"Волшебницы-краски"
методическая разработка по теме
Методическая разработка занятия по изобразительной деятельности рассчитана на детей среднего школьного возраста. Рекомендована педагогам дополнительного образования, реализующим программы по изобразительной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnicy_-kraski.docx | 24.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Зареченская О.А., педагог дополнительного образования
муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр»
Шебекинского района и города Шебекино Белгородской области
"Волшебницы – краски"
Тип занятия: учебное занятие по закрепление знаний и умений
Форма занятия: занятие - творчество
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная.
Возраст обучающихся: 10-11 лет
Цель занятия: Развивать творческие способностей через восприятие цвета, развитие навыков работы с гуашью, акварелью, привитие интереса к работе цветом.
Задачи:
-обучающая – способствовать закреплению знаний и навыков работы с гуашью, акварелью по составление гаммы тёплых, холодных оттенков на основе использования приёмов работы с красками, расширение диапазона творческого эксперимента;
-воспитывающая – способствовать развитию интереса в работе цветом, формировать эстетический вкус обучающихся;
-развивающая – способствовать развитию креативных способностей через восприятие цвета.
Методы: практический, словесный (беседа, рассказ), методы стимулирования и мотивации (поддержка, убеждение, одобрение, ситуация успеха), контроля, вербальный (демократическая беседа).
Оборудование: ноутбук, экран, проектор, акварельная бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш, резинка, кисти (круглые, плоские).
Литературный ряд: загадки о художественных материалах (красках, карандашах, бумаге, кистях), стихи о временах года.
Зрительный ряд: стенды "Цветовой круг", технологические карты по вливанию цвета в цвет, оптическому и механическому смешиванию цветов, смешиванию теплых цветов с холодными, таблицы цветов одной светлотной ступени, цветовые растяжки по тону. Компьютерная презентация репродукций художников.
Время проведения: 90 мин.
Ход занятия:
I. Организационный момент (приветствие, проверка готовности детей к занятию).
2. Актуализация знаний обучающихся (игра "Аукцион знаний". За каждый правильный и полный ответ дети получают цветные жетоны)
- Прочитайте на экране загадки.
- О каких художественных материалах идет речь?
- Знаете ли вы историю изобретения гуашевых и акварельных красок?
- Одинаковы ли свойства гуаши и акварели?
- Назовите особенности этих красок.
- Назовите общие правила для акварели и гуаши (правило трех).
- Какая бумага нужна для работы?
- Как работать гуашью?
- Как работать акварелью?
- Какие приемы работы акварелью знаете? В каких и почему предпочитаете работать?
- Работая с цветовым кругом приведите примеры контрастных цветов, гармоничного сочетания цветов.
Выводы: Итак, что же нужно знать пытливому художнику о таких художественных материалах, как акварель и гуашь? Гуашевые и акварельные краски - живописный материал. Хотя это похожие краски, каждая из них имеет свои достоинства. Акварель — водяная краска, и главное ее достоинство
— прозрачность. Просвечивая через тонкий слой краски, бумага как бы освещает акварельный цвет изнутри, что придает необычную воздушность.
Акварель подвижна. Благодаря воде, кисть легко наполняется красящим пигментом, и краска свободно сходит на бумагу, оставляя на ней заметный след. Поэтому акварель требует особенно хорошего, выразительного рисунка.
Несмотря на свою пастозность, гуашь очень податлива, легко ложится на бумагу, давая яркий плотный цвет, а в смесях с белилами — мягкие оттенки самых нежных и изысканных тонов.
В результате их различий способы работы ими совсем разные. Обязательно соблюдать основные правила работы красками и акварельными и гуашевыми. Важно помнить общие правила: не накладываем больше трех слоев, не смешиваем больше трех красок, аккуратно используем ластик, чтобы не испортить бумагу.
Бумага - желательно разного формата, лучше использовать акварельную, ватман.
А добиться выразительности работы, ярких образов можно используя различные приемы: по-сырому (A la Prima), по-сухому, многослойная акварель (лессировка), сочетание по-сырому + по-сухому, фрагментарно увлажненный лист, акварель+гуашь.
3. Мини – практикум. Педагог предлагает детям выполнить задания на восприятие цвета по составлению гаммы тёплых, холодных цветов.
4. Подготовка детей к выполнению практической работы
- Чтение педагогом отрывков, ярких строк из литературных произведений А.Пушкина, С. Есенина, Ф. Тютчева, А.Фета, Н.Некрасова.
- Компьютерная презентация. Рассматривание репродукций картин И.Левитана «Золотая осень», "Осень", И. Агеева "Осень в парке", К. Юон "Волшебница – зима", И. Бродский "Зима", А. Саврасов "Зимний пейзаж. Иней"
- Беседа
1. Каким чувством наполнены картины?
2. А какие чувства вызывают эти произведения искусства у вас?
3. Какую палитру красок используют поэты и художники.
4. Какую картину осени или зимы представил каждый из вас?
Выводы. Природа – мощный источник положительных эмоций, вдохновения, любования, особенно для одаренных людей, умеющих видеть
и чувствовать красоту природы, ее краски и образно передать это в слове или на художественном полотне.
4. Постановка задач занятия. Индивидуально написать (на выбор обучающегося) осенний или зимний пейзаж акварелью, гуашью или акварелью+гуашь. Проявляйте творчество, экспериментируйте, используя любой из приемов (по-сырому, по-сухому, лессировка, сочетание по-сырому + по-сухому, фрагментарно увлажненный лист). Для создания выразительного образа можете выбирать, сочетать различные приемы письма: мазки, заливку, растяжку, резерваж, опак, расцветку, вливание одного цвета в другой.
5. Практическая часть занятия
Самостоятельная индивидуальная работа детей.
Дети поэтапно выполняют работу (эскиз, основной цвет, передача тональных и цветовых отношений, прорисовка деталей).
Во время самостоятельной работы обучающихся педагог наблюдает за качеством выполнения работы, дает советы, рекомендации.
6.Экспресс-выставка работ детей оформляется на стенде "Радуга творчества"
7. Итог занятия
- Какой и почему вы выбрали пейзаж: осенний или зимний? Какое настроение хотели передать? Какую палитру использовали?
- Какие приемы использовали? Какие трудности испытали при их применении?
- Что удалось? Что хотели бы изменить и доработать?
8. Рефлексия
Какое настроение испытываешь по завершении работы.
9. Литература
1. Александрова, О. «Изучаем цвета»/ О.Александрова, - Москва: «Стрекоза»,
2008. – 8с.
2. Большой самоучитель рисования /Пер. с англ. О.Солодовниковой,
3. Дитмар, К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир! К.В.Дитмар,- М.Просвещение, 1993-190с.;
4. Коротеева, Е.И. Искусство и ты. Е.И.Коротеева,- textbook@glas.apc.org 2003-250с
5. Ломоносова, М.Т. Графика и живопись. М.Т. Ломоносова,- М. АСТ-Астрель,2003-204с.;
6. Никологородская, О. Краски волшебные/ О.Никологородская.- М.: "АСТ-Пресс",1997.
7. Интернет ресурсы: http://images.yandex. http://gallerix.ru/album/200-Russian