Семейная экономика
методическая разработка (7 класс) по теме

Димарчук Альбина Рафиковна

Данный курс учит ведению домашнего хозяйтсва. основам предпринимательства и составлению бюджета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kk_sem.ek-ka.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Перми

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №84»г.Перми

СОГЛАСОВАНО                                                                 УТВЕРЖДАЮ

на Методическом совете                                                     Директор школы______________

Протокол №_____от__________2011 г.                                                          В.В.Никольская

 

Семейная экономика

возраст детей, на который рассчитана программа:12-13 лет

срок реализации программы:1 четверть

автор программы:Димарчук А.Р.

учитель истории и обществознания

Пермь, 2012

Пояснительная записка

Актуальность данной темы возрастает в связи с тем, что в условиях рыночных отношений необходимо умело применять экономические знания на практике. Кризисные ситуации в экономике нашей страны убедительно показывают, что одних знаний, умений и навыков экономической деятельности недостаточно. Требуется еще и предпринимательская подготовка, то есть формирование навыков проектной деятельности, оперативной корректировке планов, прогнозирование последствий собственной экономической деятельности, а так же деятельности других. Поэтому в настоящий момент ознакомление всех учащихся общеобразовательных школ с основами экономики, на примере ведения домашнего хозяйства, а также с основами предпринимательской деятельности признается целесообразным и необходимым.

Вид программы: модифицированная

Данный курс преследует цель помочь учащимся овладеть знаниями основ домашней экономики и предпринимательской деятельности, сформировать у них навыки ведения домашнего хозяйства, научить применять имеющиеся у них знания при организации малого бизнеса.

Задачи: формирование представления о семейном бюджете; создание условий для практического применения полученных на курсах знаний через занятия-практикумы и деловые игры; воспитание экономически грамотной личности.

Программа рассчитана на детей в возрасте 12-13 лет. Программа будет реализована в течении одной четверти. Программа рассчитана на 8 часов , 1 час в неделю.

В процессе изучения курса школьники должны:

*знать цели и значения домашней экономики, общие правила ведения домашнего хозяйства, составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной частей,возможности рационального использования средств и пути их увеличения, экономические связи семьи с рыночными структурами общества;

*уметь - анализировать семейный бюджет,определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося, анализировать рекламу потребительских товаров, осуществлять самоанализ своей семейной экономической деятельности;

*понимать - роль членов семьи в формировании семейного бюджета, экономическую взаимосвязь семьи, предприятий, государства и общества.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

теоретических

практических

1.

I. Название раздела Домашняя экономика

1.1. Введение в экономику. Я и наша семья

1.2. Ресурсы семьи

1.3. Бюджет семьи. Доходы семейного бюджета

1.4. Расходы семейного бюджета

1.5. Трудовые отношения в семье.

1.6. Сбережения и кредит

1.7.Права потребителей

1.8.Практикум «Бюджет моей семьи»

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

ИТОГО часов:8 часов

5 ч.

3 ч.

Содержание программы

1.1.Введение в экономику. Я и наша семья. Понятие о домашней экономике. Роль экономики в ведении домашнего хозяйства, роль потребителя, производителя, гражданина в экономике. Цели и задачи экономики. Семья – первичная социально – экономическая ячейка общества. Состав семьи. Экономические связи в семье.

1.2.Ресурсы семьи Финансовая документация семьи. Ресурсы семьи (земля, капитал, люди, технологии и т.д.). Личное предпринимательство.

1.3.Бюджет семьи. Доходы семейного бюджета Понятие о бюджете семьи. Виды бюджета. Анализ и планирование семейного бюджета. Источники дохода бюджета семьи. Роль школьника в увеличении доходной части семейного бюджета и его законном использовании.

1.4.Расходы семейного бюджета Постоянные и переменные расходы. Экономия средств. Ограниченность ресурсов семьи.Рост потребностей. Хозяйственная книга семьи. Расходы на услуги. Расходы на питание, одежду,отдых, непредвиденные расходы.

1.5.Трудовые отношения в семье. Понятие о комфортности семьи. Задачи трудовых отношений в семье. Принципы организации труда в семье. Способы организации домашнего хозяйства в семье.Практическая работа № 1 . Составление таблицы семейных обязанностей членов семьи.Разрабатывание графика недельной занятости членов семьи.Внесение предложения по рационализации занятости членов семьи.

1.6.Сбережения и кредит. Зачем нужны сбережения? Кредитование. Проценты. Деловая игра. «Как разместить сбережения, если есть такая возможность».

1.7.Права потребителей. выбор потребителя, реклама, гарантия, права потребителей. Практикум. «Права потребителей». Деловая игра. «Кто защитит права потребителя?».

1.8.Практикум «Бюджет моей семьи». Защита  разработки проекта «семейный бюджет».

Методическое обеспечение программы

В ходе реализации программы предполагаются следующие формы работы с обучающимися: деловые игры, практикумы, семинары.

Материально-технические условия: компьютер,проектор, альбомная бумага, карандаши.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания. – М.: Аспект-пресс, 1995. 
  2. Макарова О.В., Раев В.А.
  3. Тесты по экономике. – М.: Вита-Пресс, 1995.
  4. Основы потребительских знаний. – М.: Спрос, 1997.
  5. Основы предпринимательского дела / Под.ред. Ю.М. Осипова, Е.Е. Смирновой. – 2-е изд. – М.: БЕК, 1996.
  6. Сандерс Ф., Бах Г.Л., Калдервуд Дж.Д., Хансен У.Л., Стейн Г.
  7. Основные экономические понятия: Структура преподавания / Пер. с англ. – М.: Аспект пресс, 1995.
  8. Теория потребительского поведения и спроса ( Серия “Вехи экономической мысли”. Вып. 1)/ Под. Ред. В.М. Гальперина. – С. – Пб.: Экономическая школа, 1993.
  9. Моя жизнь, мои достижения /Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1989.
  10. Экономическая школа: Научно-популярный иллюстрированный журнал. – С.-Пб., 1992-94. – Вып. 1, 2, 3.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Липсиц И.В. Экономика (экономика без тайн). – М. Вита-Пресс, 1997.
  2. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: Вита-Пресс, 1997.
  3. Основы потребительских знаний. –М.: Спрос, 1997.
  4. Основы предпринимательского дела / Под. Ред. Ю.М.Осипова, Е.Е. Смирновой. – 2-е изд. –М.: БЕК, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Семейная экономика"

Удобный сопроводительный иллюстративный  материал для урока технологии в разделе Семейная экономика"...

Тест по технологии "Семейная экономика" мальчики 8 класс

Тест по технологии "Семейная экономика" мальчики 8 класс...

Презентация "Семейная экономика"

В презентации наглядно представлены основы экономической жизни семьи....

Контрольная работа по теме "Технология ведения дома.Семейная экономика"

Контрольная работа предназначена для проверки знаний учащихся 8 класса по технологии по теме "Технология ведения дома. Семейная экономика."...

Урок технологии в 8 классе по учебнику В.Д.Симоненко Тема : Семейная экономика. Понятие «доход», «расход», «бюджет семьи». Автор: Михеева И.Н Учитель технологии МБОУ ССОШ.

Урок технологии в 8 классе по учебнику В.Д. Симоненко Тема:"Семейная экономика. Понятие "расход","доход", "бюджет семьи". Разработка урока в презентации.разработка технологической карты по изготовлени...

Кроссворд к разделу "Семейная экономика"

Кроссворд использую как проверочную работу после изучения раздела....

Тест по технологии 8 класс девочки семейная экономика

Тест по технологии для девочек 8 класса. Раздел семейная экономика....