"День матери-казачки"
методическая разработка (5 класс) по теме
Данная методическая разработка поможет познакомиться с традициями и историей быта казаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2012_den_materi_kazach.doc | 40 КБ |
den_materi.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
День казачки-матери.
За кулисами:
Теплыми ладонями
Мама нас согреет,
Добрыми словами
Пусть печаль развеет.
Почему так часто
« Вредность» в нас брыкается?
« Не хочу, не буду!»-
Это называется.
Мы ведь знаем, мамочка,
Ты всегда права,
Но « прости, пожалуйста»-
Вновь звучат слова.
Как на небе солнышко,
Как в саду листва,
Как вода живая,
Мама нам нужна!
Вед1: Добрый день, уважаемые гости!
Вед2: Сегодня наша встреча с вами не простая, мы с вами будем говорить о праздновании Дня казачки- матери и о том, как воспитывали казачек.
Вед1: По статистике каждую минуту на земле рождаются сотни детей. С первого дня жизни ребенок нуждается в заботе матери, а для матери ребенок становится смыслом жизни. Она помогает ему понять красоту мира : леса и неба, луны и солнца, облаков и звезд…
Вед1:Мама! Как прекрасно это слово!
С первого дня жизни ребенка мать живет его дыханием, его слезами, его улыбками.
Вед 2: Мама, как солнце посылает свои лучи, согревая все живое, так и любовь матери наполняет жизнь малыша. У мамы самое доброе сердце, самые ласковые руки, самый нежный взгляд.
- Ребята сегодня у нас в гостях, прежде всего мама –
_________________________________________________________
Чтец: Красивые мамы , на свете вас много.
В глаза вы глядите открыто и прямо.
В какую бы даль ни звала нас дорога,
Нас провожают красивые мамы.
Мы маме так редко приносим букеты,
Но каждый так часто ее огорчает.
А добрая мама прощает все это,
Красивая мама все это прощает.
Нас в детстве она забавляет игрушкой,
Порой мы о чем-то ей шепчем счастливо.
Когда-нибудь , мама, ты станешь старушкой,
Но будешь по-прежнему самой красивой.
Слово предоставляется Елене Петровне ____________________.
Муз.номер
Вед1:День казачки –матери празднуется ежегодно. С утра казачка надевала лучшее платье. В день должна была сменить 3-4 наряда. После завтрака казачки- соседки собирались человек по десять на улице и поздравляли казачек с их праздником, низко им кланяясь , благословляя на здоровье и хороший урожай в следующем году. В этот день организовывались особые балы, куда приглашались молодые люди с родителями. В старину именно на этих «постных» балах происходило знакомство будущих супругов, и хотя выпадает он православный пост, но отмечался балами- как праздник любви, благоденствия семьи и плодородия.
Вед2: Неужели они меняли , так часто наряды?
Вед1: Да, если ты помнишь то, это был обычай!
Вед2: Ну, а как смогут быстро сменить наряды, наши участники, мы сейчас посмотрим. Я приглашаю сюда 2 девочек, ваша задача ,одеть как можно быстрее наряд, который мы вам предлагаем. ( одеть, раздеться)
Конкурс
Вед1: Милые наши мамы, они желают нам только добра, даже когда ругают за какую-нибудь провинность, что дом- это полная чаша, когда рядом она наша мама!
Вед 2: Мама заботится о своем ребенке, делает все, чтобы ее малыш был сыт и здоров, жизнерадостен и счастлив. Недаром народная мудрость гласит : « Птица радуется весне, а младенец- матери».
Вед1: Любой праздник по своей сути является событием, именно здесь человек может отдохнуть и почувствовать удовольствие от обмена эмоциями с окружающими людьми. А эмоции они получали от « Бабьей каши».
Вед1: Так как будущую казачку воспитывали хозяйкой, она с детства должна была учиться готовить. Хорошей хозяйкой считалась та, у которой всегда была приготовлена еда.
