Образовательная программа доп. образования "МОДЕЛИРОВАНИЕ"
методическая разработка по теме
Методическая разработка программы педагога доп.образования понаучно-техническому направлению, работа с древесиной, кожей и другими материалами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emelyanova_e.v._-_kruzhok.doc | 284.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Правительство г. Санкт-Петербурга
Комитет по образованию
Государственное общеобразовательное учреждение
Лицей № 144
Калининского района
Программа рассмотрена Утверждаю
на педагогическом Директор ____________
(методическом) совете В.В.Князева
«____» _________20___г. «____» _________20___г.
Образовательная программа
дополнительного образования
«МОДЕЛИРОВАНИЕ»
Направленность программы: научно-техническая
Возраст детей 10 – 14 лет
Рассчитана на 2 года обучения
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Емельянова Елена Викторовна
Санкт - Петербург
2011 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Моделирование» имеет научно-техническую направленность и предполагает общекультурный уровень освоения.
Данная программа направлена на приобщение детей к миру общечеловеческих ценностей, на формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважения к людям труда, доброго отношения к природе, людям, бережного отношения к труду.
В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к научно-техническому и декоративно – прикладному образованию.
Научно-техническое и декоративно-прикладное творчество – основа жизни любого народа, основа его нравственности, всех представлений о добре и зле. Им пронизаны народные обряды, обычаи, все произведения народного искусства. Поэтому необычайно важно, не просто обучать, а делать это с опорой на народный опыт, на вековые народные ценности, показывая детям, как продукт труда истинных умельцев становится настоящим произведением искусства. Необходимо научить обучащихся ценить настоящую красоту народного искусства, научить навыкам работы с природными материалами – древесиной, кожей, через изучение традиций, обычаев народов, научить их не просто изготовить изделие из древесины, кожи и природного материала, но и суметь объяснить сокровенный смысл народного рисунка, орнамента.
Актуальность программы
В последние годы актуальным стало возрождение традиционных народных промыслов моделирования, одно из направлений которого всегда присутствовало в нашей жизни – это работа с древесиной, кожей и природного материала. Актуальность данной программы заключается в соединении умственного, научно-технического и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
Моделирование развивает интерес, любознательность, а это очень важно, чтобы обучающиеся не впадали в скуку, в уныние, что ведет к нежелательным последствиям в формировании личности ребенка. Именно такая работа позволяет комплексно решать эстетические, нравственно-волевые задачи, такие как – умение планировать свою деятельность, целеустремленностью, умение доводить начатое дело до конца, усидчивость, внимание, аккуратность, желание помочь друг другу, ценить результаты работы, восхищаться и т.д. Для педагогов же особенно важным в этом виде ручного и механизированного труда является то, что оно развивает мелкую моторику рук у детей, так как доказано, что прослеживается четкая взаимосвязь между развитием подвижности пальцев рук и развитием речи, логического мышления.
Новизна программы состоит в том, что процесс обучения ручного труда идет параллельно с изучением традиционной русской национальной культуры, а также заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении научно-технических и декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы технологии резьбы по дереву, мозаики, работа с кожей начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.
Оригинальность программы определяется выбором тем, их построением, методическими формами и приемами. Работа по программе предполагает наличие основательной материально – технической базы. Каждую тему программы сопровождает блок методических и дидактических материалов, куда входит иллюстрационно – демонстрационный блок:
- Образцы различных видов техники моделирования из древесины, кожи и природного материала
- Раздаточный материал
- Учебно-популярная литература.
Результатом этого является более глубокое знание предмета, создание психологического комфорта в коллективе, при котором открывается возможность гармоничного воспитания детей.
Цель программы:
обучение основам различных видов техник моделирования из древесины, кожи и природного материала, воспитание бережного отношения к русским народным традициям. Сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.
Основные учебно – воспитательные задачи дополнительной образовательной программы «Моделирование».
