Моя малая Родина
методическая разработка (5 класс) на тему

Конспекты разработок по курсу краеведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_malaya_rodina.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

Киселёвского городского округа

«Дом детского и юношеского туризма, экскурсий»

«Моя малая Родина»

Номинация: конспекты занятий

Выполнили:

                                          Акимова Татьяна

                                                Михайловна, педагог

                                                               дополнительного образования

                                                     МАОУ ДОД «ДДЮТЭ»,

                                                       ул. Чумова,42-12, 7-44-07;

Пугачева Евгения

                                                Михайловна,педагог

                                                                дополнительного образования

                                                                    МАОУ ДОД «ДДЮТЭ»

                                                          Комсомольский пр-т., 12-4,

                                         8-923-485-84-77

2012

Содержание

1.Пояснительная записка…………………………………………………………3

2.Конспект занятия по теме «Рельеф Кемеровской области»…...……………..6

3. Конспект занятия по теме «Исследователи Кузбасса»…...………………...10

4. Конспект занятия по теме «В подземных кладовых»………………………15

5. Интеллектуальная игра « Знатоки родного края»…………………………..24

6.Список литературы для детей………………………………………………...28

7. Список литературы для педагога………………………………………….....29

8. Приложение 1. Ребусы к занятиям…………………………………………. 30

9. Приложение 2. Маршрутные листы…………………………………………37

10. Приложение 3. Фотоматериалы…………………………..………………..42

11. Приложение 4. Достижения обучающихся…………………………….….43

Пояснительная записка.

Любить свою  малую Родину – любить свое историческое прошлое, одна из важнейших задач краеведческого воспитания подрастающего поколения.  Знать краеведение – значить ведать о своем крае.

 В целом же в самой общей форме краеведческого воспитания, можно определить, как воспитание отношения человека с природой, культурой истории родного края, а также с другими людьми и самим собой, обеспечивающей ему нормальное здоровье физическое и психическое существование.

Задача краеведческого воспитания, формирование у младших школьников ответственного отношения к окружающей среде на протяжении всей их последующей жизни.

Самое дорогое для нас – дети. И каждый должен понимать, что вырубив дерево, погубив птицу, он рискует оставить своих детей без радости общения с живой природой.

Сохранение природной среды и разумное природопользование – одна из актуальных проблем, стоящих перед человечеством. Человек живёт в тесном контакте с природой, пользуясь её дарами, её полезными ископаемыми. Но не нужно забывать, что на формирование почвы уходит времени больше, чем человеческая жизнь. Никто  не вправе злоупотреблять щедростью земли, губить её богатства, потому что ими должны пользоваться не только мы, но и будущие поколения.

 «Дерево без корней не растёт», - говорят в народе. Уважение к собственным «корням» – это проявление достоинства человека, и одно из условий существования на Земле.

Актуальность изучения родного края, его рельефа, природных богатств, исследователей Кузбасса не вызывает сомнений, так как это способствует бережному отношению к природным ресурсам, уважению к предкам,   любви к природе. Новизна данной методической разработки – в интеграции исторических, географических, краеведческих представлений обучающихся на основе приобщения к культурному наследию родного края, его самобытной природе.

Данная разработка может быть реализована на занятиях по краеведению педагогами дополнительного образования, педагогами-организаторами на игровых площадках в летний период, классными руководителями на классных часах.

В разработке представлены подробные комплексные конспекты занятий раздела «Наш  край родной» дополнительной образовательной программы «Азбука туризма», рассчитанной на обучающихся 9-14 лет (1 год обучения),  дидактический материал, который включает в себя  кроссворды. Данный раздел включает следующие темы: «Рельеф Кемеровской области», «Исследователи Кузбасса», «В подземных кладовых», «Интеллектуальная игра «Знатоки родного края».

Цель занятий: развитие познавательнойактивности обучающихся через знакомство с географией родного края, её историческим прошлым и воспитание чувства гордости за свою малую Родину.

Задачи:

  1. познакомить с основные краеведческие понятия, географическими объектами Кемеровской области, её полезными ископаемыми,выдающимися первооткрывателями и исследователями Кузбасса;
  2. формировать первоначальный навык работы с картосхемой;
  3. развивать речь, пространственное воображение детей, память, активность, самостоятельность;
  4. воспитывать чувство уважения к своему родному краю, его природным богатствам, исследователям и первооткрывателям Кузбасса.

При проведении занятий используютсяследующие методы: словесный, объяснительно  - иллюстративный, видео метод (демонстрация слайдов), практический метод (работа с картосхемой, выполнение творческих заданий), частично – поисковый (подготовка сообщений о полезных ископаемых, исследователях Кузбасса).

Разнообразны  формы проведения занятий: интеллектуальная игра «Знатоки  родного края»  при обобщении знаний,  учебные занятия для формирования знаний и умений о родном крае, краеведческая игра.

Благодаря этим занятиям, обучающиеся усвоят познавательный краеведческий материал, расширят свой кругозор о свое малой Родине. Научаться готовиться к выступлениям, самостоятельно анализировать литературу, подобранную с учётом особенностей родного края,  узнают первооткрывателей и исследователей Кузбасса, научатся определять полезные ископаемые по внешнему виду и работать с картосхемой, будет формироваться интерес и бережное отношение к природе и природным ресурсам «малой» Родины.

Результативностью проведения таких занятий являются победы обучающихся на ежегодных городских краеведческих олимпиадах (приложение №4).

