«Учимся изобретать радиоприемники прямого усиления»
методическая разработка по теме
Разработка открытого занятия по радиотехнике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_izobretat_radiopriemniki_pryamogo_usileniya.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок (занятие)
«Учимся изобретать радиоприемники прямого усиления»
Дата: 22 декабря 2009 г.
Цель: Развивать познания детей в области разнообразия радиоприемных устройств
Задачи:
- Научить различать различные схемы радиоприемников, составлять их структуру.
- Изучить принцип работы детектора.
Тип урока: комплексный
Методы: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, самостоятельный.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Материалы и инструменты:
- генератор высокочастотный ГСС-6;
- набор полупроводниковых диодов (Д2, Д9, Д20 и др.);
- монтажные провода;
- набор резисторов;
- набор конденсаторов: 5100пФ; 0,01мкФ; 0,022 мкФ;
- головные телефоны ТОН-2 с сопротивлением капсюлей 1,6 кОм;
- электронно-лучевой осциллограф С1-67;
- электропаяльник на 36В с подставкой;
- припой ПОС-61, канифоль;
- пинцет, бокорезы, монтажный нож;
- картон 100×100.
План занятия
I. Организационная часть
II. Повторение и обобщение знаний (психологические тесты)
III. Объяснение нового материала
IV. Самостоятельная работа
V. Подведение итогов
Ход занятия
Приветствие, сообщение темы урока и плана занятия, отметка отсутствующих
Вступительная беседа.
Педагог: - Скажите, пожалуйста, часто ли вам приходится обращаться к радио?
Дети:
- очень часто,
- каждый день,
- несколько раз в день,
- постоянно: мобильный телефон, телевизор.
Педагог: - Вот видите! Радио вошло в нашу жизнь повсеместно. А всего несколько десятилетий назад не в каждой семье был телевизор или радиоприемник. А назовите мне, пожалуйста, как назывался первый радиоприемник?
Дети в один голос: - Детекторный.
Педагог: - А вы знаете, что он работал без батареек?
Дети: - (вопрос детей)
Педагог: - Энергией являлся сам радиосигнал. Но чтобы сигнала было много, нужна была хорошая радиоантенна. В деревне антенну можно было сделать очень просто, а в городских условиях, где все дома окружены проводами, это сделать очень сложно и не безопасно.
Дети: - Но как же тогда работают транзисторные радиоприемники без антенны?
Педагог: - Антенна в транзисторном приемнике все-таки есть. Давайте откроем крышку любого переносного радиоприемника. Этот черный стержень называется ферритовой или магнитной антенной. Магнитной она называется потому что материал – феррит – магнитится и представляет собой порошок, перемешанный со стеклом и запеченный в специальных печах под высокой температурой.
На ферритовый стержень надета катушка, которая входит в состав колебательного контура…
Дети: - Дальше как и в детекторном приемнике: конденсатор переменной емкости для настройки и детектор.
Педагог: - Не совсем так. Конденсатор переменной ёмкости конечно же нужен. Но сигнал с магнитной антенны сразу продетектировать не получиться: слишком мал сигнал. Поэтому этот сигнал необходимо усилить с помощью усилителя.
Дети: - (спрашивают) усилитель на транзисторе?
Педагог: - Да, усилитель на транзисторе, и не на одном, а на нескольких.
Обычно, для получения сигнала достаточного для детектирования, хватает усилителя на двух транзисторах. Сразу хочу вам сказать о структуре радиоприемников: в формуле структуры первая цифра указывает на количество каскадов в усилителе ВЧ, затем через тире ставится буква «V» -детектор, через тире вторая цифра – количество каскадов в усилителе НЧ.
Дети: - А зачем нужен детектор?
Педагог: - Для демонстрации принципа работы детектора нам нужно будет собрать небольшую схему.
Раздача схемы детектора, материалов и радиодеталей.
Инструктаж по технике безопасности при работе с электропаяльником и монтажным инструментом.
Педагог: - Вспомните схему детекторного приемника – там параллельно телефонному капсюлю стоит конденсатор емкостью несколько тысяч пикофарад. Посмотри с помощью осциллографа, как влияет этот конденсатор на форму сигнала.
Дети: - Без конденсатора сигнал получается «размытым»,
- без конденсатора звука в капсюле нет.
Педагог: - Вы абсолютно правы. Конденсатор исполняет роль своеобразной памяти.
Дети: - А если диод перевернуть наоборот, то есть не так как он изображен на схеме, будет работать?
Педагог: - Да, работать будет. Очень часто применяется схема с удвоением. В этой схеме два диода включены последовательно и происходит «выпрямление» обеих полуволн. Сигнал НЧ на нагрузке детектора получается с большей амплитудой почти в два раза.
Раздача схемы детектора с удвоением и дополнительных радиодеталей. После сборки макетов проводится опробование собранных устройств.
Педагог: - Эта схема детектора всем хороша, но все-таки очень слабые сигналы она не «чувствует». Можно немного увеличить «чувствительность» если пропустить через диоды маленький ток с помощью дополнительного резистора.
Демонстрация работы детектора с удвоением и с дополнительным резистором.
Проверка собранных макетов. Замечания по качеству сборки, пайки, надежности соединений.
Заключительный этап: уборка рабочего места, сдача инструмента, работ, личная гигиена (вымыть руки с мылом).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
твори,дерзай,изобретай...
статья об участии воспитанников ЦДТ в конкурсах, выставках района и области, а также о досуге на весенних каникулах....
Как изобретали велосипед
Презентация из истории создания велосипеда...
Программа внеурочной деятельности «Изучаем, исследуем, изобретаем» (5-6 класс)
ФГОС ставит перед образованием новые цели: необходимость формирования у обучающихся универсальных учебных действий, навыков решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информаци...
Конспект занятия педагога-психолога в подготовительной группе "Представляю, фантазирую, изобретаю"
Развитие творческих способностей детей подготовительной группы посредством активизации фантазии является одним из напралений коррекционно-развивающей работы педагога-психолога ДОУ, Важно помочь детям ...
Конспект занятия педагога-психолога в подготовительной группе "Представляю, фантазирую, изобретаю"
конспект занятия с дошкольниками...
Мастер-класс "Экспериментируем, изобретаем, узнаём опытным путём"
Мастер-класс будет полезен педагогам начальной школы и педагогам дополнительного образования для объяснений сложных явлений природы с помощью простых экспериментов. На мастер-классе вы узнаете, как пр...
Датчик света. Учим робота двигаться по прямой линии
Презентация к занятию "Знакомство с датчиками. Датчики и их параметры" для кружка "Робототехника"...