Словарь казачьих терминов
методическая разработка (10 класс) по теме

Белогурова Елена Филимоновна

конспект занятия по культуре кзачества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovar_kazachih_terminov_konspekt_uroka.docx32.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  курса «Традиционная культура казачества».  

Тема занятия:  «Словарь казачьих терминов»

Возраст учащихся: 14-15 лет.

Учитель: Белогурова Елена Филимоновна, учитель русского языка и литературы.

Цель: на основе анализа различных источников информации составить словарь казачьих терминов для проведения занятий по традиционной культуре казачества для младших школьников.

Задачи:

  1. познакомить  с историей  различных видов оружия (шашка, нагайка);
  2. научить составлять словарную статью;
  3. развивать устную и письменную речь;
  4. научить осуществлять отбор материала, используя различные источники информации.

Оборудование :

  1. планшетные компьютеры для каждой группы обучающихся.  
  2. интерактивная доска.

Форма проведения занятия: групповая.

Ход занятия:

Действия учителя

Действия учеников

Организационный момент.  

Проверка готовности к уроку, сдача рапорта, приветствие.

С древнейших времен в России вооруженный человек именовался гордо "муж" в противоположность  "мужикам" не имевшим оружия. Главными добродетелями для себя такие "мужи" считали защиту чести и достоинства, а оружие им служило для защиты воинской чести и славы.

Эти люди в нашей стране получили название «казаки».

Казаки не расставались никогда со своим оружием, в те далекие времена только оно могло дать им свободу и независимость. Польский король Владислав в 16 веке выдал гетману Войска Запорожского Богдану Хмельницкому права и вольности и наказал защищать их: "Имеете мушкеты и при боку сабли: оными можете защищать...".

Казаки дорожили своим оружием, ласково называли "честным оружием" в противоположность оружию для "огнистой стрельбы", которым противник поражался издалека, не вступая в честный бой. Память об этом хранят народные песни, пословицы и поговорки.

  1. Назовите их.

Учащиеся называют пословицы и поговорки, содержащие названия различных видов оружия

  1. Казака в степи только пуля догонит.
  2. Не хвались в поход собираючись, а хвались с похода едучи.
  3. И шашка остра, а дух – сильнее.
  4. Где казак, там и слава.
  5. Казака даже черт боится.
  6. Не всяк тот казак, что фуражку набекрень носит.

Особо проходили сборы казака на войну. Давайте представим себе, как это могло происходить.

(показ инсценированной сцены «Проводы казака»)

Обучающиеся в казачьих костюмах представляют инсценировку.

Инсценировка:

Анфиса: Здорово, Клим! Куда пробираешься?

Клим: На войну собираемся, за Родину, за Отечество воевать будем

Анфиса: БОлозень, что пришла сюда, а то бы нам не встретиться. Давно мы не виделися.

Клим: Однако давно, ланись. Когда же вы к нам с заимки –то переедите?

Анфиса: На прОк

Клим: Что ж вы робЫте на заимке –то?

Анфиса: Водня разорила: четыре сестры, мал-мала меньше. Живем в тайге, того и смотри, растеряются.

Клим: Трудно, девица, трудно!

Анфиса: Однако трудно. А ты ж куда теперыча?

Клим: На кордон. 

Анфиса: А чой ты, с голыми руками воевать будешь?

Клим: Чево это я с голыми руками: вот мой конь,  боевой товарищ, ухнали припасены, нагайка , шаблюка да пика с шашкою.