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
Обучающие:
- обучить различным видам техники моделирования из древесины, кожи и природного материала
- дать представление о русском народном творчестве
- познакомить с историей древесины, кожи и природного материала.
Развивающие:
- развитие интереса к научно-техническому и декоративно-прикладному творчеству
- развитие творческих способностей обучащихся
- развитие мелкой моторики рук, памяти, внимания, эстетического вкуса.
Воспитательные:
- формирование общей культуры личности
- формирование профессионального видения прекрасного в произведениях декоративно-прикладного и научно-технического творчества
- воспитание трудолюбия, потребности в труде, уважения к людям труда.
1-й год обучения
Обучающие
- Формировать пространственное представление, научно-техническое и художественно – образное восприятие действительности.
- Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта.
- Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины.
- Изучить технологию работы лобзиком.
- Изучить технологию работы выжигателем.
- Изучить технологию работы с кожей.
- Научить работать различными инструментами, приспособлениями.
Развивающие:
- Развивать научно-технические и художественно – творческие способности обучащихся.
- Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром.
- Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности.
Воспитательные:
- Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края.
- Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества.
- Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие.
- Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.
2-й год обучения
Обучающие:
- Возрождать старинные виды декоративно – прикладного творчества.
- Учить различать породы деревьев, выбирать пригодные для резьбы, способы хранения древесины.
- Изучить технологию мозаики.
- Изучить технологию контурной резьбы.
- Изучить технологию плоскорельефной резьбы по дереву.
Развивающие:
- Формировать творческую индивидуальность в различных направлениях научно-технического и декоративно – прикладного творчества.
- Овладеть различными специальными терминами в разговорной речи.
- Сформировать представление о народном мастере как творческой личности.
- Сформировать у детей мировоззрение, открытое российским национальным традициям, проникнутое любовью к природе и народной культуре.
Воспитательные:
- Приобрести знания основ культуры и искусства наших предков.
- Развить у обучающихся навыки познавательной, творческой деятельности.
Программа по моделированию из древесины, кожи и природного материала ориентирована на детей в возрасте от 10 до 15 лет.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
2 раза в неделю по 2 часа.
Возможна индивидуальная работа с одаренными детьми.
Основная форма работы на занятиях: групповая и индивидуальная.
Механизм оценивания результатов
по программе «Моделирование»
Цели контроля:
- Определение оценки знаний, умений и навыков, которые получают учащиеся в процессе обучения.
- Выявление пробелов в знаниях учащихся.
- Определение степени комфортности обучающихся в коллективе.
- Определение уровня развития творческих способностей обучающихся в процессе обучения.
Оценка результативности проводится через тематические контрольные проверки знаний, умений и навыков обучающихся. По данной программе используются следующие формы занятий и контроля:
- Беседы
- Объяснения
- Рассказы
- Практические работы
- Выставки
- Творческие отчеты
- Творческие показы
- Использование дидактических методик для выявления комфортности обучающихся, выявление организаторских и коммуникативных способностей.
Характеристика ожидаемых результатов 1-го года обучения
В результате прохождения данной программы дети
должны знать:
- принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
- основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
- научно-технические, физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
- способы разметки по шаблону и чертежу;
- принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
- назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика);
- иметь понятие о конструировании и моделировании;
- способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
- основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
- историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в области экономики;
- основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
- основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
- технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием.
Должны уметь:
- рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила техники безопасности;
- уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
- определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
- производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
- применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
- использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
- выполнять простейшие столярные операции;
- производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
- самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
- экономно расходовать материалы и электроэнергию;
Характеристика ожидаемых результатов 2-го года обучения
Должны знать:
- основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
- основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
- технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
- разные виды резьбы и их особенности;
- способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
- правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Должны уметь:
- выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
- затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
- выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
- выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;
- проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
- бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами.
