Значение орнаментов и символов у древних славянских народов
план-конспект урока по теме
План-конспект занятия по курсу «Мир искусств» изобразительное творчество»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_ornamentov.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия по теме:
«Значение орнаментов и символов у древних славянских народов»
по курсу «Мир искусств» изобразительное творчество»
Разработала:
Илларионова Ольга Юрьевна
педагог дополнительного образования МОУ ДОД ТДДТ
вторая категория
Возраст детей: 10-17 лет
Продолжительность занятия: 45 мин
Цель занятия – восполнить дефицит знаний стимулируя учащихся к дальнейшему самообразованию и самостоятельному поиску новой информации по изучаемому предмету, не вошедшей в открытое занятие.
Задачи:
- обучающие
Познакомить с культурным наследием древних славян :
дать первоначальные знания об значениях основных широко распространенных символах;
дать знания об символах как письменности;
дать знания об употреблении символов в костюме, в украшениях, в быту.
- развивающие:
формирование эмоционально- чувственного восприятия окружающего мира через искусствоведение;
развитие интеллекта и применять полученные знания в репродуктивном индивидуальном творчестве;
развитее логического мышления путем постановки проблемы;
развитие коммуникативных способностей в процессе занятия.
- воспитательные:
воспитание духовно- нравственных качеств личности через изучение древних славянских символов и орнаментов ;
формирование умений строить взаимоотношения в процессе коллективной деятельности.
Оборудование – ТСО (проектор, компьютер, экран), раздаточный материал (блокноты или тетради для записей, ручка).
Образовательные технологии; объяснительно-иллюстративный (лекция) с применением интерактивного общения с частичным использованием методов проблемного обучения, презентации, групповых технологий.
Ход занятия
Педагог: | Здравствуйте! Я рада вас видеть на первой лекции из цикла «Мир искусства» по искусствоведению. |
Организационный момент |
Я попрошу вас приготовить тетради и ручки для конспектов, куда вы сможете зафиксировать для себя основные тезисы нашей темы, в свое время я на них буду заострять ваше внимание. | Дети располагаются за столами, готовят письменные принадлежности. |
Педагог: | Цель нашей сегодняшний встречи – познакомиться с культурой древних славян, а именно с их представлением об окружающем мире, которое выражалось в символах, орнаментах, оберегах. На слайде вы видите название нашей темы, прошу ее записать. «Значение орнаментов и символов у древних славянских народов»
| слайд 1 |
Основная часть |
Педагог: | Кто может дать определение самим словам «орнамент», «Символ», «оберег»? а может кто-то ответит на вопрос «Что такое свастика?» |
Ответы детей: | В течении 1-2 мин. дети высказывают свои предположения и представления о понятиях. |
Педагог | А теперь я предлагаю посмотреть, что на этот счет скажет нам лингвистика, а за одно узнаем что такое лингвистика? Прошу вас переписать определения со слайда и мы переходим к первому символу. | Слайд 2 |
Педагог | Как по вашему? Что могли славяне обозначать этим символом? | Слайд 3 |
Ответы детей: | В течении 1-2 мин. дети высказывают свои предположения |
Педагог | В действительности правы те, кто счел этот символ солнечным или как говорят искусствоведы «солярным», прошу вас обратить внимание на разнообразие изображений солнца, схематично зарисовать и записать значение нового понятия «Солярные знаки» | Слайд 4 |
Педагог | Следующий символ отображает целый процесс, точнее даже природное явление, какое?... | Слайд 5 |
Ответы детей | дети высказывают свои предположения |
Педагог | В действительности ответ вас удивит- внимание на слайд! | Слайд 6 |
Педагог | В действительности это закат и восход солнца, нижний символ обозначает облачность ,прошу сделать запись |
Педагог | Какой либо знак заключенный в круг- относится к символам неба. Солнечный диск (если вы внимательно посмотрите)- имеет разное количество стилизованных лучей- их количество может быть 4- и тогда символ такого солнца будет нам говорить о 4-х временах года или 4-и сезона. Если таких лучей 6-ть –нам повествуют о событиях которые произошли или произойдут через полгода. 12-ть лучей –это целый год, то есть символический солнечный календарь. Применение в орнамент несколько солнц с 12-ю лучами говорит о количестве лет. Подпишите солярные знаки по их значениям. | Слайд 4 |
Педагог | Догадаться о значении второго знака вам трудности не составит. Что он отражает? | Слайд7 |
Ответы детей: | дети высказывают свои предположения |
Педагог | Действительно это знак воды, и в зависимости от того как он изображен- это может быть знак неба и дождя или реки. Прошу сделать записи. | Слайд 8 |
педагог | Следующий знак заставит вас поразмышлять. | Слайд 9 |
Ответы детей: | дети высказывают свои предположения |
Педагог | И да и нет. Вы предполагаете связь этого знака с водой, так вот связь действительно есть, но это не вода-это символ змеи. Змей люди отождествляли с водой и часто элемент воды прочитывался людьми как «змея-вода» , а теперь посмотрим чем еще пользовались славяне, какими элементами для отображения Змеи. Не только змей связывали с водой, но и волосы по этому гребни для расчесывания волос были обрядовой частицей и чаще всего декорировались элементами водного орнамента.