Конспект занятия по теме «Рельеф Кемеровской области".

Цель: развитие познавательной активности обучающихся черезознакомление детей с географическими объектами  Кемеровской области.

Задачи:

1. Познакомить с понятиями: рельеф, котловина, кряж, гора,  равнина, массив, возвышенность, курумы, гольцы, останцы.

2. Развивать  пространственное воображение детей, формировать первоначальный навык работы с картосхемой.

3. Воспитыватьчувство уважения к своему родному краю, его природным богатствам.

Оборудование: физико – краеведческая карта Кемеровской области, атлас Кемеровской области для школьников, проектор, экран, картосхемы, слайд-презентация.

Ход занятия

Примечание

1. Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы и цели занятия.

«Земля охлаждается, Земля сокращается. Ее поверхность сморщивается, истрескивается. Здесь вздымаются горы и осушиваются моря, там прогибаются целые материки…»  Франц Юльевич  Лессинг - Левинсон              

2. Вводное слово.

Сегодня мы познакомимся с основными географическими объектами, их расположением на карте Кемеровской области, условным обозначением и выполним практическую работу. Я предлагаю вам совершить воображаемую прогулку по карте, для этого вам понадобиться ваше воображение и любознательность.

        Назовите  основные формы поверхности Земли, которые вы знаете? Горы, низменности, холмы, равнины.

3.Работа с картой.

Рассмотрите  физико-краеведческую  карту Кемеровской области.

Мы видим, что вся территория нашей области окрашена разными оттенками: от бледно – зеленого до коричневого. На физической карте показывается высота места над уровнем Балтийского моря. Оттенки цветов и высота места всегда отмечается на шкале высот. Шкала высот  измеряется в метрах.

Вспомните, каким цветом на карте означаются горы, возвышенности, низменности? Пользуясь физической картой  и шкалой высот, определите равнинные территории и другие формы поверхности родного края. Дайте определение понятий: гора, низменность, возвышение.

Вывод.  Возвышения до 200 метров - это низменность, равнинная территория, от 200 – 500 метров возвышенность и свыше500 метров и более – горы окрашены в коричневый цвет. Определите по карте, какая часть нашей области занята низменностями, какая горами? Чем отличается поверхность северной части области от южной и восточной? Совокупность неровностей (форм) земной поверхности – называют рельефом. Расположенная на стыке равнинных и горных районов Западной Сибири Кемеровская область имеет разнообразную поверхность. Рассмотрим особенности каждого из видов представленных рельефов.

Физминутка.

Я называю географические объекты, если это горы  - то вы встаёте и тянетесь на носочках, если равнины – разводите руки в сторону, если реки и озёра – то приседаете.

Формирование новых знаний

Демонстрация слайдов

 На востоке Кемеровской области лежит горная страна – Кузнецкий Алатау, что в переводе с тюркского означает пестрые горы. Его вершины уходят в заоблачную высь. Самая высокая вершина Амзас – Таскыл (Верхний Зуб) достигает 2178 метров. Здесь находятся наиболее значительные по высоте вершины – гольцы. Горы без растительности. Это  Поднебесные Зубья – любимое место туристов Кузбасса и других регионов страны. Склоны гор повсеместно покрыты каменными россыпями – курумами, которые бывают двух видов: подвижные и неподвижные. Скорость движения курумов составляет 13 -15 сантиметров в год.

На юге Кузнецкого Алатау сливается с возвышенностями Горной  Шории. Она расположена на юге Кемеровской области. Пейзаж южной  котловины  так же красив, как и Кузнецкий Алатау .Над морем хвойной тайги поднимается горный массив  вытянулся с севера на юг на170 километров, с запада на восток – 100 километров. Горная Шория не имеет четко выраженных горных хребтов, здесь выделяются горы- гольцы.  Рассмотрите карту Кемеровской области и назовите вершины Горной Шории ?  Пустак (Ледяная гора) – 1570, Большой Изыргаш- 1397, Огутун-1320 метров и другие. Чем отличаются по внешнему виду Горная Шория от Кузнецкого Алатау?

На западе области протянулся Салаирский кряж – вытянутая возвышенность, длинный широкий водораздел, образовался около 150 миллионов лет назад. Протяженность с юга на север 300 метров, ширина 15 -  40 километров. В глубокой древности здесь были высокие горы, но со временем они постепенно разрушались и настоящее время представляют собой цепь холмов и возвышенностей высотой до 500 метров, многочисленные останцы, так называемые «сопки» или «копны».

Назовите вершины Салаирского кряжа? (Кивда  - 618м, Пихтовая  - 510м, Барсук- 567м, Мохнатая  - 557м, Копна- 509 м, Золотая – 416м, Белуха – 375м. Как вы думаете, почему горы так назвали?

Рассказ педагога.

В конце 18 века Салаирский  кряж воспринимался, как часть Алтая, но позднее получил от русских первоначальное название Кузнецкие горы. На реке Салаир стояла  деревня Салаирка .Там открыли месторождение серебряных руд. Построенный на базе месторождения рудник получил название Салаирский. Ныне это город Салаир Кемеровской области. Таким образом, невысокие древние горы стали называться Салаирскими. С большой высоты кряж похож на зеленый остров, приподнятый с одной стороны над Кузнецкой котловиной, с другой –  над Обской равниной. Рассмотрим еще один географический объект Кемеровской области. Внимательно посмотрите на карту.