Обучащиеся должны освоить, отработать и закрепить следующие -
Навыки:
- владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;
- выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;
- владения основными элементами графической грамотности;
- выполнения плоскостной разметки;
- разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;
- выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы.
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная;
- коллективная (звеньевая).
Критерии и показатели оценки знаний.
Прямые:
- теоретический уровень знаний;
- степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
- применение полученных знаний на практике;
- соблюдение технических и технологических требований;
- качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
- изготовление изделия в установленные нормы времени;
- соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.
Косвенные:
- экономия материалов;
- желание трудиться;
- познавательная активность и творческий подход;
- самостоятельность;
- партнёрские отношения при совместной работе.
Методы обучения
- Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
- Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
- Практические: практические занятия;
- Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование, моделирование;
- Эвристический: продумывание будущей работы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- Выставки детского творчества
- Участие детей в районных, городских выставках научно-технического и декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.
- Итоговая аттестация.
Учебно-тематический план
1 год обучения 144 часа | ||||
№п/п | Содержание темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практические работы | ||
Раздел I. Выпиливание лобзиком (51 час) | ||||
1.1 | Вводное занятие. Охрана труда, электро- и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. | 2 | 2 | |
1.2. | Основы материаловедения. | 2 | 2 | |
1.3. | Материалы, инструменты и приспособления. | 4 | 2 | 2 |
1.4. | Виды резьбы по дереву. | 4 | 2 | 2 |
1.5 | Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. | 2 | 2 | |
1.6 | Технические приёмы выпиливания орнамента, подставки для салфеток, разделочные доски, вазы. | 4 | 1 | 3 |
1.7 | Сборочные и отделочные работы. | 4 | 1 | 3 |
1.8 | Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. | 2 | 2 | |
1.9 | Работа над конструкцией изделий. | 15 | 1 | 14 |
1.10 | Построение орнамента. | 6 | - | 6 |
1.11 | Отделка изделия. | 2 | - | 2 |
1.12 | Изготовление изделия. | 4 | 4 | |
51 | 15 | 36 | ||
Раздел II. Художественное выжигание (40 часов) | ||||
2.1 | Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. | 1 | 1 | |
2.2 | Декорирование изделий выжиганием. | 1 | 1 | - |
2.3 | Основы композиции. | 2 | 1 | 1 |
2.4 | Подготовка заготовок к работе. | 2 | 2 | |
2.5 | Технология декорирования художественных изделий выжиганием. | 4 | 1 | 3 |
2.6 | Основные приёмы выжигания. | 4 | 1 | 3 |
2.7 | Технология выполнения приёмов выжигания | 4 | 4 | |
2.8 | Отделка изделия. | 4 | 4 | |
2.9 | Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. | 12 | - | 12 |
40 | 5 | 35 | ||
Раздел III. Работа с кожей (53 часа) | ||||
3.1 | Организация рабочего места. Подготовка кожи. | 4 | 1 | 3 |
3.2 | Инструменты и вспомогательные материалы | 2 | 1 | 1 |
3.3 | Некоторые виды работы с кожей | 10 | 2 | 8 |
3.4 | Панно «Грибочек», «Цветы», «Парус» | 12 | - | 12 |
3.5 | Панно по выбору | 21 | 3 | 20 |
3.6 | Подготовка к выставке. Выставка детского творчества | 4 | ||
53 | 7 | 44 |
Содержание программы
Раздел I. Выпиливание лобзиком (51час)
Тема 1.1. Охрана труда, электро- и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.
Теория. Введение. ТБ, электро- и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика.
Тема 1.2. Основы материаловедения
Теория. Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.
Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления
Теория. Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.
Тема 1.4. Виды резьбы по дереву.
Теория. Народные художественные традиции; Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание
Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и медведь).
Тема 1.5. Технология выпиливания лобзиком как разновидность
оформления изделия.
Теория. Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы лобзиком
Практическая работа: изготовление подвижной игрушки (крестьянин и медведь).
Тема 1.6. Технология выпиливания орнамента.
