Слайд 1
Положение о научном обществе учащихся «Камертон» МБОУ ДОД «ДШИ» г. Трехгорный
Слайд 2
Пояснительная записка Для успешного существования в динамическом окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. В современном стремительно меняющемся мире развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная деятельность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников. А как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетенции в любой сфере деятельности и даже шире – как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно. В ходе собственных творческих изысканий. Специалисты в области психологии мышления давно подметили, что умственная деятельность ученого, делающего великое открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего новое, идентичны по своей внутренней «механике». Но самое важное то, что для ребенка естественнее и потому гораздо легче изучать и усваивать новое, действую подобно ученому, чем получать уже добытые кем-то знания в готовом виде. Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступают исследовательские методы обучения. Они традиционно входят в арсенал методов, применяемых педагогами, но современная ситуация требует не простого фрагментарного использования исследовательских методов, а их доминирования в образовательной практике над репродуктивными методами. Исследовательский метод - путь к познанию через собственный, творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие – выявление проблемы, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.
Слайд 3
Пояснительная записка Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. В современной образовательной практике значение самостоятельной, исследовательской, познавательной деятельности ребенка явно недооцениваются. Педагоги торопятся научить ребенка тому, что считают главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить познавательную деятельность в русло, которое сами считают наиболее важным. В итоге, учебная деятельность постепенно автономизируется от познавательной и нередко превращается в скучную повинность. Часто, не обращая внимания на природную исследовательскую потребность ребенка, купируется развитие детской любознательности. Любознательность (познавательная потребность) – главный мотив исследовательского поведения. В свою очередь, интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделенные в дидактике функции процесса обучения: обучающую (информационную), развивающую и воспитательную. Благодаря познавательному интересу и сами занятия, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.
Слайд 4
Общие положения Научное общество учащихся (НОУ) – добровольное творческое объединение учащихся Детской школы искусств (ДШИ), стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области искусства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской и опытнической деятельности во внеурочное время под руководством преподавателей и других специалистов. НОУ создается в ДШИ как одна из форм объединения учащихся по интересам и является средством повышения социального статуса знания.
Слайд 5
Цель НОУ Формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Слайд 6
Воспитательные задачи НОУ Пропагандировать интеллектуальные ценности и авторитет знаний Воспитывать высокие нравственные качества и духовную культуру Придавать обучению естественный характер Удовлетворять интересы учащихся Сделать школу для ребенка местом естественной жизни Сделать учебную деятельность средством реализации и развития индивидуальных способностей Пробудить интерес к предмету Воспитать интерес к познанию мира Совершенствовать взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми
Слайд 7
Развивающие задачи НОУ Развивать любознательность, познавательный интерес учащихся Развивать природные силы, врожденные свойства ребенка Побуждать к наблюдению и экспериментированию Развивать индивидуальные способности и склонности учащегося Развивать образы и образное мышление в ситуациях исследовательского поведения Развивать у учащихся творческое мышление Развивать речь, логическое мышление Развивать социальные потребности (общение, сотрудничество)
Слайд 8
Образовательные задачи НОУ Познакомить учащихся с различными методами исследования и научить владеть ими Сформировать навыки самостоятельной работы с научной литературой Побуждать учащегося самостоятельно делать выводы и умозаключения Уметь выработать последовательность исследовательской деятельности, обозначить ее основные этапы Научить логично структурировать ход исследовательской деятельности Научить анализировать, выделять главное и второстепенное Научить правильному оформлению научной работы, используя известные правила и приемы
Слайд 9
Принципы деятельности НОУ Свобода выбора учащимися видов деятельности Индивидуализация образовательной траектории учащихся Опора на опыт ребенка Создание специальной развивающей среды, в которой ребенок находил бы стимулы для самообучения и развития Создание условий для самореализации личности Обучение ребенка методом практических, исследовательских действий Самостоятельно и с помощью руководителей постижение ведущих понятий и целей, вскрытие взаимосвязи между предметами и явлениями, постижение механизма их развития Самостоятельное осваивание литературных источников по различной проблематике Взаимоотношения учащегося и его наставника развиваются в рамках отношений: исследователь - научный руководитель В учебно-практических задачах исследователю представляется возможность самостоятельно планировать свое исследование, определять его аспекты, предполагать возможные результаты. Обучение ребенка в действии Преемственность обучения Комплексный подход в обучении Социально-педагогическая поддержка детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности
Слайд 10
Структура и организация работы НОУ Основой НОУ являются творческие группы учащихся (научные секции, кружки) в Детской школе искусств. Несколько таких групп объединяются в НОУ, которые могут функционировать внутри школы. В научное общество учащихся, как правило, объединяются творческие группы, проявляющие интерес к какой-либо одной области или к смежным областям культуры и искусства. Высшим органом НОУ является конференция. На конференции подводятся итоги, заслушиваются творческие отчеты о работе отдельных секций НОУ, организуются выставки, утверждаются планы и программы дальнейшей деятельности. Руководство работой объединения между конференциями осуществляет избранный на ней Совет. В состав Совета входят учащиеся — члены объединения, преподаватели, участвующие в деятельности объединения, в его поддержке. Педагогическое руководство деятельностью НОУ может осуществлять преподаватель
Слайд 11
Основные направления работы НОУ Определение тематики научно-исследовательской работы учащихся по их желанию; Организация проведения отдельных исследовательских работ под руководством преподавателей Организация школьных конкурсов, викторин, олимпиад; Организация выступления учащихся с результатами их работ в классах, на научно-практических конференциях различного уровня; Организация проведения бесед, лекций, посвященных достижениям в области культуры и искусства, юбилейным датам композиторов, исполнителей, музыковедов, поэтов, писателей, историческим событиям; Своевременное информирование коллектива школы о мероприятиях НОУ, результатах участия школьных команд в городских, областных, всероссийских олимпиадах, конкурсах; Организация проведения Дня науки в школе.
