Занятие "Сравнительная сила фигур"
план-конспект урока по теме
Занятие. Сравнительная сила фигур.
Цель: дать представление детям о ценности фигур.
Задачи: развитие внимания и логического мышления;
обучение шахматным терминам;
воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.
Оборудование: шахматные доски, настенная шахматная доска, смайлики, обучающая игра «Динозавры учат шахматам», компьютер, значки-смайлики.
Ход занятия.
Здравствуйте ребята, сегодня я вас приглашаю отправиться в магазин, вы наверное часто бывали в магазинах. А какие бывают магазины?
(ответы детей)
А мы с вами отправимся в не простой , обыкновенный: продуктовый или хозяйственный магазин, мы отправимся в шахматный магазин, в этом магазине можно купить шахматные фигуры, но чтобы их купить надо знать их ценность. Давайте послушаем наших друзей динозавриков , они нам расскажут о ценности фигур. ( Дети слушают фрагмент игры «Динозавры учат шахматам» и выполняют практическое задание)
Итак друзья , вы узнали о ценности фигур в нашем магазине и за единицу измерения мы будем считать один «смайлик».
Пешка стоит один смайлик.
Конь и слон три смайлика.
Ладья пять смайликов.
Ферзь девять смайликов.
Чтобы заработать «смайлики», для приобретения шахматных фигур, вам нужно выполнить мои задания, за каждый правильный ответ , вы получаете смайлик.
1. Задание. Шахматные загадки. За каждый правильный ответ, вы получаете «смайлик».
Шахматные загадки.
1. Один раз погибает, а два раза родится. (Пешка)
2. Не живёт в зверинце,
Не берёт гостинцы,
По косой он ходит
Хоботом он водит.
(Слон)
3. Продвигается не косо и не прямо,
А буквой «Г» - так шахматисты говорят.
(Конь)
5. Стою на самом краю,
Пусть откроют – пойду.
Только прямо хожу,
Как зовут, не скажу.
(Ладья)
4. Гладкий люблю я, расчищенный путь,
На шаг в любую сторону могу шагнуть!
(Король)
5. Он может ходить, как Ладья и как Слон –
И прямо и наискосок.
Направо, налево, вперёд и назад…
А бьёт он и вдаль и в упор.
Он очень опасен вблизи и вдали –
Ты больше вниманья ему удели.
(Ферзь)
6. Не люди, не звери, не часы, а ходят?
(шахматные фигуры)
7. Какой король не умеет говорить?
(шахматный)
8. На доске есть у меня две лошадки – два ….(коня)
2. Задание . Вопросы из шахматной шкатулки.
(За каждый правильный ответ , вы получите один смайлик.)
1. Как ходит пешка? (только вперед)
2. Как бьёт пешка? (наискосок)
3. Если дальнейшему передвижению пешки мешает пешка противника (стоит на её пути), можно ли перепрыгнуть через неё или обойти слева, справа?
4. Может ли пешка стать когда-нибудь фигурой, превратиться в неё, в каких случаях? ( Да, если белая пешка достигнет 8-й, а чёрная 1-й горизонтали.)
5. Где стоят ладьи на доске до начала игры? ( по краям)
6. Может ли ладья побить сразу две пешки, за один ход? (нет, только одну фигуру)
7. Какие бывают слоны у чёрного и у белого войска? ( белопольные и чернопольные)
8. Какая фигура не может встать на белые поля? (чернопольный слон)
9. Между какими фигурами на доске стоит конь?
10. Чем конь отличается от всех остальных фигур? (ходит буквой «г», перескакивает через свои и чужие фигуры)
11. Какие шахматные фигуры скрываются в словах: «оладьи», «спешка», «заслонка», «коньки».
3. Вы хорошо справились со всеми заданиями, а теперь немного отдохнём /
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу
Ходит только прямо! вперёд)
Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.
Физминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
4. « Выполни задание »
(педагог готовит позиции на доске)
За каждое правильно выполненное задание , дети получают смайлик.
1. Сделай рокировку.
2. Покажи , какие фигуры может взять конь. (позиция на доске)
3. Определи , какой мат на доске.
4. Определи шах это или мат.
5. Займи центр поля.
6. Выведи лёгкие фигуры.
7. Расскажи 3 главные правила дебюта.
Теперь пришло время посчитать наши « смайлики». Давайте каждый скажет, сколько он заработал «смайликов».
Теперь мы решим с вами «Шахматные уравнения»
(Педагог на магнитной доске показывает, одно уравнение для примера, а следующие уравнения решает вместе с детьми, показывая их на магнитной доске.)
С=3П;
К=3П;
Л=С+2П;
Л=5П;
Л=К+2П;
Ф=2С+К;
Ф=9П;
Ф=Л+С+П ;
Ф=2К+С;
Ф=Л+3П;
Ф=К+С+3П.