Вед2:Собирались без затей
Принося с собой детей.
Все вопросы обсуждали:
Беды, радости печали,
Первый крик, и первый звук
У ребенка первый зуб,
Кто схватил за палец тетю,
У кого болит животик,
Как кормить и чем поить,
От болезней, чем лечить.
Просто клуб какой-то, прямо,
Очень рады были мамы.
Пусть же станут « бабьи каши»
Стариной воскресшей нашей!
_ну, а как будут рады наши будущие мамы, следующего конкурса « Покорми ребенка», мы сейчас узнаем! ( йогурт, ложки, слюнявчики, влажные салфетки, платки)
Конкурс
Вед1: Для вас вновь этот музыкальный номер _________.
Муз.номер.
Вед2: «Мама» - святое слово, независимо от того, на каком языке сказано. Слово которое ребенок говорит чаще всего, « мама». Не одну песенку спела нам мама, не одну ночь не спала, пока вы не выросли.
Вед1: Вы знаете , что казаки постоянно были в походах и приходилось петь песенки на ночь мамам –казачкам, но вот выпал момент , когда казак был дома. И сейчас мы вновь вам предлагаем наш конкурс , а называется он « Мой малыш», ваша задача запеленать ребенка и спеть ему колыбельную.
Вед2: - Ребята, а как вы думаете, кто главный в семье? А как это полноценная семья? Поэтому мы приглашаем к нам на конкурс мальчиков и девочек.
(Задача мальчиков запеленать куклу и вместе спеть колыбельную)
Конкурс
Вед1: - Спасибо, участникам. Ребята, у каждого и вас есть вторая мама. Как вы думаете, о ком так можно сказать? Конечно же, о вашей учительнице.
Вед2: И рисовать вы ребята будете, свою учительницу, но не просто, а с закрытыми глазами, а какие работы получатся , мы посмотрим, через несколько минут, пока для вас этот музыкальный номер.
Конкурс.
Вед1: Для вас танцуют ребята ___________________.
Вед2: Спасибо, вам ребята, а эти портреты можете вручить своим вторым мамам.
Вед1: - Ребята, вы часто рассказываете друзьям, какие у вас хорошие мамы?
Ребята, представьте себе, что вы журналисты и вам надо сделать репортаж о маме. Итак, какие ваши мамы?
( Ребята называют эпитеты к слову мама: добрая, замечательная , ласковая, нежная, справедливая, строгая. Выигрывает тот, кто высказывается последним)
Вед2: И в завершении нашего мероприятия, хочется сказать:
Не обижайте мам своих
Любите, берегите,
Всегда защитой будьте им
И розы им дарите.
Ведь мать у нас всего одна.
Другой не будет мамы.
И все заботы на себя
Взяла она с годами
Всю душу мать отдаст за нас,
Любовью обогреет,
Поможет в горе,
А в беде – и выручить сумеет,
Не обижайте мам своих,
Любите, берегите.
Вед1: Праздник наш уже закончен
Что же нам уже сказать?
Разрешите на прощанье
Вам здоровья пожелать.
Вед( вместе): Слушать мам, и почитать.
Никогда не обижать.
Предварительный просмотр:
День матери – казачки.
Девочка: День матери – казачки – праздник молодой,
Но все ему рады. Конечно. –
Мы рождены под счастливой звездой
И мамы опекой сердечной!
И в диких бегах суеты городской
Подчас забываем о маме,
Спешим, растворяясь в массе людской,
Всерьез увлекаясь делами…
Я в праздник тебя пришла навестить,
Хоть можно почаще, конечно,-
Желаю тебе не болеть, не грустить,
Люблю тебя бесконечно!
Ведущий: (на фоне музыки) По статистике каждую минуту на земле рождаются сотни детей. С первого дня жизни ребенок нуждается в заботе матери, а для матери ребенок становится смыслом жизни. Она помогает ему понять красоту мира : леса и неба, луны и солнца, облаков и звезд…
А поговорим мы сегодня на очень интересную тему: о матери казачке, о том как воспитывали девочек казачек, каким был быт и обычаи на Дону, а так же побываем в наших Донских мастерских по расшиву головного убора и по украшению казачьего костюма вышивкой .
