прием "Аналогия"
план-конспект урока на тему
открытое занятие по теме "прием Аналогия" с учащимися 1 года обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_urok_analogiya_bez_slaydov.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
План конспект
Открытого занятия с учащимися 1-го года обучения
По курсу: «ТРИЗ» Педагог ДО Лебедева Т.Г.
Дата проведения 28.11 2013 года
Тема: прием «Аналогия» (слайд 1)
Цель занятия: Знакомство с новым приемом – Аналогия
Задачи
Обучающие
- Научить сравнивать системы, находить в них сходства и различия
- Научить находить примеры аналогии в реальной жизни
- Рассказать об изобретениях, основанных на приеме «Аналогия»
Развивающие
- Развитие образного и логического мышления, памяти и внимания
- Развитие речи, пополнение словарного запаса
Воспитательные
- Воспитывать аккуратность в выполнении работы
- Воспитывать доброжелательность, чувство товарищества, умение работать в паре
Наглядные пособия
- Выставка работ, выполненных обучающимися в данной группе
- Плакаты: Система, системный оператор, аналогия
- Карточки с загадками, придуманными детьми
Оборудование и материалы
- Компьютер
- Компьютерная презентация по теме
- Материалы для каждого ученика с творческими заданиями
Организационный момент
У каждого учащегося на столе ксерокопии рисунков по теме «Аналогия», стихотворения, карточки с заданиями, цветные карандаши и ручки.
Ход занятия
- Что такое ТРИЗ? (слайд 2)
Считалка (на доске плакат с изображением ракеты)
1,2,3,4,5 – мы решили поиграть.
Появляется ракета, улетели на планету,
Полетели, полетели, и на ТРИЗ планету сели.
Чтобы начать путешествовать по стране ТРИЗ вы должны получить пропуск.
Для этого выполните задание:
Расшифруйте ребус -
- какая это цифра? (три)
- какая это буква? (з)
- какое слово здесь спряталось? (триз)
- что обозначает это слово? (слайд 3)
- Повторение (слайд 4 )
Как называются все предметы в ТРИЗе? (система)
Как называются части? (подсистема)
Как называются группы систем? (надсистема)
Как называется прием, который мы изучали на предыдущем занятии? (системный оператор)
Поиграем со словом «дерево» (слайд 5) с точки зрения системного оператора.
НС – растения, сад, лес | ||
Прошлое системы – «семя» | Настоящее С – «дерево» | Будущее С – «мебель, дом, лодка, бумага…» |
ПС –корень, стебель, крона | ||
Действие, цвет, форма С |
Чем отличаются деревья на рисунке? (формой кроны)
Перечислите эти формы: прямоугольник, треугольник, квадрат, овал, круг
Назовите количество деревьев (7)
Слайд 6
А чем теперь отличаются деревья? (цветом)
Кто догадался, как они раскрашены? (во все цвета радуги)
Молодцы, вы ответили на все вопросы и получили пропуск в страну ТРИЗ.
- Тема урока (слайд 7)
Расшифруем название нового приема, для этого поставьте буквы в обозначенном порядке. Какое слово у вас получилось? (аналогия)
Проверим! (слайд 7)
Что такое «Аналогия»? (слайд 8)
Аналогичные – значит похожие
- Примеры аналогии
Давайте разберем примеры аналогичных систем (слайд 9)
Рыба ерш – ершик для мытья посуды
Ежик – морской еж
Загадка: разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки
Что же это за лошадки, угадайте-ка ребятки! (зебра)
Проверим (слайд 10)
А что мы называем зеброй в нашем городе? (переход)
Какие, аналогичные зебре системы вы знаете? (жезл полицейского, знаки, шлагбаум) (слайд 11)
- Зарядка
- Рисовальная пауза (слайд 12)
Зайчик показывает, какой надо взять карандаш (зеленый)
Нарисуйте систему-отгадку: зимой и летом одним цветом (елка)
Теперь возьмите простой карандаш, рисуем систему под мою диктовку:
Эта система – живое существо, тело имеет форму полукруга, оно утыкано иголками, у системы маленькие глазки, длинненький носик, 4 короткие лапки.
1,2,3 мне систему покажи! (ежик)
Послушайте стих, допишите слова в рифму
Без тропинок, без дорожек,
Деловито, не спеша
Ходит-бродит серый ____ (ежик),
Тихо иглами ____ (шурша).
Говорит он пышной елке:
На тебе растут ___ (иголки).
Ты, наверно, тоже ___ (ежик),
Почему же ты без ____ (ножек)?
Проверим! (слайд 13)
Сравним эти системы. Чем они аналогичны? (колючие, с иголками, относятся к природе)
Начинаются на «Ё», четыре буквы, два слога.
Проверим! (слайд 14)
Итак, системы могут быть аналогичны по цвету, по форме, по действию.
Назовите систему, аналогичную ели по цвету (лягушка, огурец…)
А ежику? (серый волк, заяц)
Проверим! (слайд 15)
- Закрепление.
На обратной стороне листа нарисуйте три солнышка, раскрасьте их в желтый цвет.
Рядом с первым нарисуйте три предмета, аналогичных по цвету (банан, лимон, бабочка-лимонница) (слайд 16, 17)
Рядом со вторым нарисуйте три предмета, аналогичные по форме (мяч, апельсин, воздушный шарик) (слайд 18, 19)
Рядом с третьим нарисуйте три предмета, аналогичные по действию (батарея, костер, лампа, факел) (слайд 20, 21)
Итак
Системы бывают аналогичны по цвету, по форме, по действию. (слайд 22)
- Самостоятельная работа
1. Человек подсмотрел у природы и создал по аналогии много полезных вещей (слайд 23)
Рассмотрите картинку, раскрасьте ее и найдите аналогичные системы.
Назовите их!
2. На листочках написаны слова, соедините стрелочкой пары аналогичных предметов.
3. Проверьте правильность у соседа.
4. Прочитайте вслух эти слова.
5. Сравните левый и правый столбики. Что интересного заметили? (слева природа – справа творение рук человека)
- Итог занятия
Как называется прием, с которым познакомились сегодня? (слайд 24)
Дома, на листочке бумаги, запишите пары аналогичных предметов, которые вы встречали в жизни. (слайд 25)
Занятие окончено. Всем спасибо.