Теория. Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента, применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку.
Практическая работа: выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет.
Тема 1.7. Технология сборочных и отделочных работ.
Теория. Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Форма и конструкция деталей.
Практическая работа: зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки.
Тема 1.8 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.
.Теория. Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. - Назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- орнаментальные розетты и полосы;
- сетчатый орнамент.
Тема 1.9. Работа над конструкцией изделия.
Теория. Работа над конструкцией изделия.
- Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.
Практическая работа: сборка корзиночки для конфет.
Тема 1.10. Построение орнамента.
Практическая работа: перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии.
-Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.
Тема 1.11. Отделка изделия.
Практическая работа: отделка изделия.
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- облицовывание шпоном;
- циклование и шлифование;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Тема 1.12. Изготовление изделия.
Практическая работа: выполнение настенного панно.
Раздел II. Художественное выжигание (40 часов)
Тема 2.1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.
Теория. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем.
Правила:
- поведения и техники безопасности;
- пожарной и электробезопасности;
- пром.санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.
Тема 2.2. Технология декорирования изделий выжиганием.
Теория. Технология декорирования изделий выжиганием
. - Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания.
Тема 2.3. Основы композиции.
Теория. Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электровыжигателем. Основы композиции. - Основные принципы композиции;
- форма и конструкция изделия.
Тема 2.4.. Подготовка заготовок к работе.
Практическая работа: подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине
- Основные требования к инструменту;
- уход за инструментом..
Тема 2.5. Теория. Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
- Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания;
- способы соединения деталей;
- сборка изделия;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Практическая работа: выполнение контурного выжигания
Тема 2.6. Основные приёмы выжигания.
Теория. Технология основных приёмов выжигания.
Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания.
Тема 2.7. Технология выполнения приёмов выжигания
Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания. Выполнение настенного панно.
Тема 2.8. Отделка изделия.
Практическая работа: выполнение настенного панно.
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Тема 2.9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.
Практическая работа: выполнение настенного панно
- Форма и конструкция изделия;
- назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- изделия со сложным орнаментом.
Раздел III. Работа с кожей (53 часа)
Тема 3.1 Организация рабочего места.
Теория: технология изготовления изделий из кожи. Организация рабочего места. ТБ при работе с кожей.
Практическая работа: подготовка кожи.
Тема 3.2. Инструменты и вспомогательные материалы
Теория: ознакомить с инструментами и вспомогательными материалами.
Практическая работа: Работа инструментом при работе с кожей.
Тема 3.3. Некоторые виды плетения
Теория: технология некоторых видов работы с кожей. Ознакомить с простыми способами работы с кожей, резка, обжиг, обжаривание.
Практическая работа: изготовление панно с обжигом.
Тема 3.4. Корзина для грибов
Практическая работа: плетение корзины для грибов. Плетение веревочкой в три прута с послойным плетением ( 4 часа)
Тема 3.5. Корзина с обручем
Теория: Технология плетения корзины с обручем (1 час).
Практическая работа: плетение корзины с обручем Плетение веревочкой в три прута с послойным плетением. (4 часов)
Тема 3.6.Итоговая аттестация (знание теории и практики в форме выставки детского творчества).
