Мой мир в рисунке
календарно-тематическое планирование (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Мой мир в рисунке
Чувство прекрасного – одна из важнейших человеческих эмоций. Радость видеть и понимать – есть самый прекрасный вид природы. Этот дар требует повседневной заботы о его развитии.
А.Эйнштейн
Пояснительная записка
Рисунок – зеркало чувств, зрелости, развитости ребенка.
Все дети любят рисовать. Рисование для детей – одно из любимых занятий, это – радостный вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно поддерживать ребенка, открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Почти в каждом человеке живет художник, надо только дать ему возможность проявить себя.
Искусство как таковое обладает уникальным воздействием на человека, несет в себе преобразующую силу его внутренним ресурсам, способствует личностному росту и благотворно влияет на психику. Искусство является силой, обеспечивающей человеческому организму баланс и равновесие, помогающей изжить «величайшие страсти, которые не нашли себе исхода в нормальной жизни». Изобразительное искусство больше, чем успокоение; изображение открывает возможность самоизлечения. Рисование – это мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств.
Живопись, декоративно-прикладное искусство таит в себе огромные возможности. Рисование на бумаге, выжигание и роспись по дереву – все это и многое другое вызывает большой интерес у воспитанников, учителей и родителей школьников, но и у всех гостей школы.
Ученые установили, что обязательный этап детского рисования существует у всех народов. Он наблюдается в промежутке от трех до двенадцати лет, рисование является одним из биологических этапов развития человеческой психики. Именно рисование, находясь в прямой связи с важнейшими психическими функциями (зрением, двигательной координацией, речью) помогает детям разного возраста упорядочить картину окружающего их мира на различном уровне сложности. Рисование является важным информационным и коммуникативным каналом, одним из механизмов адаптации человеческой психики. Детский рисунок специфичен, а по своим внутренним механизмам он качественно отличается от рисунка взрослого человека. Главная его особенность заключается в том, что ребенок рисует не то, что видит, а то, что знает и чувствует.
Неважно, кем станет ребенок, главное, что занятия изобразительной деятельностью очень полезны для всех. Они помогают формировать творческую личность, научить мыслить смело и свободно. Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности школьников. Оно позволяет ребенку изображать в изобразительных образах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к ним. Каждый ребенок по своей природе – творец.
Творчество – это высшая форма психической активности, самостоятельности; способность создавать нечто новое, оригинальное. Ребенок выступает в роли создателя чего-либо нового, полезного и красивого. Все виды самостоятельных творческих работ привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию эстетического вкуса, наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, творческому мышлению. Изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей учащихся.
Занятия творческим трудом доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Создавая красивые вещи своими руками, видя результат своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить по законам красоты.
Во время занятий творческим трудом решаются следующие задачи:
- Коррекция познавательной сферы ребенка, а именно, сенсорных эталонов цвета, формы и величины.
-Развитие аналитико-синтетических способностей ребенка, возможности сравнивать и обобщать.
- Развитие детей с различными видами искусства и направлениями декоративно-прикладного искусства.
- Воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к видам искусства; развитие интереса к духовному миру человека.
- Развитие волевых качеств, коммуникативных навыков и способности применять полученные знания в повседневной жизни. Внеурочная работа строится по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся. Внеурочная работа дает воспитателю возможность проводить разнообразные занятия, развивающие творческие способности детей, воспитывающие у них интерес к выполнению работ, любовь к творчеству.
Изобразительная деятельность детей со сниженным интеллектом имеет свои особенности. Изобразительная деятельность у таких детей не возникает и не развивается без специального обучения, тогда как у нормальных детей она возникает и развивается спонтанно. У детей со сниженным интеллектом отмечается отсутствие активного черкания, запаздывание в появлении способности соотнесения рисунка и предмета, при копировании образца получаются разрозненные линии, а не целостное изображение предмета. Наблюдения показывают, что дети с ЗПР проявляют большую активность в рисовании, предпочитают этот вид деятельности другим формам детской активности. В детских рисунках отражается не только уровень интеллектуального развития, но и эмоциональное отношение к окружающему миру.
Детский рисунок может являться эффективным средством развивающей и коррекционной работы. В рисунке дети избавляются от неприятных переживаний, проигрывают возможные решения конфликтов, вынося во внешний план свои страхи и тревоги.
Изобразительная деятельность детей предоставляет широкие возможности для развития и коррекции всех сфер детской психики: познавательных процессов и речи, мотивационной сферы и самосознания. Арт-терапию применяют при детской агрессивности. С помощью рисунка подросток невольно сообщает о себе то, что никогда не смог бы передать на словах; рисунки раскрывают глубинное состояние психики подростка.
Условия проведения занятий по рисованию как арт-терапии:
дети должны знать, что их не учат рисовать; все работы необходимо одобрять;
неприемлимы команды, указания, принуждения; подросток вправе выбирать виды и содержание творческой деятельности; ребенок может просто наблюдать;
запрещены сравнительные и оценивающие суждения.