Девочка: Казачка, Казачка – желанное слово,
В нем музыка, радость, волненье и свет
Пусть доля казачья бывает суровой
Слава не меркнет в мелькании лет.
Ведущий: Кто же она, Донская казачка? Если соединить обаяние русской женщины с красотою черкешенки, украинки, турчанки татарки, да добавить бесстрашие и храбрость амазонок – перед вами донская казачка. Она красива, как степные цветы, как жаркое солнце, она сильная, и во всех делах первая. И я с удовольствием представляю наших гостей:
_____________________________________________________________
Танец __________________________.
Ведущий:– Ребята , я сейчас вам буду читать стихотворение, а вы отвечайте мне : « Мама золотая», « Все она родная»
Кто вас дети, больше любит,
Кто вас нежно так голубит
И заботится о вас,
Не смыкая ночью глаз?
Дети: « Мама золотая»
Колыбель кто вам качает,
Кто вам песни напевает,
Кто вам сказки говорит
И игрушки вам дарит?
Дети : Мама золотая.
Если, дети, вы ленивы,
Непослушны, шаловливы,
Что бывает иногда,-
Кто же слезы льет тогда?
Дети : Все она родная
Ведущий: Родимая матушка всегда чтилась в казачьем быту, особым почетом, любовью и уваженьем пользовалась. Казачьи заповеди гласят « Чти отца твоего и матерь твою, и благо будет тебе, и род твой будет долог». « Перво-наперво защищать Родину от лютого , честь свою соблюдать, отца – мать почитать и слушать».Военная жизнь казаков выработала и особенный тип женщины- казачки. Сильной, мужественной, неустанной труженицы. На плечи казачки ложилась вся работа по дому, ведь казаки то в походе , то на службе. Нужно было вести хозяйство в поле и дома, скапливая богатство, посылая на службу трудовые рубли. Если донские казаки во время долгих походов добывали великую славу Войску Донскому, то трудолюбивые домовитые казачки, наши бабки, прабабки, сохранили и земли, и богатства нашим дедам.
Девочка: Народная мудрость гласит: «Дом вести – не лапти плести»
Дело женщины главное :
Шить, кормить, одевать,
Род людской продолжать.
И живут они с нами,
Те казачки справные,
Что хранят в своей памяти
Все обычаи давние:
Знают травы заветные,
Слово чтят заговорное.
Они женушки верные,
Они матери ласковые, и хозяйки умелые,
И во всех делах первые.
Ведущий.: Вот сегодня мы с вами попытаемся вспомнить, как же выглядели казачки на Дону.
-Ребята, а как вы думаете каково назначение одежды ?
- Всегда ли она выглядела так, как сейчас?
-О чем нам может рассказать одежда человека?
( правильно ребята, одежда может не только оберегать человека от жары, холода, от злых сил. Это – визитная карточка человека).
Из истории женского костюма.
Женский костюм – это особенный мир. Он как открытая книга. По костюму можно узнать : замужем женщина или нет, вдова или невеста, какого она рода и даже сколько у женщины детей.
На протяжении многих веков костюм казачки менялся. Что только не носили казачки: шаровары широкие и узкие, похожие на брюки дудочки. Носили юбки с запахом, сорочки и кафтаны мужского кроя.
Голову покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми киками, тюрбанами, « корабликами». Даже носили « знуздалки», которые прикрывали часть лица, за что казачек дразнили « татарками».
На смену старинному костюму пришла одежда, в которой нам больше всего привычно видеть донских казачек начала 20 века. Это « парочка» - юбка с оборкой и кофта в талию с баской. ( демонстрация костюма).