Теперь каждый , по очереди , скажет на какие фигуры у него хватит «смайликов».
Закрепление: А сейчас мы поиграем в игру «Огонь» , при помощи этой игры мы сможем понять почему одни фигуры дороже других.
(Нужно посчитать с центрального поля, сколько полей обстреливает фигура и прийти к выводу, где лёгкие фигуры, где тяжёлые. Дети выходят к магнитной доске и считают , сколько клеток обстреливает, та или иная фигура.)
Вы все молодцы, справились со всеми заданиями, но нам пора уже прощаться. Теперь вы будите знать ценность , каждой фигуры. И на прощание я хочу вам подарить значки – смайлики. Чтобы вы вспоминали наше путешествие по «Шахматному магазину».
Литература:
1.Зенков Г.М. «Пласт» 1993 Первый шах/Издание осуществлено при содействии ВАО «Кузбассимпекс» Частной фирмы «Лира» Федерации шахмат Кузбасса
2.Михайленко Г.К. М 69 Знакомьтесь шахматы! Учебное пособие/ Изд. 2-е, доп., перераб.- Тюмень: ЗАО «Издательство Агат», 2009, - 216с.
3.Быкова Е.П. Шахматы для малышей/Е. П. Быкова, Т.И. Локтева.- Изд. 2-е.- Ростов Н/Д: Феникс, 2008.- 120 с.
4. Пожарский В.А.Шахматы: начальная школа/В.А. Пожарский.- Изд. 2-е. - Ростов Н/Д: Феникс, 2010.- 315 с.
5.Пожарский В.А. Шахматный учебник/В.А. Пожарский.- Изд.8-е.- Ростов Н/Д: Феникс, 2008.- 413 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_cennost_figur.docx | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие. Сравнительная сила фигур.
Цель: дать представление детям о ценности фигур.
Задачи: развитие внимания и логического мышления;
обучение шахматным терминам;
воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.
Оборудование: шахматные доски, настенная шахматная доска, смайлики, обучающая игра «Динозавры учат шахматам», компьютер, значки-смайлики.
Ход занятия.
Здравствуйте ребята, сегодня я вас приглашаю отправиться в магазин, вы наверное часто бывали в магазинах. А какие бывают магазины?
(ответы детей)
А мы с вами отправимся в не простой , обыкновенный: продуктовый или хозяйственный магазин, мы отправимся в шахматный магазин, в этом магазине можно купить шахматные фигуры, но чтобы их купить надо знать их ценность. Давайте послушаем наших друзей динозавриков , они нам расскажут о ценности фигур. ( Дети слушают фрагмент игры «Динозавры учат шахматам» и выполняют практическое задание)
Итак друзья , вы узнали о ценности фигур в нашем магазине и за единицу измерения мы будем считать один «смайлик».
Пешка стоит один смайлик.
Конь и слон три смайлика.
Ладья пять смайликов.
Ферзь девять смайликов.
Чтобы заработать «смайлики», для приобретения шахматных фигур, вам нужно выполнить мои задания, за каждый правильный ответ , вы получаете смайлик.
1. Задание. Шахматные загадки. За каждый правильный ответ, вы получаете «смайлик».
Шахматные загадки.
- Один раз погибает, а два раза родится. (Пешка)
- Не живёт в зверинце,
Не берёт гостинцы,
По косой он ходит
Хоботом он водит.
(Слон)
- Продвигается не косо и не прямо,
А буквой «Г» - так шахматисты говорят.
(Конь)
5. Стою на самом краю,
Пусть откроют – пойду.
Только прямо хожу,
Как зовут, не скажу.
(Ладья)
- Гладкий люблю я, расчищенный путь,
На шаг в любую сторону могу шагнуть!
(Король)
- Он может ходить, как Ладья и как Слон –
И прямо и наискосок.
Направо, налево, вперёд и назад…
А бьёт он и вдаль и в упор.
Он очень опасен вблизи и вдали –
Ты больше вниманья ему удели.
(Ферзь)
- Не люди, не звери, не часы, а ходят?
(шахматные фигуры)
- Какой король не умеет говорить?
(шахматный)
- На доске есть у меня две лошадки – два ….(коня)
2. Задание . Вопросы из шахматной шкатулки.
(За каждый правильный ответ , вы получите один смайлик.)
- Как ходит пешка? (только вперед)
- Как бьёт пешка? (наискосок)
- Если дальнейшему передвижению пешки мешает пешка противника (стоит на её пути), можно ли перепрыгнуть через неё или обойти слева, справа?
- Может ли пешка стать когда-нибудь фигурой, превратиться в неё, в каких случаях? ( Да, если белая пешка достигнет 8-й, а чёрная 1-й горизонтали.)
