обрядовые праздники символ Коня
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obryadovye_prazdniki_koni.doc | 434 КБ |
Предварительный просмотр:
Живое искусство народа. Кожевникова Надежда Геннадьевна 352173 Россия, Краснодарский край,
Кореновск ДХТД
Обрядовые праздники
Кони
Символ коня на протяжении всей истории человечества остается одним из самых значимых символов. Сегодня образ коня ассоциируется, с одной стороны, с силой, благородством и стремительностью, с другой -
с преданностью и верностью. У многих народов мира конь был символом добра и счастья. Он всегда был связан с культом поклонения Солнцу, дающему тепло и свет всему живому. Может быть, поэтому в оформлении русских деревенских изб так часто использовали солнечные знаки, так называемый циркульный орнамент, состоящий из кружочков сточкой в центре. Многие божества неразрывно связаны с конями. По поверьям древних славян, главным солнечным божеством был Даждь-бог. Предполагается, что его имя образовано от слов «дать» и «Бог».
Он каждый день объезжал небо на солнечной колеснице, запряженной белыми конями. Его появлению на небе предшествовало появление его сестры — Утренней Зари, которая выводила на небосклон его белых коней.
Другая сестра Даждьбога— Вечерняя Заря — заводила коней на конюшню после того, как Даждьбог заканчивал свой объезд.
Покровителем коней считался бог труда Овсень, который ежегодно возжигал солнечное колесо, даруя новый свет миру. У славянского бога огня Семаргла был златогривый конь с серебряной шерстью. Перун — бог грозы (грома) проносился по небосклону в колеснице, запряженной черными крылатыми конями.
Сохранились свидетельства, что волхвы северных славян перед походом боевой дружины гадали с помощью коней. Для этого белого скакуна понуждали переступать через копья. Если конь ступал сначала правой, а не левой ногой, то верили, что это к удаче. По другим свидетельствам, вороного коня понуждали пройти через препятствие из девяти склоненных копий. Если конь ни разу не касался ногами копий, ожидали удачу в ратных делах. На протяжении веков конь был первым помощником и первым слугой человека. Хозяйственная роль коня в крестьянской жизни вытесняла из обрядов древние верования и символы. Но на протяжении многих веков сохранялась традиция изображать коней в русском народном искусстве: в вышивке, резьбе, росписи и скульптуре.
В некоторых сохранившихся обычаях и традиционных празднованиях используется символика коня.
Известна игровая традиция вождения коня во время рождественских и масленичных гуляний. Для этого лошадиную голову, сделанную из соломы, насаживали на шест. Один из участников игры нес этот шест, укрывшись столовой рогожей. Второй шел за ним, спрятавшись под рогожу. Третий — хозяин, вел по улицам деревни коня под уздцы. Парни и девушки при встрече этой процессии присоединялись к игре. Для этого они заскакивали под рогожу между идущими под ней или за последним идущим Так выстраивалась длинная вереница играющих. Когда места под рогожей не оставалось, другие играющие стремились втиснуться между идущими. Замыкающему шествие не оставалось места под рогожей. Чтобы вновь присоединиться к игре, он вытеснял из-под рогожи других игроков. Часто игроки сбивались с ноги, падали в снег. Игра проходила весело и шумно. В некоторых деревнях средней полосы России существовала традиция делать соломенных коней на первые заклички весны. Их прикрепляли под коньками крыш. По-видимому, эта традиция была отголоском верований древних славян, связанных с празднованием Нового года. До середины XIV века на Руси Новый год праздновали 14 марта (1 марта по старому стилю). Он совпадал с днем празднования древними славянами божества Овсеня.
В основе этой традиции лежал солнечный символ коня, потому что с распространением христианства традиционные основные праздники почитания лошади, как первого помощника в крестьянском труде, отмечались в августа.
День Степана Сеновала отмечался 15 августа (2 августа). В этот день лошадей поили «через серебро», для чего в поилку клали серебряную монету.
31 августа (18 августа), на Фрола и Лавра, был главный «лошадиный» праздник, потому что святой Фрол считался христианским покровителем лошадей. В этот день на лошадях было запрещено работать. Верили, что это помогало избежать падежа. Лошадей купали и окропляли святой водой, а для табунщиков и конепасов пекли именинный пирог.
В России поделки вязали в основном из ржаной соломы, потому что рожь была основной сельскохозяйственной культурой. Но использовали также и пшеничную солому, камыш, мочало.
Способ изготовления таких коньков зависел от вида применяемого материала и от способа его подготовки к вязанию. При использовании соломы применяют верхнюю часть стеблей. Это самая длинная часть между узлами колоса, равномерная по толщине и более пластичная, чем нижняя.