Слайд 12
Содержание и формы работы Регулярная круглогодичная работа научных кружков, секций Индивидуальная и групповая работа членов НОУ под руководством учителей и преподавателей Организация и проведение отдельных исследовательских работ; Разработка и реализация межсекционных, межшкольных, исследовательских проектов; Проведение ежегодных научных конференций, научных чтения слетах, конкурсах, олимпиадах, турнирах по различным областям знаний, выставках творческих работ учащихся и др. Создание рефератов, организация стенной печати; Проведение обзоров научной и научно-популярной литературы Осуществление информационно-методической и издательской деятельности, направленной на всестороннее развитие научного, творчества учащихся
Слайд 13
Права и обязанности членов НОУ Научное общество объединяет учащихся 4-5 классов (пятилетнее обучение), 5-7(8) классов (семилетнее обучение), желающих совершенствовать свои знания в определённой области искусства, развивать свои интеллектуальные способности, приобретать умения и навыки исследовательской работы. Члены НОУ обязаны: - активно участвовать в работе; - участвовать в учебных сборах, конференциях, слётах; - творчески выполнять порученное задание, а также все требования настоящего положения, вносить предложения по совершенствованию работы общества; - участвовать в пропаганде знаний среди учащихся; - участвовать в организации Дней науки, выставок работ членов НОУ; - отчитываться за свою работу на занятиях секции, собраниях и правлениях НОУ Члены НОУ имеют право: -работать в 1-2 секциях; - избирать и быть избранным в правление общества; - получать характеристику о своей творческой работе от правления и научного руководителя.
Слайд 14
Права и обязанности членов НОУ Члены общества, систематически не выполняющие данного Положения, не ведущие творческую работу и уклоняющиеся от работы в секциях, решением Правления или собрания из членов НОУ исключается. За активную работу и достигнутые творческие успехи члены НОУ могут быть представлены к награждению грамотами, дипломами, значками, призами Лучшие достижения коллективов и членов НОУ рекомендуются на городские, областные, Всероссийские смотры.
Слайд 15
Режим работы НОУ Работа научного общества учащихся определяется ежегодно составляемым планом, осуществляется в форме научных конференций, лекционных занятий, индивидуальных консультаций, регулируемых планом и расписанием внеклассной и внешкольной деятельности.
Слайд 16
Общие требования к творческим работам членов НОУ Научно-исследовательскими, поисковыми работами в НОУ считают следующие: - освещающие факты, события, явления и их отдельные стороны, неизвестные ранее; - освещающие факты, события, явления и их отдельные стороны, известные ранее, но выполненные в оригинальной форме - связанные с научными обобщениями, собственными выводами, полученными в результате самостоятельной работы; - по разработке проектов, захватывающих различные грани культуры, искусства, образования, компьютерной графики вносящих принципиально новое в решение научно- практических задач; - содействующие совершенствованию школьных экспериментов Каждая творческая работа должна содержать научные обобщения и завершиться самостоятельно сделанными выводами. К работе должны прилагаться список использованной литературы, рисунки, аудио-, видеозаписи, фотоснимки, а также рецензия научного руководителя.
Слайд 17
Секции НОУ Секция Руководитель Культурология. Быковец В.Б. Сольфеджио, теория музыки. Попова И.А. Музыкальная литература. Букалова Н.В. Художественное искусство. Абрамсон Э.В.
Слайд 18
Критерии оценки научно-исследовательских работ учащихся – членов НОУ Актуальность проблемы, заявленной в теме исследования Новизна Объем эксперимента. Оригинальный, самостоятельно собранный материал исследования Освоение методов, приемов и подходов, соответствующих целям исследования Знакомство с литературой по теме исследования Умение анализировать полученные результаты с привлечением литературных данных Правильное оформление работы Доклад Умение отвечать на вопросы по теме исследования
Слайд 19
Правила оформления научной работы Титульный лист: - где выполнена работа - название темы - автор - научный руководитель Введение: обоснование актуальности темы, обзор научной литературы по теме исследования Материалы и методы исследования Результаты исследования Обсуждение полученных результатов исследования Выводы Список источников и литературы Приложения (таблицы, графики, рисунки, фотографии, аудио-, видеофайлы)
Слайд 20
Примерный план выступления исследователя на научно-практической конференции Тема исследования Цель Задачи Научный руководитель Характеристика исследуемых явлений Методика проведения исследования В содружестве с кем проводилась работа Использованные приборы, оборудование, материалы, обзор полученных данных Методика их обработки Результаты исследования, представленные в наглядной форме (диапозитивы, таблицы, графики, схемы, аудио-, видеозаписи, иллюстрации, портреты деятелей искусства и культуры) Анализ результатов работы Выводы