Костюм казачки непременно украшался традиционной вышивкой крестом, вышивкой бисером, жемчугом, так же украшались и головные уборы –бисером, пайетками, кружевами. ( Дети работают в мастерских)
И сегодня мы предлагаем вам посетить нашу мастерскую по расшиву головного убора Донской казачки под руководством педагога дополнительного образования Сесюркиной Т.П.
1 блок. Мастерская по расшиву головного убора бисером, пайетками.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поработаем в нашей мастерской по расшиву « файшонки». А как вы думаете, что это такое?(головной убор казачки).
-Сейчас я расскажу вам об этом головном уборе.
Особенностью казачьего женского костюма были головные уборы. Замужние женщины носили «повоник». Головной убор в виде мягкой шапочки, который полностью закрывал волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две. Косы укладывались высоко на голове и закрывались повойником. Повойник не позволял женщине выставить напоказ одно из ее основных украшений – волосы. Увидеть ее простоволосой, мог только супруг. Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала одну косу лентой. Казачки также носили кружевные платки, а в 19 веке – «колпаки», «файшонки» ( от немецкого слова «файн» - прекрасный ), « наколки и ток». Носились они в полном соответствии с семейным положением – замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки или наколки. Молодая казачка с праздничным нарядом надевала на прическу файшонку. Это шелковая кружевная косынка коклюшной работы, связанная по форме узла волос с концами, которые завязывались сзади, очень украшала женщину. Файшонка состояла из шапочки на «куль», для украшения пришивались кружева. Кружева считались, оберегом и обозначали магический знак. Поэтому кружева обычно нашивались на манжеты, оборки, платки, постельное белье, рушники. Даже, когда одежда изнашивалась, кружева срезали и хранили, часто даже пришивали их на новую одежду и гадали по кружевам.
- И сейчас , мы с вами попробуем расшить «файшонку». Для того, чтобы головной убор был привлекательным и изящным, казачки украшали « файшонку» бисером, стеклярусом, пайетками, жемчугом.
- Для этого мне потребуется 4-5 человек, свое мастерство мы продемонстрируем , через несколько минут. ( Уходят в мастерскую)
Ведущий: - Ребята, сейчас мы с вами посетим вторую мастерскую по украшению костюма вышивкой под руководством педагога дополнительного образования Косенко Веры Анатольевны.
Ведущий: А пока наши участницы, работают в мастерской, мы с вами ребята окунемся в историю костюма и попробуем ответить на мои вопросы.
Девочка : Костюм казачки непременно украшался традиционной вышивкой крестом и еще одной деталью, которая имела магическую силу – оберег от злых духов. Вам ребята предстоит угадать, что это за деталь женского костюма, мы предлагаем вам 4 варианта.
пуговицы кружева
крючки ленточки
Ответ: Кружева, как и вышивка имели значение магических знаков, которые защищали руки, грудь, голову. Поэтому кружева обычно нашивались на манжеты, оборки, платки, постельное белье, рушники. Даже когда изнашивалась, кружева срезали и хранили, часто даже пришивали их на новую одежду и гадали по кружевам на судьбу.
Ведущий: Слушаем следующий вопрос, как и любая женщина казачки любят украшения: чикилики- сережки, жерьелок – бусы, кольца, перстни, пояса вышитые жемчугом. Одно из этих украшений носили строго согласно семейному положению. Что это за украшения?
Предлагаем 4 варианта ответа.
жерьелок кольцо
пояс чикилики
Ответ: Кольца – это основная женская символика .Серебряное колечко на левой руке- девушка на выданье, «Хваленка».Серебряное колечко на правой руке- просватана. Серебряный перстенек с бирюзой ( камнем тоски и печали) на правой руке- значит , суженый на службе.
Ведущий: Были и другие символы, которые особенно не демонстрировались в женском костюме. Этот символ носила только одна из женщин, полновластная хозяйка в доме. Ее звали уважительно « САМА».Ее авторитет был выше царского. « САМА» держала в кулаке и сыновей, и зятьев, и снох, и дочерей. Только, когда она умирала, этот символ передавался той женщине в семье, кого она считала способной возглавить дом. Этот символ обычно женщина привязывала к поясу. И с этой минуты ей подчинялись все, в том числе и мужчины, если речь шла о домашних делах. Что это был за символ?
