Вехи памяти волгоградских железнодорожников
статья по теме

Позднякова Елена Юрьевна

Краткое ознакомление с особенностями и историей памятников, посвященных подвигам железнодорожников Царицына-Сталинграда-Волгограда  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЕХИ ПАМЯТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ НА ВОЛГОГРАДСКОЙ ЗЕМЛЕ

  1. Мемориальный комплекс «Воинский эшелон».

Визитная карточка:

На территории Государственного историко-мемориального музея-заповедника «Сталинградская битва» находится  поезд – памятник железнодорожникам и военным строителям, обеспечившим бесперебойное снабжение сталинградского фронта военными грузами.

Содержание.

До сих пор мало известно о том, сколько километров железных дорог, обеспечивших нашим войскам блестящую историческую Победу на Волге,                                                             проложено под вражескими бомбами. Именно поэтому немногие знают о роли железнодорожников в битве за Сталинград и о том, что в этой битве исключительную роль сыграли железнодорожные пути Сталинград – Владимировка, Иловля – Саратов, Кизляр – Астрахань, которые стали «дорогами жизни» для войск Красной Армии. Ведь именно эти дороги стали основными артериями, питавшими людскими ресурсами, боевой техникой, оружием и боеприпасами, продовольствием три фронта, боровшихся в междуречье Волги и Дона – Сталинградский, Донской, Юго-Западный. На протяжении всей Сталинградской битвы (с июля 1942 года по февраль 1943 года) железнодорожники участвовали в доставке грузов и снаряжения для наших армий.

В июне 2009 года Глава администрации Волгоградской области Николай Максюта и президент открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Владимир Якунин вместе с ветеранами  Великой Отечественной войны открыли мемориальный комплекс, посвященный подвигу железнодорожников и военных строителей. В церемонии, которая прошла на территории музея-панорамы «Сталинградская битва» г. Волгограда, также приняли участие  главный федеральный инспектор по Волгоградской области  аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном Федеральном округе Александр Меркулов, депутаты областной Думы, другие почетные гости. 

С инициативой об увековечении памяти о героическом участии железнодорожников в Сталинградской битве выступил Совет ветеранов Волгоградского отделения Приволжской железной дороги. Компания ОАО "РЖД" поддержала это начинание и профинансировала его, а музей-заповедник "Сталинградская битва" предоставил место на своей территории и помог экспонатами – на платформах состава стоит артиллерийское орудие и танк Т-34, причем последний пришел своим ходом, и только на платформу его погрузил пятидесятитонный кран.

Мемориальный комплекс «Воинский эшелон» представляет собой стилизованный военный состав, в который вошли паровоз, цистерна, универсальные платформы с металлическими бортами  и крытый вагон. Перед составом установлен семафор. Рядом с кабиной паровоза находится колонка для заправки водой.

Паровоз серии Эр 743-64 выпускался на Луганском заводе в 1935 году, и во время войны именно такой вид железнодорожного транспорта был основным для доставки военных грузов к линии фронта. Этот паровоз нашли в 2008 году на заводе "Красный Октябрь", где он подлежал переплавке. Взамен был отдан другой паровоз, не подлежащий восстановлению, а этот отправили в Саратов на реконструкцию, которая заняла почти год. После частичного восстановления данный паровоз прицепным способом был доставлен в Волгоград, так как сам, конечно, не мог идти своим ходом (половина частей паровоза за долгие годы была утеряна). Данный паровоз работал во время войны на Рязано-Уральской и Сталинградской железной дороге. Также был найден двухосный крытый вагон, так называемая «теплушка», цистерна для перевозки нефти и нефтепродуктов и две двухосные платформы. Даже если не все они служили в годы войны, то сейчас они выглядят в точности, как в военное время: все номера, таблички, условные обозначения, покраска, сцепки – все воссоздано в первоначальном виде.

Режим работы музея:

Летний период – с 10:00 до 18:00. Зимний период – с 10:00 до 17:00. Выходной – понедельник.