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
по разделам и темам
№ п/п | Наименование раздела и темы | Форма занятий | Приемы и методы | Форма подведения итогов | Средства обучения |
Раздел I. Выпиливание лобзиком | |||||
1.1 | Охрана труда, электро- и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. | Беседа | Словесно-наглядный. Приучение к выполнению требований | Вводная диагностика | Раздаточный материал |
1.2. | Основы материаловедения. | Объяснение | Словесно-наглядный | Обобщающая беседа | Таблицы, инструменты и принадлежности |
1.3 | Материалы, инструменты и приспособления. | Объяснение | Словесно-наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
1.4. | Виды резьбы по дереву. | Объяснение | Словесно-наглядный | Анализ работ, выставка | Таблицы инструменты и принадлежности |
1.5. | Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | Таблицы инструменты и принадлежности |
1.6 | Технические приёмы выпиливания орнамента. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
1.7 | Сборочные и отделочные работы. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
1.8 | Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
1.9 | Работа над конструкцией изделия. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
1.10 | Построение орнамента. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
1.11 | Отделка изделия. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
1.12 | Изготовление изделия. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
Раздел II. Художественное выжигание | |||||
2.1 | Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. | Беседа | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.2 | Декорирование изделий выжиганием. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.3 | Основы композиции. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.4 | Подготовка заготовок к работе. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.5 | Технология декорирования художественных изделий выжиганием. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.6 | Основные приёмы выжигания. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.7 | Технология выполнения приёмов выжигания | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.8 | Отделка изделия. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.9 | Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
Раздел III. Работа с кожей | |||||
3.1 | Организация рабочего места. Заготовка прута. | Беседа | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
3.2 | Инструменты и вспомогательные материалы | Беседа | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
3.3 | Некоторые виды работы с кожей | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
3.4 | Панно | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
3.5 | Панно | Объяснение | Словесно наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
3.6 | Выставка детского творчества |
Оснащение каждого занятия
Каждый ребенок должен иметь:
Карандаш Линейка Ластик | Тетрадь Ручка циркуль | Пилки для лобзика Электровыжигатель Акварель или гуашь | Копирка Кисти Стакан для воды |
Учебно-тематический план
2 год обучения (144 часа) | ||||
№п/п | Содержание темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практические работы | ||
Раздел I. Мозаика (44 часа) | ||||
1.1 | Виды мозаики по дереву | 2 | 2 | |
1.2. | Материал | 2 | 2 | |
1.3. | Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ | 1 | 1 | |
1.4. | Приемы выполнения мозаики | 12 | 2 | 10 |
1.5 | Орнамент | 1 | 1 | |
1.6. | Сюжетный набор | 12 | 1 | 11 |
1.7. | Наклеивание мозаичного набора на основу | 8 | 1 | 7 |
1.8 | Отделка мозаичного набора | 6 | 1 | 5 |
44 | 11 | 33 | ||
Раздел II. Резьба по дереву (100 часов) | ||||
2.1 | Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева. | 2 | 2 | |
2.2 | Виды резьбы | 2 | 2 | |
2.3 | Материал | 1 | 1 | |
2.4 | Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву | 1 | 1 | |
2.5 | Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. | 6 | 6 | |
2.6. | Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы. | 22 | 1 | 21 |
2.7 | Контурная резьба | 22 | 1 | 21 |
2.8. | Рельефная и скульптурная резьба | 1 | 1 | |
2.9 | Отделка и реставрация резных изделий | 5 | 5 | |
2.10 | Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку. | 6 | - | 6 |
2.11 | Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой. | 8 | 8 | |
2.12 | Изготовление набора из двух разделочных досок. | 22 | 22 | |
2.13 | Выставка детского творчества | 2 | 2 | |
100 | 9 | 91 |
Содержание программы
Раздел I. Мозаика
Тема 1.1 Виды мозаики по дереву
Теория: Из глубины веков. Основные виды мозаики по дереву Технико-технологические сведения:
- виды резьбы;
- отличительные черты;
- особенности композиции орнаментов;
- подготовка изделия к резьбе;
- приемы и способы выполнения мозаичных наборов;
- отделка изделия;
- требования к качеству работ;
- безопасность труда.
Тема 1.2. Материал
Теория: Материал, текстура древесины. Цвет и блеск древесины.
Тема 1.3. Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ
Теория: Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ. Рабочее место.
Тема 1.4. Приемы выполнения мозаики
Теория: Технология выполнения мозаики. Подготовка рисунка для мозаичного набора, Изготовление деталей. Фигурный набор шпона. Технико-технологические сведения:
- принципы творческой переработки природных форм в орнаментные мотивы и сюжетные композиции;
- своеобразие трактовки форм растений, фигур птиц и животных выполняемых в технике резьбы и мозаики по дереву;
- зарисовки растений, птиц, животных;
- понятие о колорите;
- цветовой круг;
- цвета в композиции;
- однотонная и многоцветная композиция.