В центральной части Кемеровской области расположена Кузнецкая котловина, которая с трёх сторон охвачена горами. Какими? Назовите их. В далекие времена на этом месте находился морской залив, но в результате изменения климата, образовалась котловина – большое углубление в земной поверхности с покатым спуском со всех сторон. Сейчас поверхность котловины  представляет холмистую равнину, расчленённую небольшими долинами. Она наклонена к Западно-Сибирской равнине. Пользуясь картой Кемеровской области, назовите невысокие горы и возвышенности расположенные на Кузнецкой котловине? В какую низменность на севере нашей области переходит Кузнецкая котловина? Северная часть Кузбасса расположенная в пределах юго – восточной части Западно – Сибирской низменности. Рельеф этой части преимущественно равнинный.

Обобщение и первичное закрепление

С какими географическими объектами вы сегодня познакомились? Дайте определение понятий: гора, возвышение, низменность? Что мы называем: курумами, гольцами, останцами, кряжем, рельефом? У каждого из вас лежат красные флажки, выберите на карте тот географический объект, рассказ о котором вам понравился больше всего.

Практическая работа. Используя карту атласа  Кемеровской области и картосхему, нанести основные формы рельефа   и подписать их название (см. приложение №2).

Домашнее задание. Приготовить сообщение о Волкове, Еремееве, Поповых, Ремезове, Чихачёве, Соколовском, Лутугине.


Рефлексия. На физико-краеведческую карту Кемеровской области выберите и прикрепите треугольники, в зависимости от того, какое у вас сегодня на занятии было настроение. Если хорошее – красный треугольник, если не очень –  то синий.























Конспект занятия по теме «Исследователи Кузбасса».

Цель: развитие познавательной активности обучающихся через ознакомление с выдающимися землепроходцами и исследователями земли Кузнецкой.

Задачи:

 1.Узнать про первооткрывателей и исследователей Кузбасса.

 2. Развивать память, речь.

3. Воспитывать любовь и уважение к памяти великих людей.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Ни одной науке не обходились так дорого открытия, как географии: почти за каждую толику знаний заплачено человеческой жизнью, и можно смело утверждать, что если вы положите ладонь на географическую карту, то под ней наверняка окажутся могилы безымянных исследователей…

                        Николай Александрович Максимов,академик.                  

Вчитываясь в эти строки, становится понятно, что речь пойдет о землепроходцах, рудознатцах и исследователях. Но прежде мы повторим тот материал, с которым мы знакомились на прошлом занятии.

2.Повторение пройденного.

Какие географические объекты вы знаете? Дайте определение следующих понятий: рельеф, котловина, кряж, гора, равнина, массив, возвышенность, курумы, гольцы, останцы. Какая горная страна лежит на востоке Кемеровской области? Что  в переводе с тюркского обозначает  это название? Назовите самую  высокую вершину Кузнецкого Алатау? Какой горный массив вытянулся на юге Кемеровской области? Назовите горные вершины Горной Шории? Покажите на карте остальные формы рельефа, которые расположены на западе  и центральной части Кемеровской области?

3.Объяснение нового материала.

Род суровый! Люди – непоседы, по тайге любившие скитаться, о мои решительные деды –  знатоки земли и рудознатцы! Василий Федоров, так писал выдающийся русский поэт, наш земляк о исследователях Кузбасса.

4. Сообщения детей.

 В 1721 году в террасе на берегу реки Томи Михайло Волков обнаружил в « горелой горе» пласт каменного угля.Михайло Волков с товарищами Никитой Петровым и парнишкой Лаврушкой испытали много трудностей на своем пути к великому открытию угля, хоронились от татар, плыли по рекам с бурным течением, помогали шорцам в ловле рыбы. Однажды проплывая по Томи, они увидели пожар в горе. Рудознатцы были удивлены: «как так, камень, а горит?» Этот факт изумил их. Когда Михайло добрался до горящего отверстия в горе, оно источало смрадный  и удушливый запах. Выкопав несколько камней из отверстия, он спустился вниз, развел костер и бросил туда камни. Искатели были разочарованы – камни не горели. Сообразив, что это зола, Михайло разгреб кучу золы, и увидел камень, доселе ему неизвестный. Это пара камней была брошена в костер, и камни стали загораться, а потом тлеть, выделяя тепло. Одаренность и острая наблюдательность рудознатца Михайлы Волкова дала возможность признать в обожженных подах «уголье земляное». Такой вывод был не под силу многим именитыми рудознатцам и профессиональным исследователям того времени. Площадь в центре г. Кемерово носит  имя Михайлы Волкова. А 23 августа 1968 года здесь торжественно был открыт памятник отважному рудознатцу. В рудничном районе г. Кемерово, где начиналась история угольного Кузбасса, есть улица и переулок, названные в честь Михайлы Волкова.

Первым рудознатцем  земли Кузнецкой  был Федор Еремеев, который в 1624 году по указанию томского воевод  отправился искать руды  в горы Салаира. Его сопровождал томский казак Кызыл Пятунька. Еремеев нашел железную руду , доставил ее в Томск и обжигал в присутствии воевод, и из руды получилось доброе железо.

О каком рудознатце вы можете еще рассказать?

