Образовательная программа по классу баяна «Современный курс изучения и освоения инструмента»
рабочая программа по теме
Образовательная программа «Современный курс изучения и освоения инструмента» направлена на обучение игре на готово-выборном баяне и включает в себя приобретение теоретических знаний и практических навыков игры на инструменте. Разработана на основе примерной программы для ДМШ и ДШИ «Музыкальный инструмент баян» г.Москва 2005г. и на основе собственного педагогического опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_nizov_d.n.doc | 305 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление администрации по социальным вопросам
г. Дзержинский Московская область
Муниципальное образовательное учреждение Дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа»
Принято Педсоветом МБОУ ДОД «ДМШ» Протокол №____________________ «____»__________________2012 г | «УТВЕРЖДАЮ» директор МБОУ ДОД ДМШ _________________Н.И. Удельнова «_____»_______________2012 г. |
Образовательная программа
по классу баяна
«Современный курс изучения и освоения инструмента»
Срок реализации 5 лет
Возраст обучающихся – с 7 лет.
Автор:
Низов Дмитрий Николаевич
Преподаватель дополнительного образования детей
г. Дзержинский Московская область
2012 г.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………-3-
Учебно-тематический план……………………………………………..-5-
Содержание программы………………………………………………..-19-
Методическое обеспечение программы………………………………-24-
Прогнозируемый результат……………………………………………-26-
Список используемой литературы……………………………………-27-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «Современный курс изучения и освоения инструмента» направлена на обучение игре на готово-выборном баяне и включает в себя приобретение теоретических знаний и практических навыков игры на инструменте. Разработана на основе примерной программы для ДМШ и ДШИ «Музыкальный инструмент баян» г.Москва 2005г. и на основе собственного педагогического опыта.
Направленность данной дополнительной образовательной программы – художественно - эстетическая.
Актуальность изучения и освоения баяна заключается в восстановлении русских народных традиций и в воспитании художественно-эстетического вкуса в ребенке.
Новизна данной программы «Современный курс изучения и освоения инструмента» заключается в том, что в ней учитывается неоднородность контингента обучающихся по уровню способностей, сформировавшихся вкусов и потребностей. В условиях дополнительного образования детей усложняется процесс освоения традиционных образовательных программ. Построение учебного процесса по принципам единообразия и усредненности тормозит развитие обучающихся. Для обеспечения результативного процесса необходимы дифференцированные модели обучения. Именно поэтому данная программа предполагает 3 уровня обучения: для одаренных детей (продвинутый), для детей, имеющих средние способности (основной), и для детей, имеющих низкий уровень способностей (облегченный). Также новизной данной образовательной программы является особый подход к выбору современного репертуара.
Цель программы - эстетическое развитие личности обучающегося посредством обучения игре на музыкальном инструменте - готово-выборном баяне. Создание условий учащихся к познанию и свободой творческого владения инструментом, посредством овладения навыками импровизации и игры по слуху.
Реализуется она через решение следующих задач:
1.Обучающие: обретение комплекса необходимых технических, теоретических и исполнительских знаний, способствование освоению музыкальной терминологии, связанной с обучением игре на готово-выборном баяне.
2.Развивающие: развитие творческих способностей обучающихся, их музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости, исполнительских качеств; развитие аккомпаниаторских навыков и навыков игры по слуху; формирование представления об основных направлениях в музыкальном искусстве, о выразительных средствах музыкального искусства.
3.Воспитательные: воспитание активных эрудированных культуропользователей; привить любовь к музыке, искусству в целом, труду и самосовершенствованию.
Данная программа отличается от уже существующих дополнительных образовательных программ тем, что здесь разработаны новые критерии оценок:
Высокий уровень – творческая оценка, самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания; точное, выразительное его исполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность.
Средний уровень – эмоциональный интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако, ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.
Низкий уровень – мало эмоционален, безразлично относится к музыке, к музыкальной деятельности.
Программа рассчитана на 3 этапа: 1 этап 1-2 год обучения – младшие классы
2 этап 3-4 год обучения – средние классы
3 этап 5-6 год обучения – старшие классы
Занятия должны проходить с учетом развития обучающихся, поэтому в этой программе предлагается условно разделить обучающихся по уровню способностей на 3 группы:
1. Группа А - наиболее развитые дети
2. Группа В - обучающиеся со средними способностями
3. Группа С - обучающиеся с низкими способностями
Всегда возможен переход детей из одной условной группы в другую по итогам экзамена, либо по усмотрению педагога.
Учебно-тематический план.
1-2 класс (младшие классы)
№ | Тема | Теория | Практика |
1 | Упражнения на разные виды техники | 2 час | 2 часа |
2 | Гаммы | 2 часа | 4 часа |
3 | Этюды | 3 часа | 7 часов |
4 | Пьесы малых форм | 4 часа | 8 часов |
5 | Пьесы крупных форм | 4 часа | 8 часов |
6 | Полифонические пьесы (С третьего года) | 4 часа | 8 часов |
7 | Игра в ансамбле | 2 часа | 6 часов |
8 | История исполнительства на народных инструментах | 2 часа | 2 часа |
9 | Подбор по слуху | 1 час | 3 часа |
Итого: | 15 час. | 58 час. | |
Итого: | 72 часа. |
Учебно-тематический план.