Просмотр мемориального комплекса «Воинский эшелон» возможен круглосуточно и без выходных.

Контакты:

Тел.: (8442)23-72-72, 23-67-23, 23-85-44, 34-69-68. Факс: (8442)23-86-84.

Адрес: 400053, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Чуйкова, 47.

E-mail: panorama_sb@mail.ru   http://panorama.volgadmin.ru  http://www.stalingrad-battle.ru

Как добраться:

  1. Скоростной трамвай, троллейбусы маршрутов №№ 1, 8, 8а, 12, маршрутные такси №№ 1с, 2с, 7к, 10а, 15с, 18, 19, 30, 33, 36, 57, 75, 77, 84, 123 до остановки «Площадь им. В. И. Ленина».
  1. От железнодорожного вокзала можно дойти пешком, пройдя около 300 метров по ул. Гоголя до Площади Павших борцов и повернув налево к зданию Планетария. Далее, повернув направо, вы окажетесь на улице им. Гагарина. Продвигаясь по ней в сторону реки Волги, вы дойдете до ул. им. Чуйкова, по которой доберетесь до музея-заповедника «Сталинградская битва».
  2. От речного вокзала по эстакаде подняться до верхней террасы к памятнику летчику, герою Советского Союза Хользунову, а затем от памятника по ул. им. Чуйкова дойти до дома под номером 47.

Сведения об источниках более подробной информации

Для подготовки информации об объекте использовались следующие материалы:

  1. www.volgograd-history.ru
  2. www.volganet.ru
  3. www.V1.ru
  4. http://www.gortransvolga.ru/scheduletable/
  5. http://www.novostivolgograda.ru/obschestvo/27724.html
  6. http://www.marshals-victory.senat.org/amvasilevsky/stalingrad-rokada.html
  7. http://www.kinoboom.com/o-filme/zheleznoe-kolco-stalingrada
  8. http://webvolgograd.ru
  9. http://scbist.com/ekskurs-v-istoriyu-zheleznyh-dorog/4797-zheleznye-dorogi-v-vov-transport-v-stalingradskoi-bitve.html
  10. http://militera.lib.ru/tw/drogovoz1/02.html

  1. Народный музей волгоградских железнодорожников

Визитная карточка:

В цокольном этаже жилого дома № 66 на ул. им. Милиционера Буханцева расположен необычный музей. Он создан силами ветеранов Приволжской железной дороги.

Содержание.

Музей волгоградских железнодорожников был открыт 5 ноября 1967 года, а с 1981 года ему было присвоено звание «народный». Ежегодно его посещают более 3000 человек, а с момента открытия с его экспозицией ознакомились 150 тысяч жителей Волгограда и гостей города.

Работы по реконструкции начались осенью 2007 года. Приволжская железная дорога предоставила музею новое помещение, включающее 4 зала для размещения экспозиции, а также комнаты для большого и малого архивов, бытовые помещения. Как результат, вся экспозиция тематически разделена на 4 периода: начало строительства первых железных дорог на территории Царицына, железные дороги в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, современная деятельность Волгоградского отделения Приволжской магистрали.

Среди экспонатов представлены пассажирские и служебные железнодорожные билеты 1862 года. Особое место занимает стул, сделанный начальником станции Крутая (сейчас станция им. М. Горького) Захаром Басаргиным и впоследствии подаренный Алексею Пешкову (будущему писателю Максиму Горькому, который в 1888 – 90 гг. работал на станции весовщиком). Также посетители могут ознакомиться с личными вещами заместителя наркома путей СССР сообщения Сергея Багаева, который во время Великой Отечественной войны руководил действиям железнодорожников в осажденном Сталинграде.

Режим работы:

Пн, вт, чт, пт  -  с 9:00 до 17:00, перерыв с 12:00 до 13:00.

Посещение только по заявкам, до 25 человек. Вход свободный.

