Интеллектуально-обучающая игра Большие буквы по сказке С.Аксакова «Аленький цветочек»
методическая разработка по теме
Методическая разработка.
Интеллектуально-обучающая игра
Большие буквы
по сказке С.Аксакова «Аленький цветочек»
Игра для учащихся 2-4 класса
Время на проведение игры 1,5 часа.
Для игры формируются 2 команды.
Цель игры угадать ключевое слово. 1- КОЛДУНЬЯ 2-КОРОЛЕВА
Проводится 4 основных конкурса для команд. За каждый выполненный конкурс команда получает 1 букву ключевого слова (Большая буква). Также команды (или болельщики для команд) должны заработать 3 восклицательных знака.
В конце игры команды должны составить из имеющихся букв ключевое слова, если букв не хватает, то можно обменять 1 восклицательный знак на 1 букву.
Если ключевое слово угадано правильно, то членам команды предлагается суперигра: за 3 минуты (каждый восклицательный знак +10 секунд) составить из букв ключевого слова как можно больше других слов(слова – существительные). Побеждает тот игрок, который составил больше слов.
Желательно приготовить небольшие призы для всех участников игры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка.
Интеллектуально-обучающая игра
Большие буквы
по сказке С.Аксакова «Аленький цветочек»
Игра для учащихся 2-4 класса
Время на проведение игры 1,5 часа.
Для игры формируются 2 команды.
Цель игры угадать ключевое слово. 1- КОЛДУНЬЯ 2-КОРОЛЕВА
Для игры нужно подготовить:
- Большие буквы, ключевых слов, каждая буква напечатана на лист формата А4.
- На лист формата А5 «!» - 6 шт.
- Для первого испытания напечатать на карточках слова, разрезать их по буквам и убрать в конверты(приложение 2).
- Для второго испытания для каждой команды подготовить напечатанные тексты с ошибками, которые нужно исправить, ручка или карандаш (приложение 3).
- Распечатать картинки с изображениями цветов – 6 шт, ягод – 6 шт , по одному изображению на лист формата А4.
И карточки с названиями ягод – 12 шт и цветов – 12 шт.
- Распечатать пары слов, по кол-во игроков в команде(приложение 4).
- Распечатать по для каждой команды 2 пословицы(желательно пословицы распечатать на листах разного цвета), разрезать по словам и убрать в конверт. (приложение 5).
Проводится 4 основных конкурса для команд. За каждый выполненный конкурс команда получает 1 букву ключевого слова (Большая буква). Также команды (или болельщики для команд) должны заработать 3 восклицательных знака.
В конце игры команды должны составить из имеющихся букв ключевое слова, если букв не хватает, то можно обменять 1 восклицательный знак на 1 букву.
Если ключевое слово угадано правильно, то членам команды предлагается суперигра: за 3 минуты (каждый восклицательный знак +10 секунд) составить из букв ключевого слова как можно больше других слов(слова – существительные). Побеждает тот игрок, который составил больше слов.
Желательно приготовить небольшие призы для всех участников игры.
Сказка(отрывок 1(см.приложение 1) – начало, купец собирается в путь и спрашивает дочек что им привести. Если есть возможность можно показать отрывки из мультфильма «Аленький цветочек» (Союзмультфильм, 1952 г.)
1 испытание.
Командам выдается по конверту, в котором лежат буквы. Из букв нужно составить три слова относящихся к сказке. Конкурс можно ограничить по времени, например 1 минута.
1 команда – что купец пообещал привезти своим дочками.
2 команда –
Буквы из разных слов на обороте имеют разные картинки.
Если задание выполнено правильно команда получает 1Большую букву (из ключевого слова)
1 команда – «Л» 2 команда – «А»
! – можно заработать, если назвать:
1 команда - за 1 минуту 15 слов начинающихся на «Л».
2 команда - за 1 минуту 10 слов заканчивающихся на «А».