Рудознатец канцелярии Колывановского округа Дмитрий Попов в 1781 году на восточных склонах Салаирского кряжа открыл богатое месторождение полиметаллических руд, которые уже через год начали интенсивно разрабатываться. «Ссыльный  из греков», как его величают документы, Дмитрий Попов большую часть посвятил изучению недр Салаира. Богатства Сибири привлекали российских купцов. Поповы – Яков Александрович с сыновьями и братьями прибыли в Верхотурье из Новгорода в середине первой половины 18 века. Федот попов снаряжает 40 золотоискательных партий в горный район бассейна реки Кии. В начале находки не радовали, однако по берегам рек (Кия, Берчикуль, Закрома, Кундат) поисковики обнаружили богатые россыпи. Вложив в разведку 2 млн. рублей, Поповы основали новую для Сибири отрасль. Годом ее рождения является 1829.

 С именем первого сибирского историка, географа и картографа, «боярского сына» Семена УльяновичаРемезова, связана великая заслуга в изучении земли Сибирской. Именно он  составил сводные чертежные карты о Сибири, в том числе  и о Кузбассе «Чертеж земли Кузнецкого города».

Внимательно  рассмотрите картосхему «Открытие и заселение Кемеровской области», проследите маршрут путешествия  ученого, геолога  Петра Александровича Чихачёва. 23 августа 1842 года он прибыл в село Итат. Путь Чихачёва пролегал через населенные пункты: Тисуль, Бабанаково, Борисово, Каракан, Надрезово, прииски(населенные пункты, в которых велась добыча золота). По пути исследования геолог описывал местность, быт золотоискателей, собирал коллекцию горных пород и минералов. Осматривал месторождение углей в Афонино (ныне Киселевск) и Бачатах. Всего  семнадцать дней был ученый на земле Кузнецкой, но именно он оставил на века имя нашему родному краю – Кузбасс.

Продолжаем знакомство с исследователями. Лука Александрович Соколовский. Горный инженер, возглавил одну из партий углеразведчиков, обратил внимание на Афонинское месторождение и установил спекаемость «смолистого»вещества этих углей.

Определив площадь каменноугольной области в 40 тысяч квадратных вёрст, и отмечая мощность угольных пластов, учёный пишет: «Нетрудно убедиться, в какой обильный запас этого горючего материала сокрыт в недрах этой части Сибири для будущей промышленной деятельности».


Леонид Иванович Лутугин. Профессор Петербургского горного института, исследователь Донецкого бассейна. В 1913 году был приглашён администрацией «Копикуза» для организации разведки месторождения угля в Кузбассе. Заслуга Лутугина в том, что он разделил отложения угольной формации на отдельные ярусы и свиты, которым дал названия. Угленосные отложения в определённой последовательности наносились на геологическую карту. Лутугиным была составлена первая стратиграфическая карта Кузбасса. Память о великом исследователе увековечена в названии одной из центральных улиц района г.Киселёвска – Афонино.


5.Закрепление пройденного материала.

Фронтальный опрос.

1.Назовите первооткрывателя угля?2. В каком году  ему установлен памятник?3. Кто первый изобразил на карте Кузнецкую землю? 4. В каком году Фёдор Ерёмеев открыл железную руду?5.Кто первым назвал наш край Кузбассом? 6. Кому принадлежат эти слова: «Нетрудно убедиться, в какой обильный запас этого горючего материала сокрыт в недрах этой части Сибири для будущей промышленной деятельности»? 7. Назовите крупнейшего учёного геолога, который разделил угольные пласты Кузбасса и составил первую стратиграфическую карту бассейна.


Краеведческая игра.

Группа делится на две команды, получает маршрутные листы с заданиями.

Задания для первой команды.

  1. Да, берег мой богат пластами,

В скале чернеют их следы,

Окаменела в недрах память,

Деревья, солнца и воды (Уголь).

  1. Без рук, без ног,

А на дерево лезет  (Дым).

  1. Он бывает молочный у ребёнка,

Он каменный в горной системе (Верхний зуб).

  1. Гора без растительности(Голец).
  2. Каменные россыпи(Курумы).


Задания для второй команды.

1.У него повадка особая:

Прыгнет красавец,

Во рту уже заяц,

И рыбу  ловить он мастер (Соболь).

2. Не  живой,

А живого ловит,

Даже волка зубастого успокоит (Капкан)

3. Учёный швед, пленённый под Полтавой,

Царём Петром в долине величавой,

Рисунки на бумагу перенёс,

Издал в Европе (Табберт).

4.Горный массив на юге области (Горная Шория).

5. Пугает всех лесных зверей,

Но так полезен для людей (Костёр).


Домашнее задание. Приготовить сообщения о полезных ископаемых Кемеровской области.


Рефлексия.

На карту Кемеровской области выберите и прикрепите флажок в зависимости от того, какое у вас сегодня на занятии было настроение. Если хорошее – красный флажок, если не очень –  то синий.







 

 Конспект занятия по теме «В подземных кладовых».

Цель: развитие познавательной активности обучающихсячерез знакомство с полезными ископаемыми родного края.

Задачи: 1.Научиться определять полезные ископаемые.            

               2. Совершенствовать навыки  работы с картосхемой, развивать речь, память, активность.

               4.Воспитание любви и уважения к природным богатствам  родного края.

Оборудование: физико-краеведческая карта Кемеровской области, картосхема  «Подземные сокровища», образцы  полезных ископаемых (железная руда, каменный уголь, известняк, песок, гранит, торф), набор карточек с условным обозначением полезных ископаемых, проектор, экран, маршрутные карты, призы для победителей.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Сообщение темы и цели занятия.

