ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ ЖИЗНИ
методическая разработка по теме
Методическая разработка комплексного занятия для обучающихся объединения «Вокал», 2-ой год обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vverh_po_lestnice_zhizni.docx | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ ЖИЗНИ»
(методическая разработка комплексного занятия для обучающихся объединения «Вокал», 2-ой год обучения)
Цель: дать детям первоначальное представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценности; развивать муз. грамотность (темп, звукоряд, интервал, консонанс, диссонанс), совершенствовать исполнительское мастерство; побуждать к саморазвитию, к самосовершенствованию.
Предшествующая работа: пение звукоряда с названиями нот, знакомство с различными темпами, развитие звуковысотного, ритмического слуха, разучивание песен;
беседы на нравственные темы, мероприятия ко Дню пожилого человека, Дню матери.
Оборудование: доска, плакаты, «говорящие часы», анкеты, текст басни, м/центр.
Ход занятия:
Педагог : Ребята! Мы начинаем наше занятие с дыхательной гимнастики А. Стрельниковой (упр. «ладошки», «погончики», «повороты головы»). А теперь муз. приветствие. Пожалуйста, не забывайте правильно сидеть во время пения (спина прямая, ноги стоят на полу). Распевание «Музыкальный дождик».
Вот вы спели все звуки подряд: от До до ДО. Как называется этот звукоряд? (гамма) А с чем можно сравнить гамму?(с лестницей) Давайте ещё раз её споём.(поют) Послушайте, кто идёт по лестнице?(играю медленно - идёт взрослый человек; быстрый темп - дети) А как ещё ходят по лестнице ?( через ступеньку, приставным шагом- играю) Между ступеньками есть расстояние, интервал. Между звуками тоже существуют интервалы. (Играю приму) Есть ли здесь интервал? Да, есть, и называется он ПРИМА (повтор одного и того же звука). Если звучат два соседних звука одновременно (играю), то это – СЕКУНДА. Если 1 и 3 ступени – ТЕРЦИЯ. А вот 1 и 4 ступени называется КВАРТА, что по-итальянски означает четыре(играю кварту). Если звучат 1 и 8 ступени, то это октава. А теперь давайте всё повторим: 1 ступень - прима, две – секунда, 1-3 – терция, 1-4 – кварта, 1-8 - октава (все озвучивается). Скажите, какие интервалы звучат красиво, приятно для слуха? (прима, терция, кварта, октава) Такое приятное звучание называется КОНСОНАНС. А как звучит секунда? (резко, противно, неприятно). Да, это так называемый ДИССОНАНС. Ребята, как вы думаете, какое пение лучше – консонансное или диссонансное? Давайте стремиться к красивому звучанию, спойте ещё раз гамму-лестницу (пение).
Педагог : Наша жизнь тоже похожа на лестницу, ведущую в будущее. Мы живём в обществе и хотим, чтобы к нам хорошо относились. А для этого необходимо обладать нравственными качествами, за которые нас будут любить и уважать. Назовите нравственные качества или ценности, которые нужны каждому человеку ( дети говорят, педагог записывает на доске, всё озвучивается)
ПРИЛЕЖАНИЕ - ПУНКТУАЛЬНОСТЬ - ТРУДОЛЮБИЕ - БЕРЕЖЛИВОСТЬ -
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ЛЮБОВЬ К ПОРЯДКУ - БЛАГОДАРНОСТЬ - УВАЖЕНИЕ-
СОСТРАДАНИЕ – ДРУЖЕЛЮБИЕ - ЧУТКОСТЬ – СОПЕРЕЖИВАНИЕ - МИЛОСЕРДИЕ-
ЛЮБОВЬ К БЛИЗКИМ - СМИРЕНИЕ и т.д.
Нет на свете такого человека, который бы не мечтал о счастье. Достигнув чего-то, человек чувствует себя счастливым и стремится к новой мечте, новой цели. Жизнь как лестница ведёт нас в будущее. Каждая ступенька – наши желания и мечты. Как построить свою лестницу жизни, каждый будет решать для себя сам. Но нельзя забывать, что не только хорошие качества есть у каждого из нас, есть и недостатки. Так вот для того, чтобы добиться успеха, стать счастливым и довольным своей жизнью, необходимо избавиться, побороть свои недостатки. А что вы считаете
недостатками? (запись на доске)
ЗАВИСТЬ ЛЖИВОСТЬ БОЛТЛИВОСТЬ ОБЖОРСТВО УНЫНИЕ ЖЕСТОКОСТЬ и т.д.
Педагог : А теперь все встали, выполним физ.минутку – «Маленький кролик».
Педагог : Послушайте, пожалуйста, басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» (читаю).
Какими нравственными качествами была наделена невестка? Сын? Какой можно сделать вывод? (Как аукнется, так и откликнется ). Я думаю, что вы хорошо относитесь к своим родным.
Вы знаете песню про папу. Как её нужно петь? (дружно, весело, душевно, в быстром темпе)
Исполняется песня «Про папу» Шаинского.
Педагог: Ребята, вы знаете много пословиц, а пословица – это меткое, образное изречение, обобщающее различные явления жизни. Я прочту пословицы, а вы объясните, как вы их понимаете.
ДОБРО НЕ УМРЁТ, А ЗЛО ПРОПАДЁТ.
ДЕТИ НЕ В ТЯГОСТЬ, А В РАДОСТЬ.
КОГДА СЕМЬЯ ВМЕСТЕ, И СЕРДЦЕ НА МЕСТЕ.
Педагог:А в какой песне поётся о дружной семье? («Золотая свадьба») Да, а кто её сочинил? (Раймонд Паулс)
Исполнение песни «Золотая свадьба»
Педагог: У меня есть «говорящие часы». Здесь и цифры, и буквы. Вот шифрограммы, где надо вместо цифр поставить буквы, чтобы получилось слово. Назовите их (на доске карточки с цифрами)
Вот что нам «сказали часы» - ДОБРОТА, РАДОСТЬ, ТЕПЛОТА, ЛАСКА
Педагог:: Сегодня, ребята, мы говорили с вами о нравственных качествах людей, которые помогают сделать жизнь счастливой. Назовите их (дети перечисляют). А с этими качествами что нужно делать (показываю на запись недостатков)? Да, от них надо избавиться.
Педагог:: На занятии мы с вами учились петь гамму, познакомились с интервалами в музыке. Вспомните, как они называются (ответы). Узнали, что красивое благозвучие называется… консонанс, а резкое звучание – это… диссонанс. Вы сегодня вспомнили песни о папе, о семье и исполнили их выразительно, душевно. А отгаданные слова ДОБРОТА, РАДОСТЬ, ТЕПЛОТА, ЛАСКА напомнили, что надо всегда быть добрыми, отзывчивыми, и тогда вокруг вас будет радость, счастье и друзья.
Чтобы все знания, полученные на занятии, вам пригодились в жизни, я предлагаю дома вместе с вашей семьёй заполнить анкету.
Анкета «Я и моя семья»
- Фамилия, имя, возраст ___________________________________________________________________________
- Состав семьи:_______________________________________________________________________
- Животные в доме:___________________________________________________________________
- Место работы родителей:_____________________________________________________________
- Как вы в семье любите отмечать праздники ?___________________________________________
___________________________________________________________________________________
- Твои отношения с родителями:________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
- Чем тебе нравится твоя семья?________________________________________________________