Сказка – отрывок 2
2 испытание
Каждому члену команды выдается текст с одной ошибкой у всех ошибки разные. Нужно найти и справить ошибку и рассказать правило, на которое сделана ошибка. На исправление дается 1 минута (или полминуты)
На доске(на листе ватмана) написан текст с пропущенными ошибками.
Члены команды по очереди говорят, какую ошибку они нашли, на какое правило. Если исправлено правильно, то игрок получает букву. Команда должна получить 6 букв, из которых нужно будет составить слово, относящееся к сказке. Если слово составлено правильно, то команды получают Большую букву.
1 команда – «Ь»
2 команда – «О» (т.к. в слове 2 буквы «О» команда получает 2 буквы «О»).
! – можно заработать если назвать:
1 команда - за 1 минуту 10 слов заканчивающихся на «Ь».
2 команда - за 1 минуту 10 слов содержащих 2 полученных буквы О (слова с двумя буквами О).
Сказка отрывок 3
3 испытание
Подобрать к картинке название.
1 команда – Цветы
2 команда – Ягоды
Даны 6 изображений и 12 названий, нужно выбрать для изображения правильное название. Если все названия подобраны правильно команда получает большую букву.
1 команда – «Д»
2 команда – «Л» (т.к. в слове 2 буквы «О» команда получает 2 буквы «О»).
! – можно заработать если назвать:
1 команда - 10 волшебных предметов из сказок.
2 команда - за 1 минуту 5 животных на полученную большую букву «Л»
Сказка отрывок 4.
4 испытание
Подобрать пару: Каждому игроку выдается слово, к которому нужно подобрать пару.
1 команда – к приведенным словам устаревшие сходные по значению
2 команда – к словам прилагательные, так чтобы получились словосочетания встречающиеся в сказке.
Можно ограничить по времени 1 минута.
Если пара подобрана правильно, то игрок получает букву. Команда должна получить 6 букв, из которых нужно будет составить слово, относящееся к сказке. Если слово составлено правильно, то команды получают Большую букву.
1 команда – «O» и «Н»
2 команда – «К»
Для того, чтобы заработать «!». Выдаются конверты, где лежат пословицы, разрезанные на слова, которые нужно составить. Слова разных пословиц находятся на карточках разного цвета.
Если к концу 4 испытания у команд не хватает «!»(должно быть по 3 шт. у каждой команды) или букв(должно быть по 4 штуки).
То можно провести дополнительные испытания.
Назвать за 3 минуты:
- 10 названий русских народных сказок.
- 10 пословиц и поговорок.
- 10 названий деревьев.
И т.п.
Сказка отрывок 5.
Финал:
Из собранных больших букв командам предлагается составить слова. Если слово не составить, то предлагаем обменять «!» на букву.
Приложение 1.
Отрывки из сказки:
Аксаков Сергей Тимофеевич «Аленький цветочек»
Вступление, перед первым испытанием.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец, именитый человек.
Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных каменьев, золотой и серебряной казны; и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные.
Вот и собирается тот купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, и говорит он своим любезным дочерям:
- Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство и привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите.
И отпустил он дочерей своих, хороших, пригожих, в ихние терема девичьи. Стал он собираться в путь, во дороженьку, в дальние края заморские. Долго ли, много ли он собирался, я не знаю и не ведаю: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Поехал он в путь, во дороженьку.
Перед 2 испытанием
Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским, по королевствам невиданным; продает он свои товары втридорога, покупает чужие втридешева.
Отыскал он заветный гостинец для своей старшей дочери: венец с камнями самоцветными, а от них светло в темную ночь, как бы в белый день. Отыскал заветный гостинец и для своей средней дочери: тувалет хрустальный, а в нем видна вся красота девичья. Не может он только найти заветного гостинца для меньшой, любимой дочери - аленького цветочка, краше которого не было бы на белом свете.