Контакты:

Тел.: (8442) 90-27-17

Адрес: 400053, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Милиционера Буханцева, 66

Как добраться:

Трамваи маршрутов №№ 1, 4, 5 до остановки «Вагонное депо»

Ссылки:

  1. http://www.gortransvolga.ru/scheduletable/
  2. http://www.panoramio.com/photo/63603624
  3. www.volgkraeved.ru/.../0a0e136ffaf854da12bd94ecc1c535d1.doc

  1. Братская могила защитников Красного Царицына

Визитка:

Братская могила является местом многих произведенных в разное время захоронений бойцов Красной Армии и рабочих-железнодорожников. Во время Гражданской войны в июне 1919 г. в братской могиле были похоронены 10 бойцов-железнодорожников из коммунистического батальона, погибших от взрыва при охране станции Царицын-I. Имена 9 железнодорожников указаны на памятнике.

Содержание.

Исторический путь Ворошиловского района неразрывно связан с 400-летней историей нашего города. Царицынские железнодорожники вместе с промышленными рабочими и солдатами боролись против самодержавия и буржуазии, создавали и отстаивали власть Советов. Имелись железнодорожные формирования по охране путей, железнодорожных мостов, грузов. Из железнодорожников формировались команды бронепоездов, они сражались в частях Красной Армии в период обороны Царицына в 1918—1919 гг.

У станции Волжской, где находился парк поселка железнодорожников, и хоронили погибших. В 1918 г. здесь были похоронены погибшие при защите Царицына бойцы 10-й армии, железнодорожники из числа команд бронепоездов, железнодорожники, обеспечивавшие снабжение фронта у станции Воропоново. В июне 1919 г. в братской могиле были похоронены 10 бойцов-железнодорожников из коммунистического батальона, погибших от взрыва при охране станции Царицын-I. Известны имена 9 железнодорожников, они указаны на памятнике, остальные — неизвестны.

В 1919—1920 гг. здесь были похоронены жертвы белогвардейско-врангелевского террора в Царицыне. Захоронение проводилось после освобождения города. По имеющимся сведениям, захоронено более 150 погибших, известны имена 14 железнодорожников.

Памятник из гранитного блока был построен в 1965 г., высота - 2 м.  Автор проекта – В. М. Кудряков. Ограда чугунная, литая, площадь могилы 6,5×9 м, покрыта железобетонными плитами. Новый памятник построен в 1987 г. Автор его проекта — архитектор В. П. Калиниченко.

Адрес: 400001, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Пугачевская (на уровне 14-15 домов).

Как добраться: скоростной трамвай, троллейбусы №№ 2, 8а, маршрутные такси №№ 11, 39, 40, 57, 77 до остановки «Академическая».

Ссылки:

  1. http://militera.lib.ru/tw/drogovoz1/02.html
  2. http://www.panoramio.com/photo/63603624
  3. http://gorvesti.ru/gazeta/173/11886
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0
  5. «Оборона Царицына». 1-я серия
  6. http://actoscope.com/yufo/volgogradobl/zent-vol/gr/1/o-priznanii-nezakonnym-bezdyay31052011-4299101/
  7. http://vpravda.ru/2011-03-11-20-25-11/item/6163-%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B9
  1. Паровоз-памятник серии ОВ № 5109 в депо Волгоград-I

Визитка.

Паровоз серии ОВ № 5109 построен в 1902 г. и до 1966 г. находился в эксплуатации. В ноябре 1967 г. паровоз установлен в локомотивном депо станции Волгоград-I в качестве памятника. На паровозе установлена мемориальная доска с текстом: «Паровозы этой серии водили бронепоезда в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Обслуживались и ремонтировались рабочими депо Царицын—Сталинград».

Содержание.

25 июля 1871 года было открыто движение поездов на последнем участке Грязе–Царицынской железной дороги (от Царицына до Филоново). Эта дата считается датой открытия локомотивного депо станции Волгоград-I. В далёком 1871 году в депо было всего 4 паровоза. Были они 3-х и 4-осные и водили на "плече" Царицын–Иловля поезда весом 500-600 тонн. Спустя 15 лет, в 1886 году, паровозов было уже 14, а с 1892 года удлинилось и "плечо" – Царицын-Арчеда с подменой бригад на станции Лог. К началу ХХ века локомотивное депо стало одним из крупнейших предприятий города.

