«Народная кукла «Десятиручка» – помощница в делах»
план-конспект занятия по теме

Найданова Оксана Сергеевна

 

 Занятие входит в блок занятий  образовательной программы «Народные куклы» для первого года обучения. Рассчитано для детей младшего и среднего школьного возраста.

Цель  занятия: научить выполнять русскую тряпичную куклу «Десятиручка» на основе традиционной технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naydanova_uchebnoe_zanyatie.docx86.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«АБАЗИНСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Методическая разработка учебного занятия

Тема: «Народная кукла «Десятиручка» –

 помощница в делах»

Для детей младшего и среднего школьного возраста

Составитель: Найданова Оксана Сергеевна -

педагог дополнительного образования

Абаза, 2013

   

Методическая разработка учебного занятия

«Народная кукла «Десятиручка» – помощница в делах»

                                                       «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы —                   самая загадочная;

                                                      без понимания сущности куклы невозможно понять и человека».

М. Е. Салтыков - Щедрин.

Пояснителная записка

 Занятие входит в блок занятий  образовательной программы «Народные куклы» для первого года обучения. Рассчитано для детей младшего и среднего школьного возраста.

Формы и методы: рассказ, беседа с применением фольклорного материала, поисково-исследовательский, наглядно-иллюстративный, интегрированное занятие,  практический.

   Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, иллюстрации с изображением готовых кукол, иллюстрации русских народных костюмов, образцы  кукол, инструкционные карты для изготовления куклы, таблица гармонирующих цветов и оттенков, магнитофон.

Музыкальное сопровождение: народная музыка.

   Подготовительная работа к занятию: оформление выставки народных традиционных кукол.

Материалы и инструменты:

бумага, карандаши, лоскуты цветных  и однотонных  х/б  тканей, тесьма различной ширины и цвета, бисер, нитки мулине, ножницы, иглы, нитки х/б.

  Методические рекомендации: Для проведения данного занятия желательна предварительная работа: изучение специальной литературы, поиск интернет ресурсов.

Деятельность на занятии включает в себя  теоретическую и практическую работу. Теоретический метод обучения:

 - Рассказ-информация по истории создания куклы, функции и предназначение, беседа с применением фольклорного материала

- Показ образцов готовых кукол или иллюстрации с изображением кукол в книгах, презентации.

- Беседа и полезные советы по рукоделию в процессе работы.

В беседе принимают участие все дети. Беседа оживляет занятие, активизирует внимание учащихся. Спрашивая детей, предлагая им определить, сравнить, проанализировать,  выясняется степень знаний детей, их подготовленность к работе, а также степень усвоения материала.

Практический метод обучения:

 - После прослушивания сказки (фольклорного материала), дети представляют, как может выглядеть кукла, и рисуют ее.

 -Дети знакомятся с особенностями, приемами, последовательностью, способами изготовления и оформления куклы.

- Процесс изготовления куклы.

 - Продумывание костюма, головного убора, конструкции куклы,

- Декоративное оформление.

Цель  занятия: научиться выполнять русскую тряпичную куклу «Десятиручка» на основе традиционной технологии.

Задачи:

Образовательные

-создать условия для формирования эмоционально – отзывчивой, творчески активной личности, пробудить интерес к рукоделию;

– формировать знания о народной текстильной кукле, расширить кругозор учащихся об ее использовании в быту и обрядах;

- обучить техническим  навыкам и приемам выполнения тряпичных кукол,  получение подготовки, позволяющей продолжить образование в области  декоративно-прикладного искусства;

- познакомить с народными традициями, их местом в сфере современного декоративно-прикладного искусства,  с эстетикой и смысловой нагрузкой народного творчества;

Развивающие

-развить полноценную духовно богатую личность ребенка;
развивать познавательный интерес ребенка к декоративно-прикладному искусству, художественный  вкус и творческие способности,  мышление, самостоятельность, инициативу, мелкую моторику.

Воспитательные 

– социально адаптировать ребенка в коллективе и обществе в целом; воспитывать любовь и уважения к народным традициям, трудолюбие, бережливость, технологическую дисциплину, эстетический вкус;

- формировать мировоззрение, трудовое, гражданское и патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, создание комфортного психологического климата внутри коллектива, способствующего неформальному интересу к образовательному предмету и творческому общению учащихся;

Социализирующие личность обучающегося 

– преодоление всевозможных психологических барьеров, общение, активная, созидательная, общественно-одобряемая деятельность, развитие общего культурного уровня.

План урока.

1.Организационный этап: 2 мин.

а) Подготовка рабочего места.

б) Подготовка необходимых материалов.

в) Знакомство, приветствие и организация внимания учащихся.

г) Психологический настрой.

2. Подготовительный этап: 2 мин.

а) Определение темы занятия.

б) Определение цели и задач урока.

в) Знакомство с планом урока.

3. Основной этап: 30 мин.

Выполнение практической работы.

а) Беседа об истории куклы, ее образах, символике. ( Приобретение новых знаний).

б) Созерцание иллюстраций, панно. Наглядный, иллюстративный методы.

в) Выполнение творческого задания. Практическая работа.

г) Итоги:

4. Целевые обходы учителя:

а) Контроль над правильностью выполнения задания.

б) Оказание помощи  слабым ученикам.

5. Итог урока: 6 мин 

а) Обобщение и систематизация знаний учащихся, просмотр и обсуждение выполненных  работ. Контроль и самоконтроль.

б) Домашнее задание: сделать сообщения об истории русского народного костюма.

(Поисковый метод).

Ход урока.

I. Организационный момент

          Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания учащихся. Психологический настрой. Сообщение темы и краткий обзор урока.