3-4 класс (средние классы)
№ | Тема | Теория | Практика |
1 | Упражнения на разные виды техники | 1 час | 4 часа |
2 | Гаммы | 2 часа | 4 часа |
3 | Этюды | 2 часа | 8 часов |
4 | Пьесы малых форм | 2 часа | 10 часов |
5 | Пьесы крупных форм | 2 часа | 10 часов |
6 | Полифонические пьесы (С третьего года) | 2 часа | 10 часов |
7 | Игра в ансамбле | 2 часа | 6 часов |
8 | История исполнительства на народных инструментах | 2 часа | 2 часа |
9 | Подбор по слуху | 1 час | 3 часа |
Итого: | 15 час. | 58 час. | |
Итого: | 72 часа. |
Учебно-тематический план.
5-6 класс (старшие классы)
№ | Тема | Теория | Практика |
1 | Упражнения на разные виды техники | 1 час | 4 часа |
2 | Гаммы | 1 час | 5 часов |
3 | Этюды | 2 часа | 8 часов |
4 | Пьесы малых форм | 3 часа | 7 часов |
5 | Пьесы крупных форм | 4 часа | 8 часов |
6 | Полифонические пьесы (С третьего года) | 4 часа | 8 часов |
7 | Игра в ансамбле | 3 часа | 5 часов |
8 | История исполнительства на народных инструментах | 2 часа | 2 часа |
9 | Подбор по слуху | 2 часа | 2 часа |
Итого: | 15 час. | 58 час. | |
Итого: | 72 часа. |
Учебно-тематический, репертуарный план
1. | Первый класс. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
1 класс
Годовые требования.
За год учащийся должен знать:
Основы начальной музыкальной грамоты. Аппликатура правой и левой руки в гаммах. Основные приемы игры на инструменте. Основные штрихи и динамические оттенки.
Связь динамических оттенков с движением меха.
Уметь играть:
1. Упражнения на разные виды техники:
- Гаммообразные упражнения на отработку различных штрихов: Legato, staccato, marcato;
2. Гаммы:
- Гамма C-dur правой рукой штрихами legato и staccato, традиционной аппликатурой;
- Гамма a-moll правой рукой штрихами legato и staccato, традиционной аппликатурой;
3. Этюды:
1-2 этюда для развития игры разными штрихами, и на развитие левой руки;
4. Пьесы малых форм:
5-6 пьес различного характера.
Примерный репертуарный список:
Этюды:
1. Группа А - наиболее развитые дети
4 Этюда C-dur из "Школы И. Прайслера"
Г. Беренс Этюд C-dur
В. Накапкин Этюд C-dur
Ю. Смородников 4 этюда C-dur
2. Группа В - обучающиеся со средними способностями
Ю. Смородников Этюд F-dur
Е. Гнесина Этюд C-dur
И. Беркович Этюд C-dur
3. Группа С - обучающиеся с низкими способностями
Е. Чернявская Этюд C-dur
А. Жилинский Этюд C-dur
Пьесы:
1. Группа А - наиболее развитые дети
"Василек" детская песенка
Е. Телищева "Праздничная елочка"
А. Филиппенко "Про лягушку и комара"
Д. Кабалевский Маленькая полька
К. Мясков "Веселая песенка"
Ж. Верклен "Городские часы"
С. Майкопар "Первые шаги"
2. Группа В - обучающиеся со средними способностями
М. Музуфаров "Дождик"
К.М. фон Вебер "Колыбельная"
Д. Шостакович "Марш"
А. Островский "Спят усталые игрушки"
3. Группа С - обучающиеся с низкими способностями
т.н.п. "Апипа"
т.н.п. "Сария"
р.н.п. "Как под горкой"
б.н.п. "Колыбельная"
у.н.п. "Веселые гуси"
2. | Второй класс. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
2 класс
Годовые требования.
За год учащийся должен знать:
Специфику исполнения нового приема игры мехом: тремоло мехом.
Знать аппликатуру мажорных гамм и арпеджио с каждого ряда. Основные интервалы и аккорды. Начальные знания об игре в ансамбле и основы подбора по слуху.
Уметь играть:
1. Упражнения на разные виды техники:
- упражнения на различные виды работы мехом: разжим, сжим, тремоло восьмыми, деташе;
- Гаммообразные упражнения со второго и третьего ряда;
2.Гаммы:
-Все мажорные и минорные гаммы с первого ряда двумя руками, штрихами legato и staccato, традиционной и позиционной аппликатурой;
Этюды:
- Этюды на развитие мелкой техники и техники арпеджио;
4. Пьесы малых форм:
- Разнохарактерные пьесы; пьесы различные по стилю, форме и жанру.
Вальсы, польки и марши.
5. Основы игры по слуху:
Простейшие русские народные песни и танцы. Уметь подобрать отдельно мелодию и гармонию.
6. Игра в ансамбле:
Развитие у обучающегося умений и навыков ансамблевой игры.
Игра в ансамбле с преподавателем.
Примерный репертуарный список:
Этюды:
1. Группа А - наиболее развитые дети
Г. Вольфарт 15 этюдов для детей
Л. Шитте Этюд G-dur
А. Долинский Этюд F-dur
2. Группа В - обучающиеся со средними способностями
Е. Гнесина Этюд E-dur
В. Курочкин Этюд a-moll
3. Группа С - обучающиеся с низкими способностями
Л. Шитте Этюд d-moll
Пьесы:
1. Группа А - наиболее развитые дети
К.М. фон Вебер "Песня русалки"
Ф. Шуберт "Вальс"
Б. Калатаунд "Гавот"
П. Хаджиев "Прелюдия"
2. Группа В - обучающиеся со средними способностями
И. Шамо "Не шуми, калинушка"
В. Накапкин "Игривая полька"
М. Монно "Веселый жан"
Л. Прима "Пой, пой, пой"
3. Группа С - обучающиеся с низкими способностями
В. Пери "Мюзетт"
у.н.т. "Метелица"
р.н.п. "Чернобровый, черноокий" Обработка В. Бухвостова
р.н.п. "Хуторок"
Русские народные песни и танцы для подбора по слуху:
«Во поле береза стояла».р.н.п.