2.Основная часть занятия.

Сообщение нового материала.

3. Закрепление пройденного материала.

4 .Подведение итогов занятия.

Вводная беседа.

1.Сообщение нового материала.

Родной край! Здесь мы родились и живем, здесь мы впервые ощутили свет солнца, мы начали узнавать окружающий нас мир. Мы живем в Сибири, в Кемеровской области. Богата  и разнообразна ее природа, высокие, покрытые  вечными снежниками горы, бескрайняя тайга, прорезанная голубыми лентами рек и водопадов, - создают неповторимую красоту нашего края.  Наша малая Родина является богатейшей кладовой полезных ископаемых. Много полезных ископаемых к нашей области, но главное ее богатство? Правильно каменный уголь.            

2. Сообщения о полезных ископаемых.

Показ и рассказ о полезных ископаемых.

Уголь.

       Он образовался в недрах земли из остатков древних растений. Причем сначала образовался торф, а со временем он превратился в  уголь. Важное свойство его горючесть, обладает характерным блеском. При горении выделяет много тепла, из него делают краски, пластмассы и другие материалы Добыча ведется на шахтах и разрезах, а транспортируют его  в вагонах по железной дороге. Основные запасы его сосредоточены в Кузнецкой котловине. Вся местность называется Кузнецким угольным бассейном, или сокращенно Кузбасс

Впервые залежи каменного угля были обнаружены на территории нашего края рудознатцем Михайлой Волковым в 1721 году на берегу реки Томи в «горелой горе».  На  одной  из площадей областного центра установлен памятник Михайле Волкову. Кузбасский поэт Геннадий Юров посвятил ему такие строки.

Да, берег мой богат пластами,

В скале чернеют их следы.

Окаменела  в недрах память

Деревьев,

Солнца,

И воды.

Томилась в ожиданье  долгом …

Когда походную сумму

Здесь скинул с плеч

Михайло Волков,

Мой берег камень дал ему.

И вот в ночи заполыхало.

 И как легенда ни стара,

А жив прозрением Михайлы.

Я греюсь  у его костра.

Обратите  внимание на следующий минерал.

Железная руда.

 Издавна Горную Шорию населяли  шорцы, самые многочисленные, среди коренных народов нашей малой родины.Они проживают в основном на юге  по берегам  рек Томи, Мрассу и Кондомы и Бельсу. Там были обнаружены следы разработок железных руд. Предки современных шорцев были искусными мастерами по выплавке железа из руды. Их называли кузнецами. Отсюда и пошли названия: Кузнецкая земля, город Кузнецк, Кузнецкий острог. Первооткрывателем Таштагольского месторождения железной руды был  Василий Скворцов.

Полезное ископаемое  темно – серого цвета, тяжелее воды и других полезных ископаемых. Она очень твердая  и прочная, так как образец не разбивается молотком

Описание добычи и выплавки руды.

         В одной из летописей дается описание добычи и плавки руды шорцами: «Около Кузнецкого острогу на Кондоме и Мрассу реках стоят горы каменные великие, и в тех горах работают кузнецкие  шорцы за каменья, разжигают на дровах, разбивают молотом на мелко и раздробив сеют решетом,, а просеяв, сыплют в горн, и там получается железо. Главное свойство железной руды – плавкость. На металлургических заводах из  железной руды выплавляют чугун, а из чугуна делают железо и сталь.

           Об образовании железных  руд Темиртау существует красивая легенда. Была у Шории дочь – красавица. Прослышали об её красоте два брата Алтая. Пришли посмотреть на девушку. Видимо, не в урочный час пришли, так, как разразилась гроза. Но не растерялись юноши. Поймали огненную змею – молнию за хвост, растоптали ее и засыпали землей. В благодарность за спасение дочь Шории полюбила сразу обоих юношей и не смогла сделать выбор – кому отдать предпочтение. Братья – алтайцы отвергли такую любовь; «Выбирай кого-то одного из нас», - сказали они  ей. Ожесточилась красавица, и ее сердце стало железным, превратилась она  в железную гору Темиртау. А два брата, где застало их это печальное известие, окаменели, став двумя горами. До сих пор стоят неподвижно два брата неподалеку от красавицы Темиртау.

В Кузнецком Алатау встречается: гранит, известняк, песок, глина, золото.          

Гранит.

Если мы рассмотрим кусочек гранита, то убедимся, что он состоит из зерен отделить их друг от друга  нельзя. Это говорит о большой прочности гранита – это главное свойство. Он хорошо полируется и после этого становится красным. Поэтому его используют при строительстве набережных рек, станций, метр, памятников и облицовки зданий

Известняк.

           Люди добывают  в карьере, работают, как бы на дне моря. Конечно моря нет,   было в далеком прошлом, много миллионов лет назад. Морские организмы погибали и оседали на дно. Из скелетов раковин образовывались постепенно толщи известняка. Он используется для строительства зданий и дорог. Из него получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка – мел. Он менее прочен, чем известняк. Мелом мы пишем на доске, из него  делают зубной порошок.

Песок и глина.