Тема нашего урока: «Традиционная народная кукла «Десятиручка» – помощница в делах».

Сегодня на уроке, вы узнаете, о народной кукле «Десятиручке», каково ее  назначение. Вы научитесь делать  куклу, используя традиционную технологию.

II. Подготовка к восприятию нового материала.

Определение темы занятия. Определение цели и задач урока. Знакомство с планом урока.

III. Объяснение нового материала

Традиционная народная кукла имеет свою богатую историю. На земле куклы появились очень давно. Самой старшей больше четырех тысяч лет. Археологи нашли ее во время одной из древнегреческих раскопок.

В старину, когда человечество поклонялось языческим богам, куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. По своему назначению куклы делились на три большие группы: куклы-обереги, игровые и обрядовые куклы.

Обрядовые кукла (ритуальные) - те, которые использовались в обрядах календарных праздников и жизненного цикла с целью положительного влияния на этот обряд. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы - талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.

Народная обрядовая кукла “Десятиручка” изготавливалась нашими предками как помощница в делах. Эта обрядовая кукла относится к куклам-помощницам. На каждую ручку нужно загадать желание - дело, в котором кукла должна помочь.

Есть такая присказка о Десятиручке:

 Данным давно жила в одной деревне трудолюбивая женщина. Вставала она раньше солнышка, ложилась спать с первыми звездами. Цельный день работает, не покладая рук. А работы все больше и больше. Села она вечером и заплакала: « Ой, горе мне горе, работаю, работаю, а дел все больше и больше, вот была б у меня еще пара рук точно бы справилась.» Пожалела женщину Макошь и сотворила ей еще две руки. Целый день женщина работала, а вечером опять в слезы. Макошь ее спрашивает: "Почему ты плачешь? Ведь я сотворила тебе еще одну пару рук!". А женщина отвечает: "Благодарствую тебе, Макошь, в два раза больше сделала, чем вчера, но на все ровно рук не хватает". "Хорошо, - сказала Макошь, - вот тебе еще пара рук". Весь день работала женщина, а вечером опять в слезы. Макошь спрашивает, чего она опять плачет, а женщина опять за свое - снова ей на все рук не хватает. Рассердилась Макошь убрала все лишние руки а вместо них дала куколку с десятью руками и знания как ее изготовить. И сказала: "Смотри, хорошо к ней относись, тогда станет она для тебя помощницей во всех делах!". С той поры стали женщины сами себе помощниц делать, а великую Макошь еще больше прославлять.

Ребята представьте, как могла выглядеть кукла «Десятиручка» в то время или какую вы для себя хотели бы изготовить и нарисуйте. Подумайте, в каких делах кукла может вам помочь.

IV. Практическая работа:     

 Приступаем к изготовлению куклы-помощницы “Десятиручки”.

Из длинной полоски ткани сворачиваем полоску для туловища, перегибаем ее. В выполнении такой «куватки» есть свои особенности: в месте перегиба основной детали ткань не перетягивали. Голову обозначают, перемотав это место ниткой (1).

Для изготовления рук скручиваем короткую полоску. Обкручиваем ниткой концы полоски на расстоянии 1 см от края, завязывая узлом (2). Выполняем 5 пар рук для куклы и разворачиваем их веером (3). Вкладываем  «руки» под головой между половинками туловища (4).

Далее  крестообразно затягиваем  и закрепляем «руки» в тельце куколки (5)

V. Домашнее задание

Домашнее задание: сделать сообщения об истории русского народного костюма.

Литература

  1. «Куклы в народных костюмах» коллекция журналов создана при участии ООО  «ЭТНОКОНСАЛТИНГ»
  2. Агаева И., Агапова О. «Куклы из бабушкиного сундука» Народное творчество 2004  
  3. Генсицкая Н. История одной куклы. М.: Издательский дом «Страница», 2004;
  4. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2007.
  5. Шайурова Н.В. « Традиционная тряпичная кукла» С-Пб «детство-пресс» 2012

Источники интернет ресурсов:

http://www.rukukla.ru (о народной кукле)

http://www.livemaster.ru  (Ярмарка мастеров о куклах)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Кукольная сказка"(куклы: "Десятиручка", "Филимоновская", в технике -модульное оригами)

Давайте оглянемся назад, в прошлое, и мы увидим, что кукла - это та игра, в которую человечество играло еще в пору своего детства. Кто и когда сотворил первую куклу? Кто вдохнул в нее жизнь? И зачем? ...

Презентация "Руссая народная кукла. Детские куклы"

Презентация является иллюстрированным материалом, используемым на занятиях  "Школы изящных искусств". Для практической работы предлагаются мастер-классы по изготовлению кукол-закруток. Возмо...

Презентация "Руссая народная кукла. Свадебные куклы"

Презентация является иллюстрированным материалом, используемым на занятиях "Школы изящных искусств". Для практической работы предлагаются мастер-классы по ихготовлению кукол-закруток. Возможно использ...

Презентация "Руссая народная кукла. Куклы в целительстве"

Презентация является иллюстрированным матералом для занятий в "Школе изящных искусств". Для практической работы предлагаются мастер-классы по изготовлению кукол-закруток. Возможно использование матери...

мастер-класс "Народная кукла Десятиручка"

Мастер-класс по изготовлению народной куклы Десятиручки...

Мастер-класс "Народная кукла Десятиручка" (продолжение)

Продолжение мастер-класса "Народная кукла Десятиручка"...

Мастер - класс "Обереговая кукла Десятиручка".

С давних времён творчество и рукоделие было неотъемлемой частью повседневной жизни народа! Каждый предмет быта, каждая вещь имела своё значение, как практическое, так и обереговое. Резное кружево домо...