В годы гражданской войны в железнодорожном депо ремонтировали бронепоезда, многие железнодорожники царицынского узла с оружием в руках защищали Царицын в составе специального железнодорожного красногвардейского отряда и коммунистического батальона имени Совета Народных Комиссаров. Из 23 бронепоездов, имевшихся в 1918 году на вооружении Красной Армии, в обороне Царицына участвовало 15. После гражданской войны в 20-х годах появились новые паровозы. Поднялась весовая норма грузового проезда до 1300 тонн, а в 30-х годах – до 1800 тонн; увеличивались скорости движения составов (с 21 км/ч в начале 20-х до 43 км/ч в 30-х годах).

С первых дней Великой Отечественной войны работа локомотивного депо была поставлена на службу фронту – цеха выполняли заказы по изготовлению вооружения, через сталинградский узел сплошным потоком шли составы с оборудованием эвакуированных предприятий – всего более 27 тысяч вагонов. Летом 1942 года железнодорожникам приходилось работать в тяжелых фронтовых условиях, под постоянной угрозой вражеской авиации. 23 августа 1942 года во время бомбардировки города локомотивное депо было разрушено. Но его работники продолжали сражаться с оружием в руках. В результате ожесточенных боев сталинградский железнодорожный узел был превращен в руины.

Сразу после окончания Сталинградской битвы железнодорожники взялись за восстановление разрушенного хозяйства, в этом им помогала вся страна. Уже к июлю 1943 года сталинградский железнодорожный узел работал на полную довоенную мощность. Зимой 1943-1944 годов сталинградскими железнодорожниками была предпринята уникальная операция по переброске судов Волжской Военной флотилии из Сталинграда в Калач.

В 1970 году паровозный парк депо был полностью заменён. О тех временах, когда в депо трудились паровозы, сегодня напоминает товарный паровоз серии «ОВ» № 5109, установленный возле локомотивного депо в 1967 году. Паровоз ОВ построен в 1902 году и до 1966-го находился в эксплуатации. На нём установлена мемориальная доска с текстом: «Паровозы этой серии водили бронепоезда в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Обслуживались и ремонтировались рабочими депо Царицын–Сталинград». Паровоз ОВ был разработан конструкторами Брянского машиностроительного завода под руководством инженера В. Лопушинского в 1889 году, став самым массовым паровозом на рубеже XIX-XX веков. Именно паровоз ОВ использовался в составе бронепоездов.

В 2004 году в честь 80-летия тепловозной тяги в России рядом с паровозом ОВ был установлен тепловоз ТЭП60, 1971 года выпуска.

Эти локомотивы – экспонаты музея локомотивного депо, организованного в 1971 году. Экспозиция музея посвящена людям, работавшим в депо за более чем столетнюю историю.

Ссылки:

  1. http://www.parovoz.com/newgallery/?ID=8375&LNG=RU
  2. http://www.parovoz.com/newgallery/?ID=9220&LNG=RU

  1. Паровоз-памятник Л-5111 в поселке им. М. Горького.

Визитка.

Своё имя населённый пункт получил благодаря тому факту, что здесь, на бывшей станции Крутая, некоторое время работал будущий писатель Максим Горький, известный в то время как Алексей Максимович Пешков. Имя М. Горького носит также железнодорожная станция, расположенная в микрорайоне. Здесь находится паровоз-ветеран Л № 5111. Он  получил у железнодорожников прозвище «Лебедянка».

Содержание.

Этот памятник на высоком постаменте встречает и провожает в далекий путь всех водителей по трассе Волгоград-Ростов. Непростая у него судьба.