           Песок и глина  - очень распространенные полезные ископаемые. Мы знаем, что они образуются при разрушении твердых пород, например гранита. Он используется в строительстве, а также в изготовлении стекла только не желтого, но и белого. Из красной глины делают  кирпич и черепицу для крыш, цветочные горшки, а тарелки, блюдца из белой и покрывают их лазурью. Глина, когда она влажная хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают Главное свойство пластичность. Есть и керамические изделия – это те, которые обжигают в специальных печах. Добывается глина в карьерах.

Торф.

          Это ценное полезное ископаемое. Оно  темно – коричневого цвета, состоит из остатков растений, не прочный, легче воды. Сухой торф впитывает влагу. Он хорошо горит. Образуется на болотах  из отмерших остатков растений. За год образуется 1 миллиметр торфа. Значит нужно много лет, чтобы образовались залежи  торфа. Он используется, как топливо в жилых домах, на фермах служит подстилкой для животных. В торфе содержится вещества, которые убивают болезнетворные микробы. А на промышленных предприятиях из него получают некоторые лекарства и другие нужные вещества.

А теперь давайте вспомним, какие же запасы полезных ископаемых имеются в Кемеровской области. Для этого посмотрим статистические данные.

         Запасы коксующегося угля превышают все мировые запасы нефти и газа более чем в 7 раз. Некоксующиеся энергетические угли составляют 31, 3% от общих запасов углей в Кузбассе.

        Имеются в Кемеровской области и другие виды горючих ископаемых. Это торф (более 20 месторождений), проявление нефти и природного газа.

        К настоящему времени в пределах Кузбасса открыто более 90 месторождений и 20 рудопроявлений различных металлов. Это: золото, серебро, железо, алюминий, марганец, цинк, свинец, медь, титан, хром, вольфрам, молибден, ртуть, сурьма, уран, торий. Сконцентрированы они главным образом в районах Горной Шории и Кузнецкого Алатау.

        Потенциал железорудного сырья по Горной Шории оценивается в 2 млрд. 169 млн. т. Крупные месторождения этой группы (Таштагольское, Шерегешское, Шалымское, Казское) являются основной сырьевой базой для металлургической промышленности нашей области.

         В нашем регионе идет и добыча россыпного золота в Тяжинском районе, а также в пределах Кузнецкого Алатау, Горной Шории и Салаирского кряжа. Здесь же добывают и свинцово - цинковые руды.

         В области имеются богатейшие запасы марганца, флюсовых известняков (Тяжинского, Гурьевского, Тисульского и др.), кварцитов (Горная Шория, Яйский район), огнеупорной глины (Кемеровский, Новокузнецкий, Гурьевский, Промышленновский районы), формовочных песков                     (Чебулинсчкий, Ижморский, Промышленновский район), А также залежи мрамора.

         Кроме перечисленных полезных ископаемых, наш край богат самоцветами: аметистом, яшмой, агатами, сердоликами и другими, которые являются ценным поделочным материалом и ювелирным сырьем.

Решение проблемного вопроса.

 Ребята, вот мы с вами сейчас рассказывали о полезных ископаемых, которые использует человек. И получается так, что людям без них никак не прожить. А если это так, то как же человек должен поступать по отношению к полезным ископаемым?

Высказывания учащихся об экономном и бережном отношении к полезным ископаемым. Дети делают выводы.

Физминутка.

«Мы с тобой в поход пойдём, (ходьба на месте)

Минералы мы найдём (наклоны вниз)

И железную руду (поворот направо)

В Горной  Шории  найду, (поворот налево)

Дальше, дальше мы идём (ходьба на месте)

Известняк с углём найдём, (наклоны вперёд)

А потом домой придём. (наклоны назад)

Маме с папой покажу, (поворот налево)

И довольный я усну» (поворот направо)

Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди и угадай» Давайте представим, что вы юные геологи, у вашей группы есть маршрутный лист с заданиями    и  перед вами поставлена цель:

угадать, о каком минерале идет речь, и найти 5 конвертов (см. приложение № 2).

3.Закрепление пройденного материала.

Творческое задание «Отгадай загадки».

 Задания для первой команды:

1. Всегда он нужен детворе,

Он на дорожках во дворе.

И на стройках, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

2. В воде она родиться,

 Но странная судьба:

 Воды она боится,

 И гибнет в ней всегда  (Соль)

3.Блестит, как смоль

В изломе, как стекло (Уголь)

4.Не зря она варилась

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи.  (Железная руда)

5. Дорога имеется  - ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя,

Луга есть –  косить нельзя

В реках озерах воды нет.  (Карта)      

Задания для второй команды:

1.Он несет в дома тепло.

От него кругом тепло,

Черный блестящий,

 Помощник настоящий (Уголь)

2.Если встретишь ее на дороге,

То увязнут сильно ноги,

А сделать миску и вазу,

Она понадобиться сразу. (Глина)

3. Росли на болоте растения,

А теперь это топливо и удобрение (Торф)

4. В воде она родится,

На огне вырастает,

С матерью встретится –

Опять умирает. (Соль)

5.Покрывают им дороги,

Улицы в селениях,

А еще он есть в цементе,

Сам он  - удобрение. (Извесняк)

Задания для  третьей команды.

1.В лесу живет.

С круч катается .

В речке купается,

Рыбу ловит,

Лису остановит.

Таежная красавица

Мехом славится.

2.В воде она родится

   Но странная судьба;

   Воды она боится

   И гибнет в ней всегда.

3. Да берег мой богат пластами

    В скале чернеют их следы.

    Окаменела в недрах память

    Деревьев, солнца и воды.