Практическая работа: Выполнение мозаики типа паркета.
Тема 1.5. Орнамент
Теория: Технология изготовления орнамента Общие сведения об орнаменте. Геометрический, растительный, геральдический.
Тема 1.6. Сюжетный набор
Теория: технология выполнения сюжетного набора.
Практическая работа: выполнения сюжетного набора.
Тема 1.7. Наклеивание мозаичного набора на основу
Теория: технология наклеивания мозаичного набора на основу.
Практическая работа: Подготовка основы. Прессование. Приготовление и нанесение клея.
Тема 1.8. Отделка мозаичного набора
Теория: технология отделки мозаичного набора Технико-технологические сведения:
- материалы, инструменты, приспособления;
- технология отделки изделия;
- качество мозаичных работ;
- безопасность труда.
Практическая работа: отделка мозаичного набора.
Раздел II. Резьба по дереву
Тема 2.1. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
Теория: Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
Технико-технологические сведения:
- правила поведения в мастерских;
- основные направления работы;
- задачи на год.
Тема 2.2. Виды резьбы
Теория: технология выполнения плосковыемчатой, плоскорельефной, рельефной, прорезной, домовой, скульптурной резьбы.
- виды резьбы по дереву;
- их характерные особенности и разновидности;
- правила безопасности труда при работе режущими инструментами.
Тема 2.3. Материал
Теория: технология подготовки материала, Выбор материала Технико-технологические сведения:
- декоративные свойства дерева;
- клеи, склеивание, облицовывание художественных изделий;
- отделочные материалы и отделка;
- способы предупреждения и устранения дефектов.
Тема 2.4. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву
Теория : Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву.
Тема 2.5. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. Технико-технологические сведения:
- виды ручного инструмента;
- требования к нему;
- технология изготовления;
- подготовка к работе.
Практическая работа: Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.
-Изготовление ножа-косяка;
- одностороннего прокола;
- двухстороннего прокола;
- подготовка к работе.
Тема 2.6. Геометрическая резьба по дереву.
Теория: технология выполнения геометрической резьбы по дереву. Технико-технологические сведения:
- история возникновения и развития;
- особенности;
- элементы геометрической резьбы;
- сочетание различных элементов;
- способы вычерчивания орнамента;
- материалы, инструменты;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе.
Практическая работа: Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.
Подготовка к резьбе. Резьба прямых двухгранных выемок. Резьба трехгранных выемок. Выполнение скобчатых порезок (лунок) Технико-технологические сведения:
Сочетание треугольников:
- с прямыми и кривыми сторонами;
- со сторонами разной длины;
- с миндалевидными углублениями;
- морщинистая резьба;
- безопасность труда при резьбе.
Тема 2.7. Контурная резьба
Теория Технология выполнения контурной резьбы Технико-технологические сведения:
- своеобразие резьбы;
- особенности композиции орнаментов;
- подготовка изделия к резьбе.
Практическая работа: Выполнение орнамента.
Тема 2.8. Рельефная и скульптурная резьба
Теория :технология выполнения рельефной и скульптурной резьбы Технико-технологические сведения:
- виды плоскорельефной резьбы;
- художественно-стилевые особенности резьбы;
- материалы, инструменты и приспособления;
- приемы выполнения видов резьбы;
- требования к качеству резьбы;
- безопасность труда при ее выполнении.
Тема 2.9. Отделка и реставрация резных изделий
Практическая работа: Отделка и реставрация резных изделий Технико-технологические сведения:
- отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Тема 2.10. Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку.
Практическая работа Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку. Технико-технологические сведения:
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе.
