прием "Аналогия"
план-конспект урока на тему

Лебедева Татьяна Григорьевна

открытое занятие по теме "прием Аналогия" с учащимися 1 года обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_konspekt_urok_analogiya_bez_slaydov.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект

Открытого занятия с учащимися 1-го года обучения

По курсу: «ТРИЗ»                                                         Педагог ДО Лебедева Т.Г.

Дата проведения 28.11 2013 года

Тема: прием «Аналогия» (слайд 1)                         

Цель занятия: Знакомство с новым приемом – Аналогия

Задачи

Обучающие

  • Научить сравнивать системы, находить в них сходства и различия
  • Научить находить примеры аналогии в реальной жизни
  • Рассказать об изобретениях, основанных на приеме «Аналогия»

Развивающие

  • Развитие образного и логического мышления, памяти и внимания
  • Развитие речи, пополнение словарного запаса

Воспитательные

  • Воспитывать аккуратность в выполнении работы
  • Воспитывать доброжелательность, чувство товарищества, умение работать в паре

Наглядные пособия

  • Выставка работ, выполненных обучающимися в данной группе
  • Плакаты: Система, системный оператор, аналогия
  • Карточки с загадками, придуманными детьми

Оборудование и материалы

  • Компьютер
  • Компьютерная презентация по теме
  • Материалы для каждого ученика с творческими заданиями

Организационный момент

 У каждого учащегося на столе ксерокопии рисунков по теме «Аналогия», стихотворения, карточки с заданиями, цветные карандаши и ручки.


Ход занятия

  1. Что такое ТРИЗ? (слайд 2)

Считалка (на доске плакат с изображением ракеты)

1,2,3,4,5 – мы решили поиграть.

Появляется ракета, улетели на планету,

Полетели, полетели, и на ТРИЗ планету сели.

Чтобы начать путешествовать по стране ТРИЗ вы должны получить пропуск.

Для этого выполните задание:

Расшифруйте ребус -  

  • какая это цифра? (три)
  • какая это буква? (з)
  • какое слово здесь спряталось? (триз)
  • что обозначает это слово? (слайд 3)        

  1. Повторение (слайд 4 ) 

 

Как называются все предметы в ТРИЗе? (система)

Как называются части? (подсистема)

Как называются группы систем? (надсистема)

Как называется прием, который мы изучали на предыдущем занятии? (системный оператор)

Поиграем со словом «дерево» (слайд 5) с точки зрения системного оператора.                

НС – растения, сад, лес

Прошлое системы – «семя»

Настоящее С – «дерево»

Будущее С – «мебель, дом, лодка, бумага…»

ПС –корень, стебель, крона

Действие, цвет, форма С

Чем отличаются деревья на рисунке? (формой кроны)

Перечислите эти формы: прямоугольник, треугольник, квадрат, овал, круг

Назовите количество деревьев (7)

Слайд 6

А чем теперь отличаются деревья? (цветом)

Кто догадался, как они раскрашены? (во все цвета радуги)

Молодцы, вы ответили на все вопросы и получили пропуск в страну ТРИЗ.

  1. Тема урока (слайд 7)

Расшифруем название нового приема, для этого поставьте буквы в обозначенном порядке. Какое слово у вас получилось? (аналогия)

Проверим! (слайд 7)                

Что такое «Аналогия»? (слайд 8)

Аналогичные – значит похожие

  1. Примеры аналогии

 

Давайте разберем примеры аналогичных систем (слайд 9)

Рыба ерш – ершик для мытья посуды

Ежик – морской еж

Загадка: разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки

Что же это за лошадки, угадайте-ка ребятки! (зебра)

Проверим (слайд 10)            

А что мы называем зеброй в нашем городе? (переход)

Какие, аналогичные зебре системы вы знаете? (жезл полицейского, знаки, шлагбаум) (слайд 11)

  1. Зарядка

  1. Рисовальная пауза (слайд 12)

Зайчик показывает, какой надо взять карандаш (зеленый)

Нарисуйте систему-отгадку: зимой и летом одним цветом (елка)

Теперь возьмите простой карандаш, рисуем систему под мою диктовку:

Эта система – живое существо, тело имеет форму полукруга, оно утыкано иголками, у системы маленькие глазки, длинненький  носик, 4 короткие лапки.

1,2,3 мне систему покажи! (ежик)

Послушайте стих, допишите слова в рифму

Без тропинок, без дорожек,

Деловито, не спеша

Ходит-бродит серый ____ (ежик),

Тихо иглами ____ (шурша).

Говорит он пышной елке:

На тебе растут ___ (иголки).

Ты, наверно, тоже ___ (ежик),

Почему же ты без ____ (ножек)?

Проверим! (слайд 13)

Сравним эти системы. Чем они аналогичны? (колючие, с иголками, относятся к природе)

Начинаются на «Ё», четыре буквы, два слога.

Проверим! (слайд 14)

                         

Итак, системы могут быть аналогичны по цвету, по форме, по действию.

Назовите систему, аналогичную ели по цвету (лягушка, огурец…)

А ежику? (серый волк, заяц)

Проверим! (слайд 15)

  1. Закрепление.

 На обратной стороне листа нарисуйте три солнышка, раскрасьте их в желтый цвет.

Рядом с первым нарисуйте три предмета, аналогичных по цвету (банан, лимон, бабочка-лимонница) (слайд 16, 17)

                       

Рядом со вторым нарисуйте три предмета, аналогичные по форме (мяч, апельсин, воздушный шарик) (слайд  18, 19)

 

             

Рядом с третьим нарисуйте три предмета, аналогичные по действию (батарея, костер, лампа, факел) (слайд 20, 21)

                                     

Итак

Системы бывают аналогичны по цвету, по форме, по действию. (слайд 22)

  1. Самостоятельная работа

1. Человек подсмотрел у природы и создал по аналогии много полезных вещей (слайд 23)

Рассмотрите картинку, раскрасьте  ее и найдите аналогичные системы.

Назовите их!

2. На листочках написаны слова, соедините стрелочкой пары аналогичных предметов.

3. Проверьте правильность у соседа.

4. Прочитайте вслух эти слова.

5. Сравните левый и правый столбики. Что интересного заметили? (слева природа – справа творение рук человека)

  1. Итог занятия

Как называется прием, с которым познакомились сегодня? (слайд 24)

Дома, на листочке бумаги, запишите пары аналогичных предметов, которые вы встречали в жизни. (слайд 25)

Занятие окончено. Всем спасибо.