4 . Росли на болоте растения эти,

    А теперь это топливо и удобрение.

5. Дорога имеется -  ехать нельзя,

    Земля есть – пахать нельзя,

    Луга есть – косить нельзя,

    В реках, озерах воды нет.  


Команда, которая отгадала все задания верно, получает призы. Если задания выполнены правильно, то из содержимого конвертов должен получиться контур Кемеровской области.

 Практическая работа.

Используя карту  Кемеровской области, отметьте условными знаками, те полезные ископаемые, с которыми мы сегодня познакомились  ископаемые родного края на картосхеме (смотри приложение №2).

Домашнее задание.

Написать сочинение на тему «Мое любимое полезное ископаемое».

Рефлексия.

Закончилось наше занятие, но не все тайны подземной кладовой мы с вами узнали, знакомство с полезными ископаемыми родного края, мы будем продолжать на последующих занятиях.

С какими полезными ископаемыми  вы познакомились?

Почему их называют полезными?

У вас на партах лежат контуры  разных  оттенков цветов. На занятии вы выполняли  разные задания, а какие они были? Красный контур -  игра, голубой -  сообщение, сиреневый – практическая работа.

На  контуры Кемеровской области, прикрепите тот  цветок, задание, которое вам понравилось выполнять















Интеллектуальная игра  «Знатоки родного края».

Цель: обобщение знаний о родном крае.

Задачи:1.Закрепить знания обучающихся о родном крае.

              2.Развивать пространственное представление, память.

             3. Воспитывать любовь и уважение к родному краю.

Оборудование: Контур Кемеровской области, кроссворды   «Малая родина», проектор, экран, пазлы.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Приветствие. Сообщение темы и цели занятия.

2. Основная часть

Обобщение пройденного материала.

3.Подведние итогов игры.

Если в карту Сибири всмотреться,

На ней обозначены контуры сердца.

И бьется оно

И отчизне внимает

Рабочему ритму Кузнецкого края.

И в буднях эпохи,

И в каждом из нас

Пульсирует гордое имя –

Кузбасс!                                    

(Геннадий Юров).

На предыдущих занятиях вы уже познакомились с рельефом Кемеровской области, первооткрывателями Кузбасса, полезными ископаемыми. Сегодня, мы выявим лучших знатоков родного края. Для этого вам необходимо справиться с конкурсами и ответить  на вопросы, для выполнения, которых вам понадобятся: знания, смекалка, память. Подведёт итоги конкурсов и победителей выберет наше компетентное жюри.

Конкурс «Эрудиты».

Члены обоих команд выходят по очереди и пишут на доске столбиком термины понятий по теме «Рельеф Кемеровской области» и устно объясняют их содержание.

Геология, котловина, кряж, куррумы, хребет, рельеф, равнина, гора, карьер, снежник, массив, холм, сопки, гольцы, останцы, пик.

Конкурс «Юный геолог».

Ребятам предлагаются образцы полезных ископаемых Кузбасса, они называют полезное ископаемое, объясняют, почему они так думают. Каменный уголь,железная руда, гранит, известняк, глина, песок, мел, кварц.

Конкурс «Рельеф Кемеровской области».

 Составить из предложенных комплектов пазлов карты, составить карту Кемеровской области.

После того, как правильно составлена карта, педагог задаёт следующие вопросы:

1.Когда была образована Кемеровская область? 2.Какая площадь Кемеровской области? 3.Назовите протяжённость Кемеровской области с севера на юг и с запада на восток?



Конкурс «Угадай по описанию исследователя».

А) Профессор Петербургского горного института, исследователь Донецкого бассейна. В 1913 году был приглашён администрацией «Копикуза» для организации разведки месторождения угля в Кузбассе.








(Леонид Иванович Лутугин)

Б) Свои выводы об угленакоплении в крае он отразил в работе «Путешествие в Восточный Алтай» и  оставил краю имя на века– Кузбасс.









 (Пётр Александрович Чихачёв).

В) Горный инженер, возглавил одну из партий углеразведчиков, обратил внимание на Афонинское месторождение и установил спекаемость «смолистого» вещества этих углей.












(Лука Александрович Соколовский).

Г) Первым рудознатец  земли Кузнецкой,  который в 1624 году по указанию томского воевод  отправился искать руды  в горы Салаира.








(Фёдор Еремеев).

Д)   В 1721 году на террасе на берегу Томи обнаружил в «горелой горе» пласт каменного угля.








(Михайло Волков).


Конкурс «Письмо».

Ребята,я вам отдам письмо Васи Перепуткина. Вы должны внимательно его прочитать и отметить в своих листках ошибки в тексте. Выигрывает тот, кто назовёт все ошибки и объяснит их.

С трудом перевалив самые высокие горы Кемеровской области –  Салаирский кряж, я оказался на огромной плоской равнине – Кузнецкой котловине. Равнина покрыта непроходимыми лесами. Здесь протекает самая горная река Иня. Ни одной деревушки или города  здесь не встретишь. Только встречаются на моём пути вековые дубы, высокие берёзы, бурные реки.  А от встреч с животными страшно становится: здесь и волки, и кабаны,  и лоси.

Правильные ответы.

Салаирский кряж – самые низкие горы Кемеровской области. Кузнецкая котловина –  холмистая равнина; на ней нет непроходимых лесов, лишь берёзово-осиновые колки(островки леса). Это самый густонаселённый район Кузбасса. Здесь находится большинство городов и сёл. Дубы у нас не растут в естественных условиях;  бурных рек нет в Кузнецкой котловине; кабаны у на с не водятся.