| Слайд10 |
Педагог | Действительно, это спирали, прошу обратить внимание, что зачастую они двойные, а почему? Я подробно расскажу вам на следующей встречи. Самые любопытные могут воспользоваться научной литературой или помощи Интернета. Прошу сделать записи.
| Слайд11 |
Педагог | На протяжении всей эпохи «Бронзы» и «Железа», а именно этот период мы изучаем сейчас- представление людей сводилось к тому, что Небо- олицетворяло Мать, а Земля –бога Отца. Со временем это представление ушло в прошлое, а олицетворение Земли-матери и Небо-отца дошли через литературу до наших дней. | Слайд 12 |
: Педагог | А теперь вопрос.? Небу или Земле может принадлежать этот символ.? | Слайд 13 |
Ответы детей: | дети высказывают свои предположения |
: Педагог | Треугольник, или пирамида, как в вертикальном, так и в перевернутом состоянии в разные времена –вбирали в себя женское начало. На поздних этапах культурного роста различных цивилизаций уже являл собой новое появление понятия как- ГЕКСОГРАММЫ( в частности в Иудейском Царстве два треугольника, обращенные один вниз- как мужское начало, другой вверх- как женское начало означали единство и гармонию Мира- его популярное название-« Звезда Давида») Гексаграмма — интернациональный символ весьма древнего происхождения. Этот знак известен в Индии как Анахата или Анахата-чакра и использовался там, судя по всему, задолго до того, как появился на Ближнем Востоке и в Европе. Изначально гексаграмма не являлась специфически еврейским символом и не имела отношения к иудаизму. На Среднем и Ближнем Востоке она была символом культа богини Иштар (Астарты). Начиная с бронзового века (конец четвёртого — начало первого тысячелетия до н. э.), гексаграмма, как и пентаграмма, довольно широко использовалась в декоративных и магических целях у многих народов, столь отдалённых друг от друга территориально, как, например, семиты Месопотамии и кельты Британии. На Иберийском полуострове найдены изображения гексаграммы, относящиеся к железному веку до прихода римлян Стоит отметить, что пентаграмма использовалась в качестве магического символа значительно чаще, чем гексаграмма. Тем не менее, обе геометрические фигуры можно обнаружить среди иллюстраций на страницах многих средневековых книг, посвящённых алхимии, магии и чародейству. Такой символ до сих пор в Израиле в виде Символа Высшей Веры, в виде подвязки на шее носят современные Израильтяне. Но мы не раз вернемся к сопоставлению древних знаков и символов на сегодняшнем занятии прошлого и современного заимствования. Прошу отметить символы у себя в конспектах и ответить для себя на нераскрытое понятие на уроке как ГЕКСОГРАММА и ПЕНТОГРММА -путем обращения каждого из вас к помощи домашних библиотек, словарям энциклопедиям, к помощи публичных библиотек, или к помощи Интернета. А если вопрос для вас останется не раскрытым- прошу записать его и принести на следующее занятие- я дам вам ответ на него.