кинжал ключ
плетка веник
Ответ: Ключ. Обычно на хуторах казаки не знали замков. Ключ был символом хозяйки в доме.
Ведущий: Молодцы, справились с заданием. А мы переходим к следующему заданию. Хорошей хозяйкой считалась та казачка, у которой всегда приготовлена еда. Как разнообразна, как обильна была донская кухня!
На столе можно было увидеть? Пирожки, круглики, лапшевник, кислое молоко и вареники с творогом, капустой, картошкой, жаренные утки,
куры , холодец с гардалом, кондер, кулеш, каша кабашная, узвар, нардек, квас, яблоки моченые…
Девочка: А мы сейчас вам предлагаем приготовить Донской борщ. – Ребята, как вы думаете почему именно это блюдо назвали – борщем?
Принято считать, что первый в истории борщ , был сварен казаками во время взятие Азовской крепости турецкого хана. Казаки во время осады оказались в стесненных условиях. А кушать хотелось. Они взяли все, что было из съестного и сварили. Всем очень понравилось и название придумали – борщ. Казаки считают до сих пор борщ своим детищем. Казачий борщ густой и наваристый. В нем даже ложка стоит. Буряк, кислую капусту, грудинку и старое сало. А цвет борща напоминает цвет крови, цвет Матери Земли. А красный цвет крови, является священным , праздничным.
Итак для этого нам нужны 4 девочки хозяюшки.( Задача девочек выбрать из предложенных компонентов, те компоненты, которые входят в состав борща)
Ведущий: Следующий конкурс, тоже связан с кухне, но вам нужно будет испечь 1-й команде – блины, 2-й –оладьи.
Ведущий: Молодцы ребята. Вот и наши участницы закончили свою работу в нашей мастерской, сейчас мы продемонстрируем их работы вам.
( демонстрация изделий )
Ведущий: И в завершении нашего мероприятия, хочется сказать:
Не обижайте мам своих
Любите, берегите,
Всегда защитой будьте им
И розы им дарите.
Ведь мать у нас всего одна.
Другой не будет мамы.
И все заботы на себя
Взяла она с годами
Всю душу мать отдаст за нас,
Любовью обогреет,
Поможет в горе,
А в беде – и выручить сумеет,
Не обижайте мам своих,
Любите, берегите.
Девочка: Праздник наш уже закончен
Что же нам уже сказать?
Разрешите на прощанье
Вам здоровья пожелать.
Ведущий: Слушать мам, и почитать.
Никогда не обижать.
А сейчас для вас этот музыкальный номер песня ________________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий,посвященный дню матери-казачки «Мама, мамочка моя!»
Сценарий, посвященный празднованию Дня матери-казачки в Краснодарском крае....
День Матери-Казачки
Более 200 лет День Матери-казачки отмечается казаками (21 ноября-по старому стилю) 4 декабря-по новому - на великий православный праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы....
День матери казачки.
Конкурсная программа для 4классов....
Презентация "День матери-казачки"
В презентации кратко рассказывается об истории празднования дня матери-казачки, о тяжелой доле казачек, о женщине-матери, главное предназначение которой готовить своего ребенка к казачьей жизни....
Сценарий классного часа (7 класс) на тему: "День Матери-казачки"
Классный час (7 класс): "День Матери-казачки"...
Сценарий для праздника «День здоровья!», посвященный праздникам «День воспитателя и всех дошкольных работников» и «День учителя!»
Цель: • Сформировать у коллектива потребность в здоровом образе жизни.• Сплочение коллектива.• Задачи: • Способствовать укреплению здоровья.• Пропагандировать здоров...
сценарий мероприятия "День матери- казачки"
сценарий подходит для празднования дня матери...