«Зайчик» (составители Нестеров А., Чиняко А)
«Ивушка».р.н.п. (составители Нестеров А., Чиняко А)
«Как под горкой под горкой под горой». р.н.п.
«Ты пойди моя соловушка домой». р.н.п.
«По малину в сад пойдем» р.н.п.
«Долговязый журавель» р.н.п.
«Кот-мурлыка, ходит»
Пьесы для исполнения в дуэте или ансамбле:
В. Агафонников. Три пьесы из музыкального цикла «Музыкальные игры»:
Соловушка и дрозд; Солнышко; Жалоба;
В. Семенов «Вальс кукол».
3. | Третий класс. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
3 класс
Годовые требования
За год учащийся должен знать:
Короткие и длинные арпеджио. Традиционную и позиционную аппликатуру минорных гамм натурального, гармонического и мелодического вида с первого, второго и третьего ряда. Особенности исполнения деташе мехом на баяне или аккордеоне.
Строение и особенности крупной формы как в оригинальной литературе для баяна, так и в переложении.
Уметь играть:
1. Упражнения на разные виды техники:
- Гаммообразные упражнения позиционной аппликатурой с 1-го, 2-го и 3-го ряда;
- Арпеджированные упражнения на развитие независимости пальцев;
2. Гаммы:
-Все мажорные и минорные гаммы с первого, второго и третьего рядов, штрихами legato и staccato, традиционной и позиционной аппликатурой;
3. Этюды:
- Этюды на развитие мелкой и крупной техники позиционной аппликатурой, а также этюды на различные виды техники для развития техники игры левой руки.
4. Пьесы малых форм:
Пьесы включающие в себя сложные ритмы, новые жанры и стили.
Пасодобль, фокстрот, танго.
5. Пьесы крупных форм:
Исполнение произведений крупной формы написанных в оригинале для баяна, а также исполнение произведений крупной формы в переложении для баяна.
6. Игра в ансамбле:
Сложные солирующие партии, партии первого или второго баяна из оркестровых сочинений.
Примерный репертуарный список
Этюды:
1. Группа А - наиболее развитые дети
К. Черни 10 этюдов из op.23
А. Гедике 20 этюдов
2. Группа В - обучающиеся со средними способностями
В. Подгорный Этюд es-moll
3. Группа С - обучающиеся с низкими способностями
В. Власов Этюд h-moll
Пьесы:
1. Группа А - наиболее развитые дети
р.н.п. "То не ветер ветку клонит"
"Подмосковная хороводная" Обр. В. Баканова
р.н.п. "Утушка луговая" Обр. Н. Чайкина
2. Группа В - обучающиеся со средними способностями
у.н.п."Ой за гаем, гаем" Обр. В. Подгорного
Д. Пьерпонт "Колокольцы"
Е. Дербенко "Веселое настроение"
3. Группа С - обучающиеся с низкими способностями
б.н.т. "Крыжачок"
т.н.п."Память"
Пьесы крупных форм:
1. Группа А - наиболее развитые дети
В. Семенов "Детская сюита"
Е. Дербенко "Детская сюита"
2. Группа В - обучающиеся со средними способностями
В. Золотарев "Детские сюиты"
3. Группа С - обучающиеся с низкими способностями
Чимароза Сонаты
Пьесы для исполнения в дуэте или ансамбле:
В. Власов. Маленькая сюита в 5-ти частях:
Репка.
Сорока.
Как идут часы
Три медведя.
Коза – дереза.
4. | Четвертый класс. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
4 класс
Годовые требования
За год учащийся должен знать:
Аппликатуру короткого и длинного арпеджио двумя руками. Аппликатуру мажорных и минорных гамм в терцию. Специфику исполнения трехдольного и четырехдольного рикошета мехом. Особенности строения полифонических произведений.
Уметь играть:
1. Упражнения на разные виды техники:
Комплекс упражнений с 1-3 класс. Аккордовая и репетиционная техника. Полифоничекие упражнения для развития многоголосного мышления.
2.Гаммы:
- Все мажорные и минорные гаммы в терцию с первого, второго и третьего рядов штрихами legato и staccato, переменными штрихами: 2 legato 2 staccato,и наоборот, переменными длительностями.
3. Этюды (4-5 года):
- Этюды на развитие чередования мелкой крупной и аккордовой техники традиционной и позиционной аппликатурой;
4. Пьесы малых форм:
Исполнение более сложных пьес по форме, стилю написания и художественному образу.
5. Пьесы крупных форм:
Сонаты и сюиты как в переложении, так и в оригинале для баяна или аккордеона.
6. Полифонические пьесы:
Несложные инвенции, маленькие фуги, контрастные и подголосочные фуги.
7. Игра в ансамбле:
Развитие у обучающегося умений и навыков ансамблевой игры при игре в дуэте, трио, квартете, а также сложные солирующие партии, партии первого или второго баяна из оркестровых сочинений.
8. Подбор по слуху:
Развитие в обучающемся умений и навыков подбора произведений разных стилей и эпох по слуху. Развитие музыкального слуха.
