«Учимся изобретать радиоприемники прямого усиления»
методическая разработка по теме

Масляков Сергей Леонидович

Разработка открытого занятия по радиотехнике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_izobretat_radiopriemniki_pryamogo_usileniya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок (занятие)

«Учимся изобретать радиоприемники прямого усиления»

Дата: 22 декабря 2009 г.

Цель: Развивать познания детей в области разнообразия радиоприемных устройств

Задачи:

  1. Научить различать различные схемы радиоприемников, составлять их структуру.
  2. Изучить принцип работы детектора.

Тип урока: комплексный

Методы: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, самостоятельный.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Материалы и инструменты:

- генератор высокочастотный ГСС-6;

- набор полупроводниковых диодов (Д2, Д9,  Д20 и др.);

- монтажные провода;

- набор резисторов;

- набор конденсаторов: 5100пФ; 0,01мкФ; 0,022 мкФ;

- головные телефоны ТОН-2 с сопротивлением капсюлей 1,6 кОм;

- электронно-лучевой осциллограф С1-67;

- электропаяльник на 36В с подставкой;

- припой ПОС-61, канифоль;

- пинцет, бокорезы, монтажный нож;

- картон 100×100.

План занятия

I. Организационная часть

II. Повторение и обобщение знаний (психологические тесты)

III. Объяснение нового материала

IV. Самостоятельная работа

V. Подведение итогов

Ход занятия

Приветствие, сообщение темы урока и плана занятия, отметка отсутствующих

Вступительная беседа.

Педагог: - Скажите, пожалуйста, часто ли вам приходится обращаться к радио?

Дети:

  1. очень часто,
  2. каждый день,
  3. несколько раз в день,
  4. постоянно: мобильный телефон, телевизор.

Педагог: - Вот видите! Радио вошло в нашу жизнь повсеместно. А всего несколько десятилетий назад не в каждой семье был телевизор или радиоприемник. А назовите мне, пожалуйста, как назывался первый радиоприемник?

Дети в один голос: - Детекторный.

Педагог: - А вы знаете, что он работал без батареек?

Дети: - (вопрос детей)

Педагог: - Энергией являлся сам радиосигнал. Но чтобы сигнала было много, нужна была хорошая радиоантенна. В деревне антенну можно было сделать очень просто, а в городских условиях, где все дома окружены проводами, это сделать очень сложно и не безопасно.

Дети: - Но как же тогда работают транзисторные радиоприемники без антенны?

Педагог: - Антенна в транзисторном приемнике все-таки есть. Давайте откроем крышку любого переносного радиоприемника. Этот черный стержень называется ферритовой или магнитной антенной. Магнитной она называется потому что материал – феррит – магнитится и представляет собой порошок, перемешанный со стеклом и запеченный в специальных печах под высокой температурой.

На ферритовый стержень надета катушка, которая входит в состав колебательного контура…

Дети: - Дальше как и в детекторном приемнике: конденсатор переменной емкости для настройки и детектор.

Педагог: - Не совсем так. Конденсатор переменной ёмкости конечно же нужен. Но сигнал с магнитной антенны сразу продетектировать не получиться: слишком мал сигнал. Поэтому этот сигнал необходимо усилить с помощью усилителя.

Дети: - (спрашивают) усилитель на транзисторе?

Педагог: - Да, усилитель на транзисторе, и не на одном, а на нескольких.

Обычно, для получения сигнала достаточного для детектирования, хватает усилителя на двух транзисторах. Сразу хочу вам сказать о структуре радиоприемников: в формуле структуры первая цифра указывает на количество каскадов в усилителе ВЧ, затем через тире ставится буква «V» -детектор, через тире вторая цифра – количество каскадов в усилителе НЧ.

Дети: - А зачем нужен детектор?

Педагог: - Для демонстрации принципа работы детектора нам нужно будет собрать небольшую схему.

Раздача схемы детектора, материалов и радиодеталей.

Инструктаж по технике безопасности при работе с электропаяльником  и монтажным инструментом.

Педагог: - Вспомните схему детекторного приемника – там параллельно телефонному капсюлю стоит конденсатор емкостью несколько тысяч пикофарад. Посмотри с помощью осциллографа, как влияет этот конденсатор на форму сигнала.

Дети: - Без конденсатора сигнал получается «размытым»,

           - без конденсатора звука в капсюле нет.

Педагог: - Вы абсолютно правы. Конденсатор исполняет роль своеобразной памяти.

Дети: - А если диод перевернуть наоборот, то есть не так как он изображен на схеме, будет работать?

Педагог: - Да, работать будет. Очень часто применяется схема с удвоением. В этой схеме два диода включены последовательно и происходит «выпрямление» обеих полуволн. Сигнал НЧ на нагрузке детектора получается с большей амплитудой почти в два раза.

Раздача схемы детектора с удвоением и дополнительных радиодеталей. После сборки макетов проводится опробование собранных устройств.

Педагог: - Эта схема детектора всем хороша, но все-таки очень слабые сигналы она не «чувствует». Можно немного увеличить «чувствительность» если пропустить через диоды маленький ток с помощью дополнительного резистора.

Демонстрация работы детектора с удвоением и с дополнительным резистором.

Проверка собранных макетов. Замечания по качеству сборки, пайки, надежности соединений.

Заключительный этап: уборка рабочего места, сдача инструмента, работ, личная гигиена (вымыть руки с мылом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

твори,дерзай,изобретай...

статья об участии воспитанников ЦДТ в конкурсах, выставках района и области, а также о досуге на весенних каникулах....

Как изобретали велосипед

Презентация из истории создания велосипеда...

Программа внеурочной деятельности «Изучаем, исследуем, изобретаем» (5-6 класс)

ФГОС ставит перед образованием новые цели: необходимость формирования у обучающихся универсальных учебных действий, навыков решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информаци...

Конспект занятия педагога-психолога в подготовительной группе "Представляю, фантазирую, изобретаю"

Развитие творческих способностей детей подготовительной группы посредством активизации фантазии является одним из напралений коррекционно-развивающей работы педагога-психолога ДОУ, Важно помочь детям ...

Мастер-класс "Экспериментируем, изобретаем, узнаём опытным путём"

Мастер-класс будет полезен педагогам начальной школы и педагогам дополнительного образования для объяснений сложных явлений природы с помощью простых экспериментов. На мастер-классе вы узнаете, как пр...

Датчик света. Учим робота двигаться по прямой линии

Презентация к занятию "Знакомство с датчиками. Датчики и их параметры" для  кружка "Робототехника"...