| Слайд 14 Слайды 14-а,б,в,г,д… |
: Педагог | О следующем знаке я расскажу сама. .- (такой орнамент наносили в период Мезолита в 7тыс. до н.эры на территории Юго-Восточноной Европы именно тогда человечество изобрело керамику.) Данные знаки -Бога Земли-«Солнечная птица» . в любом случае изображался вертикальный или горизонтальный КРЕСТ в обязательной связи в с символами Воды в вертикальном или горизонтальном положении на бытовые сосуды,( что обеспечивало по мнению древних людей единство и гармонию между мужем и женой в супружеской жизни) вглядитесь! Прошу вас зарисовать эти знаки и обсудить: может стилизованные вазы с таким узором вы видите и у себя дома?
| Слайд 15 |
Ответы детей: | дети высказывают свои предположения |
: Педагог | В довершении к данному знаку, я должна приобщить очень важный факт! ВНИМАНИЕ! Крест или главный символ БОГА ЗЕМЛИ- символично означает, летящую к небу ПРИЦУ ФЕНИКС.- ( образно умеряющего четыре раза в год, то есть по окончанию каждого времени года и благодаря любящей Богини Небо- воскресающего в новой и новой жизни с новым и новым временем года) В дальнейшем во многих переложениях русских сказок, былинах- вы сможете прочесть о сравнении Русских Богатырей (искренне любящих свое Отечество, своих родителей жен и детей) –с ФЕНИКСОМИ ЯСНЫМИ СОКОЛОМИ. Это сравнение является символическим, но несет в себе НЕПОБЕДИМОСТЬ, ВЕРНОСТЬ, ПРЕДАННОСТЬ , СИЛУ К ЖИЗНИ И ЛЮБВИ.
| Слайд 15 |
: Педагог | Вам известны такие сказки, былины, а может и фильмы? |
Ответы детей | дети высказывают свои предположения |
: Педагог | Да, примеров много. Но я хотела бы продолжить и рассмотреть с вами сегодня представление людей о четырех и более положений света. Внимание на экран! | Слайд16 |
Ответы детей | дети высказывают свои предположения |
: Педагог | Я очень рада, что вы уже свободно можете читать многие знаки, но для вас еще непонятны появления двойного креста, связь его с кругом или образное рисование восхода солнца в виде ромба в центре, а может и полукруглого креста в круге ? |
Ответы детей | дети высказывают свои предположения |
: Педагог | Давайте обратимся к уже изученным фрагментам знаков, прошу прочесть ваши записи связанные с КРУГОМ и КРЕСТОМ, что же это? |
Ответы детей | дети высказывают свои предположения |
: Педагог | Совершенно верно! – это образный союз НЕБА И ЗЕМЛИ (мы пока еще помним, что относим себя к периоду Мезолит (16-10тыс.до нашей эры), так как с первой половины 1тыс.до нашей эры наступает Эпоха Железа на протяжении которой мы увидим отверждение древних культур, переоценку ценностей и переход в другие значения ,то есть- БОГ ЗЕМЛИ становится БОГОМ ТЬМЫ, а БОГИНЯ НЕБА- женщиной птицей- ФЕНИКС .дальше в культуре мы будем встречать именно такой- ЖЕНСКИЙ образ. | Слайд17,а,б,в… |
: Педагог | ВНИМАНИЕ НА СЛАЙДЫ! Вот так путем наложения на косой крест( рис. 1) вертикального(рис 2) –мы получаем другой символ(рис.3)- он знаком вам? | Слайд18 |
Ответы детей | дети высказывают свои предположения |
: Педагог | Верно , это похоже на компас СЕВЕР,ЮГ, ЗАПОД, ВОСТОК, с промежуточными делениями на северо-запад , юго-запад , юго-восток, северо-восток, чем мы пользуемся до сих пор. Напоминаю- косой крест- женское начало- БОГИНИ НЕБА- вертикальный- БОГА ЗЕМЛИ. | Слайд 20 |
: Педагог | Кажется ,мы сумели поговорить и обсудит с вами все основные значения символов и знаков, но как вы думаете, без чего человек того времени не смог бы обойтись в быту? |
Ответы детей | дети высказывают свои предположения |