Примерный репертуарный список
Этюды:
1. Группа А - наиболее развитые дети
Е. Дербенко 5 этюдов
К. Черни Этюды op. 20-23
2. Группа В - обучающиеся со средними способностями
А. Гедике Этюды в переложении для бана В. Семенова
3. Группа С - обучающиеся с низкими способностями
Г. Беренс 20 этюдов
Пьесы:
1. Группа А - наиболее развитые дети
П.Чайковский "Неаполитанская песенка"
Д. Верди "Марш" из оперы "Аида"
А. Мотов "Колобок"
2. Группа В - обучающиеся со средними способностями
б.н.т. "Кюй"
М. Глинка "Жаворонок"
у.н.п. "Ехал казак за дунай"
3. Группа С - обучающиеся с низкими способностями
И. Паницкий вариации на тему р.н.п. "Светит месяц"
В. Корнев "Виртуоз"
Пьесы крупных форм:
А. НаЮнКин " Детская сюита"
А. Кукубаев "Тема с вариациями"
В.А. Моцарт Легкие сонаты
Полифонические произведения:
И.С. Бах Маленькие прелюдии
И.С. Бах 2-ух голосные инвенции
Игра в ансамбле:
А. Жигалов "Русский танец"
П. Макконен "Плывущий в звездной пыли"
Е. Дербенко "Озорные наигрыши"
Русские народные песни и танцы для подбора по слуху:
«Белая лебедь, красавица-девица»
«Ой, со вечора с полуночи»
«Ой, ходила дивчина»
«Полосынька»
«Пастушка»
«Пойду ль я, выйду ль я»
5. | Пятый класс. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
5 класс
Годовые требования
За год учащийся должен знать:
Историю развития исполнительства на русских народных инструментах. Музыкально-исполнительские термины. Специфику комплекса приемов игры мехом: тремоло мехом, деташе, дубль штрих, трехдольный и четырехдольный рикошет мехом.
Уметь играть:
1. Упражнения на разные виды техники:
Комплекс упражнений с 1-5 класс с тематическим и темповым усложнениями.
2.Гаммы:
Все мажорные и минорные гаммы в терцию и сексту с первого, второго и третьего рядов штрихами legato и staccato, переменными штрихами: 2 legato 2 staccato,и наоборот, переменными длительностями.
3. Этюды:
Этюды на разные виды техники, а также комплекс более сложных концертных этюдов.
4. Пьесы малых форм:
Весь комплекс пьес с 1-5 год обучения включающий в себя пьесы композиторов разных эпох, стилей и направлений, в том числе народные пьесы и обработки, для развития у обучающегося ориентации в стилях и направлениях в музыке, воспитания художественного вкуса, поддержания народных традиций и знакомства с новыми веяниями в музыке на примере пьес малых форм современных композиторов.
5. Пьесы крупных форм:
Весь комплекс пьес с 1-5 год обучения.
Развитие в ученике ориентации в стилях и направлениях в музыке, воспитания художественного вкуса, развитие умений и навыков игры пьес крупных форм: сонат, сюит, партит, концертов, рапсодий, классических вариаций различных стилей и эпох.
6. Полифонические пьесы:
Инвенции, маленькие фуги, контрастные и подголосочные фуги.
Развитие умений и навыков игры полифонических пьес, развитие полифонического слуха, то есть, умения слышать все голоса и выделять основной.
7. Игра в ансамбле:
Концертная практика обучающегося в качестве солиста с ансамблем или оркестром русских народных инструментов.
8. Подбор по слуху:
Умение определить на слух тональность и гармонические особенности различных произведений разного уровня сложности. Аккомпанирование вокальным и инструментальным солистам.
Примерный репертуарный список:
Этюды:
1. Группа А - наиболее развитые дети
- Ф. Лист «Концертные этюды»
2. Группа В - обучающиеся со средними способностями
- Д. Крамер «Концертные этюды в джазовом стиле»
3. Группа С - обучающиеся с низкими способностями
- Е. Дербенко «Концертные этюды для баяна».
Пьесы:
1. Группа А - наиболее развитые дети
П. Чайковский "Детский альбом"
П. Макконен "Лебеди"
П. Макконен "Красный велосипед"
2. Группа В - обучающиеся со средними способностями
А. Пиаццолла 20 танго
А. Курамшин Фантазия на 2 татарские темы
И. Паницкий вариации на тему р.н.п. "Полосонька"
3. Группа С - обучающиеся с низкими способностями
А. Шалаев Муз. картина "В путь"
П. Фроссини "Марипозита"
Пьесы крупных форм:
1. Группа А - наиболее развитые дети
П. Макконен сюита "Планеты"
В. Дмитриев "Детская сюита"
Д. Скарлатти соната C-dur
В. Семенов "Болгарская сюита"
2. Группа В - обучающиеся со средними способностями
Д. Скарлатти соната E-dur
В. Золотарев Соната №2
3. Группа С - обучающиеся с низкими способностями
А. Журбин Концертный диптих
В. Золотарев Детская сюита 1-6
Полифонические произведения:
1. Группа А - наиболее развитые дети
И.С. Бах 3х голосные инвенции
П. Фугацца прелюдии и фуги
2. Группа В - обучающиеся со средними способностями
Д. Букстехуде Прелюдии и фуги
3. Группа С - обучающиеся с низкими способностями
М. Регер Прелюдии и фуги
Игра в ансамбле:
Вл. Золоторев. Камерная сюита.
Е.Дербенко. Детская сюита.
Вл. Зубицкий. Сюита для баяна №1, 2.
Русские народные песни и танцы для подбора по слуху:
«Ой, пид вишнею» укр.н.п. обработка А.Марьина
«Как в лесу, лесу, лесочке» вариации на тему р.н.п.
«Сею, вею» р.н.п.