Беседа по вопросам: (текст для работы выводится на экран)

  1. Понятен ли разговор действующих лиц? (не совсем, общий смысл понятен)
  2. Что мешает понять разговор? (непонятные слова, звучат как устаревшие)
  3. Назовите слова, которые вам непонятны
  4. Если рассмотреть эти слова вне контекста, сможете ли вы понять их значение? (многие - нет)

  1. Основываясь на общем смысле текста, выпишите  незнакомые слова и распределите их на две тематические  группы. Какие это тематические группы?  (смысл текста в том, что встретились казак и казачка и ведут разговор о своей жизни и о том, что казак собрался на войну, поэтому можно выделить группу бытовых названий и слов, имеющих отношение к военной службе)
  2. Какие  слова вам было проще определить в тематическую группу? (слова военной тематики)
  3. Если мы не знаем значения слова, к каким источникам обращаемся? (к словарям)

Да, словари нам помогают узнать значение неизвестных слов.  Но кто встречал словарь казачьих терминов?

  1. А есть необходимость в таком словаре? (есть)

  1. Для чего?
  1. Узнать много нового
  2. Расширить кругозор
  3. Готовиться к урокам по истории казачества
  4. Повышать общую культуру
  5. Знать нашу историю
  1. А такой словарь нужен только вам?

Он необходим всем, кто учится в казачьих классах и не только.

В современной России большое внимание уделяется возрождению традиций казачества. Весной этого года мы все дружно болели за наших казачат из 5к класса, они были участниками казачьего «Сполоха». Сейчас мы посмотрим танец наших ребят, который называется «Шермиции».

  1. Что обозначает это слово?

(имитационные военные действия, традиционные игры казаков, приуроченные к какому-либо празднику. Включают в себя традиционные спортивные состязания: рубка лозы, джигитовка, владение саблей и т.д.)

ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА

  1. Владение какими видами оружия продемонстрировали наши младшие ребята?

КОПЬЕ и НАГАЙКА.

На сегодняшнем занятии мы начнем работать над созданием словаря казачьего оружия, чтобы  наши ребята из младших классов и учителя смогли воспользоваться им при подготовке к урокам по истории казачества, к соревнованиям.

Обе группы получают задание: составить страницу будущего словаря, объясняя значения слов НАГАЙКА и ШАШКА. Каждой группе раздается готовый материал различного типа, содержащий сведения о нагайке и шашке. Каждая группа получает создает словарную статью одного слова.

Прежде чем приступить к созданию словарной статьи, вспомним, какова ее структура?

Название, этимология, значение слова, орфография, примеры использования в речи. Иллюстрация (для наглядности)

Материал у вас на партах, различные иллюстрации размещены в папке на рабочем столе монитора. На подготовку материала дается семь минут. Обязательно обсудите получившуюся словарную статью.

Один из обучающихся распределяет  материала между членами группы, напоминает алгоритм работы. Ребята ищут сведения, необходимые для создания словарной статьи и передают их главному в группе. После этого идет совместное

обсуждение словарной статьи.

По 2 представителя от  группы представят результат коллективной работы. У вас четыре минуты для оформления страницы.

ДВА ЧЕЛОВЕКА РАБОТАЮТ НАД СОЗДАНИЕМ СТАТЬИ

Обращаясь к разным источникам информации, вы узнали историю,  традиции, связанные с данными понятиями. Проверим ваши знания.

Блиц-опрос:

  1. В каком возрасте казак получал шашку и от кого? (17, от старика)
  2. Символом чего является нагайка? (символом власти старшего) символ мужества и мастерства
  3. Почему шашка в церкви обнажалась наполовину? (готовность встать на защиту христианства)
  4. Когда дед вручал свою шашку внуку? (когда терял силы и менял шашку на посох)
  5. Мог ли казак потерять шашку? (нет, только вместе с головой)
  6. Если в роду не оставалось наследников, что происходило с шашкой?(ломали и клали в гроб к умершему)
  7. Как голосовали на казачьем кругу? (шашками)
  8. К чему могло привести лишение казака права ношения оружия? (не мог голосовать, следующее наказание – исключение из казачества)
  9. Почему во время боя казаки использовали именно шашку? (делала бой коротким, мастерское владение шашкой делало казаков непобедимыми)
  10. Какую шашку в бою предпочитали казаки- тяжелую или легкую ? (легкую)
  11. А какое оружие еще использовали казаки в бою? (пики)
  12. Откуда взялось название одного из соревнований шермиций – рубка лозы? (раньше шашкой рубили лозу винограда, оружием оно стало потом)
  13. Какие нагайки называли «волкобоем»? ( с зашитой в кончик пулей)
  14. Назовите синоним нагайки других народов? (плетка и камча)
  15. Где хранилась нагайка в доме? (на левом косяке двери в спальню)
  16. Объясните смысл старинного обычая, связанного с нагайкой, когда хозяин бросал ее к ногам гостя? (гость поднимал ее, обнимал хозяина или переступал – значит, затаил обиду)
  17. Использовалась ли нагайка в бою? (да, в случае поломки основного оружия. Но могла представлять из себя и грозное оружие)
  18. В каком возрасте начиналось обучение владению нагайкой? (8 лет)
  19. Почему при обучении казачонка технике владения нагайкой требуют, чтобы глаза были широко открыты? (для лучшего обзора)
  20. С чего начинали изготовление нагайки? ( с ручки, в которую вставляли конский волос или деревянную палочку )

