Роль семьи в развитии речи ребенка
консультация по теме

Конакова Ирина Вячеславовна

         Большую роль в становлении личности играет речь. Речь- инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, мы способствуем развитию его интеллекта и высших эмоции, подготавливаем  условие для успешного обучения в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_semi_v_razvitii_rechi_rebenka.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в развитии речи ребенка

        Большую роль в становлении личности играет речь. Речь- инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, мы способствуем развитию его интеллекта и высших эмоции, подготавливаем  условие для успешного обучения в школе.

        Овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. И мы, взрослые, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Поэтому  очень  важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

        Взрослые должны говорить ясно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не съедать слогов и окончаний слов. Особенно четко нужно произносить незнакомые для ребенка и длинные слова. Вы должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. 

        Некоторые родители необъективны в оценке речи своего ребенка. Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша, они долгое время лепечут с ним, искажают слова, имитируя детскую речь. Это не только не стимулирует ребенка к овладению правильным  звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки. В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, при которых он будет испытывать удовлетворение от общения со взрослыми, получать от них новые знания, обогащать свой словарный запас, учиться правильно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать. Постарайтесь почаще гулять с ребенком. Во время прогулок обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, библиотеки и т.д. Расскажите ребёнку, для чего они нужны, кто в них работает. Наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка.

        Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите о их назначении. Предложите внимательно рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь детей), учите наблюдать, сравнивать предметы и явления.  

        Важную роль в развитии речи ребенка играют детские книги. Они должны соответствовать  возрасту ребенка, быть доступны пониманию. Не следует ограничивать ребенка только пассивным слушанием того, что вы читаете. Время от времени полезно прерывать чтение и  обсуждать услышанное. Поддерживайте желание высказаться, поговорить о героях сказки, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью. Если же ваш ребёнок искажает слова – не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить.

        Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания.

        Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки, поддержать разговор на знакомую ему тему, не должен допускать грамматические ошибки. Если у ребенка есть проблемы и вовремя не оказать ему помощь, то в школьном возрасте трудности значительно возрастают: ребенок станет плохо справляться со звуковым анализом слов, писать так, как говорит, испытывать затруднения при чтении. Не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – это помощь логопеда (консультация ).

        Усвоение правильной речи- необходимое условие для овладения грамотой  учебы в школе. Поэтому в первую очередь в логопедический пункт зачисляются те дети, которые в будущем году пойдут в первый класс. Но помимо занятий с логопедом, очень важно заниматься с ребенком самостоятельно. Первое и самое основное правило-это:

- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

        Родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.
При выполнении домашних задании:

-родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком заданий;
- задания должны быть прочитаны ребенку и выполняться до конца.

        Родители должны создать все необходимые условия детям для закрепления усвоенных ими речевых навыков. Хвалите, подбадривайте ребенка, радуйтесь его успехам, а самое главное будьте терпеливы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в развитии речи ребенка

Рекомендации родителям по развитию речи детей дошкольного возраста в домашней обстановке....

О роли родителей в развитии речи ребенка

Информирование родителей об участии  в речевом развитии...

Родительское собрание на тему "Роль семьи в развитии речи ребенка"

Родительское собрание на тему "Роль семиь в развитии речи ребенка"...

Консультация для родителей " Роль семьи в развитии речи ребенка "

Вовремя заметить трудности, разобраться в причине речевых нарушений - первоначальная задача молодого родителя "...

Роль семьи в развитии речи ребенка

Брошюра "Роль семьи в развитии речи ребенка" (практические советы для родителей)...

Консультация для родителей в старшей группе «Роль семьи в развитии личности ребенка. Цели воспитания»

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители....

Родительское собрание в 5 классе на тему: «Роль семьи в развитии одаренности ребенка»

Материал направлен на обеспечение психологической подготовки родителей, необходимой для стимулирования и развития потенциальных творческих возможностей ребенка....