мастер-класс "Кумихимо"
методическая разработка (7 класс) по теме
"Кумихимо" - японская традиция плетения шнурковкосичек. знакомство с Японским искусством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
японская техника плетения шнурков | 950.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Районный дом творчества юных» Верхнекетского района Томской области
Мастер-класс «КУМИХИМО»
Автор: Копылова Надежда Юрьевна
Педагог дополнительного образования
МАОУ ДОД РДТЮ
Белый Яр 2013 год
Тема урока «Кумихимо»
Цель урока: изготовить японский шнурок.
Задачи:
Образовательные:
- научить плести шнурки кумихимо. Соблюдать технику и последовательность выполнения работы.
Развивающие:
- формировать нравственные ценности и эстетическое отношение к элементам духовной культуры японского народа.
- способствовать развитию таких качеств как внимательность, настойчивость, точность взгляда и верность движений рук.
Воспитательные:
- пробудить в детях интерес к традициям, культуре других народов;
воспитывать художественный вкус, культуру труда сознательное выполнение правил техники безопасности при работе с режущими, колющими предметами.
Методы:
Объяснительно-иллюстративный, практический, самостоятельная работа, рассказ.
Формы: групповая, индивидуальная.
Межпредметные связи:
История: прошлое Японии;
Труд: изготовление шнурков кумихимо
Музыка: мелодии Японии
География: географическое положение страны
Инструменты и принадлежности:
Цветные нити, современный станок для плетения шнурков «Кумихимо», ножницы, схемы плетения.
Учащиеся рассаживаются за столы, на которых находятся все необходимые для работы принадлежности. Звучит спокойная японская музыка.
Здравствуйте!
Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в одну из самых необычных стран мира и как можно больше узнаем о ней интересного и увлекательного.
На островах в соленых водах
Лежала древняя страна.
От государств, других районов
Так отличалась она.
Цунами берег разрушали,
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась,
И люди гибли в тот же час.
Там развивалась культура,
Веками строились дома.
И что рождалось здесь впервые –
Не умирало никогда.
Страной восходящего солнца
Назвали соседи ее.
Встает из-за моря здесь солнце,
За горы садится оно.
О какой стране идёт речь? Это Япония.
Япония - это горная страна . Расположена на стыке Филлипинской и Тихоокеанской плит, отсюда здесь частые землетрясения, количество которых за год достигает 1500. Япония представляет собой цепь вулканических островов (более200)на фоне кристально чистой глади Тихого океана. Четыре главных острова Японии – Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю. После подводных землетрясений возникают огромные волны – цунами, достигающие при приближении к берегу высоты 10 м.
Красный солнечный круг на японском флаге и круглая хризантема (национальный цветок японцев) на государственном гербе страны символизируют восходящее солнце.
Столица – ТОКИО. Язык – японский. Достопримечательность – буддийские храмы, которые напоминают нам об истории великой японской провинции. В этой удивительной стране пальто подаёт женщина, руль в машине с правой стороны, пишут сверху вниз, кошки бесхвостые, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.
Древнее название страны - Ямато. Сами жители этой страны зовут ее Ниппон или Нихон.
ХОД УРОКА
Тема нашего урока называется «Кумихимо».
Эпиграфом к уроку я взяла хокку известного японского поэта Кабаяси Исса:
Наша жизнь – росинка,
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь – и все же.
Почему именно это хокку? Ответом на этот вопрос послужит наш урок.
Хайку(хокку) – японское лирическое стихотворение.
“Кумихимо”.что же это такое?
Кумихимо - это японская традиция плетения шнуров-косичек. При переплетении ниток получаются различные тесемки и шнурочки.
Кумихимо использовали самураи в декоративных и функциональных целях, чтобы завязывать свои доспехи и доспехи лошади. Так же шнурки кумихимо используются для завязывания оби (пояс кимоно).
Сейчас же эти шнурки очень распространено носить как обычные фенечки. но можно найти и другое применение.
Плетутся эти шнурки на специальных станках - Марудай и Такадай.
Мы будем пользоваться современным станком, сделанным в виде круга. Станок имеет 32 выреза.
Для изготовления шнурка нужно приготовить 8 нитей разного цвета.
Завязываем нитки в узелок и просовываем в отверстие посередине круга и распределяем нитки по прорезям, как показано на рисунке.
Начинаем плести шнурочек. Берем стартовую правую нитку и переносим её вниз справа. Дальше берем нижнюю левую ниточку и переносим её наверх слева.
Крутим наш станок против часовой стрелки. Теперь так же берем верхнюю правую ниточку и переносим её вниз справа, и так же берем нижнюю левую ниточку и переносим её наверх слева. Потом проделываем те же действия: крутим и перекладываем.
Пробуйте, успехов в овладении этими технологиями!
Заключительное слово учителя:
Дорогие ребята, вы сегодня многое узнали о Японии, освоили технику плетения шнурков кумихимо.
Япония – это страна "восходящего солнца". Когда восходит утром солнце, особенно четко и ярко видны все предметы окружающего мира… и росинки, освещенные этим восходящим солнцем.
А если вы рассмотрите капельку росы на листе, то вы можете увидеть все: огоньки, искры, свое лицо, небо, облака, жизнь, вселенную. Поэтому давайте еще раз вчитаемся в эпиграф нашего урока:
Наша жизнь – росинка,
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь – и все же…
Подумайте, этой капелькой росы может быть ваше творчество.
Все они будто говорят: "Какие мы маленькие, но сколько в нас большой красоты, великой мысли".
Японцы очень любят свою страну, любят всех, кто на ней живет, любовь ко всему красивому, что дала природа – мать.
Так давайте, и мы будем следовать этому примеру и сделаем нашу страну процветающей.
Станут гости уходить, хозяева подарят им на прощание бумажную птичку – журавлика. Считается, что он принесет людям счастье. (Каждый получает журавлика )