Принципы организации внеурочной работы:
- поддерживать общую направленность занятий;
- обеспечивать добровольность выбора учащихся, содержание и методов занятий с учетом личных способностей детей;
- осуществлять массовость внеурочной работы, вовлекать в нее большинство ребят;
- опираться на самостоятельную творческую инициативу детей, учитывать пожелание детей;
- иметь общественно-полезную направленность всех выполняемых работ;
- подчинять все виды внеурочной работы общим учебно-воспитательным целям и задачам.
Направленность программы: художественно-эстетическая.
Велико коррекционно-воспитательное значение рисования, как кружковой работы. В процессе работы у детей с задержкой психического развития преодолевается чувство скованности, неуверенности в своих силах, чувство неполноценности. Работа кружков решает проблему эстетического воспитания, являющегося составной частью общей системы воспитания. Требования к кружкам, где дети изготавливают поделки своими руками: 1.Работу надо выполнять четко и аккуратно.
2.Следует систематически и последовательно прививать детям вкус к простому, удобному и красивому.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Программа весьма актуальна, поскольку художественное воспитание в состоянии решать важные задачи, связанные с необходимостью гармоничного развития личности. Программа «Мой мир в рисунке» является одним из основных направлений деятельности по обеспечению эмоционального благополучия детей, ориентирована на систему дополнительного образования.
Цель данной программы: развитие и коррекция личности воспитанников; развитие художественно-творческих способностей посредством изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
2. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
3. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
4. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, воспитание интереса и любви к искусству.
5. Формирование художественной культуры, приобщение к красоте природы, человека, развитие умений и навыков художественной деятельности, формирование художественно-творческой активности, интереса к внутреннему миру человека.
6. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
Основная форма занятия – практическая творческая изо-деятельность ребенка. Занятия носят как коллективные так и индивидуальные формы работы.
Рассматривая рисование, как своеобразный рассказ о своем индивидуальном развитии и формировании отдельных систем организма, Л.С. Выготский писал, что рисование не просто способствует развитию, но и связывает между собой такие важнейшие функции как зрение, речь, мышление двигательную координацию. Коррекционная значимость рисования, как арт-терапии, проявляется в следующем:
- предоставление ребенку неограниченных возможностей для самовыражения и саморегуляции в продуктах творчества;
- последовательное развитие аффекта и изменение его психологического содержания: от актуализации негативного объекта и его эмоционального отреагирования – к формированию позитивного аффекта, связанного с получением удовольствия, удовлетворения любознательности ребенка в форме изодеятельности;
- проявление интереса к результатам творчества ребенка со стороны окружающих повышает самооценку ребенка и степень его самопринятия.
Основная задача арт-терапии с помощью изобразительного искусства: научить детей выражать свои чувства и сформировать у них позитивное мировосприятие. В ходе занятий снимается психо-эмоциональное напряжение и излишнее возбуждение детей, они чувствуют свою успешность и одобрение со стороны взрослых. Главная цель занятий – самовыражение ребенка, гармоничное развитие личности и преодоление психологических трудностей. Арт-терапия или терапия искусством, позволяет более успешно решать вопросы коррекции личности ребенка с нарушением интеллекта. Отмечается положительная динамика в отношениях между детьми, повышение самооценки ребенка и степень его самопринятия. В изодеятельности удовлетворяется любознательность, формируется позитивный аффект, связанный с получением удовольствия. Ребенок не только нарисовал рисунок, для него это очередная удачно выполненная работа. Он радуется успешно выполненному изделию, его не стыдно показать на выставке перед всей школой, гостям. Он доволен тем, что мама удивится мастерству сына и непременно похвалит его за подарок. Повышенная тревожность, страхи постепенно отступают, появляется гордость за свой труд. Целительная сила искусства настолько сильна, что позволяет успешно социально адаптировать детей с отклонениями в развитии в современном обществе, корректировать его личность. Она заключена в самой её природе, как отражение всеобщей системной гармонии мира.
Программа не ставит целью научить ребенка рисовать («правильно», «похоже» и т.д.). Это попытка развить в ребенке способность чутко воспринимать свою сущность и мир, расширить горизонты чувственного опыта.
Программа «Мой мир в рисунке» рассчитана на два учебных года. Возраст детей: 13-14 лет.
Количество воспитанников: 10-12 человек.
Количество часов в каждом году обучения: 32 часа.
Количество занятий: 1 занятие в 2 недели.
Режим работы: занятия целесообразно проводить 1 раз в две недели по 2 часа с перерывом на отдых.
Первый год будет посвящен рисованию на бумаге, фанере, дереве.
Во втором году обучения дети будут заняты выжиганием и росписью на дереве. Особенность программы состоит в том, что дети будут не просто рисовать на заданную тему, а будут изготавливать поделки, как готовое законченное изделие. Если это работа на дереве, фанере – воспитанник сам занят подготовкой материала для рисования, также уже готовый рисунок на древесном материале будет покрывать лаком. Каждая новая работа будет являться для них своего рода «шедевр», его не стыдно показать друзьям, гостям на выставках детских работ. Искусно выполненная работа может быть подарком дорогой маме, любимой сестренке, бабушке.