- Где стоят ладьи на доске до начала игры? ( по краям)
- Может ли ладья побить сразу две пешки, за один ход? (нет, только одну фигуру)
- Какие бывают слоны у чёрного и у белого войска? ( белопольные и чернопольные)
- Какая фигура не может встать на белые поля? (чернопольный слон)
- Между какими фигурами на доске стоит конь?
- Чем конь отличается от всех остальных фигур? (ходит буквой «г», перескакивает через свои и чужие фигуры)
- Какие шахматные фигуры скрываются в словах: «оладьи», «спешка», «заслонка», «коньки».
3. Вы хорошо справились со всеми заданиями, а теперь немного отдохнём /
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу
Ходит только прямо! вперёд)
Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.
Физминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
4. « Выполни задание »
(педагог готовит позиции на доске)
За каждое правильно выполненное задание , дети получают смайлик.
- Сделай рокировку.
- Покажи , какие фигуры может взять конь. (позиция на доске)
- Определи , какой мат на доске.
- Определи шах это или мат.
- Займи центр поля.
- Выведи лёгкие фигуры.
- Расскажи 3 главные правила дебюта.
Теперь пришло время посчитать наши « смайлики». Давайте каждый скажет, сколько он заработал «смайликов».
Теперь мы решим с вами «Шахматные уравнения»
(Педагог на магнитной доске показывает, одно уравнение для примера, а следующие уравнения решает вместе с детьми, показывая их на магнитной доске.)
С=3П;
К=3П;
Л=С+2П;
Л=5П;
Л=К+2П;
Ф=2С+К;
Ф=9П;
Ф=Л+С+П ;
Ф=2К+С;
Ф=Л+3П;
Ф=К+С+3П.
Теперь каждый , по очереди , скажет на какие фигуры у него хватит «смайликов».
Закрепление: А сейчас мы поиграем в игру «Огонь» , при помощи этой игры мы сможем понять почему одни фигуры дороже других.
(Нужно посчитать с центрального поля, сколько полей обстреливает фигура и прийти к выводу, где лёгкие фигуры, где тяжёлые. Дети выходят к магнитной доске и считают , сколько клеток обстреливает, та или иная фигура.)
Вы все молодцы, справились со всеми заданиями, но нам пора уже прощаться. Теперь вы будите знать ценность , каждой фигуры. И на прощание я хочу вам подарить значки – смайлики. Чтобы вы вспоминали наше путешествие по «Шахматному магазину».
Литература:
1.Зенков Г.М. «Пласт» 1993 Первый шах/Издание осуществлено при содействии ВАО «Кузбассимпекс» Частной фирмы «Лира» Федерации шахмат Кузбасса
2.Михайленко Г.К. М 69 Знакомьтесь шахматы! Учебное пособие/ Изд. 2-е, доп., перераб.- Тюмень: ЗАО «Издательство Агат», 2009, - 216с.
3.Быкова Е.П. Шахматы для малышей/Е. П. Быкова, Т.И. Локтева.- Изд. 2-е.- Ростов Н/Д: Феникс, 2008.- 120 с.
4. Пожарский В.А.Шахматы: начальная школа/В.А. Пожарский.- Изд. 2-е. - Ростов Н/Д: Феникс, 2010.- 315 с.
5.Пожарский В.А. Шахматный учебник/В.А. Пожарский.- Изд.8-е.- Ростов Н/Д: Феникс, 2008.- 413 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Силы в механике: сила упругости, сила сухого и вязкого трения.
Лекция по физике 10 класс "Силы в механике: сила упругости, сила сухого и вязкого трения"...
Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».
Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного. На уроке вводится понятие сил...
Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».
Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного. На уроке вводится понятие сил...
Понятие симметричной фигуры.Нахождение осей симметрии фигур.
Презентация к уроку математики...
Тема :Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса. Тема :Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса.
Цель: показать роль стилистических фигур в текстах художественного стиля;Формировать навыки культуры речи; отрабатывать умение работать с типовыми заданиями ЕГЭ; совершенствовать умение различат...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ «СКАЗКА О ТРЕХ СИЛАХ:СИЛЕ ТЯЖЕСТИ, СИЛЕ УПРУГОСТИ, СИЛЕ ТРЕНИЯ».
Мероприятие театрализованное, ребята готовятся заранее, разучивают роли, готовят костюмы, глубже проникают в смысл физических явлений, учатся видеть в повседневной жизни проявления природных сил....
Сила упругости. Закон Гука Урок физики в 7 классе Тема: Сила упругости. Закон Гука Цели: 1.Ввести понятие силы упругости, выяснить зависимость силы упругости от деформации, объяснить устройство и принцип действия динамометра. 2.Продолжить формирование
Урок физики в 7 классеТема: Сила упругости. Закон Гука Цели:1.Ввести понятие силы упругости, выяснить зависимость силы упругости от деформации, объяснить устройство и принцип действия динамометра...