«Выйду ль я на реченьку» р.н.п.
М. Черемухин «Кубанская плясовая».
Содержание программы.
Первый класс.
Тема 1. Посадка и постановка.
Учитывая индивидуальные физиологические данные учащегося подбирается музыкальный инструмент. Педагогом выявляется нужный уровень подставки для ног и регулируется уровень плечевых ремней и уровень отдельного ремня левого полукорпуса. Определяется основная посадочная зона на стуле.
Тема 2. Ознакомление с аппликатурой правой руки.
Закрепление за каждым пальцем порядкового номера. Игра поочередно четными и нечетными пальцами. Игра «Повтори за мной» (педагог называет номер пальца и ноту, которую надо сыграть). Распределение функций большого пальца и мизинца.
Тема 3. Исполнение однооктавных гамм правой рукой.
Исполняется гамма C-Dur в одну октаву с аппликатурой 1-3, 1-4. Устроняются основные проблемы с положением руки при подвороте большого пальца. Затем исполняются гаммы с ключевыми знаками: G-Dur, F-Dur, D-Dur.
Тема 4. Ознакомление с расположением басов и аккордов в левой руке.
Цитируются отрывки из истории создания инструмента и объясняются конструктивные особенности баяна и аккордеона. На нарисованной схеме ученику разъясняется расположение основного и вспомогательного басового ряда, а также рядов мажорных, минорных, уменьшенных аккордов.
Тема 5. Одноголосные пьесы.
Разучиваются несложные одноголосные пьесы, такие как «Василек», «Частушка», «Как под горкой, под горой». Основная сложность заключается в добавлении к одноголосной простой мелодии в правой руке гармонии в исполнении левой рукой.
Тема 6. Особенности движения меха.
Объяснение учащемуся звукообразующих законов игры мехом на баяне. Исполнения ряда упражнений мехом, таких как «Эхо», «Волна», «Гром», где учащийся нажимает воздушный клапан и выполняет движения мехом в разных направлениях.
Тема 7. Основы музыкальной грамоты.
Нотоносец, ноты, тональности, ключевые знаки. Размеры, ритм, основные длительности и их счет. Начальный комплекс знаний возрастает по степени наращивания и усложнения репертуара учащегося.
Тема 8. Связь динамических оттенков с движением меха.
Необходимо развить у учащегося постоянное чувство контроля за уровнем нажима левой руки на отдельный ремень левого полукорпуса. Объяснить, что сила атаки на клавишу не влияет на уровень динамики, а весь звуковой баланс зависит от уровня потока воздуха на голосовой язычок инструмента.
Второй класс.
Тема 1. Закрепление основ посадки за инструментом и постановки игрового аппарата.
Педагог должен осуществлять постоянный контроль за посадкой учащегося за инструментом на протяжении всего обучения. Из года в год меняются физиологические особенности ученика и крайне важно менять по новым параметрам инструмент, регулировать длину плечевых ремней, принимать решение по поводу подставки. Все эти факторы влияют главным образом на состояние ученика во время игры на инструменте. Так же ученик должен научиться самостоятельно делать правильный выбор стула, диапазона инструмента, выполнять регулировку ремней, строго выполнять установки педагога при постановке и корректировки игрового аппарата. Локоть правой руки должен всегда находиться в правильном положении, не заваливаться и тем самым зажимать игру правой руки. Кисть должна находиться в свободном состоянии.
Тема 2. Исполнение мажорных гамм в одну октаву с трех рядов двумя руками.
Особые трудности учащийся испытывает при игре гамм двумя руками. Кажется очень не удобным то, что клавиатуру левой руки не видно и приходится визуально контролировать правую руку, а в левой руке довериться тактильным ощущениям и правильной аппликатуре. Аппликатура для всех мажорных гамм на основных рядах в левой руке одна. Поэтому выучив один раз остается лишь переносить руку к другим нотам позиция же остается прежней. Аппликатура правой руки с каждого ряда разная, поэтому у ученика в сравнении с первым годом обучения существенно возрастают технические задачи.
Тема 3. Работа над качеством движений меха (звуковедение).
На примере русской народной песни «Калинушка» кантиленного плана оттачивается мастерство владения движениями меха. Очень важно выполнить динамические задачи произведения и при этом не нарушать гармонических функций и формы сочинения.
Тема 4. Разнообразие динамических оттенков.
С помощью регистров и конечно же силой движения меха изучаются все виды динамических оттенков от ppp до fff. Используются отрывки произведений по очереди исполняемые разными динамическими нюансами. В игрой форме подбираются различные художественные образы для того или иного динамического оттенка.
Тема 5. Дальнейшее изучение музыкальной грамоты.
Знаки альтерации, квинтовый круг, сложные размеры, ритмы. Интервалы и аккорды. Триоли, синкопы, залигованные ноты. Изучаются музыкальные термины.
Тема 6. Ознакомление с арпеджио, интервалами и аккордами правой рукой.
В игре гамм добавляется не только левая рука и все 3 ряда правой руки, но и новые виды технических элементов, такие как арпеджио, аккорды и интервалы. Учащемуся объясняются принципы игры гамм и арпеджио и их правильная аппликатура. Арпеджио исполняется как короткое так и длинное, затем добавляется партия левой руки. Объясняется как строятся основные интервалы и аккорды, а затем уже с грамотной аппликатурой интервалы и аккорды исполняются в используемых тональностях.
Тема 7. Работа над музыкальным произведением: характер, форма, темп.
Используются программные сочинения в которых явно выражено общее настроение, характер и форма. «Танец пастушка», «Вечерняя молитва», «Вальс на празднике» и т.д.