Вот едет он путем-дорогою со своими слугами верными по пескам сыпучим, по лесам дремучим, и, откуда ни возьмись, налетели на него разбойники, бросает честной купец свои караваны богатые со прислугой своей верною и бежит в темные леса.
Перед 3 испытанием
Взяла дочь меньшая цветочек аленький ровно нехотя, целует руки отцовы, а сама плачет горючими слезами. Скоро прибежали дочери старшие, рассмотрели они гостинцы отцовские и не могут опомниться от радости. Тогда сели все они за столы дубовые, за скатерти узорчатые, за яства сахарные, за пития медвяные.
Заутра позвал к себе купец дочерей своих, рассказал им все, что с ним приключилось, все от слова до слова, и спросил: хотят ли они избавить его от смерти лютой и поехать жить к зверю лесному, к чуду морскому? Старшая дочь наотрез отказалась и говорит:
- Пусть та дочь и выручает отца, для кого он доставал аленький цветочек.
И середняя дочь наотрез отказалась.
А дочь меньшая, любимая, сказала:
- Благослови меня, государь мой батюшка родимый: я поеду к зверю лесному, чуду морскому, и стану жить у него. Для меня достал ты аленький цветочек, и мне надо выручить тебя.
Вынимает купец перстень зверя лесного, чуда морского, из ларца кованого, надевает перстень на правый мизинец меньшой, любимой дочери - и не стало ее в ту же минуточку со всеми ее пожитками.
Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высоких, каменных, ровно она и с места не сходила, ровно она целый век тут жила.
Вот видит она в окна растворенные, что кругом дворца разведены сады диковинные, плодовитые и цветы цветут красоты неописанной.
Перед 4 испытанием
Стала жить да поживать молодая дочь купецкая, красавица писаная во дворце у зверя лесного, чуда морского. Всякий день ей готовы наряды новые, богатые и убранства такие, что цены им нет, ни в сказке сказать, ни пером написать; всякий день угощенья и веселья новые. Служат ей слуги невидимые, подают, принимают, на колесницах без коней катают, в музыку играют и все ее повеления исполняют.
Вот однажды и привиделось во сне молодой купецкой дочери, красавице писаной, что батюшка ее нездоров лежит; и напала на нее тоска неусыпная, и увидал ее в той тоске и слезах зверь лесной, чудо морское, и сильно закручинился и стал спрашивать: отчего она во тоске, во слезах? Рассказала она ему свой недобрый сон и стала просить у него позволения повидать своего батюшку родимого и сестриц своих любезных.
Простилась она с хозяином своим ласковым и милостивым, надела на правый мизинец золотой перстень и очутилась на широком дворе честного купца, своего батюшки родимого.
День проходит, как единый час, другой день проходит, как минуточка, а на третий день стали уговаривать меньшую сестру сестры старшие, чтоб не ворочалась она к зверю лесному, чуду морскому. "Пусть-де околеет, туда и дорога ему..." И прогневалась на сестер старших дорогая гостья, меньшая сестра, и сказала им таковы слова:
- Если я моему господину доброму и ласковому за все его милости и любовь горячую, несказанную заплачу его смертью лютою, то не буду я стоить того, чтобы мне на белом свете жить, и стоит меня тогда отдать диким зверям на растерзание.
И отец ее, честной купец, похвалил ее за такие речи хорошие, и было положено, чтобы до срока ровно за час воротилась к зверю лесному, чуду морскому, дочь хорошая, пригожая, меньшая, любимая. А сестрам то в досаду было, и задумали они дело хитрое, дело хитрое и недоброе; взяли они да все часы в доме целом часом назад поставили, и не ведал того честной купец и вся его прислуга, челядь дворовая.
Перед Финалом
Воротилася красна девица во дворец и видит, что зверь лесной, чудо морское, бездыханен, мертв лежит...