Конкурс «  Отгадай ребусы и кроссворд «Малая Родина»(см. приложение №1)







Слайд №1








Слайд №2





























Слайд №3




Слайд №4






Слайд №5




Слайд №6





Слайд №7












Слайд №8







Слайд №9





Слайд №10


Слайд №11











Слайд №12







































Слайд №1


















Слайд№ 2










Слайд №3












Слайд №4










Слайд №5



Слайд №6









Слайд №7







Слайд №8




















































Слайд №1























Слайд №2















Слайд №3-4





























Слайд №5




























Слайд №6-7





Слайд №8-9








Слайд №10








Слайд №11







































Слайд №12





















































Список литературы для детей.

1.Атлас для школьников. Кемеровская область/ сост.В.М.Кулешов. – М.: Просвещение, 2002 – с.4-6.

2.Герасимов Н., Мытарев А., Савельев Л., Тивяков С. География Кузбасса. Пособие  для учащихся. – Кемерово, 1974 – 112с.

3. Ильичёв А.И.Соловьёв Л.И. География Кузбасса: природные условия и ресурсы кемеровской области. Пособие для средней школы. -  Кемерово,1988 – с.7 – 40.

4.История Кузбасса/сост. Шуранов Н.П. – Кемерово: ИПП «Кузбасс» «СКИФ», 2006 – с. 5 – 6, 66 – 73.

5. Коцюба Д.В. История Кузбасса.  – Кемерово, 1983 – с.9.

6. Кузбасс. История и настоящее (альбом) – Томск, ООО «Гала – Пресс», 2008 – с. 20 – 22.  

7.НикитинН.И. Освоение Сибири в XVII  веке. – М.: Просвещение, 1990 –с. 90-95.

8. Разинкин А.В.  Кемеровская область с древнейших времён до конца XVIII века. Учебное пособие. – Кемерово, 1996 – с.3 – 4, с. 29 – 34.

9. Соловьёв Л.И. Книга о природе Кузбасса для младших школьников и их родителей. – Кемерово, 2008 – с. 72 – 77, 96 – 105.

10. Сорокин М.Е. Салаир. – Кемерово, 1984 – с. 5 – 29.

11. Тобой, мы славны, Шория/сост. Ильвес Е.К., Кладчихин В.С. -  Кемерово, 1989 – с. 3 – 46, с. 104 – 207.

12. Чугунов В. Синий ветер Алатау. – Кемерово, 1978 – с. 56 – 65.

Список литературы  для педагога.

1.Атлас для школьников. Кемеровская область/ сост.В.М.Кулешов. – М.; Просвещение, 2002 – с.4-6.

2. Герасимов Н., Мытарев А., Савельев Л., Тивяков С. География Кузбасса. Пособие  для учащихся. – Кемерово, 1974 – 112с.

3. Земля и люди .1969. Геогр. календарь/сост.Г.П. Богоявленский, С.Ф.Старикович. – М.: Мысль,  1968 – с.172-174, 288 – 290.

4. Колобков М.Н. Исследователи Кузбасса. – Кемерово, 1984 – с.25 – 39.

5. Крылов Г.В., Завалишин В.В., Козанова Н.Ф. Исследователи Кузбасса. – Кемерово, 1986 – с.10 – 15.

6.Новрузова З.Н.Природа не прощает ошибок. – М.:Мысль, 1988 – 127 с.

7.Словарь юного туриста. – М.,2004.

8.Соловьёв Л.И. География Кемеровской области. – Кемерово, Скиф -Кузбасс, 2006 – с.  19 – 25.

9. Сорокин М.Е. Сибирский корень: историко – этнографические очерки. – Кемерово,1992.

10. Сорокин М.Е.У горы фабричной: записки краеведа. – Кемерово,1991.

11.Шабалин В.М.Тайны земли Кузнецкой. – Кемерово,1994.

12. Шипулин А.Я., Калинин А.М., Никифоров Г.В. Леса Кузбасса. – Кемерово, 1976 – с. 3 – 15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...

Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс

Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели:    - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.               - Сфор...

Сочинения и художественные работы конкурса "Моя малая родина"в номинации «Живой символ малой родины».

В работе представлены описания "живых символов" , характерных и уникальных  для родного  края.Также прилагаются художественные работы (рисунки)....

Стихи о Родине,о России. Малая Родина-Федоскино!

Сборник стихов поэтов России о Родине, поэтов Федоскино о своей Земле и о промысле....

Республиканский научно-краеведческий конкурс учащихся «Моя родина-Минии нютаг», посвященный 90-летию краеведа и публициста, государственного и общественного деятеля Д.Д.Дагбаева Номинация №3 «Исследования о малой родине» «Обоо Баян-Мандал: вчера, сегод

Традиционные семейно-родовые обряды относятся к числу важнейших тем, изучаемых этнографической наукой. Они связаны с разными сторонами жизни этнического сообщества и является неотъемлемой частью его к...

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Презентация "История моей малой Родины. Краснореченке - 200 лет: много это или мало?

Краснореченка - небольшое отдаленное село от районного центра в Грибановском районе Воронежской области. В 2016 году селу исполняется 200 лет. Для человека это очень много. А для поколений? Что мы соз...