Занятия являются для детей в какой-то степени эстетической потребностью, потребностью к красоте, стремлению жить и творить по законам красоты. Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, тушь, фломастеры, кисть, перо. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге, на фанере, на дереве.
Календарно-тематическое планирование кружка
«Мой мир в рисунке» на 2011-2012 гг.
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1. 2 3. 4. 5. 6. 7. 8 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. | Праздничный букет. Волшебные листья Осенний пейзаж Герои марийских сказок Натюрморт Зимняя сказка Моя картина. Творческая работа по замыслу ребенка. Рисование зимней природы Дед Мороз и Снегурочка Защитники Отечества Звери и домашние животные Рисование птиц Весенний букет Праздник Победы Моя семья Я художник. Выставка лучших работ. Оформление альбома «Мои рисунки» | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
В рисунках может открыться сложнейший мир души, который ребенок нам открывает, как бы приглашая в него. Сюжеты детских рисунков – не просто отражение реальности, проживание душой тех отношений и взаимосвязей, которые она уловила в реальном мире. Рисунок – это еще и откровение детской души, его рассказ о самом себе, о своей боли и радости, о том, о чем не скажешь словами, о том, что еще не понимаешь, не осознаешь, но остро чувствуешь.
Занятия рисованием не ставят целью сделать их всех художников. Они призваны освободить и полностью использовать такие источники энергии детей, как творчество, самостоятельность, пробуждать фантазию, укреплять природой данные способности к наблюдению и оценке действительности.
Занятия по рисованию играют важнейшую роль в совершенствовании эстетического и интеллектуального воспитания подрастающего поколения. Все это делает жизнь детей и подростков полнокровной, радостной, красивой. «Молодежь всегда красива, - писал Макаренко,- если она правильно воспитывается, правильно живет, правильно радуется».
Список использованной литературы:
1. Копытин А.И. Основы арт-терапии. 1999.
2. Кряжева Л.Л. Мир детских эмоций. 2000.
3. «РФ. Сегодня», журнал Федерального собрания-парламента РФ, № 12, 2004.
4. Бакшеева Т.С., Горяйнова Д.П. Влияние арт-терапии на поведение подростков //Воспитание школьников. № 7, 2010.
5. Буровкина Л.А. Комплексный подход к обучению школьников декоративно-прикладному искусству в системе непрерывного образования// Воспитание школьников. № 4, 2010.
6. Исаева М. Воспитательные возможности дополнительного образования в школе// Воспитательная работа в школе. № 3, 2008.
7. Левин Я.Н. Семнадцать уроков школьного воспитания// Воспитание школьников. № 9, 2011.
8. Хрисанова Е., Сергеева Н. Артпедагогика в системе современного воспитания//Воспитательная работа в школе. № 6, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как сохранить созданный рисунок. Как открыть сохранённый на диске рисунок. Материал к уроку информатики в 5 классе
Предлагаемые материалы к уроку информатики в 5 классе представляют взаимосвязанные между собой электронную презентацию к уроку, составленную по учебнику «Информатика. 5-6 класс. Начальный уровень» про...
Фрагмент рисунка. Сборка рисунка из деталей.
Графический редактор Paint Тема урока:Фрагмент рисунка. Сборка рисунка из деталей. Тип урока: Изучение нового материала. Вид: Урок – практикум Цели урока: Образовательная: отра...
Фрагмент рисунка. Сборка рисунка из деталей.-5 класс.
Тема «Компьютерная графика» на неё отводится 8 часов этот урок в данной теме – 5 Цель урока: создать условие для усвоения понятия фрагмент и для самостоятельной творческой работы на компьют...
Методическая разработка по предмету рисунок « Рисунок несложной симметричной гипсовой розетки» 2 класс ДШИ
В учебном плане по рисованию орнаментов широко используются различные элементы архитектурной орнаментики. Рисование с натуры орнаментов не только дает возможность ознакомиться с разнообразием фо...
«ПОРТРЕТНЫЕ ЗАРИСОВКИ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА и РИСУНОК ГИПСОВОЙ ГОЛОВЫ» МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРЕДМЕТУ РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ, 4 КЛАСС, УЧАЩИЕСЯ 14-17 ЛЕТ
Методические пособия-таблицы для уроков рисунка.живописи. станковой композиции ДШИ и ДХШ по теме "Портрет, рисунок головы, гипсовой головы"...
Экспедиция Г.Я. Седого_ Рисунок (серия рисунков)
Материал к Всероссийскому детско-юношескому конкурсу Русского географического общества «Арктика – притягательная загадка»!. Серия рисунков выполнена ученицей 11 "А" класса Самойленко Лилией...
Разработка урока на тему: "Выделение фрагмента рисунка. Работа с фрагментами рисунка." (5 класс)
Тема урока: Выделение фрагмента рисунка. Работа с фрагментами рисунка.Тип урока: Изучение нового материала.Вид: Урок – практикумЦели урока:Образовательная:отработка навыков работы с графическим ...