подводный мир. Наблюдение во время работы за уровнем подготовки детей.

Литература:

1.В.Пудова, Л.Лежнева «Игрушки из природных даров – М: «Махаон» 1999г.

2.Э.К.Гульянц, И.Я., Базик «Что можно сделать из природного материала М. Просвещение 1991 г.

41-46 Тема: Лесное царство(6 часов)

Цель: дать представление о семенах и плодах растений.

Задачи:

 1.Научить изготовлению поделок из семян и плодов.

2.развивать умения применить полученные знания на практике.

3.воспитывать эстетический вкус детей.

 Шишки плоды ели и сосны. На что похожи? Каких животных можно сделать?

Способы соединения шишек.

Практика: Изготовление диких и домашних животных из шишек.

47-50 Тема: Королевство спелых плодов.(4 часа)

Цель: расширить представление детей о плодах и семенах растений.

Задачи:

1.систиматизировать знания детей о семенах.

2.развивать умения при работе семенами.

3.воспитывать аккуратность.

Практика: аппликация «Матрёшка», «Индеец».

Вопросы и задания для контроля.

  1. Что такое природный материал?
  2. Назови плоды и семена растений?
  3. Способы соединения деталей из природного материала.
  4. Изготовить поделку из природного материала по желанию

Учащиеся должны знать: как и где собирать природный материал, как его хранить, приемы и способы изготовления поделок;

Литература

1.С.И. Гудилина «Чудеса своими руками», - М., Аквариум 1998.

2.М.И. Нагибина «Игрушки из природного материала, Ярославль Академия развития 2001.

3.В. Пудова, Л. Лежнева «С нами не соскучишься».

Работа с тканью.(21 час)

51-60 Тема: Коллаж(10 часов)

Цель: расширить и углубить знания детей об аппликации и материалах.

Задачи:

  1. учить подбирать ткань по структуре и цвету,
  2.  воспитывать желание поделиться своими знаниями с другими.

 Рисунки, картон, ткань (ситец, штапель, шерстяная ткань, сукно), клей, кисточка, ножницы, иглы, нитки.

Понятие о технике коллажа. Создание эскиза композиции. Подготовка основы для коллажа. Наклеивание деталей на основу.

Практика. Изготовление коллажа на тему «Ворона», «Морские глубины».

Приложение № 8.

Учащиеся должны знать, что такое коллаж, уметь: подобрать материал по цвету и фактуре для изготовления коллажа, сочетать различные виды материалов.

Литература:

1.Н.М.Конышева Секреты мастерства LINKA-PRESS 1997г.

2.В.Гулчева, Е.Додонова, Синяя птица.

М., СТФ-ЮС 1991г

61-71 Тема: изонить (11 часов)

 

72.Заключительное занятие(1час).

72.Выставка детских работ из различного  материала.

Цель: систематизировать знания, умения, навыки полученные детьми за год.

Задачи:

  1. подвести итоги работы за год.
  2. провести анализ детских работ.

Большое значение имеет подведение итогов работы за год, анализ и оценка детских работ. Наиболее подходящая форма оценки является выставка детских работ. Дети сами оценивают как свою работу, так и работы  товарищей. Подводя итоги выставки, учащиеся намечают  дальнейшее развитие и совершенствование творческого процесса.  

Литература

1.Н.М.Конышева Секреты мастерства LINKA-PRESS 1997г.

2.Игрушки из природных даров – Москва «Махаон» Санкт-Петербург «Валерия СПД