Тема 2.11. Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой. Практическая работа Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой Технико-технологические сведения:
- подбор материала;
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- способы выполнения резьбы;
- отделка изделия;
- безопасность труда при резьбе.
Тема 2.12. Изготовление набора из двух разделочных досок.
Практическая работа Изготовление набора из двух разделочных досок. Технико-технологические сведения:
- подбор материала;
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- выполнение резьбы;
- отделка изделия;
- безопасность труда при резьбе.
Тема 2.13. Итоговая аттестация.
Выставка работ, их обсуждение. Выставка детского творчества.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
по разделам и темам
№ п/п | Наименование раздела и темы | Форма занятий | Приемы и методы | Форма подведения итогов | Средства обучения |
Раздел I. Мозаика | |||||
1.1 | Виды мозаики по дереву | Беседа | Словесно-наглядный. Приучение к выполнению требований | Вводная диагностика | Раздаточный материал |
1.2. | Материал | Объяснение | Словесно-наглядный | Обобщающая беседа | Таблицы, инструменты и принадлежности |
1.3 | Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ | Объяснение | Словесно-наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
1.4 | Приемы выполнения мозаики | Объяснение | Словесно-наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
1.5 | Орнамент | Объяснение | Словесно-наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
1.6. | Сюжетный набор | Объяснение | Словесно-наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
1.7. | Наклеивание мозаичного набора на основу | Объяснение | Словесно-наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
1.8 | Отделка мозаичного набора | Объяснение | Словесно-наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
Раздел II. Резьба по дереву | |||||
2.1 | Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева. | Беседа | Словесно-наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.2 | Виды резьбы | Объяснение | Словесно-наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.3 | Материал | Объяснение | Словесно-наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.4 | Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву | Беседа | Словесно-наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.5 | Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. | Объяснение | Словесно-наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.6. | Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы. | Объяснение | Словесно-наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.7 | Контурная резьба | Объяснение | Словесно-наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.8. | Рельефная и скульптурная резьба | Объяснение | Словесно-наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.9 | Отделка и реставрация резных изделий | Объяснение | Словесно-наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.10 | Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку. | Объяснение | Словесно-наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.11 | Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой. | Объяснение | Словесно-наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.12 | Изготовление набора из двух разделочных досок. | Объяснение | Словесно-наглядный | Анализ работ, выставка | инструменты и принадлежности |
2.13 | Выставка детского творчества. Итоговое занятие. |
Ожидаемые результаты:
Итогом каждого года обучения является выставка поделок и изготовление стендов, оформление фойе школы и классов, участие в различных районных конкурсах декоративно-прикладного искусства.
Условия реализации программы.
Направление работы кружка в большой степени зависит от материальной базы школы.
В школе имеется кабинет, который отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности.
Для воплощения творческих идей обучающихся, занимающихся в кружке декоративно-прикладного творчества, требуется большое количество разных материалов, которые приобретаются по договоренности за счет родителей: древесина, лобзики, пилки для лобзиков, наборы резцов для работ с древесиной, наждачная бумага, лак для древесины.
Библиографический список
для педагога дополнительного образования:
1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978
2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.
3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.
4. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
5. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.
6. Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ -М.: Рипол классик, 2004.
7. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.
8. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.
9. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001.
10. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001.
11. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 1993.
12. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.
13. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995.
14. Подгорный Н. Резьба. Мозаика. Гравирование. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2000.
15. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.
16. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 1998.
17. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск: Современное слово, 2000.
18. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся VIII - IX классов средней образовательной школы. Профиль - художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1989.
19. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.
20. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.
Библиографический список
для учеников:
1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.
2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.
3. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
4. Плетение из лозы. /Сост. Лисин А.С../. - С-Пб.: Корона принт, 1999.
5. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.
6. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.
7. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 2007.
8. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 2010.
9. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 2010.
10. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 2010.
11. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 2010.
12. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. -Минск.: Элайда, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....
Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....
Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.
В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 108 часов.Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 144 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...