: Педагог | Разумеется, люди обожествляли и животных: внимание на слайд! «Олень- Золотые рога»-такой символ до сих пор встречается на Крайнем Севере в виде декоративного орнамента на одеждах. Считался символ -Оленя сыном БОГА ЗЕМЛИ и по желанию ОТЦА- он привозил «Солнце»- БОГИНЮ-НЕБО (свою мать) - на своей спине на встречу к ОТЦУ и именно тогда наступала ночь. Такими же правами были награждены и «СОЛНЕЧНЫЙ КОНЬ» и «СОЛНЕЧНАЯ ЛОДЬЯ» с головой ОЛЕНЯ, или КОНЯ. Позже, Викинги- великие мореплаватели- что бы не гневить БОГА-ЗЕМЛЮ и МАТЬ- НЕБО –украшали ладьи головами КОНЕЙ и ОЛЕНЕЙ, но в деревянной резьбе, а на парусах рисовали солнечный символ, как бы относя себя к СЫНАМ ОТЦА-ЗЕМЛИ и МАТЕРИ-НЕБО находясь под их покровительством. В каких культурах вы могли встречать подобную связь? | Слайд21,а,б,в,,, |
Ответы детей | дети высказывают свои предположения |
: Педагог | Ну все это верно, но нельзя забывать и о других, не менее интересных символах, как БЫК-ЛУНА- олицетворение всего живого на земле- связанного в виде креста и луны- как полумесяц в виде опрокинутой чашей вверх , (полной символическими кругами в виде семян над вертикальным крестом.) О чем нам может сказать этот знак?- только о том, что рога ЛУННОГО БЫКА обращенные к верху с семенами внутри и есть- образ ОТЦА- ЗЕМЛИ , а вертикальный крест- знак его могущества и связь его с БОГИНЕЙ –НЕБА.- это ЗНАК БЕСКОНЕЧНОЙ ЖИЗНИ. Прошу вас зарисовать этот знак и подписать его. | Слайд 22 |
Педагог | Я сегодня знакомлю вас с более поздним символом, «Священного барана»- он связан с достатком и богатством, так, как шкура его была незаменима в быту, шерсть грела людей, мясо питало, а рога по мнению древних сообществ –являлись культовыми- из них делали обереги и сосуды для питья,- эту традицию мы можем наблюдать и до сих пор на современном Кавказе. Какие мифы вы знаете связанные с бараном?
| Слайд 23 |
Ответы детей | дети высказывают свои предположения |
Педагог | Наше занятие подходит к концу. Я хочу подарить каждому из вас ШКАЛУ ВРЕМЕНИ- с отметками важных этапов человеческого развития ,на которой вы отметите те периоды времени о котором мы говорили- это послужит для вас хорошей подсказкой для ориентирования в истории искусства. Повторю, если у вас возникнут вопросы на которые вы по объективным причинам не сможете для себя ответить, на следующем занятии мы вернемся к обсуждению. Спасибо вам за занятие, надеюсь, вам было интересно?. В дальнейшем изучая этого направления- вы сможете понимать подробнее детали орнамента декоративных промыслов и традиционных ремесел. До свидания. Я жду вас на следующем занятии!
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции.
Одна из важнейших тем на уроках Изо 3 четверти 5 класса «Декор – человек, общество, время» ( по программе под руководством Б.М.Неменского ) о понимании ...
План-конспект урока технологии на тему «Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»
План-конспект урока технологии на тему«Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»Подготовил учитель технологииГусева Любовь Гр...
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции».
Материал для уроко изобразительного искусства в 5 классе....
презентация Растительный орнамент Древнего Египта
Данная презентация составлена к уроку в 6 классе по программе Шпикаловой. На 6 слайде по щелчку после полученного ответа детей фрагменты орнаментов располагаются по намеченной траектории. На пос...
Презентация "Орнамент древних египтян"
Презентация "Орнамент древних египтян" к уроку в 5 классе на тему "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества"...
Конспект занятия "Значение знаков и символов. Изготовление коллективного панно Бабочки"
Изнотовление шерстяного панно...
Презентация к занятию "Значение знаков и символов. Изготовление коллективного панно Бабочки"
презентация к занятию Панно"Бабочки"...