Учащийся понимает смысл исполняемой музыки и вместе с педагогом ищет нужные динамические градации, темп и общий характер звучания пьесы.
Тема 8. Изучение новых приемов игры мехом.
Добавляем к обычным движениям меха на разжим и сжим поочередное чередование разжим и сжим более мелкими длительностями- 8 и 16. Прием называется тремоло мехом. В основном он используется на тремоло различных интервалов и аккордов. Исполняется в подражании балалайки, домры, скрипки.
Тема 9. Основы игры по слуху.
Учитель исполняет простейшие одноголосные мелодии правой рукой, а ученик пробует определить на слух исполняемые мотивчики затем уже пытается подобрать мелодию на инструменте. Постепенно уровень мелодий меняется и ученика прививается основа игры по слуху.
Тема 10. Ознакомление с основами игры в ансамбле.
В дуэте с преподавателем исполняются пьесы по специальности. Ученик играет произведение по нотам, а педагог импровизирует и меняет свою партию. Формируется понимание принципы ансамблевого и оркестрового исполнительства.
Третий класс.
Тема 1. Исполнение всех мажорных и минорных гамм с первого, второго и третьего рядов штрихами legato и staccato, традиционной и позиционной аппликатурой.
Так как на баяне с каждого ряда один вид аппликатуры на все гаммы, то сложность заключается лишь в переносе позиции в новую тональность. Особое внимание уделяется минорным гаммам, а именно гармоническому и мелодическому виду. Также гаммы исполняются разными штрихами, можно менять штрихи между руками, например правая staccato левая legato и наоборот.
Тема 2. Исполнение коротких и длинных арпеджио различной аппликатурой.
При игре на 5-ти рядном баяне существует масса вариантов аппликатуры. Можно исполнить гамму традиционной и позиционной аппликатурой, а также с использованием дополнительных рядов.
Тема 3. Изучение новых приемов игры мехом.
Новый прием игры мехом – деташе мехом. Часто используется в аккордовой технике в подражании игры смычком скрипки. В отличие от тремоло мехом этот прием включает в себя и игру рукой и дробление мехом, так же напоминает гитарный прием игры.
Тема 4. Чтение с листа как отдельный предмет.
Для того, чтобы учащийся мог самостоятельно проиллюстрировать себе любую пьесу из любого сборника нот и вводится отдельно занятие чтением с листа. Подбирается нотный материал совсем простых пьес и затем из урока в урок усложняется. Ученик должен прочитать пьесу с листа в небыстром темпе, но с минимальными текстовыми потерями.
Тема 5. Звуковедение в произведениях кантиленного характера.
Подбирается максимально удобная схема смены меха для того, чтобы не было ни одного некачественного взятия или снятия звука. Так же при исполнении кантилены надо особо проследить то, чтобы не было выдувания звука и дополнительных интонаций.
Тема 6. Изучение крупной формы.
На примере простых детский сюит и легких сонат преподносится ученику материал крупных форм, представляющий собой какой-либо завершенный цикл. Особенным интересом пользуются программные сочинения. Детские сюиты с понятными по художественному образу названиями: «Коза», «Елочка», «Юла».
Тема 7. Обучение навыкам импровизации и аккомпанемента.
Попробовать с учеником «побаловаться» с исполняемыми пьесами. Видоизменить основной ритм, добавить дополнительные вспомогательные темы, украшения и мелизмы. Главная задача это создание творческой свободы ученика и импровизации в определенных тональных условиях.
Тема 8. Продолжение изучения основ игры по слуху.
Усложнение материала для подбора по слуху. Использовать мелодии для подбора по слуху в более сложных тональностях.
Четвертый класс.
Тема 1. Короткое и длинное арпеджио двумя руками.
Короткое и длинное арпеджио исполняется двумя руками как традиционной, так и позиционной аппликатурой. В партии левой руки используются основной и вспомогательный ряд басов, а также выборная система.
Тема 2. Все мажорные и минорные гаммы в терцию двумя руками в тональностях от 3 до 5 ключевых знаков.
Условия игры гамм остаются прежними, но гамма исполняется не одноголосно в правой руке, а в терцию.
Тема 3. Изучение новых более сложных приемов игры мехом.
Добиться от учащегося исполнения трехдольного и четырехдольного рикошета. Суть приема игры мехом состоит в том, что исполнитель ударяет верхней крайней частью левого полукорпуса о верхнюю неподвижную часть правого полукорпуса. При возвращении левого полукорпуса происходит рикошет нижних частей.
Тема 4. Упражнения на развитие беглости правой и левой руки.
Существует целый комплекс упражнений для развития беглости рук. Г. Шендерев, В. Семенов, К .Черни, Ф. Лист, Г. Шрадик. Применяются для разыгрывания в начале урока в комплексе с гаммами.
Тема 5. Дальнейшее развитие аккомпаниаторских и импровизационных навыков.
На каждом уроке выделяется 5-10 минут, чтобы учащийся мог с нескольких проигрываний ему запоминать мелодию и определять тональность. Полезно сольфеджировать вместе с игрой на инструменте и педагогом.
Тема 6. Чтение с листа сложных музыкальных произведений.
Музыкальные произведения со сложными ритмами, ключевыми знаками, насыщенные аккордами, интервалами, скачками, сменами размеров. Пьесы исполняются в среднем темпе 2-3 раза, затем в конечном подвижном темпе.
Тема 7. Изучение полифонических произведений.
История создания и происхождения полифонической музыки. Объясняется логика строения полифонии. Педагог исполняет прелюдии, маленькие фуги и хоралы. Затем учащийся определяет сколько в них участвует голосов.