Уже в самые первые месяцы Гражданской, а впоследствии – и Великой Отечественной войны стало понятно, что бронепоезда могут эффективно применяться в борьбе с врагом. Они успешно прикрывали маневры наших войск, защищали железнодорожные узлы от налетов фашистской авиации, вступали в бои с прорвавшимися частями и десантами противника.  Олицетворением доблести и героизма броневых сил Царицынского фронта являлся прославленный бронепоезд «2-й Сибирский». В сентябре 1942 г. по железнодорожным путям станции курсировал бронепоезд № 1 «За Сталина». 

Паровоз Л - советский грузовой паровоз, выпускавшийся с 1945 по 1955 год. Первоначально данной серии паровозов была присвоена серия П («Победа»), однако, постановлением Совета Министров Советского Союза от 14 января 1947 года название серии было заменено с П на Л, в честь Льва Сергеевича Лебедянского - выдающегося советского инженера-локомотивостроителя. Это был беспрецедентный случай в истории советского локомотивостроения. Сам Лев Сергеевич считал присвоение созданному под его руководством паровозу серии Л самой большой своей наградой. Паровозы этой серии стали называться «Лебедянки» или «Лебеди».

Паровоз Л  - один из наиболее мощных грузовых паровозов в мире. В 1997 г., накануне Дня железнодорожника, ветераны депо предложили один из паровозов установить на постамент у локомотивного депо станции имени Максима Горького. Инициатива была поддержана трудящимися станции. Однако во многих официальных документах датой установки памятника-паровоза железнодорожникам и шахтерам считается 1977 год. Дело в том, что возле здания локомотивного депо действительно всегда стоял паровоз такой же серии, как и памятник. Его часто видели проезжавшие мимо граждане, по ошибке принимая за памятник. На самом деле паровоз использовался в зимнее время для обогрева здания депо паром. К праздникам этот паровоз приводили в порядок: ремонтировали, красили, убирали прилегающую территорию. С годами, когда была пущена в эксплуатацию котельная, надобность в паровозе исчезла, и его убрали. Выбор пал именно на этот паровоз потому, что он сохранился в очень хорошем состоянии на железнодорожной станции Чир.

В будке машиниста было нестерпимо жарко не только летом, но и зимой, ведь в топку требовалось постоянно засыпать уголь. Но как бы ни было сложно, все понимали, что шахтерам еще тяжелее этот уголь добывать. И, не совершай они ежедневно свой трудовой подвиг, ни один паровоз не сдвинулся бы с места, поэтому, когда в 90-х годах речь зашла об установке памятника, то его решили посвятить как железнодорожникам, так и шахтерам.

Адрес: 400038, г. Волгоград, пос. М. Горького, локомотивное депо им. М. Горького.

Тел.: (8442)41-52-08

Как добраться: от ж/вокзала на автобусе или маршрутном такси № 88 (до поселка  Горьковский).

Ссылки:

  1. http://militera.lib.ru/tw/drogovoz1/02.html
  2. http://ru.wikipedia.org/
  3. http://maksimka-38.ucoz.ru/publ/1-1-0-44
  4. www.volgkraeved.ru/.../0a0e136ffaf854da12bd94ecc1c535d1.doc
  5. http://www.parovoz.com/newgallery/?ID=25130&LNG=RU

  1. Памятные доски героям железнодорожникам:

а) Место расположения: железнодорожный вокзал станции Волгоград-I (Адрес: 400087, г. Волгоград, Центральный район, Привокзальная площадь, 1.)

Надпись: «В период обороны Царицына и Сталинградской битвы станция была важнейшим узлом военных и государственных перевозок. В эти тяжелые дни железнодорожники самоотверженно работали, обеспечивая продвижение ответственных грузов».

Дата открытия: 1967 г.

Материал: мрамор.

б) Место расположения: станция Волгоград-I, на здании вокзала со стороны перрона. (Адрес: 400087, г. Волгоград, Центральный район, Привокзальная площадь, 1.) 