Чтобы сделать конька, берут пучок необработанной соломы длиной около 10 см. Толщина пучка такая, чтобы его можно было без труда перехватить кистью руки. У одного конца пучок туго перетягивают .желтой или красной нитью, отступив от края примерно 2-3см. Другой конец пучка расправляют веером. Второй пучок соломы, приблизительно на треть длиннее первого, также перетягивают нитью, отступив около 2см от одного края. Затем раскладывают несвязанный конец пучка на две равные части, между ними помещают первую деталь. Под вложенной деталью пучок плотно перетягивают нитью. Свободный конец пучка снова раскладывают на две равных по толщине части. Каждый пучок по отдельности перетягивают нитями, отступив от краев около 2 см. Еще один пучок соломы, равный по длине предыдущему, перетягивают нитью сначала посередине, а затем с
одного из концов . Конец, перетянутый нитью, вкладывают между пучками соломы заготовки головы конька и перетягивают нитью крест-накрест.
Такой же по длине пучок соломы, но чуть тоньше, перетягивают нитью с обоих концов, затем перегибают его пополам и навешивают на туловище конька на место, где он перетянут нитью посередине. Обе детали скрепляют, плотно перетянув крест-накрест нитью место соединения .Скрепив детали конька, на него набрасывают «попону» из лоскута цветной ткани.
Другим способом делают конька из специально приготовленной, размоченной соломы. Для этого сначала заготовленные длинные верхние части стеблей соломы около двух часов распаривают в горячей воде. Затем, промыв распаренную солому холодной водой, дают воде стечь. Используют сырую солому. Длинный пучок соломы, на всю длину верхней части стеблей, перетягивают нитью у одного конца, отступив около 2 см от края (рис).Затем заламывают стебли в противоположную сторону, равномерно распределив солому по окружности (рис.). Пучок перетягивают дважды красной нитью: сначала отступив от места перегиба 3-4 см. затем еще раз, отступив еще около 2 см (рис). Завязанный таким образом пучок соломы изгибают под прямым углом. Для этого солому на внутренней части угла натягивают, а снаружи слегка приспускают (рис). Перегиб также закрепляют красной нитью, отступив от места перегиба около 2-3 см.
Пучок соломы перетягивают нитью посередине, а затем раскладывают на два равных пучка (рис). Концы пучков закрепляют красной нитью. Получается соломенная деталь, которая будет обозначать голову и передние ноги соломенного конька.
Другой пучок соломы перегибают пополам и оборачивают вокруг детали головы посередине (рис). Пучки скрепляют красной нитью, плотно прижав друг к другу в месте соединения. Затем перетягивают нитью прикрепленный пучок приблизительно в его середине. Еще один длинный пучок соломы перетягивают красной нитью в четырех местах. Сначала закрепляют концы, отступив от краев около 2 см, затем в двух местах посередине, разделив пучок примерно на равные по длине части (рис). Связанный пучок соломы перегибают пополам, навешивают на деталь туловища и закрепляют красной нитью, плотно прижав к туловищу (рис).
Небольшой пучок соломы длиной около 10 см перегибают пополам, огибая голову конька, и закрепляют красной нитью, плотно прижав к голове (рис). Чуть ниже привязывают еще 5-6 таких пучков соломы. Это — грива соломенного конька. - Расправив веером хвост готового соломенного конька (рис), выставляют в тень на просушку. Когда солома просохнет и затвердеет, на конька набрасывают «попону» из лоскута ткани. Концы лоскута ткани оформляют бахромой, выдернув из холстины несколько продольных нитей.
Изготовление туловища конька
Прикрепление задних ног конька
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект обрядового праздника " Широкая Масленица к нам пришла"
Задачи: -подводить детей к самостоятельному творчеству на празднике, -расширять знания о народном празднике, - продолжать учить выразительно исполнять знакомые музыкальные и литературные произведени...
Народно-обрядовый праздник .
"Вербный базар" ....
троица обрядовые праздники изготовление кукушечки
Чередой Троицких праздников начинается лето. Троицей называется праздник, установленный христианской церковью во имя единого Бога в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Праздник раньше начинался за ...
обрядовые праздники Солнечные символы
С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН крест является одним из главных магических символов. Две сухие перекрещенные палочки при трении друг о друга порождают основу человеческой цивилизации — огонь. С того момента, как ...
Приобщение дошкольников к русской национальной культуре через организацию обрядовых праздников и фольклорных развлечений
В работе представлены практические материалы по организации обрядовых праздников и фольклорных досугов для детей дошкольного возраста. Организация фольклорных праздников и раз...
Сценарий обрядового праздника, посвященного святым Косьме и Дамиану
Сценарий праздника всключает в себя краткую лекцию о Косьме и Дамиане, об обрядах, связанных с этими святыми, предполагает развитие творческой и коммуникативной активности детей посредством театрализо...
Обрядовый праздник, посвященный святым бессеребренникам и чудотворцам Косьме и Дамиану
Сценарий праздника предполагает ознакомление детей с традициями празднования 1 ноября, связанного с именами святых Косьмы и Дамиана. Ребята знакомятся с историей праздника, особенностями его празднова...