  1. Может, кто-то расскажет об интересных фактах , не прозвучавших сегодня на занятии?

Ребята рассказывают о том, какое значение имела шашка в их семьях

Ребята закончили работу. Презентация страниц представителями групп

Ребята зачитывают составленный материал, показывают страницу словаря

ВЫВОД:

Пользуясь источниками (указать), мы сделали первую страничку словаря казачьих терминов.

В дальнейшем  мы продолжим работу по сбору и классификации материала в рамках совместного  проекта, которым смогут воспользоваться наши младшие школьники и учителя.

Предлагаю посмотреть фотографии памятников казакам. Какой вывод можно сделать, глядя на эти памятники?

*презентация

Везде изображены казаки с оружием.   Казак – воин, защитник, ратник. Не стоит объяснять, какое значение играло оружие в жизни казака. Без него казак – не казак!

Проверка усвоения материала данного занятия (тестирование).

  1. Как называлась боевая плеть скифов? (шелопуга)
  2. «хват», «шалыга», ланиты, витень, обоймица. Все это части  одного  предмета. Какого?
  3. Устье, чайка, башмак, долики, гусек, дол. Все это – части предмета, появившегося в России в 18 веке у казаков, которые добыли его на Кавказе. Сейчас он вышел из употребления, и увидеть его можно, пожалуй, только в музее и на праздниках. Что это?
  4. Что такое кордон? (укрепленный пост, где размещался казачий гарнизон)
  5. До революции каждый казак, отправлявшийся на воинскую службу, должен был иметь с собой 24 ухналя. А что такое ухнали? (гвозди для подков)
  6. Чем шашка отличалась от сабли? (у шашки были деревянные ножны с кольцом, чтобы подвешивать ее  лезвием назад, во время боя разворачивать лезвие было некогда)

Что такое темляк? (петля поддержки на нагайке )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарь исторических терминов для подготовки к ЕГЭ

В данном словаре даны определения наиболее часто встречающихся исторических терминов...

"Наглядный словарь математических терминов", учебный проект, 7 класс

Методический паспорт учебного проектаВид проекта:среднесрочныйПроект рассчитанна учащихся 7-х классов.Время работынад проектом:ноябрь – декабрьФорма работы:урочно - внеурочнаяИнформационно-метод...

Краткий словарь литературоведческих терминов

Краткий словарь литературоведческих терминов. ЕГЭ. Литература....

Словарь исторических терминов

Наиболее часто встречаемые исторические термины по классам ...

Статья:Словарь географических терминов и названий

Очень много терминов географичеких , значение и названия........

Словарь педагогических терминов

Работа выполнена в формате презентации. В ней представлены основные термины"общей и профессиональной педагогики"....

Словарь физических терминов за курс физики 7 класса. Кроссворд на эти термины.

Методическая разработка из серии повторительно - обобщающих уроков...


 

Комментарии

Белогурова Елена Филимоновна

конспект занятия по культуре казачества