Надпись: «В 1905—1907 годах царицынские железнодорожники активно боролись против царского самодержавия. На станции Царицын—Юго-Восточная действовал стачечный комитет».

Дата открытия: 04.11.1977 г.

Материал: мрамор.

в) Место расположения: локомотивное депо станции Волгоград-I. (Адрес: 400131, г. Волгоград, Центральный район, ул. Коммунистическая, 13-А.)

Надпись: «Рабочие депо Царицын—Волгоград — участники революции». (Перечислены имена погибших — 14 человек.)

Дата открытия: 07.11.1967 г.

Материал: мрамор.

г) Место расположения: локомотивное депо станции Волгоград-I. (Адрес: 400131, г. Волгоград, Центральный район, ул. Коммунистическая, 13-А.)

Надпись: «В дни Великой Отечественной войны рабочие локомотивного депо Сталинград-I под бомбежками, артиллерийским и минометным огнем врага обеспечивали движение поездов и подвоз грузов Сталинградскому фронту».

Дата открытия: 08.05.1968 г.

Материал: мрамор.

д) Место расположения: локомотивное депо станции Волгоград-I. (Адрес: 400131, г. Волгоград, Центральный район, ул. Коммунистическая, 13-А.)

Памятный         знак: «Славным железнодорожникам локомотивного депо Царицын—Сталинград, героически погибшим в гражданскую и Великую Отечественную войны за нашу Родину».

Дата открытия: 08.05.1985 г.

Материал: алюминиевая выколотка на стальных профилях.

е) Место расположения: волгоградская дистанция железнодорожного пути. (Адрес: 400087, г. Волгоград, Центральный район, ул. Михаила Балонина, 2.)

Надпись: «В дни обороны Царицына путейцы города на Волге под огнем врага обеспечивали продвижение бронепоездов Царицынского фронта и продовольственных маршрутов в Москву».

Дата открытия: 1967 г.

Материал: мрамор.

ж) Место расположения: станция Сарепта. (Адрес: 400112, г. Волгоград, Красноармейский район, ул. Арсеньева, 49.)

Надпись: «Железнодорожники Сарептского узла в дни Сталинградского сражения 1942—1943 гг. в условиях полуокружения и массированных налетов вражеской авиации выполняли военные заказы, своевременно перевозили на передовые позиции боеприпасы».

Дата открытия: 1967 г.

Материал: мрамор.

з) Место расположения: станция Сарепта. (Адрес: 400112, г. Волгоград, Красноармейский район, ул. Арсеньева, 49.)

Надпись: «Здесь на узле станции Сарепта железнодорожники героически сражались за установление Советской власти в г. Царицыне».

Дата открытия: 22.10.1968 г.

Материал: мрамор. 

Ссылки:

  1. http://ru.wikipedia.org/
  2. http://www.volgograd-history.ru/guide/monuments/historys/vor_desks.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа - презентация "Вехи Памяти" к уроку тат.литературы в 7 классе "Батыр егет-ил курке"

Исследовательская работа - презентация " Вехи Памяти"к уроку татарской литературы в 7 классе "Смелый джигит - радость страны" Использование местного материала об участниках Великой Отечественной войны...

Классный час "Волгоградская земля-волгоградское качество"

Материал для проведения классного часа позволит познакомить обучающихся с промышленным потенциалом города Волгограда....

Железнодорожники в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг

Проект посвящен железнодорожникам в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.Цель исследования: показать вклад железнодорожников в разгром фашистской Германии.Методы исследования: теоретически...

Программа кружка "Юный железнодорожник"

Занятие кружка рассчитано на обучение учащихся средних классов, как первоначальное знакомство с историей железных дорог России, её составными, целями, задачами и их исполнением....

День Железнодорожника «Стартуют все!»

Сценарий для спортивного праздника ко дню Железнодорожника «Стартуют все!»...

Моё увлечение - пение. Хор "Гармония" клуб "Железнодорожник"

Песни и музыка существуют столько, сколько человечество себя помнит. «Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою»Бертольд Ауэрбах...