Помутилися ее очи ясные, подкосилися ноги резвые, пала она на колени, обняла руками белыми голову своего господина доброго, голову безобразную и противную, и завопила истошным голосом:
- Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя как жениха желанного!..
И только таковы слова она вымолвила, как заблестели молнии со всех сторон и упала без памяти молодая дочь купецкая, красавица писаная. Много ли, мало ли времени лежала она без памяти - не ведаю; только, очнувшись, видит она себя во палате высокой, беломраморной, сидит она на золотом престоле со каменьями драгоценными и обнимает ее принц молодой, красавец писаный, на голове со короною царскою. И сказал молодой принц:
- Злая волшебница прогневалась на моего родителя покойного, короля славного и могучего, украла меня, еще малолетнего, обратила меня в чудище страшное и наложила таковое заклятие, чтобы жить мне в таковом виде безобразном, противном и страшном для всякого человека, для всякой твари божией, пока найдется красная девица, какого бы роду и званья ни была она, и полюбит меня в образе страшилища и пожелает быть моей женой законною, - и тогда колдовство все покончится, и стану я опять по-прежнему человеком молодым и пригожим. Ты одна полюбила меня, чудище противное и безобразное, за мои ласки и угождения, за мою душу добрую, за любовь мою к тебе несказанную, и будешь ты за то женою короля славного, королевою в царстве могучем.
Приложение 2
В | Е | Н | Е | Ц | Н |
С | А | Р | А | Ф | А |
Ц | В | Е | Т | О | К |
К | А | Р | А | В | А |
К | У | П | Е | Ц | Н |
Т | Е | Р | Е | М | |
Ф | О | Н | Т | А | Н |
Д | В | О | Р | Е | Ц |
С | У | Н | Д | У | К |
В | О | Р | О | Т | А |
Приложение 3
Попросила аленушка отца привезти ей в подарок аленький цветочек. Просьбу дочки купец выполнил: сорвал цветочек, да только принадлежал он чудищу, жившему на острове.
Пожелало чудище лесное, чтобы Степан остался на острове или прислал вместо себя дочку. Будет она жить водворце.
Приложение 4
Солнышко | красное |
Столы | дубовые |
Ларец | кованный |
Скатерти | узорчатые |
Красавица | писанная |
Лес | дремучий |
Зверь | лесной |
Песок | сыпучий |
Земля | сырая |
Ноги | резвые |
Вина | заморские |
Глаза | очи |
Спальня | опочивальня |
Продавец | купец |
Подарок | гостинец |
Отец | батюшка |
Корона | венец |
Комната | горница |
Приложение 5
Двух |
смертей |
не бывать, |
а одной |
не миновать. |
Скоро |
сказка |
сказывается, |
не скоро |
дело |
делается. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по сказке С.Т. Аксакова « Аленький цветочек».
Цель урока: познакомить учащихся с историей создания сказки, показать особенности сказки как литературного жанра; анализируя сказку, показать нравственные идеалы и красоту русской женщины.Вступит...
урок словесности по сказке С.Т.Аксакова "Аленький цветочек" в 5 классе
АннотацияУрок словесности.Размышление над сказкой С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Урок может быть проведён учителем, использующим любую программу по русскому языку и литературе и любой из уче...
Инсценирование Сказки Аксакова " Аленький цветочек"
Сценарий для постановки сказки по ролям и действиям....
«Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»
Методическая разработка на тему «Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» предназначена не только для проведения на занятии объединения «Литературное краеведение», но и дл...
"В человеке главное - его душа" ( по сказке С.Т.Аксакова "Аленький цветочек") урок литературного чтения
Урок литературного чтения в 4 классе, сопровождается презентацией....
«Чем люди живы, или Сказка о великой любви» (по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»)
laquo;Чем люди живы, или Сказка о великой любви»(по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»)...
Викторина по сказке С.Аксакова "Аленький цветочек"
Викторина содержит занимательные вопросы по тексту сказки....