Тема 8. Смешанные и ломаные ритмы. Сложные размеры.
Прослушиваются записи разной национальной музыки и танцевальные мелодии разных стран. Определяются основные ритмы и их ломаные сбивки. Исполняется танго, фокстрот, краковяк, а затем более сложные ламбада и т.д.
Тема 9. Игра солирующих партий в ансамбле или оркестре народных инструментов.
Объясняются основные функции оркестра народных инструментов. Ученик должен справиться с сольными разделами партии первого или второго баяна школьного оркестра народных инструментов.
Тема 10. Подбор по слуху сложных мелодий, песен и разнохарактерных танцев.
При особых успехах учащегося в игре по слуху задаются сложные мелодии для определения учащимся по слуху и сразу же исполнения их на своем инструменте. Педагог в особо сложных моментах сам подыгрывает учащемуся и помогает перейти из одного раздела в другой.
Пятый класс.
Тема 1. Короткое и длинное арпеджио, аккорды двумя руками.
К игре арпеджио добавляется также и игра аккордов. Левой рукой на выборной системе набирается полный аккорд как и в правой руке, при игре на основных басовых рядах исполняется лишь 1 ступень каждого аккорда.
Тема 2. Все мажорные и минорные гаммы в сексту двумя руками в тональностях от 5 до 7 ключевых знаков.
Усложняется ориентирование в клавиатуре большим количеством ключевых знаков. Все гаммы исполняются в сексту. Основная задача добиться игры гамм в сексту в хорошем темпе как четвертями, так и восьмыми и шестнадцатыми нотами.
Тема 3. Владение всем комплексом приемов игры мехом: тремоло мехом, деташе, трехдольный и четырехдольный рикошет мехом.
Задача педагога так подобрать репертуар, чтобы в произведениях были использованы все современные приемы игры мехом и тремоло мехом и деташе, трехдольный и четырехдольный рикошет.
Тема 4. Изучение музыкально-исполнительских терминов и истории развития исполнительства на русских народных инструментах.
Учащийся должен точно знать историю создания и совершенствования своего инструмента, а также известных российских и международных исполнителей на народных инструментах. К окончанию школы учащийся должен знать все итальянские музыкальные термины и все нотные обозначения.
Тема 5. Дальнейшее развитие аккомпаниаторских и импровизационных навыков.
Одним из важнейших навыков аккомпанемента и импровизации является умение сходы подыграть вокалистам. Вокалисты поют в своих удобных тональностях и нужно уметь не только подобрать исполняемую мелодию, но и транспонировать ее в нужную тональность. Воспитание таких качеств у выпускника является конечным итогом преподавания ему игры по слуху.
Тема 6. Чтение с листа произведений написанных в смешанных размерах, разных формах и стилях.
За годы обучения в музыкальной школе у учащегося должны развиться хорошие навыки чтения с листа и учащийся должен уметь исполнить с листа произведения повышенной сложности.
Тема 7. Подробная работа над выпускной программой.
Выпускная программа должна раскрывать лучшие исполнительские качества учащегося и максимально отражать его внутренний духовный мир. За годы обучения педагог уже должен твердо знать репертуарные предпочтения ученика и сделать лучший выбор выпускной программы.
Тема 8. Совершенствование исполнительских навыков.
Для совершенствования исполнительских навыков учащемуся очень полезно чаще выступать в школьных и городских концертах, проигрывать программу в акустически различных аудиториях и концертных залов. На уроках стоит заниматься над целостностью звучания произведений, большее внимание уделять художественному образу.
Тема 10. Игра солирующих партий в ансамбле или оркестре народных инструментов.
Учащийся в выпускном классе должен исполнить сольную партию либо с оркестром народных инструментов, либо в ансамбле баянистов и аккордеонистов.
Тема 11. Подбор по слуху сложных мелодий, песен и разнохарактерных танцев.
Учащийся должен овладеть всем спектром приемов игры по слуху и уметь быстро ориентироваться в тональностях и гармониях подбираемой музыки. Будь то народный танец, песня, вальс или марш.
Методическое обеспечение.
Занятия предполагают прослушивание аудио записей, просмотр видео концертов, посещение концертов и участие в мастер-классах.
Использую в работе следующие современные образовательные технологии
(по Г.К.Селевко):
- Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили.
Главными целями данной технологии является формирование творческих отношений с учащимся. Отношение добра, отзывчивости, сопереживания, дружбы, взаимопомощи, уважения к личности – основа совместной работы учителя и детей. Самостоятельность ученика в решении творческих вопросах. Улучшение качества работоспособности и усвоения учебного материала.
- Игровые технологии
Игровые методы обучения применяются с целью повышения мотивации учащихся к обучению, а также творческого развития каждого ребенка, исходя из гуманистического подхода к воспитанию. Игра способна даже сухую информацию сделать яркой и запоминающейся.
- Проблемное обучение
Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков. Развитие познавательных и творческих способностей. Повышение прочности знаний. Усвоение способов самостоятельной деятельности. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
- Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков).
Индивидуальный подход - это:
1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;
2) ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним;
3) учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения;
4) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.
- Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин,В.К.Дьяченко)
Основные преимущества КСО:
1) в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логических мышления к понимания;
2) в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
3) Участвуют все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная, вербальная;
4) каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
5) повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
6) отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
7) формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
8) обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.
- Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.
Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей. Подготовка личности “информационного общества”.
Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить.
Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
- Система развивающего обучения Л.В.Занкова
Развивающая система обучения Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Чтобы урок был по-настоящему «развивающим, нужно соблюдать заповеди занковского урока.
Первая заповедь - идти от детей. Важно научиться любить детей понимать и принимать их такими, какие они есть, слышать их, уважать мнение каждого. Вторая заповедь – урок начинается с урока. Развивающий урок – это урок мы ведём совместно с детьми. Процесс обучения строится таким образом, чтобы ученик сам добывал знания самостоятельно, а учитель помогал ему, направляя на нужный путь. Ошибка ученика становится находкой для учителя. Это третья заповедь. Именно ошибка позволит ученику задуматься, попытаться разобраться самому, а если не получится, на помощь придут одноклассники. Четвёртая заповедь занковского урока – доверять силам детей. Если соблюдать меру трудности, ученики смогут использовать уже имеющиеся у них знания в новой ситуации, сами выйдут на открытие нового материала.
- Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
Формирование теоретического сознания и мышления, усвоение учебного знания на уровне научных понятий. Акцент на формирование способов умственных действий. Воспроизведение в учебной деятельности детей логики научного познания. Учащиеся должны уметь делать содержательные обобщения – конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем, удерживаемых в таком единстве, которое обеспечивает мысленные переходы от частного к всеобщему и обратно. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их обратно.
- Личностно-ориентированное развивающее обучение(И.С.Якиманская)
Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка. Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъектный) опыт ребенка. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.
Прогнозируемый результат.
Предполагается, что по окончании изучаемого курса обучающийся:
- сформирует представления об основных направлениях в музыкальном искусстве, о выразительных средствах музыкального искусства;
- приобретет навыки игры на готово-выборном баяне;
- разовьет свои творческие способности, музыкальный вкус, эмоциональную отзывчивость, исполнительские качества;
- станет активным эрудированным культуропользователем;
- разовьет устойчивый интерес к занятиям музыкой и научится ориентироваться в музыкальных стилях;
- сформирует навыки разбора и исполнения произведений простой и крупной формы, а также произведений полифонического склада, свободно читать нотный текст несложных произведений;
- овладеет основными приемами звукоизвлечения, динамическими оттенками и штрихами;
- овладеет комплексом технических навыков для исполнения произведений разнообразной фактуры;
- овладеет навыками игры в ансамбле;
- овладеют начальными навыками игры по слуху и транспонирования.
Уровень успешности обучения проверяется на экзаменах, академических концертах, где дети демонстрируют знания, умения, навыки в области игры на инструменте: техническое развитие обучающегося, ладовое мышление, развитие навыков транспонирования, владение основными формулами инструментальной техники в неразрывной связи с культурой звукоизвлечения.
Список используемой литературы.
Школы и учебные пособия.
- А. Басурманов "Самоучитель игры на баяне" Издательство «Музыка» 2001г.
- Б.М. Егоров "Школа игры на баяне" Издательство М., РАМ им. Гнесиных 1975г.
- Ф. Липс "Искусство игры на баяне" Издательство «Музыка» 2004г.
- Журнал "Народник" Издательство «Музыка» ежемесячно
- М.И. Имханицкий "Портреты баянистов" Издательство М., РАМ им. Гнесиных 2002г.
- А. Дмитриев "Позиционная аппликатура на баяне" Издательство «Композитор» 2003г.
- М.И. Имханицкий «История баянного и аккордеонного искусства» Издательство М., РАМ им. Гнесиных 2006г.
- Антология баянной музыки Составитель Ф. Липс Издательство «Музыка».
- М.И. Имханицкий "История исполнительства на народных инструментах" Издательство М., РАМ им. Гнесиных 2002г.
- М.И. Имханицкий "Новое о штрихах и артикуляции на баяне" Издательство М., РАМ им. Гнесиных 1997г.
Сборники.
- Баян в музыкальной школе 3-5 класс вып.2 Москва.1969. Составитель П. Лондонов
- Баян в музыкальной школе 5 кл. 1969. вып.3.Москва.Составитель С.Павин
- Педагогический репертуар баяниста. Вып.6 «Музыка». Москва. 1967.
- Хрестоматия педагогического репертуара для баяна. 1-2кл. ДМШ. «Музыка».Москва.1966.СоставительА.Онегин.
- Этюды для баяна. Вып.6.Москва. Советский композитор. 1975. Составитель В.Грачёв.
- Этюды на различные виды техники 5 кл.Киев.1976. Составители А.Ф.Нечипоренко, В.В.Угринович
- Хрестоматия педагогического репертуара для баяна 5 кл. «Музыка». Москва. 1968. Составители В.Горохов, А.Онегин
- Онегин А. Школа игры на баяне. «Музыка». Москва. 1984
- Хрестоматия баяниста «Музыка». Москва. 1979. Составители А.Нестеров и А.Чиняко
- Репертуар баяниста. Вып.7 Москва. 1966
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые подходы к изучению и освоению ритмических структур в ряде форм токе-фламенко.
Рассмотрен новый подход к освоению ритмики Булериаса....
Статья "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
В данной статье описаны современные методы и педагогические технологии, используемые учителем Зуботаревой Е.Н.в обучении английскому языку...
Статья изучение стратегии освоения таблицы умножения в начальных классах.
Данная статья помогает выявить познавательные стратегии школьников при освоении таблицы умножения. Разработаны упражнения с использованием знаково-символических моделей и приемов запоминания действий ...
Статья "Требования к предметным результатам освоения курса.Изучение предметной области "Математика"
Требования к предметным результатам освоения курса. Изучение предметной области "Математика"...
Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)
Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)...
Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)
Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)...
Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)
Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)...